Урок русского языка "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова" (с позиции требований ФГОС)
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Михайлова Елена Васильевна

Представлена технологическая катра урока русского языка для 2 класса. Урок проводился в рамках Городского конкурса "Фестиваль методических идей" номинация "Образовательные организации" лучший урок с обучающимися, который проходил в Новодвинске Архангельской области 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihaylova_elena_vasilevna.docx44.41 КБ
Office presentation icon moy_urok_osnova.ppt534.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

(с позиции требований ФГОС)

2 класс

Предмет: русский язык

Тема урока: Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Педагогические технологии: элементы игровой технологии

Методы, приёмы: 

- организации и самоорганизации учебно – познавательной деятельности:

наглядный (метод иллюстраций, метод демонстраций),

словесный (рассказ, беседа),

практический (упражнения, частично-поисковый);

- стимулирование  и мотивация

игровые моменты,

похвала учителя;

- контроля и самоконтроля:

устный и письменный,

фронтальный и парный,

текущий и итоговый.

Цель: формирование умения правописания непроверяемых безударных гласных в корне слова через выполнение практических упражнений

Задачи:

Образовательные:

создать условия для отработки навыка осознанного написания непроверяемых безударных в корне слове,

формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

Воспитательные:

воспитывать интерес к русскому языку,

воспитывать бережное отношение к живой природе;

Развивающие:

развивать фонематический слух, внимание, речь, умение квалифицировать, анализировать, делать выводы,

развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала,

развивать словарный запас.

В процессе обучения формируются следующие блоки УУД:

1) Личностные УУД: 

- формировать внутреннюю позицию школьника;

- способствовать проявлению учебно-познавательного интереса к  учебному материалу;

- формировать умение оценивать результат своей деятельности.

2) Метапредметные УУД:

регулятивные: 

- формирование умения определять тему и цели урока;

- формирование умения принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- формирование умения контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, оценивать свою деятельность;

познавательные:

- формирование умения  пользоваться словарями;

коммуникативные:

- формирование умения формулировать собственное мнение и позицию;

- формирование умения работать в паре, взаимодействовать со сверстниками, отвечать на вопросы, высказывать своё мнение.

Материально-техническое обеспечение урока:

мультимедийный проектор, презентация, технологическая карта урока, словари: Словарь синонимов, Толковый словарь, Этимологический словарь, Орфографический словарь, иллюстрации, карточки с заданиями, текст, лист успехов для оценки деятельности на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/

формы контроля

Результат

1 этап: организационный этап (1 мин)

Настраивает на предстоящий урок

Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям:

- правильность выбора учебных принадлежностей;

- самостоятельность подготовки;

настрой на урок.

Личностные УУД:

настроенность на понимание причин успеха к учебной деятельности (создание ситуации успеха и доверия).

Регулятивные УУД:

организация своего рабочего места; эмоционально-положительный настрой на урок

Словесная оценка

Включение в диалог

2 этап: постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (6 мин)

Включает музыкальное сопровождение "Голоса птиц"

Организует работу с изографами (в парах)

Подводит детей к самостоятельной постановке темы и учебной задачи

Прослушивают музыкальное сопровождение "Голоса птиц"

Работают с изографами

Записывают в тетрадях отгаданные слова

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Личностные УУД:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Регулятивные УУД:

умение организовывать выполнение заданий учителя

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

умение воспринимать информацию на слух,

отвечать на вопросы учителя

умение работать в паре,

слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Познавательные УУД:

наблюдать за языковым материалом, анализировать его, классифицировать, делать выводы

Словесная оценка

Самооценка (лист успеха)

Включение учащихся в практическую деятельность направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний

3 этап: обобщение и систематизация знаний (8 мин)

Организует игру "Расшифруй слово"

Обобщает знания детей о словарях

Физминутка

Знакомит с методом ассоциаций

Предлагает использовать метод для запоминания словарных слов

Участвуют в игре, обобщают свои знания о словарях

Находят слова в словаре "Пиши правильно"

