Конспект урока русского языка "Сильные и слабые позиции согласных звуков" 2 класс УМК «Эльконин-Давыдов»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Чурикова Елена Юрьевна

Цели деятельности учителя: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.

Планируемые результаты

Предметные

знать: особенности согласных звуков;                                                                                            

уметь: выделять сильные и слабые позиции в словах;

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения;  развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки;  формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект русского языка 2 класс32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

Фронтальная форма работы

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Елена Юрьевна. Я рада вас всех видеть. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

-Присаживайтесь на свои места.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Садятся на места.

Р.:саморегуляция как способность к  мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и  преодолению препятствий

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

        

Наглядный: учебная презентация

7мин

Фронтальная форма работы

-Ребята, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлых уроках.  Посмотрите на доску.

Вы видите предложение, обсудите в паре и определите слабые позиции гласных букв.

По реке плывут плоты.

-Давайте вместе проверим, правильно ли вы отметили слабые и сильные позиции гласных букв

В каких случаях гласные звуки находятся в сильной позиции?

В каких случаях гласный находится в слабой позиции? В сильной?

Откройте тетради, запишите число и в классе.

Ребята, посмотрите, на экран. Прочитайте слова. Сделайте, так что бы эти слова обозначали не одно, а несколько.

Запишите оба изменения каждого слова звуками друг под другом.

-Из каждой пары изменений выпишите последние согласные звуки.

-Одинаковы ли они в каждой паре?

-В какой паре изменений согласные чередуются друг с другом?

-Отметьте это чередование.

Сравните позиции чередующихся согласных звуков в каждом изменении.

-Одинаков ли у каждого их этих звуков «сосед» слева? А «сосед» справа?

-Может ли вместо звука [д] в конце того же слова появиться какой-нибудь другой звук, кроме [ т ] ?

-Чем отличаются друг от друга звуки [д] и [т] ?

Подумайте, можно ли одну из позиций чередующихся звуков [д] и [т] считать сильной, а другую – слабой.

-Так есть ли у этих согласных звуков сильная и слабая позиция?

-Рядом со звуковыми записями изменений обоих слов сделайте буквенные.

Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока?

Правильно, ребята, тема нашего урока «Сильная и слабая позиции согласного звука» Мы продолжаем с вами эту тему.

Какие цели и задачи мы поставим на этот урок?

П_ р_ке пл_вут пл_ты.

Гласный под ударением стоит в сильной позиции, а также звук [у] и буквы У и Ы.

гласный без ударения

под ударением

Дрозд- крот

[дрост] [крот ]

[дразды][краты]

[т][т]

[д][т]

Нет

Во 2 паре

Нет

Звонкий глухой

Можно

Есть

Дрост, крот

Др_зды кр_ты

Тема урока Слабая и сильная позиция согласного звука

Познакомиться со слабой и сильной позицией согласного, научиться определять слабую и сильную позицию в словах

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К.: участвуют в учебном диалоге;

К.:строят речевые высказывания

III.Постановка учебной задачи

Практический: работа  с учебником

Практический: работа  с учебником

7 мин

Ребята, сегодня на урок к нам пришли Маша и Алеша с вопросом. Они считают, что звонкий звук [д] чередуется со звуком [т]. А чередуются ли в этой позиции со своими глухими парами другие звонкие согласные? И сегодня мы с вами поможем ответить на это вопрос. Откройте учебник на стр.55

Найдите задание 2. Прочитайте 2 абзац в этом задании.

Давайте выполним это задание на доске.

Подчеркни последний согласный. Какой звук слышим?

Во всех ли словах эти звуки одинаковые в обоих изменениях?

А можно ли сказать, что в конце слова все звонкие согласные чередуются с глухими?

А теперь давайте узнаем правильный ли мы сделали вывод, прочитаем, как дядюшка ага сказал.

Правильно мы сделали.

Ребята, нам предлагают рядом с этими словами, сделать буквенные записи. Давайте посмотрим на 1 слово. Будем ли мы там выполнять пропуск? Почему?

Слушают учителя

Последний согласный б,п,в,ф,г,к,з,с

Нет

Да

Читают правило

Дубы

Нет, в этом слове нет слабой позиции

П.: подведение под понятие

К.: строят речевые

высказывания.

П.: анализируют объекты с выделением существенных признаков.

IV. Открытие нового знания

Практический: работа с учебником

Словесный: беседа.

Практический: работа с правилом

10 м

Фронтальная форма работы.

Давайте выполним упражнение 63 на с.65.

Прочитайте задание. Давайте вернемся к упражнению 58 и прочитаем задание.

Давайте выполним по образцу. Записываем в строчку.

 Записываем сначала транскрипцию. Транскрипцию записываем с маленькой буквы.

Выходят и записывают слов.

П.: анализирую объекты с выделением существенных признаков.

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

К.: строят речевые высказывания.

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа

Практический: анализ упражнения

Фронтальная форма работы

А есть ли в словах крот, мед звуки в слабой позиции?

Сделайте звуковые записи этих слов и рядом буквенные, пропуская орфограммы слабых позиций.

Проверяем.

- Почему звук [ т ] не обозначили буквой?

[ крот ] – кро _

[ м’от ] – ме_

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П.: анализируют объекты с выделением существенных признаков

Физминутка

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: выполнение упражнения

12 м

Индивидуальная форма работы.

- Ребята вы получили карточки со словами которые даны в транскрипции, вам их нужно записать буквами, пропуская орфограммы слабых позиций.

Выполняйте.

Давайте проверим. поменяйтесь листочками.

 Ответ вы видите на доске.

 Придумайте 10 слов со слабой позицией согласного в абсолютном конце слова

Списывают слова, пропускают орфограммы

Проверяют

Придумывают слова

П.: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

П.: осмысленное чтение задания ,синтез

П.: осмысленное чтение задания ,синтез

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Словесный:ответы на вопросы.

3 м

Фронтальная форма работа

-Ребята, назовите парные согласные?

Что значит сильная позиция согласного?

-  А сейчас откройте свои дневники и запишите домашнее задание. Вам нужно выполнить упражнение 64

Д-т, б-п, в-ф…

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

П.: построение рассуждения;

осуществление синтеза

П.: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К.: умение полно и точно выражать мысли

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: формулирование выводов, обобщений.

2 м

-Какие цели мы ставили в начале урока? Удалось ли нам достичь этих целей?

- Какие трудности возникли у вас на уроке?

-Что вам удалось на сегодняшнем уроке?

Вы молодцы, очень хорошо поработали на уроке.  

Спасибо за урок, до свидания.

-

Осуществляют анализ своей деятельности.

П.: построение речевого высказывания

П.: осуществление синтеза

Р.: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс.

Развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова,  находить в словах эту орфограмму и объяснять написание....

Конспект урока русского языка на тему "Удвоенные согласные"

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе....

Конспект урока "Алгоритм пропуска орфограмм слабых позиций" (Эльконин-Давыдов, 2 класс)

Цели деятельности учителя:Формирование умения находить в словах орфограммы слабых позиций;развитие навыка использования алгоритма пропуска орфограмм слабых позиций....

Конспект урока русского языка Мягкие и твердые согласные звуки 2 класс УМК Ритм

Конспект урока русского языка "Мягкие и твердые согласные звуки"во 2 классе, УМК Ритм. Урок помогает познакомить школьников с алгоритмом обозначения  мягкости и твердости согласных на п...

Конспект урока русского языка "Слова с удвоенными согласными" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о словах с удвоенными согласными и способах их переноса. Планируемые результаты:Предметные:знать правило написания удвоенных согласных в слов...