Главные вкладки

    Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Шалонская Надежда Владимировна

    Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова".  2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc64.5 КБ
    Файл prezentatsiya.rar2.61 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

    Алгасовская общеобразовательная  школа

    Моршанского района  Тамбовской области.

    Конспект урока русского языка

    по теме:

    «Корень – главная  часть слова. Однокоренные слова »,

    проведенного во 2а классе

    27 февраля 2014 года

    учителем начальных классов

    Шалонской Надеждой

    Владимировной

    2014 год

    УМК " Перспектива"

    Учебник: «Русский язык» 2 класс, Л.Ф. Климанова,  Т.В. Бабушкина. Москва,  «Просвещение»

    Тема урока: Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

    Цель: Формирование  умения подбирать родственные слова для проверки написания безударных гласных и парных согласных в корне слова.

    1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

          - воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

    -формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

    - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

    - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

    -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

    2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

    - развитие умения работать с информацией;

    - развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью

    - развитие умения использовать различные способы поиска информации;

    - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

    - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

    - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

    - формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава.

    3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

         - актуализация знаний о правописании парных по –звонкости – глухости согласных звуков на конце  и в середине слова, способах подбора однокоренных слов для проверки изучаемой орфограммы;

    - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

    - освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

    - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

    Оборудование:

    - заготовки для  эмоциональной оценки

    - Русский язык» 2 класс, Л.Ф. Климанова,  Т.В. Бабушкина. Москва,  «Просвещение

    - Проектор, ноутбуки;

    Список используемой литературы:

    1. «Русский язык» 2 класс, Л.Ф. Климанова,  Т.В. Бабушкина. Москва,  «Просвещение»
    2. «Поурочные разработки по русскому языку » для 2 класса, И.Ф. Яценко. Т.Н. Ситникова, Н.А. Рылова. М.: ВАКО, 2013 год
    3. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения
    4. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
    5. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова,  М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
    6. «Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
    7. «Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004
    8. «Учимся играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004
    9.  «Сборник диктантов и творческих работ», Л.И. Тикунова, В.П. Канакина, М.: Просвещение, 2011

    Электронные источники информации:

    1. www.wikipedia.ru
    2. www.openclasse.ru
    3. www.it-n.ru – творческое сообщество учителей
    4. www.1september.ru
    5. www.wiki.vladimir.i-edu.ru
    6. Единая коллекция ЦОР

    Ход урока

    1. Оргмомент

    Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам  на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Ведь как гласит народная мудрость – с малой удачи начинается большой успех.

    Ну-ка, всё проверь дружок,

    Ты готов начать урок?

    Всё ль на месте,

    Всё ль в порядке,

    Ручка, книжка и тетрадь?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    Каждый хочет получать

    Только лишь оценку «пять»?

    (Слайд 2)

    1. Мотивация. Речевая разминка

    Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

    нас, всё, у, сегодня, получится!

     

    Произнесём это предложение хором, «разбудим»  наши голоса.

    -  У нас сегодня всё получится!  

    III  Каллиграфическая минутка

     

     (Записываем число. Классная работа )

             Русский народ всегда любил красивое письмо. Он говорил: «Красиво писать – красоту творить». 

    (Слайд 3)

    А какую букву мы будем писать сегодня узнаете из загадки: 

    Веселый, толстый клоун 
    Играет на трубе. 
    На этого пузатого
    Похожа буква… Б.

    (Слайд 4)

    Бб Бе Ба бу бл богатство берег

    Борода  росла – большого ума не принесла.

    Без ума голова  - ногам покою не дает.

    1. Какие гласные в безударных слогах надо проверять?

         

              Найдите слова с безударными гласными и парными согласными в корне в корне слова, докажите правильность написания гласных в безударных слогах и парных согласных.

    2. – Как вы понимаете смысл пословиц?

        -  Можно ли прожить, следуя чужим советам?

    1. Актуализация знаний

    (Слайд 5)

    1. Словарно – орфографическая работа

    Коллективно выполняется работа на электронном тренажере  «Словарные слова».

    Узнать на картинке словарное слово, записать его.

     - Какое слово здесь лишнее?

     - Каким словом можно объединить данные слова в одну группу?

    1. Работа с однокоренными словами.  

    Подбор однокоренных слов к данному слову.

    (Слайд 6)

    1. Игра «Третий лишний»: из ряда слов выбери лишнее слово

    оса осина осиный

    (Слайд 7)

    1. Подберите к этому слову однокоренные слова (осинка, осиновый, осинник, подосиновик)

    (Слайд 8)

    1. Работа над фразеологическим оборотом дрожит как осиновый лист.

    Одновременно проходит индивидуальная работа на ноутбуках  с электронными тренажерами.

    (Слайд 9)

    1. Физкультминутка

    -  Как живешь?

    - Вот так! (показать большой палец)

     - А плывешь?

     - Вот так! (имитировать плавание)

       - Как  бежишь?

     - Вот так! (имитация бега )

    Вдаль глядишь?

