Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Исачкова Анастасия Олеговна

Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приёмы критического мышления, работа в парах и группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Исачкова Анастасия Олеговна, учитель начальных классов, МБОУ СШ № 94, г. Красноярск

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приёмы критического мышления, работа в парах и группах.

Тема урока: Родственные  слова, корень  как понятия.

Цели урока: 

Совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень.

Уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Содействовать развитию внимания, памяти, орфографической зоркости и обогащению словарного запаса учащихся. Воспитывать интерес к русскому языку, умение работать в сотрудничестве с другими.

Планируемые результаты:

Научатся:

подбирать однокоренные слова, находить и выделять общую значимую часть родственных слов - корень.

Получат возможность научиться:

активно сотрудничать на уроке, проводить взаимоконтроль, самоконтроль и самооценку достигнутых результатов. 

Ход урока:

  1.  Организационный этап.

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

2. Словарно-орфографическая работа.

На доске написаны слова

 круж…во  

 ..рех   

р… цепт  

 м… нета   

н… деля   

леб… дь
– Какое задание можно предложить к этим словам? 
(Вставить пропущенные буквы)
– Какие буквы нужно вставить в эти слова?
– Как убедиться в том, что вы правы? 
(Проверить написание этих слов по словарю.)
– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.

3. Минутка чистописания.

– Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? (Если их соединить, то получится слово.)
– Какое это слово? 
(Корень.)
– Что такое 
корень?
– Какие значения имеет это слово?

II..  Работа над темой.

Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?
– Что мы называем корнем слова?

На слайде:
 Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.

-Внимательно прочитайте слова, записанные на доске, предположите, какое  задание можем выполнить? С соседом по парте обсудите эти слова, разделите их на группы. Какие и сколько групп у вас получилось?

У: Какие слова можно отнести к первой группе? Почему?

  • Гора, горняк, горный.

: Какие слова отнесли ко второй группе ? Почему?

Лесок, лес, лесной

Какие слова отнесли ко второй группе ? Почему?

Сад, садовник, садить

Сформулируйте тему нашего урока.

 Какую цель поставим на данный урок?

5. Гимнастика для глаз.

Мульдимедийная презентация

III. Первичное закрепление нового материала

Посмотрите на слайд:

    

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.      

         

 - посмотрите на слайд, какое задание можем выполнить?

В группах обсудите

Посмотрите на слайд, прочитайте слова, предположите, какое задание мы можем выполнить?

Вода, водитель, подводный.

Найти лишнее слово, не родственное

7. Физминутка

ФИЗМИНУТКА

-  Сейчас я  буду называть вам пары слов. Если я называю пару однокоренных слов, то вы хлопаете в ладоши, а если слова не являются однокоренными, то вы топаете ногами.

лес – лесник                  стена – степь                сад – садовый            

 гриб – грибной             река – озеро                 дом – домашний                

 дом – дым                     кот – котик                  обед – стол                

  - Молодцы.

8. Этап разъяснения домашнего задания

9. Заключительный этап и рефлексия

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

 –
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарно-орфографическая работа.
 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
 

 На доске написаны слова

 круж…во  

 ..рех   

р… цепт  

 м… нета   

н… деля   

леб… дь
– Какое задание можно предложить к этим словам? 
(Вставить пропущенные буквы)
– Какие буквы нужно вставить в эти слова?
– Как убедиться в том, что вы правы? 
(Проверить написание этих слов по словарю.)
– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.

Наблюдение, проблемная ситуация.
 

 Организует диалог с обучающимися
 

 Дописывают  на доске и в тетради, сравнивают произношение слов с их написанием. Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи Познавательные: - постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение

Минутка чистописания.
 

Выход на тему урока

2) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? (Если их соединить, то получится слово.)
– Какое это слово? 
(Корень.)
– Что такое 
корень?
– Какие значения имеет это слово?

 Наблюдение.
 

Указывает объект наблюдения
 

Выполняют задание в тетради.

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные: умение объединять в группы по существенному признаку

 Работа над темой.
 

 Подведение детей к самостоятельному выводу 
 

 Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?
– Что мы называем корнем слова?

На слайде:
 Гора, лесок, горняк, сад, лес, садовник, горный, лесной, садить.

-Внимательно прочитайте слова, записанные на доске, предположите, какое  задание можем выполнить? С соседом по парте обсудите эти слова, разделите их на группы. Какие и сколько групп у вас получилось?

У: Какие слова можно отнести к первой группе? Почему?

  • Гора, горняк, горный.

: Какие слова отнесли ко второй группе ? Почему?

Лесок, лес, лесной

Какие слова отнесли ко второй группе ? Почему?

Сад, садовник, садить

Сформулируйте тему нашего урока.

 Какую цель поставим на данный урок?

 Наблюдение

 Организует подводящий диалог, уточняет правило
 

Работают в парах, выписывают слова в 3 группы, выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод,

Регулятивные:

Целеполагание,

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач

Личностные:

проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли.

Гимнастика для глаз.

Снятие усталости с глаз

Мульдимедийная презентация

Просмотр презентации

Организует выполнение гимнастики для глаз

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

 Первичное закрепление нового материала
 

 Развитие умения распознавать и выделять из текста однокоренные слова 
 

Посмотрите на слайд:

    

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.      

         

 - посмотрите на слайд, какое задание можем выполнить?

В группах обсудите

групповая работа, рефлексия, контроль
 

 Организует обмен мнениями
 

Один человек с группы зачитывает по слову, объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Выявление однокоренных слов
 

Посмотрите на слайд, прочитайте слова, предположите, какое задание мы можем выполнить?

Вода, водитель, подводный.

Найти лишнее слово, не родственное

 Наблюдение  
 

 Организует выделение родственных слов
 

 Наблюдают и выделяют лишнее слово

Регулятивные:

 - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки

Коммуникативные:

- владение монологической речью

Физминутка

Релаксация

ФИЗМИНУТКА

-  Сейчас я  буду называть вам пары слов. Если я называю пару однокоренных слов, то вы хлопаете в ладоши, а если слова не являются однокоренными, то вы топаете ногами.

лес – лесник                  стена – степь                сад – садовый            

 гриб – грибной             река – озеро                 дом – домашний                

 дом – дым                     кот – котик                  обед – стол                

  - Молодцы.

Организация физминутки

Выполняют упражнение

.

 Самостоятельная работа.
 

Закрепление материала

 Самостоятельная работа по карточкам на разный уровень сложности

 Работа по карточкам
 

 Организует работу
 

 У каждого ученика индивидуальное задание по его возможностям.

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельный поиск решения

Этап разъяснения домашнего задания

Обеспечение понимания учащимися способов выполнения домашнего задания

Работа с учебником

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению

Записывают задание на дом, задают вопросы

Заключительный этап и рефлексия.

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Рефлексия

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка

Получают позитивный настрой от урока. Изображают на линеечках крестиком уровень осознания материала и работы на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи".

Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная шко...