План – конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Однокоренные слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

План – конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Однокоренные слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3_klass_odnokorennye_slova.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Уразовская средняя общеобразовательная школа №2»

Валуйского района Белгородской области

План – конспект урока русского языка

«Однокоренные слова»

3 «Б» класс

Урок подготовила и провела

учитель начальных классов

                                                                                                                          Чернышева Е. С.

п. Уразово

2018 год

Тема:      ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

Педагогическая
цель

Создать условия для закрепления умения распознавать и подбирать однокоренные слова

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний и способов действий / решение частной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные
результаты

Приобретают первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев
успешности учебной деятельности; задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и умеют находить ответ на него; владеют знаниями основных моральных норм поведения

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию, используя справочную литературу; логические – осуществляют анализ, синтез, сравнение, классификацию.

Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные: управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его
действий

Формы, методы, методические приемы

фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая, словесный (беседа), частично-поисковый (проблемный вопрос), практический (упражнение, работа в тетради, самостоятельная работа)

Используемые технологии

здоровьесберегающая, проблемная, ИКТ

Оборудование

тетрадь, учебник, презентация, карточки

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы,
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

– Проверим готовность  к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

Наблюдение

II. Словарная работа

Индивидуальная. Практический. Письмо

Словарная работа

- Возьмите карточку №1. Вставьте в слова пропущенные буквы и запишите их в окошечки ниже.

Красная площадь, солдат, Россия, песок, воскресенье.

- Что можете сказать про эти слова?

- Где можно посмотреть правописание этих слов?

- Какое слово получилось в клеточках?

Проверка по слайду

Выполняют работу на карточках

Работают со словарными словами

Письмо

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение
учителя, беседа

- Как думаете, чем сегодня будем заниматься?

- Какую  цель перед собой ставим на урок?  

(Вспомнить, какие слова называются    однокоренными. Что называется корнем слова. Подбирать однокоренные слова)

Слушают учителя,
формулируют учебную задачу урока

Принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем

IV. Актуализация знаний и способов действий

Индивидуальная, фронтальная. Практический, словесный.  

- Что такое корень слова?

- Какие слова называют однокоренными?

Приведите примеры. Работа с иллюстрациями

Составляют однокоренные слова по иллюстрациям

Анализируют результаты своей деятельности, корректируют знания

Составление слов

V. Повторение, обобщение,
закрепление
знаний и способов действий.

1. Однокоренные слова (упр. 260)

Индивидуальная, фронтальная. Практический, словесный. Упражнение, беседа
вопросам

Формулирует задания упражнения, организует его выполнение

Гусь, гусыня, гусёнок – однокоренные слова

Друг, товарищ, приятель – синонимы

Ножницы, шахматы, санки - имена существительные, которые употребляются только во мн. числе.

До свидания, прощайте – слова – синонимы, употребляемые при прощании.

Читают слова; записы-вают, выбирая нужные
буквы.

Выполняют задание, отвечают на вопросы

Объясняют правописание орфограмм.

Подбирают примеры слов на данные правила. Называют однокоренные слова

Упражнение, беседа
по вопросам

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Если я назову пару однокоренных слов, вы поднимаете руки вверх и хлопните. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь посчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо.

Маленький – малыш, река – ручей, дом – домашний, маленький – мальчик, ветер – вихрь, гриб – грибной, поле – полюшко, ученик – школьник.

Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

2. Работа со словарем однокоренных слов

Групповая. Прак-тический. Упраж нение, работа
со словарем

Выписать из словаря одну группу слов, указать над ними части речи, составить и записать предложение с любым словом, подчеркнуть основу предложения

Выполняют задания в группе. Работают со словарем однокоренных слов

Определяют части
речи. Составляют предложения, подчер-кивают основу

Упражнение

3. Игра «Вставь корень»

Парная. Практи-ческий, словесный. Игра

Работа на карточках  

- Вместо точек в словах подберите правильно и вставьте корень слов, чтобы получились ряды однокоренных слов.

1. под… ник, …яной, …ичка

2. …ник, …очек, …ной

3. …овать, …ний, …ушка

(справка: лес, зим, вод )

Принимают участие
в игре

Подбирают правильно и вставляют корень слов, чтобы получились ряды однокоренных слов

Игра

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Упражнения для глаз по методике Базарного

Выполняют упражнения под  руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение упражнения

4. Самостоятельная работа

Индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение

1 уровень: В каждой строке найди однокоренные слова, выпиши их в тетрадь. Выдели корень.

1) учить, школьник, ученик

2) свобода, свободный, победить, освободить

3) сила, силач, спортсмен, сильный

4)  добрый, чуткий, доброта

2 уровень: Определи закономерность в записи слов первой строки. По этой закономерности запиши слова остальных строк. Выдели корень.

1) танк – танкист – танковый

2)  ?      - барабанщик – барабанный

3)  ?      -         ?            - грибной

4)  ?      -         ?            - садовый

Проверка по слайду

Читают стихотворение, записывают его по памяти. Отвечают на вопросы, выполняют задания

Выразительно читают стихотворение. Выполняют звуко-буквенный разбор слова. Высказывают свое мнение

Упражнение, письмо

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:

Урок помог мне…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

- Какие слова называют однокоренными?

- Почему важно уметь правильно находить корень в словах?

- Всех ли целей мы достигли?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Заканчивают предло-
жения в зависимости
от своего состояния,
впечатления от урока

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

План- конспект урока русского языка (2 класс) коррекционная школа VIIIвида по теме: Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога

Разработка урока по теме: "Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова и слога" На этом уроке дети украшают ёлку к Новому году, но им мешает дед Буквоед....

Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"

Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приё...

Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"

Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приё...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема:Изложение повествовательного текстапо опорным словам и составленному плануЦели деятельности учителя:формирование умения передавать содержание текста по составленно...

План-конспект урока русского языка "Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях"

План-конспект урока русского языка "Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях"...