    - Вот так! (приставить ладонь ко лбу)

    - Ждешь обед?

    - Вот так? (подпереть рукой щеку)

     - Машешь вслед?

    - Вот так! (махать рукой)

     - Ночью спишь?

    - Вот так! (Сложить ладони и прижать их к щеке)

    А шалишь?

    - Вот так!(надуть щеки  хлопнуть по ним кулачками)

    (Слайд 10)

    1. Самоопределение к деятельности.

    Распределите данные слова по группам:

    Холодный, узкий, сладкий, молодой, соленый, ловкий, садовый,  резкий, гроза, страна, грядка, репка.

     - По какому признаку вы распределили слова?

    VII. Работа по теме урока.

    (Слайд 11)

    1) объявление темы и цели урока

     

    (Слайд 12)

    2)  Работа по учебнику с. 56

     - работа в паре: упр. 73.

    (Слайд 13)

    (2 ученика выполняют задание у доски, класс сверяет правильность выполнения с доской )

    2) Самостоятельная работа (текст на слайде)

    1)Готовиться к в… селому праз…днику, укр… шать лес… ницу  ш… рами и фла… ками, пригласить  брат… ев и с… стер, радос… ные  улы… ки  р… дителей.

    (Слайд 14)

    2)Самопроверка

    (Слайд 15)

    3) Оценивание своей работы

      (Слайд 16)

     

    1. Рефлексия  

    Игра «Сыщики»:  в пословицах найти слова с изученными орфограммами.

    1. Ложкой моря не вычерпать.
    2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
    3. Один с сошкой, семеро с ложкой,
    4. Дорога ложка к обеду.

    5.Чтобы рыбку съесть, надо в воду  лезть.

            IX. Подведение итогов урока.

     - Какие орфограммы мы повторили на уроке?

     - Как пишутся корни в родственных словах?

     Оценивание учеников, выставление  отметок

    (Слайд 17)

     X. Домашнее задание: с. 56, упр. 74.

     

    Оцените свою работу и настроение  на уроке при помощи знаков: тучка, солнышко, дождик. ( на доску прикрепить значок магнитиком)

    (Слайд 18)



    Подписи к слайдам:

    Урок русского языка«Корень – главная часть слова. Однокоренные слова»Проведен во 2 а классе МБОУ Алгасовской СОШ учителем начальных классов Шалонской Н.В.
    А
    Р
    Ю
    Ш
    Ф
    Речевая разминка
    Составьте из слов предложение:нас, всё, у, сегодня, получится!
    *
    *
    У нас сегодня всё получится!
    Каллиграфическая минутка
    Веселый, толстый клоун Играет на трубе. На этого пузатогоПохожа буква…
    Б
    – Назови словарное слово, запиши и проверь:
    Москва
    город
    деревня
    берёза
    мороз
    Россия
    – Ответь на вопрос:
    – Какое слово здесь лишнее?
    ?
    – Каким словом можно объединить понятия данных слов?
    Проверь ответ
    Проверь ответ
    Родина
    Игра «Третий лишний»
    ОСАОСИНАОСИНЫЙ
    Слова - родственники (однокоренные)
    *
    *
    осина
    осинка
    осиновый(лист)
    осинник (лес)
    подосиновик
    Дрожит как осиновый лист
    Очень сильно боится
    Лист осины дрожит
    Дрожит от страха
    Определи по какому признаку слова объединены в группы
    Холодный узкий сладкий ловкийрезкий грядка репка.
    Молодойсоленыйсадовыйгрозастрана
    Тема урока: «Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.»
    Сегодня на уроке будем закреплять умение подбирать однокоренные (родственные) слова для проверки написания безударных гласных и парных согласных в корне слова.
    Работа в паре
    Работа по учебнику с. 56упр. 73.
    Самостоятельная работа
    Вставь пропущенные буквыГотовиться к в… сёлому праз…нику; укр… шать лес… ницу ш… рами и фла… ками;пригласить брат… ев и с… стер;радос… ные улы… ки р… дителей.
    Самопроверка
    Готовиться к вЕсёлому празДнику; укрАшать лесТницу шАрами и флаЖками;пригласить братЬев и сЕстёр;радосТные улыБки рОдителей.
    Оцени свою работу
    Я выполнил работу без ошибок!
    В моей работе есть ошибки.
    Игра «Сыщики»
    В пословицах найти слова с изученными орфограммами.Ложкой моря не вычерпать.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.Один с сошкой, семеро с ложкой.Дорога ложка к обеду.Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
    Молодцы!Спасибо за урок!

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

    Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

    урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова."

    урок русского языка в 3 классе с использованием ЭОР...

    урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова."

    урок русского языка в 3 классе с использованием ЭОР...

    Разработка урока русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова"

    Цели:- уточнить представление о родственных словах, научить выделять корень, закрепить умение разбирать по членам предложения;- помочь учащимся усвоить и запомнить лексическое значение слов, обогатить...

    Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

    Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...