Знакомятся с методом ассоциаций

Применяют на практике новый метод

Регулятивные УУД:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность,

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Предметные УУД:

работать с различными источниками информации

Коммуникативные УУД:

уметь слушать и понимать других

Словесная оценка

Самооценка (лист успеха)

Активизация опорных знаний

Умение вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение

4 этап: применение знаний и умений в новой ситуации, контроль усвоения (10 мин)

Организует игру "Найди пару" по использованию метода ассоциаций,

работу с текстом (вставить пропущенные буквы)

Контролирует качество исполнения, организует взаимопроверку проверку.

Выполняют самостоятельную работу

Оценивают своё умение в применении метода ассоциаций

Вставляют пропущенные буквы в  тексте, осуществляют взаимопроверку

Регулятивные УУД:

осознавать и принимать учебную задачу, различать способ и результат действия, контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой),

оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы,

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Познавательные УУД:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера,

Личностные УУД:

умение соблюдать дисциплину на уроке

Словесная оценка

Взаимопроверка

Самооценка (лист успеха)

Анализирует личностное изменение в процессе учения

5 этап: рефлексия учебной деятельности на уроке, подведение итогов (5 мин)

Организует рефлексию

Дает инструкцию по домашнему заданию.

Выполняют самооценку работы

Участвуют в диалоге с учителем

Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Самооценка

Высказывают свои суждения,

Оценка эмоционального состояния на уроке

Самоанализ урока по Ю. В. Завельскому

Анализ урока построен с использованием рекомендаций Юрия Владимировича Завельского

1. Место урока в общем курсе

Урок  построен по типу - урок систематизации и обобщения знаний и умений

Раздел: Буквы безударных гласных в корне слова

Тема урока: Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова        

2. Соотношение поставленных целей с достигнутыми.

Цель урока: формирование умения правописания непроверяемых безударных гласных в корне слова через выполнение практических упражнений.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи

Задачи:

Образовательные:

создать условия для отработки навыка осознанного написания непроверяемых безударных в корне слове;

формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

Воспитательные:

воспитывать интерес к русскому языку;

воспитывать бережное отношение к живой;

Развивающие:

развивать фонематический слух, внимание, речь, умение квалифицировать, анализировать, делать выводы;

развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала;

развивать словарный запас.

В процессе обучения формирование УУД происходило на различных этапах урока (это представлено в таблице, где представлено в таблице, где отражены: этапы урока, формируемые УУД, методы и приёмы)

Формирование УУД на разных этапах урока

Этап

УУД

Методы и приёмы

1 этап- организационный этап

Личностные УУД:

настроенность на понимание причин успеха к учебной деятельности (создание ситуации успеха и доверия)

Регулятивные УУД:

организация своего рабочего места; эмоционально-положительный настрой на урок

Стихотворный настрой, мобилизирующее начало урока (“исходная мотивация”);

Я всё знаю,

Всё смогу,

Я друзей не подведу!        

2 этап - постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Личностные УУД:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Регулятивные УУД:

умение организовывать выполнение заданий учителя,

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

умение воспринимать информацию на слух,

отвечать на вопросы учителя,

умение работать в паре,

слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Познавательные УУД:

наблюдать за языковым материалом, анализировать его, классифицировать, делать выводы

Использование музыкального сопровождения "Голоса птиц"

Беседа с опорой на жизненный опыт детей

Игра с изографами (метод иллюстрации)

Презентация (ИТК)

Самооценка "лист успеха"

3 этап -  обобщение и систематизация знаний

Регулятивные УУД:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность,

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

Предметные УУД:

работать с различными источниками информации

Коммуникативные УУД:

уметь слушать и понимать других

Игра "Расшифруй слово!

