Конспект урока русского языка на тему "Удвоенные согласные"
план-конспект по русскому языку на тему

Гришкина Надежда Сергеевна
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №15 имени М.В. Гордеева

г. Орла

Урок русского языка в 3 классе

по программе «Школа России»

Тема

«Правописание слов с удвоенными  согласными»

Подготовила

учитель начальных классов

Гришкина Надежда Сергеевна
время – 45 мин

г. Орёл  2013 г.

Цели урока.
Предметные.
- находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму;
- образовывать слова с удвоенными согласными.
Личностные.
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.
Метапредметные.
- умение понимать и принимать учебную задачу, решать её под  руководством учителя;
- делать выводы по наблюдениям;
- находить и перерабатывать информацию из текста;
- выражать и обосновывать свою точку зрения.
Коммуникативные.
- умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем.
Оборудование:
доску, карточки, экран, проектор, компьютер.
Формы обучения: самостоятельные работы, работа под руководством учителя, работа в парах, коллективные.
Методы обучения: наблюдение, поиск информации, наглядный, словесные, практические.
Технологии: элементы проблемного обучения, ИКТ, использование здоровьесберегающих технологий.

I. Организационный момент.
Психологический настрой.
- Ребята, покажите мне свои ладошки.  На что они похожи?  (На маленькие солнышки)
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, согрейте своими маленькими солнышками себя и своих друзей в классе.
- Что вы почувствовали?
- Я тоже ощутила от вас огромную волну добра. Я надеюсь на полезное друг для друга общение.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, совсем скоро будет самый весёлый, самый долгожданный праздник - … (Новый год)
- Произнесите слово «праздник».
- Какая орфограмма в этом слове?  (Непроизносимая согласная в корне слова)
- Как проверить  написание слов с непроизносимым согласным в корне слова? (Чтобы правильно  обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо.)
- А если мы не можем подобрать проверочное слово?  (Нужно посмотреть это слово в орфографическом словаре и запомнить как оно пишется.)

III. Проверка домашнего задания.

- Проверим домашнее задание.  Первому  варианту было задано: записать группу слов с непроизносимыми согласными в корне слова; второму варианту – группу слов, в которых не пишется непроизносимая согласная.  
Чтение слов  - 2 ученика.
- Ребята, посмотрите какие слова  написала я. Почему я разделила слова на два столбика. У кого встретились такие же слова как у меня, посмотрите, не допустили ли вы ошибки.

IV. Самоопределение к деятельности.

- Дети, я не случайно заговорила с вами о празднике. Мне почтальон передал для вас  поздравительную открытку. Давайте прочтём её.  (Чтение открытки детьми)

        Здравствуйте, дорогие ребята, ученики 3 «А» класса школы № 15!
Поздравляю ваш коллектив с наступающим Новым годом! Желаю здоровья, счастья, быть прилежными и аккуратными, получать массу хороших оценок и собрать лучшую коллекцию знаний в мире!      
                                                         Дед Мороз.

- Посмотрите внимательно на текст. Что общего  в выделенных словах?  (Есть удвоенная согласная)
- Попробуйте сформулировать тему урока.  (Правописание слов с удвоенными согласными)
- Как вы думаете, какие цели мы себе поставим? (Учиться грамотно писать слова с удвоенной согласной в корне слова; расширять словарный запас; …)
- Тема  урока: « Правописание слов с удвоенными согласными».  
А к целям урока, которые вы назвали, я добавлю:

-формировать умение обозначать на письме удвоенные согласные звуки буквами;

  • переносить слова с удвоенными согласными;
  • расширять словарный запас;
  • учиться точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения.
  • Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Чистописание.

- Давайте внимательно посмотрим на нашу открытку. Найдите  слова, в которых  одинаковые удвоенные согласные.    (Коллекция, коллектив)
- Какая буква в словах повторяется?  (эль)
- Определите закономерность написания и пропишите узор:
Лл  Ллл  Лллл

Словарная работа.

- Сегодня мы познакомимся с новыми словарными словами. Подумайте как назвать одним словом:
- Группа лиц, объединённых общей работой, учёбой,  общими интересами  - … коллектив.  Молодцы!
- Запишем это слово, выделим орфограммы.
- Систематизированное собрание каких – либо предметов: картин, марок – …коллекция. Молодцы!
- Запишем это слово, выделим орфограммы.
- Придумайте предложение с одним из этих слов.   ( Ребята собрали для своей коллекции листья. Витя собрал коллекцию редких марок.)

V. Объяснение новой темы.

Работа по учебнику .
- Откройте учебники на стр. 121, найдите упр. 233. Прочитайте. Найдите слова, которые произносятся одинаково, но имеют разное значение. Объясните значение каждого слова.
( Бал – большой танцевальный вечер.  Балл -  цифровая отметка успехов.  Сор -  мелкие сухие отбросы. Ссора – состояние взаимной вражды, взаимная перебранка.)
- Выпишите слова с удвоенными согласными.  (Балл, ссора.)
- Подберите проверочные слова к выписанным словам. ( Не можем подобрать.)
- Когда мы не можем подобрать проверочное слово, то мы должны запомнить как пишется это слово или посмотреть в орфографическом  словаре. Показ орфографического словаря.
- Давайте прочитаем сведение о языке в учебнике на стр. 121. ( Чтение сведения)
- Правильный вывод мы сделали с вами?
- Давайте найдём в орфографическом словаре учебника на стр. 150 – 151 примеры таких слов.

