План-конспект урока по русскому языку на тему: "Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.Нижневартовск
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная школа XXI века", 1 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи.
Класс: 1 класс
Учитель: Афлятунова Кристина Александровна
Нижневартовск
- Тема урока (из тематического плана).
Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи.
- Цель, задачи урока:
Формировать умение употреблять многозначные слова в речи.
Задачи:
- Создать условия для сочинения предложений с многозначным словом, повторить правила переноса слов;
- Развивать умение писать под диктовку;
- Содействовать повышению интереса к изучению русского языка, развитию умений работать в паре.
3. Тип урока (в тематическом плане) – комбинированный урок.
4. Оборудование урока (ТСО, наглядности): карточки для работы в парах, индивидуальные карточки, картинки, презентация.
Этапы урока, дозировка времени | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. момент (2 мин) | Прозвенел звонок сейчас. Поприветствуем гостей. - Ребята, сейчас садимся тихо, аккуратно, как пушинки и покажите мне и нашим гостям как красиво вы умеете сидеть. Какие вы ученики. | (Выполняют поручение учителя.) | Регулятивная: Самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
Актуализация опорных знаний (4 мин) | - На прошлых уроках вы отрабатывали умения переносить слова. Я хочу посмотреть, как вы научились это делать. - Но для начала, отгадаем загадки. (Весь день за мной шагала, а в темноте пропала..) (Сладок, нежен и воздушен. (Вставь в замочек, поверни. - Посмотрите внимательно на эти слова. Что в них общего? Что вы в них видите? Какие они? - Что означает «односложные», Яша? - Вспомните, ребята, как мы обычно переносим слова? - А если у нас в этих словах один слог, то, как мы будем переносить эти слова, Вася? - Посмотрите внимательно на доску. Даша, прочитай нам слова, которые написаны на доске. - Первое слово у нас «урок». Сколько в нём гласных? - Значит сколько слогов? - Назовите мне их! - Можем ли мы перенести это слово? - Почему нет? Оно ведь не односложное, у нас два слога. - Следующее слово «орех». Саша, скажи, сколько слогов в этом слове? - Как мы можем перенести это слово? - Следующее слово: «Юлия». Максим, сколько у нас гласных в этом слове? - А сколько слогов? - Назови их. - Можем ли мы перенести это слово? - Почему? - Молодцы ребята, вы справились с заданием. Действительно. Нельзя переносить одну букву на другую строку, в то же самое время нельзя оставлять одну букву на строке. | - Тень - Торт - Ключ - 1 гласный, значит один слог, односложные - Что в этих словах один слог. - По слогам - Они не переносятся - Урок, орех, Юлия - Две - Два - «У» и «рок» - Нет - Потому что мы не можем оставить одну букву на строке. - Два - Мы не можем перенести это слово, потому что мы не можем оставить одну букву на строке. - 3 - 3 - «Ю», «ля», «я» - Нет - Потому что мы не можем оставить одну букву на строке и нельзя переносить одну буку на другую строку. | Познавательные: Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
Минутка чистописания (2 минуты) | - Сейчас ребята, у нас минутка чистописания. Открываем тетради. Отступаем две клеточки вниз. Пишем сегодняшнее число. Какое? - Пишет красиво тот, кто правильно сидит. Покажите мне, как нужно правильно сидеть во время письма. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. - Ребята! Сегодня на минутке чистописания мы обратим внимание на соединения букв мл и ия. Как называем мы такие соединения? Кто вспомнит? - Пропишите эти сочетания букв в свои тетрадях чередуя до конца строчки. Теперь выделите в круг то сочетание букв, которое на ваш взгляд у вас сегодня получилось лучше всего. - Теперь ребята посмотрите на рисунки. Сафийка, скажи, что изображено на этих картинках. - В каком из слов, которые произнесла Сафийка, встретились все наши соединения, которые мы сегодня прописывали на минутке чистописания? - Пропишите это слово на следующей строке, красиво и аккуратно, особо следя за написанием нижних соединений букв. | - 23 апреля. (Открывают тетради) - Нижние соединения - молния, малина, авария - Молния | Регулятивная: Формирование правильного письма букв, работа над каллиграфией. |