Презентация (ИТК)

Беседа о словарях и их видах

Практическая деятельность - работа со словарём

Метод ассоциации

Частично-поисковый метод

Презентация (ИТК)

Самооценка "лист успеха"

4 этап - применение знаний и умений в новой ситуации, контроль усвоения

Регулятивные УУД:

осознавать и принимать учебную задачу, различать способ и результат действия, контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой),

оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы,

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Познавательные УУД:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Личностные УУД:

умение соблюдать дисциплину на уроке

Игра "Найди пару"

Самопроверка

Презентация (ИТК)

Самооценка "лист успеха"

Работа с текстом

Взаимопроверка

5 этап - рефлексия учебной деятельности на уроке, подведение итогов

Личностные УУД:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД:

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Самооценка

Высказывание суждений об уроке

Оценка эмоционального состояния на уроке

Вывод: урок целей достиг

Цели и задачи урока способствовали умственной деятельности учащихся и формированию УУД. На формировались навыки самоконтроля и самооценки мыслительной деятельности учащихся.

3. Причины успеха.

Технологии: элементы игровой технологии, ИТК.

Основные методы: 

- организации и самоорганизации учебно – познавательной деятельности:

наглядный (метод иллюстраций, метод демонстраций);

словесный (рассказ, беседа);

практический (упражнения, частично-поисковый).

- стимулирование  и мотивация

игровые моменты;

похвала учителя;

- контроля и самоконтроля:

устный и письменный;

фронтальный и парный;

текущий и итоговый.

Межпредметная связь - окружающий мир

Для привлечения внимания и создания положительной мотивации на уроке использовались внешние особенности наглядного материала (яркость, новизна, презентация, музыкальное сопровождение "Голоса птиц", эмоциональность, смена интонаций, игровые ситуации, стихотворение)

4. Что нового дал детям этот урок.

Знакомство с понятием "изографы", умением их расшифровывать.

Знакомство с новым методом "Ассоциации" (наглядно-образные, звуковые), разными видами словарей.

5. Насколько оптимально был выстроен урок.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска, соответствовал жизненному опыту детей.

6. Степень активности обучающихся на уроке.

Дети были активны при выполнении заданий, при ответах на вопросы, в ходе самостоятельной работы.

7. Темп урока.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся.

8. Контроль за деятельностью обучающихся.

Использовались различные формы контроля: самопроверка, взаимопроверка; "лист успеха", рефлексия.

10. Психологическая атмосфера урока.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. Учебный материал урока соответствовал принципу доступности и был посилен для учеников второго класса. Информация была привлекательна для детей, т.к. урок - это игра,  за счёт этого, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Ф/минутки.

11. Впечатления.

Впечатления об уроке хорошие. Большое спасибо ребятам и Анне Михайловне!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изографы

Слайд 2

Проверь в о р о бей в о рона с о рока

Слайд 3

Тема урока: Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

Слайд 4

Игра «Расшифруй слово» 19 13 16 3 1 18 30

Слайд 5

Ассоциации Ябл….к… П…..суда

Слайд 6

Самостоятельная работа д…ревня к…ньки сн…гирь м…дведь б…рёза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"

На этом уроке идёт   формирование   умения  видеть   орфограмму в   корне  слова;   совершенствуются   знания  учащихся   в ...

Урок русского языка "Две безударные гласные в корне слова"

Урок русскогоязыка в 3 классе "Две безударные гласные в корне слова"...

Урок русского языка "Две безударные гласные в корне слова"

Урок русскогоязыка в 3 классе "Две безударные гласные в корне слова"...

Урок русского языка "Правописание безударной гласной в корне слова"

Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Правописание безударной гласной в корне слова"...

Урок русского языка "Правописание безударной гласной в корне слова"

Формировать умения распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в слабой позиции.Уточнять знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки.Активизировать познавательную деятель...

Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова.Проверочные и проверяемые слова".

Данная презентация использовалась на открытом уроке к педсовету как сопроводительный материал....