Урок русского языка "Проверка орфограмм слабых позиций по орфографическому словарю". 2 класс.
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Тимофеева Лариса Ивановна

Урок по системе развивающего обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

В.В.Репкин «Русский язык» 2класс

Тема: Проверка орфограмм слабых позиций с помощью орфографического словаря.

Цель: Научить детей заполнять пропуски орфограмм слабых позиций с помощью печатного образца.

Задачи:

1.Познакомить с назначением орфографического словаря и приёмами работы с ним.

2. Установить последовательность действий при списывании слова из орфографического словаря.

3. Ввести термин «орфографическое чтение».

4.Развивать устную речь учащихся.

Оборудование: учебник, орфографический словарь, таблица «Алфавит»,  три варианта карточек (различающихся уровнем сложности) для закрепления знания словарных слов, предусмотренных программой.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

     -Давайте улыбнемся друг другу и пусть сегодняшний день принесёт нам всем радость                    общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.

2. Решение учебной задачи.

 -Ребята, Сам Самыч написал предложение

У  п_сьма  св_и  с_крет_.(на доске)

-Почему в некоторых словах пропущены буквы? (Сам Самыч не знает, какую букву писать.)

-Как мы называем слова, написание которых мы не можем проверить по сильным позициям? (словарные слова)

-Что значит словарные слова? (написание таких слов можно проверить только в словаре)

-Правильно, их написание мы уточняем в словаре, а вернее, в орфографическом словаре.

-А почему словарь называется орфографический? (потому что по нему мы проверяем орфограммы)

-Посмотрите Сам Самыч просит нас узнать по словарю, как пишутся вот эти слова:

п_ртрет,  агр_ном,  г_ризонт

-Попробуйте найти эти слова, воспользовавшись орфографическими словарями, лежащими у вас на партах. (дети листают словари)

 -В чём затруднение?

-Оказывается не так-то просто найти слово в словаре. У словаря есть свои секреты, нужно попытаться их узнать, а потом уже искать в словаре то или иное слово.

-Прочитайте первые 10 слов в словаре. С какой буквы они начинаются? А с какой буквы начинаются последние 10 слов?

-Почему слова, начинающиеся с буквы А, помещены в начале словаря, а слова, начинающиеся с буквы Я, - в конце? (все слова в словаре расположены в алфавитном порядке)

-Конечно же, слова в словаре расположены в алфавитном порядке - это и есть главный секрет словаря.

-Значит, что нам нужно очень хорошо знать? (алфавит)

-Правильно, алфавит. (повторяем алфавита по таблице)

-Итак, наше первое слово: портрет. Где его искать: до или после слова конверт? Почему? (после, т.к. буква П в алфавите стоит после буквы К)

-До или после слова работа? (До, т.к. буква П в алфавите находится перед буквой Р)

-Попробуем найти это слово.

-Какое слово будем искать: партрет или портрет? Попробуем найти партрет. (слова  партрет нет)

-Найдите слово портрет. Нашли? Помоги соседу. Прочитайте. А теперь прочитаем хором орфографически. Что это значит? (прочитать так, как пишется.)

-Читаем: портрет.

-Какую букву мы должны написать и запомнить? (выписываю слово ПОРТРЕТ на доске)

-Следующее слово агроном. Где мы будем его искать? (в начале словаря)

-До или после слова автобус? Почему?

-Слова, начинающиеся с одной буквы, в словаре расположены с учётом алфавитной последовательности второй, третьей букв. Это ещё один секрет словаря.

Дети находят слово агроном, читают хором орфографически, запоминают букву «о», выписываю слово АГРОНОМ на доске.

-Следующее слово: горизонт. До или после слова огород будем искать? Почему?

-Итак, какие 2 «секрета» словаря мы знаем? 1. Алфавитный порядок; 2. Сравнение букв.

3.Постановка учебной задачи.

-А теперь давайте посмотрим на предложение Сам Самыча. Поможем ему написать слово секреты. Найдём это слово в словаре. Нашли? (нет, есть только слово секрет)

-Почему нет слова секреты, а есть только слово секрет? Это ещё один секрет словаря, кто его разгадал? (слова в словаре записываются в единственном числе)

4. Физкультминутка.

На болоте две лягушки,

Две зелёные подружки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет –

Всем друзьям физкультпривет!

5. Алгоритм действий при списывании слов из словаря.

На доске: п (е, и) нал                   (о, а) лфавит

                 ф (а, о) милия             д (и, е) ваны

                  меб (и, е) ль               к (о, а) никулы

-А сейчас Сам Самыч приготовил для нас много слов, которые нужно будет найти в словаре и правильно записать в тетрадь. Открыли тетради, записали число, классная работа. Сели правильно. Какое первое слово? (пенал)

          1. Записываем слово с пропуском. (показываю на доске: п_нал)

          2. Находим слово в словаре.

          3. Читаем слово орфографически. Определяем ударение.

          4. Читаем орфографически, не глядя в словарь.

          5. А сейчас, так же орфографически проговаривая, продиктуйте себе вполголоса,           запишите вот так (показываю: п_нал-пенал). Какую букву надо запомнить?

          6. Проверка:

       - А теперь внимательно посмотрите на слово и на ваше написанное слово. Нет ли ошибки? (И так остальные слова)

       6. Итог.

-Для чего предназначен орфографический словарь?

- Какие секреты есть у орфографического словаря?

-Как надо работать со словарём для определения написания слов?

      7. Дом. задание.

С. 80 № 94

         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку "Орфограммы слабых позиций"

Подборка заданий и упражнений по русскому языку в начальной школе. Тема "ОРФОГРАММЫ СЛАБЫХ ПОЗИЦИЙ" Система Эльконина-Давыдова (Можно использовать по другим УМК)...

"Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?"

Конспект урока по теме: "Как проверить орфограмму слабой позиции без помощи словаря?"  (2 класс; по курсу "Русский язык" авторы: В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова)....

Проверка орфограмм слабых позиций с помощью словаря

Урок русского языка на тему "Проверка орфограмм слабых позиций с помощью словаря"...

Конспект урока "Алгоритм пропуска орфограмм слабых позиций" (Эльконин-Давыдов, 2 класс)

Цели деятельности учителя:Формирование умения находить в словах орфограммы слабых позиций;развитие навыка использования алгоритма пропуска орфограмм слабых позиций....

Проверка орфограмм слабых позиций по словарю

Данная презентация знакомит детей со словарями русского языка...

Технологическая карта урока Русского языка «Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?» (2 класс, УМК Эльконин-Давыдов)

Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: формирование у обучающихся понятия об орфограммах в слабой позиции Задачи урока Дидактические:1. Обобщить и систематизиро...