Физ.минутка (1 мин) | А теперь мы с вами встанем и немножко дадим пальчикам отдохнуть. Ко мне выходят Ангелина и Егор. Смотрите, как они будут выполнять упражнение. Этот пальчик – дедушка (повторяют три раза) | Личностные: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Здоровье сберегающая деятельность. | |
Целеполагание (5 мин) | - Ребята, посмотрите на эти рисунки. Что изображено на первом рисунке? - А что такое молния? - А на втором? - Верно ребята: 1- мгновенная яркая вспышка в небе во время грозы. 2 – Быстро задёргивающаяся застёжка. - Также «молния» можно назвать особо срочную телеграмму. - Смотрите, одно слово «молния», а несколько значений. Как вы думаете, как можно назвать такие слова. - Да, действительно, Слова, которые имеют много значений называются многозначными. - Тема нашего сегодняшнего урока «Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи», как вы думаете, какую цель мы можем поставить сегодня на урок? - Молодцы, ребята. Также мы повторим как правильно переносить слова, повторим прямое и переносное значение слов. | - Молния - Это явление природы. - Молния (застёжка) - Многозначные - Научиться различать многозначные слова и употреблять их в речи. | Регулятивные: Ведется подводящий диалог между учителем и учащимися; создается проблемная ситуация. Побуждает к осознанию темы урока. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока |
Изучение новой темы (15 мин) | - И начнём наше знакомство с многозначными словами со слова «молния». - Ребята, придумайте предложение со словом «молния». И скажите, в каком из трёх значений было использовано слово «молния» в вашем предложении. - Теперь запишем под диктовку первое предложение. На следующей строчке с красной строки с какой буквы? «На улице сверкает яркая молния» - В конце предложения ставим? - Сколько слов в нашем предложении? - Кристина, выйди к доске и нарисуй схему нашего предложения. - Поднимите руку, кто согласен с Кристиной. - Теперь запишем следующее предложение. На следующей строчке с красной строки, записываем с заглавной буквы: «На джинсах сломалась молния» - В коне предложения ставим точку. - Сколько слов в нашем предложении? - Саша, нарисуй схему нашего предложения. - Кто согласен с Сашей, поднимите руку. - Ребята, посмотрите на доску. Вася, прочитай первое предложение. - Что означает слово «железный»? - В прямом или переносном значении употребляется слово «железный»? - А если я скажу «У Миши железное здоровье»? - А в каком, прямом или переносном, значении употребляется это слово? - Хорошо. Теперь Даша прочитает нам следующее предложение. - Что означает ребята, выделенное слово? - А если я скажу: У Вали золотое сердце. Это значит какое у неё сердце? Золотого цвета? - Выражение «золотое сердце» употребляется в прямом или в переносном значении? - Хорошо. Молодцы. Прямое значение слова – это его основное значение, то есть то, что мы можем сразу представить. А переносное значение – это вторичное значение признака предмета. | На улице сверкает яркая молния. На джинсах сломалась молния. - С заглавной. - Точку 5 слов. - 4 - Железный гвоздь - из твёрдого металла, железа. - в прямом - Это значит, что у него очень крепкое здоровье, сильный иммунитет - в переносном - Золотое кольцо - что оно драгоценно, сделано из редкого золотого металла - Нет. Это значит, что она добрая, отзывчивая, благородная. - в переносном | Регулятивные: Стимулирование исследовательской деятельности. Познавательные: Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Привлечение жизненного опыта к ответам на поставленные вопросы. Личностные: Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Физ.минутка (1 мин) | Буратино потянулся, - Ребята, кто мне скажет, почему я выбрала сегодня такую физ.минутку? - А какой ключ искал Буратино? Такой? (Показывает гаечный ключ) (Приспособление для отвинчивания или завинчивания, откупоривания, приведения в действие механизма) - А может такой?(Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот) - А такой? (Вытекающий из земли источник, родник) - Или всё-таки такой? (Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка) - Видите, ребята, сколько много значений у одного слова. И не каждый может пригодиться Буратино, а лишь только один. | - Потому что Буратино искал ключ. Ключ – это многозначное слово. - Нет - Нет - Нет - Да | Личностные: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Здоровье сберегающая деятельность. |
