"Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Самохина Елена Ивановна

Конспект урока по теме: "Как проверить орфограмму слабой позиции без помощи словаря?"  (2 класс; по курсу "Русский язык" авторы: В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx956.67 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Елена\Desktop\Аттестация\Справ\урок русского языка 001.jpg предупреждает о том, что словаря у него нет.(  Письмо Сам Самыча  написано на доске).

Друзья!

Вчера вечером я посмотрел цирковое представление.

На арене выступали клоуны, дрессированные собачьки, каты и маржы.

Но больше всех мне понравились сланы.

Приглашаю вас в цирк.

- Какие ошибки допустил Сам Самыч?

- Как мы с вами проверяли орфограммы слабой позиции в этих словах? (При помощи словаря).

- Словарь помогает нам проверять орфограммы. Только нужно хорошенько знать секреты словаря.

- Какие правила работы со словарём вы знаете?

3.Постановка учебной задачи. Моделирование способа действия.

Цель: учить детей разграничивать область своего знания и незнания, осознавать постановку учебной задачи; добиться открытия детьми нового способа действия, (УУД — регулятивные, познавательные, коммуникативные).

- Как можно проверить роботу письмо без словаря?

- У Сам Самыча возникла проблема, когда он хотел написать слово [сланы].

- Можно ли это слово написать наугад? (Нет. Пока Сам Самыч не знает как проверить орфограмму в слове без словаря).

- Есть ли в письме похожие ошибки? Какие?

- Помогите  Сам Самычу  научиться писать такие слова.

- Чему будем учить Сам Самыча  на уроке? (Проверять орфограммы слабой позиции без словаря.)

- Отгадайте загадку:   Ночью видит будто днём.
                                     Станет "ухать" не уснём:
                                     Не к добру - идёт молва.
                                     Птицу как зовут? ....(Сова)
 

- Запишите звуковую запись слова, обозначьте слабые позиции.  ава]             

- Можно ли точно сказать, какой буквой обозначается звук [а] в слове [сава]? - Почему? (Ответы учащихся).

-Значит, как мы можем пока записать это слово? (Буквами только с пропуском орфограммы слабой позиции.)

- Звук [ а ] в слабой позиции в одних словах обозначается буквой А, а в других – буквой О. От чего это зависит?

- Какой звук был в этом слове в сильной позиции.

- Значит, нужно узнать, какой гласный звук в слове [ сава ] в сильной позиции. А как это сделать? (Изменить слово).

- Попробуйте изменить слово  [сава] так, чтобы оно называло много предметов.

( В ходе рассуждений на доске появляется запись)

    С-ва – совы.

- В какой позиции теперь гласный звук? (В сильной).

   Сова – совы. (Дети записывают в тетрадях, один ученик на доске).

- Что показывает эта запись?  (Эта запись показывает,  что мы проверяли и как).

- Значит, мы можем записать это изменение слова без всяких пропусков? (Да).

- А вот эта хищница пришла из леса, всех кур пересчитала. Кто это? (Лиса) Вам надо отгадать загадку, а слово, которое является отгадкой, записать, проверяя орфограмму слабой позиции.

    Л-са – лисы.

- Прочитайте слова: Снежная, морозная, волшебница, красавица…

- Какое слово так и хочется подставить к этим словам? Запишите слово «зима», проверяя орфограмму слабой позиции.

   З-ма – зимы.

- Попробуйте объяснить, как нужно проверять орфограммы слабых позиций.   (Проверять орфограммы слабых позиций нужно путём приведения звука к сильной позиции)

- Давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике.                                          

Работа с учебником, стр. 120

- Соответствуют наши выводы с выводами учебника? (Да).  

- По закону русского письма звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.

- Чему нужно научиться, чтобы помочь Сам Самычу ? (Переводить звук из слабой позиции в сильную).

- Как?  (Изменяя слово числу).

- Давайте исправим в письме ошибки робота.                                                (Исправляются ошибки в словах: коты, моржи, слоны.)

4. Физкультминутка. 

Цель: восстановление умственной работоспособности, снятие  утомления.

У нас славная осанка - мы свели лопатки.

Мы походим на носках и потом на пятках.

Пойдём мягко как лисята, ну а если надоест,

То пойдём все косолапо, как медведи ходят в лес.

Хоть приятно разминаться, вновь пора нам заниматься.

5. Решение учебной задачи.

Цель: выделять общую учебную задачу (УУД — регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Задание1.

Цель: организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий

УУД: познавательные (моделирование, рефлексия, контроль и оценка), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Работа в парах. (Слова напечатаны на карточках. Каждому ученику даётся одно слово. Надо найти себе пару и объяснить почему эти слова подходят друг другу).

Р-ка

с-сна

н-ра

г-ра

норы

горы

сосны

реки.

Задание 2.

Цель: организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий

УУД: познавательные (моделирование, рефлексия, контроль и оценка), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

- Сам Самыч никак не может найти для каждого слова с «дыркой» - проверочное.  Поможем ему?  Работа в парах.

- Выберите нужную букву для обозначения звука в сильной позиции. Устно подберите проверочные слова.

                          Сл-ды            А            гн-здо

                          тр-ва              О           з-мля

                          гр-бы             Е            в-да

                          п-ля                И           кр-я

- Как проверяли орфограмму слабой позиции?

Задание 3.

Цель: организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий

УУД: познавательные (моделирование, рефлексия, контроль и оценка), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

- Составьте из данных слов предложения, чтобы получился рассказ. Слова, записанные звуками проверяются устно. (Задание на карточках)

лесной, полянке,[з'имой'], Тихо, на

На, снегу – узоры, красивые

[сл'иды], и, [зв'ир'эй'],птиц, Это

На, растёт, [дуп], поляне, старый.

- Все ли слова удалось проверить. (Нет, слово [дуп] проверять ещё не умеем)

- С работой над этим словом начнём следующий урок.

6. Самооценка.                                                                                                                 Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; способствовать самостоятельному оцениванию детьми степени владения учебным материалом.

- Смогли мы помочь роботу  Сам Самычу?

- Какой способ проверки слов должен запомнить робот?

- Что не успели узнать на уроке?

- Как вы думаете, с каким настроением робот  Сам Самыч закончил урок? (Подарите ему любой смайлик, грустный или весёлый)

7. Домашнее задание.

Цель: восстановить выполненные в классе операции на новый способ действия.

- Попробуйте восстановить ход рассуждений в классе и записать рассказ (на карточке), проверяя орфограммы слабых позиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций

Урок по системе Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова «Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных» проводится во втором классе. На уроке дети отрабатывают умения писать с пропуском букв «...

Презентация по русскому языку "Орфограммы слабых позиций"

Подборка заданий и упражнений по русскому языку в начальной школе. Тема "ОРФОГРАММЫ СЛАБЫХ ПОЗИЦИЙ" Система Эльконина-Давыдова (Можно использовать по другим УМК)...

Орфограммы слабых позиций гласных звуков.

Контрольная работа по русскому языку по теме "Орфограммы слабых позиций гласных звуков" по развивающей системе Эльконина - Давыдова....

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

Технологическая карта урока Русского языка «Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?» (2 класс, УМК Эльконин-Давыдов)

Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: формирование у обучающихся понятия об орфограммах в слабой позиции Задачи урока Дидактические:1. Обобщить и систематизиро...