VI. Физкультминутка.

  1. Спросите, не повысив тона,
    Что больше центнер или тонна?
  2. Необходимы соль и крупы,
    Чтоб кашу наварить для группы.
  3. Радиоволна идёт сквозь стену,
    Мы её  поймаем на антенну.
  4. Если пьёте в школе квас,
    Не забрызгайте весь класс.
  5. Приятнее найти под ёлкой гриб,
    Чем получить ангину или грипп.
  6. Оля ядра из металла
    Дальше всех в длину метала.
    Олей мы теперь гордимся,
    Обижать её боимся.
  7. Я сегодня всем наврал – от стыда алею,
    Вот пойду и спрячусь я в тёмную аллею.

VII. Закрепление.

  1. Работа по учебнику.
    - Выполним
    упражнение 234. Прочитайте задание.
    - Мы изменим задание к упражнению:  будем работать со словами,записывая их в алфавитном  порядке, объясняя лексическое значение слова и деля его для переноса. Обратите внимание на постановку ударения в словах.
    - Давайте  вспомним правила переноса слов с удвоенными согласными. (При переносе слов с удвоенными согласными  одну удвоенную согласную оставляют на строке, а другую переносят.)
    Учащиеся работают у доски, пишут по два слова.
    Ап – петит – желание есть      (аппетит приходит во время еды, отсутствие аппетита).
    Трол – лейбус  - вид городского транспорта.
    Грам – матика – наука.
    Тен – нис – спортивная игра.
    Суб – бота – 6-й день недели.
    Бас – сейн – искусственный водоём, сооружённый для плавания.
  2. Творческая работа. Работа в парах.(Каждому ряду свои предложения)
    - Вы должны из слов составить предложения.
    1) В, субботу, ребят, поехала, группа, за, город,
    кассе, купили, в, билеты, они.

2) Подошёл, перрону, поезд, к,
быстро, вагоны, пассажиры, вошли, в.
3) Вагона, заснеженные, из, мы, увидели, аллеи, окна.

- Прочитайте предложения, которые у вас получились.
- Можно ли эти предложения назвать текстом? ( Да. Предложения связаны по смыслу, объединены  общей темой. Можно озаглавить.)
- Как озаглавим текст? (Путешествие.Поездка.)
- Какие слова встретились в рассказе по теме?
- Найдите предложение: Поезд подошёл к перрону.
- Назовите грамматическую основу предложения. (Поезд подошёл.)

3. Самостоятельная работа.  Ответ  Деду Морозу.

- А теперь я предлагаю написать ответ Деду Морозу. У вас на столах лежат  поздравительные  бланки, в них написан текст, но в некоторых словах пропущены буквы. Вам нужно вставить в слова нужные буквы.  
Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Слайд.
- Давайте прочитаем ваш ответ Деду Морозу, при этом называйте слова, в которых вы вставили удвоенные согласные.

Дорогой Дед Мороз!

Пишут тебе ученики 3 «А»  класса. Мы живем в России, в городе Орле и учимся в 15 школе. Всем дружным коллективом мы ждем зимние каникулы, которые начнутся 28 декабря, в субботу. За праздничные дни мы обещаем съесть одиннадцать килограммов фруктов, каждый день играть в хоккей, кататься на лыжах и коньках, укрепляя иммунитет, собрать коллекцию призов с различных спортивных соревнований. С праздником! Счастья, здоровья, успехов!

           Ученики 3 «А» класса.

VIII. Рефлексия.

- Мы сегодня с вами активно работали на уроке.

- Чему вы научились на уроке?  Что осталось непонятным?
- Как проверить написание слов с удвоенными согласными?
- Кто достиг поставленных целей на  этот урок?
- Кому ещё надо поработать над данной темой?
- Давайте оценим свою работу на уроке.  Перед вами лежит ёлочка, её нужно украсить. Украшением будет  оценка вашей деятельности.  (Ёлочка с кружочком.Зелёный – материал усвоен хорошо; жёлтый – есть незначительные ошибки; красный – много ошибок, нужна помощь.)

Выставление оценок.

IX. Итог урока.

Домашнее задание.
- Домашнее задание записано на карточках, я предлагаю вам выбрать:

- Рабочая тетрадь упр. 163 с. 65.

- Составить текст (5 – 6 предложений) на тему «Спорт» или    «Зимние забавы», используя в нём не менее трёх слов    с удвоенными согласными.

- В заключение урока мне хочется поблагодарить вас, ребята, за хорошую работу. Поздравить всех с Наступающим Новым годом! Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема Упражнение в правописании слов с безударными гласными, глухими и звонкими согласными, непроизносимыми согласными 3 класс

На уроке  систематизируюся  знания по теме «Орфограммы корня», закрепляется  умение выполнять алгоритм  действий по решению орфографических задач; развивается орфографическая...

Конспект урока русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами".

Данная разработка урока применяется во 2 классе по системе Л.В. Занкова. Здесь во время путешествия дети учатся находить  мягкие и твёрдые согласные звуки, которые обозначаются гласными буквами и...

Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"

Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...

Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

                    Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...

Конспект урока русского языка во 2 классе «Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?»

Конспект урока русского языка во  2 классе «Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?»...

Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Конспект урока русского языка по теме: "Согласный звук [Й’] и буква И краткое".

Конспект урока русского языка "Согласный звук Й и буква И краткое. 2 класс...