"Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока по теме: "Как проверить орфограмму слабой позиции без помощи словаря?" (2 класс; по курсу "Русский язык" авторы: В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 956.67 КБ |
Предварительный просмотр:
предупреждает о том, что словаря у него нет.( Письмо Сам Самыча написано на доске).
Друзья!
Вчера вечером я посмотрел цирковое представление.
На арене выступали клоуны, дрессированные собачьки, каты и маржы.
Но больше всех мне понравились сланы.
Приглашаю вас в цирк.
- Какие ошибки допустил Сам Самыч?
- Как мы с вами проверяли орфограммы слабой позиции в этих словах? (При помощи словаря).
- Словарь помогает нам проверять орфограммы. Только нужно хорошенько знать секреты словаря.
- Какие правила работы со словарём вы знаете?
3.Постановка учебной задачи. Моделирование способа действия.
Цель: учить детей разграничивать область своего знания и незнания, осознавать постановку учебной задачи; добиться открытия детьми нового способа действия, (УУД — регулятивные, познавательные, коммуникативные).
- Как можно проверить роботу письмо без словаря?
- У Сам Самыча возникла проблема, когда он хотел написать слово [сланы].
- Можно ли это слово написать наугад? (Нет. Пока Сам Самыч не знает как проверить орфограмму в слове без словаря).
- Есть ли в письме похожие ошибки? Какие?
- Помогите Сам Самычу научиться писать такие слова.
- Чему будем учить Сам Самыча на уроке? (Проверять орфограммы слабой позиции без словаря.)
- Отгадайте загадку: Ночью видит будто днём.
Станет "ухать" не уснём:
Не к добру - идёт молва.
Птицу как зовут? ....(Сова)
- Запишите звуковую запись слова, обозначьте слабые позиции. [сава]
- Можно ли точно сказать, какой буквой обозначается звук [а] в слове [сава]? - Почему? (Ответы учащихся).
-Значит, как мы можем пока записать это слово? (Буквами только с пропуском орфограммы слабой позиции.)
- Звук [ а ] в слабой позиции в одних словах обозначается буквой А, а в других – буквой О. От чего это зависит?
- Какой звук был в этом слове в сильной позиции.
- Значит, нужно узнать, какой гласный звук в слове [ сава ] в сильной позиции. А как это сделать? (Изменить слово).
- Попробуйте изменить слово [сава] так, чтобы оно называло много предметов.
( В ходе рассуждений на доске появляется запись)
С-ва – совы.
- В какой позиции теперь гласный звук? (В сильной).
Сова – совы. (Дети записывают в тетрадях, один ученик на доске).
- Что показывает эта запись? (Эта запись показывает, что мы проверяли и как).
- Значит, мы можем записать это изменение слова без всяких пропусков? (Да).
- А вот эта хищница пришла из леса, всех кур пересчитала. Кто это? (Лиса) Вам надо отгадать загадку, а слово, которое является отгадкой, записать, проверяя орфограмму слабой позиции.
Л-са – лисы.
- Прочитайте слова: Снежная, морозная, волшебница, красавица…
- Какое слово так и хочется подставить к этим словам? Запишите слово «зима», проверяя орфограмму слабой позиции.
З-ма – зимы.
- Попробуйте объяснить, как нужно проверять орфограммы слабых позиций. (Проверять орфограммы слабых позиций нужно путём приведения звука к сильной позиции)
- Давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике.
Работа с учебником, стр. 120
- Соответствуют наши выводы с выводами учебника? (Да).
- По закону русского письма звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.
- Чему нужно научиться, чтобы помочь Сам Самычу ? (Переводить звук из слабой позиции в сильную).
- Как? (Изменяя слово числу).
- Давайте исправим в письме ошибки робота. (Исправляются ошибки в словах: коты, моржи, слоны.)
4. Физкультминутка.
Цель: восстановление умственной работоспособности, снятие утомления.
У нас славная осанка - мы свели лопатки.
Мы походим на носках и потом на пятках.
Пойдём мягко как лисята, ну а если надоест,
То пойдём все косолапо, как медведи ходят в лес.
Хоть приятно разминаться, вновь пора нам заниматься.
5. Решение учебной задачи.
Цель: выделять общую учебную задачу (УУД — регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Задание1.
Цель: организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий
УУД: познавательные (моделирование, рефлексия, контроль и оценка), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
Работа в парах. (Слова напечатаны на карточках. Каждому ученику даётся одно слово. Надо найти себе пару и объяснить почему эти слова подходят друг другу).
Р-ка
с-сна
н-ра
г-ра
норы
горы
сосны
реки.
Задание 2.
Цель: организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий
УУД: познавательные (моделирование, рефлексия, контроль и оценка), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
- Сам Самыч никак не может найти для каждого слова с «дыркой» - проверочное. Поможем ему? Работа в парах.
- Выберите нужную букву для обозначения звука в сильной позиции. Устно подберите проверочные слова.
Сл-ды А гн-здо
тр-ва О з-мля
гр-бы Е в-да
п-ля И кр-я
- Как проверяли орфограмму слабой позиции?
Задание 3.
Цель: организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий
УУД: познавательные (моделирование, рефлексия, контроль и оценка), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
- Составьте из данных слов предложения, чтобы получился рассказ. Слова, записанные звуками проверяются устно. (Задание на карточках)
лесной, полянке,[з'имой'], Тихо, на
На, снегу – узоры, красивые
[сл'иды], и, [зв'ир'эй'],птиц, Это
На, растёт, [дуп], поляне, старый.
- Все ли слова удалось проверить. (Нет, слово [дуп] проверять ещё не умеем)
- С работой над этим словом начнём следующий урок.
6. Самооценка. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; способствовать самостоятельному оцениванию детьми степени владения учебным материалом.
- Смогли мы помочь роботу Сам Самычу?
- Какой способ проверки слов должен запомнить робот?
- Что не успели узнать на уроке?
- Как вы думаете, с каким настроением робот Сам Самыч закончил урок? (Подарите ему любой смайлик, грустный или весёлый)
7. Домашнее задание.
Цель: восстановить выполненные в классе операции на новый способ действия.
- Попробуйте восстановить ход рассуждений в классе и записать рассказ (на карточке), проверяя орфограммы слабых позиций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций
Урок по системе Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова «Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций гласных и согласных» проводится во втором классе. На уроке дети отрабатывают умения писать с пропуском букв «...
Презентация по русскому языку "Орфограммы слабых позиций"
Подборка заданий и упражнений по русскому языку в начальной школе. Тема "ОРФОГРАММЫ СЛАБЫХ ПОЗИЦИЙ" Система Эльконина-Давыдова (Можно использовать по другим УМК)...
Урок русского языка "Проверка орфограмм слабых позиций по орфографическому словарю". 2 класс.
Урок по системе развивающего обучения...
Орфограммы слабых позиций гласных звуков.
Контрольная работа по русскому языку по теме "Орфограммы слабых позиций гласных звуков" по развивающей системе Эльконина - Давыдова....
Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"
Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....
«Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций» (Система Эльконина – Давыдова)
Тип урока : постановка учебной задачи...
Технологическая карта урока Русского языка «Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?» (2 класс, УМК Эльконин-Давыдов)
Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: формирование у обучающихся понятия об орфограммах в слабой позиции Задачи урока Дидактические:1. Обобщить и систематизиро...