Закрепление изученного (8 мин) | - Ребята, посмотрите, перед вами лежат листочки. На них изображены предметы. Ваша задача, распределить по парам предметы. Соедините предмет левой колонки с правой колонкой. - Первый предмет сделаем вместе. Какой предмет у нас изображен первым? - Верно. Лук – огородное или дикорастущее растение с острым вкусом и съедобными трубчатыми листьями. - Теперь взгляните, что у нас изображено в правой колонке. Как вы думаете, какая пара у этой картинки? Какой предмет мы можем называть «лук» с правой колонки? - Теперь проверяем, как вы справились. (ЛИСТЫ - КНИГИ ИЛИ ТЕТРАДИ и ЛИСТЫ – ЛИСТЫ С ДЕРЕВЬЕВ ) (ЗВЕЗДА- МОРСКАЯ ЗВЕЗДА- ИГОЛЬЧАТОЕ ЖИВОТНОЕ и ЗВЕЗДА- ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА) - А ещё какие значения слова «звезда» вы знаете? - Придумайте предложение со словом «звезда», так чтобы у каждого это слово имело разные значения. Дополнительно: - Задание в парах.
Голова, село, осень, замок, лист, щука.
Лес – ок, по – лянка, шляп - ка, и – юль, ле – то, ёж – ик.
Стояла тёплая осень. Алёша пошёл в лес за грибами. Вот пень. Там рос большой гриб. Это был опёнок. | - Лук - Лук – ручное оружие для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой. - ЗВЕЗДА- ЗНАМЕНИТЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ ЧЕЛОВЕК ЗВЕЗДА- НЕБЕСНОЕ ТЕЛО, НОЧЬЮ ВИДИМОЕ КАК СВЕТЯЩАЯСЯ ТОЧКА - Ночью в небе светила яркая звезда - Сегодня наш город посетила популярная звезда. - Я увидел морскую звезду. - Сегодня я нарисовала звезду. - го-ло-ва, се-ло, за-мок, щу-ка. Ле-сок, июль, ёжик. - осень, лес, вот, пень, там, рос, гриб, это, был. | Познавательные: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Регулятивные: Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. |
Подведение итогов (2 мин) | - Ребята, какова была тема нашего урока? - Мы учились использовать многозначные слова в речи устно или письменно? - Чем ещё мы сегодня занимались на уроке? - Кому было сложно сегодня на уроке, честно поднимите руку? - В чём именно было сложно? - Ребята, если у вас возникли такие сложности, не расстраивайтесь. Такая проблема возникает, потому что у вас ещё маленький запас слов. Чем больше вы будете читать литературные произведения, тем больше будете узнать слов и понимать их значение - Поднимите руку, кому понравился сегодняшний урок. - Спасибо, ребята вам за урок! | - Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи. - Устно - Повторили правила переноса слов. Повторили прямое и переносное значение слов. Писали под диктовку. - Понять, что это многозначное слово | Регулятивные: Формирование умения обобщать знания, делать вывод. Личностные: Самооценка учащихся: осознание своих возможностей в учении; формирование способности адекватно судить о своих возможностях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"
Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...
Разработка урока по русскому языку по теме "Многозначные слова" 2 класс по системе Занкова.
Данная разработка урока формирует умение учащихся выделять в предложениях и в текстах днозначные и многозначные слова....
План - конспект открытого урока по русскому языку "Повторяем корень слова" ("Школа 2100", 1 класс)
План - конспект урока русского языка по ФГОС...
План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Тип урока: закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...
Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Однозначные и многозначные слова"
Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Что могут обозначать слова в речи?Многозначные и однозначные слова. Исследовательская работа по картинке....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме " Слова с безударными гласными в корне слова. Обобщение"
План-конспект содержит технологическую карту....