План-конспект урока по русскому языку на тему: "Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Афлятунова Кристина Александровна

Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.Нижневартовск

Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная школа XXI века", 1 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА  

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи.

Класс: 1 класс

Учитель: Афлятунова Кристина Александровна

Нижневартовск

  1. Тема урока (из тематического плана).

Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи.

  1. Цель, задачи урока:

Формировать умение употреблять многозначные слова в речи.

Задачи:

  1. Создать условия для сочинения предложений с многозначным словом, повторить правила переноса слов;
  2. Развивать умение писать под диктовку;
  3. Содействовать повышению интереса к изучению русского языка, развитию умений работать в паре.

     3. Тип урока (в тематическом плане) – комбинированный урок.

4. Оборудование урока (ТСО, наглядности): карточки для работы в парах, индивидуальные карточки, картинки, презентация.

Этапы урока, дозировка времени

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент (2 мин)

Прозвенел звонок сейчас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.

Поприветствуем гостей.
Вижу: класс мой - хоть куда!
Мы начнём урок русского языка.

- Ребята, сейчас садимся тихо, аккуратно, как пушинки и покажите мне и нашим гостям как красиво вы умеете сидеть. Какие вы ученики.

(Выполняют поручение учителя.)

Регулятивная:

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Актуализация опорных знаний (4 мин)

- На прошлых уроках вы отрабатывали умения переносить слова. Я хочу посмотреть, как вы научились это делать.

- Но для начала, отгадаем загадки.

(Весь день за мной шагала, а в темноте пропала..)

(Сладок, нежен и воздушен.
Он порою всем вам нужен.
Ни одно ведь торжество
Не проходит без него.)

(Вставь в замочек, поверни.
Дверь любую отопри
Ростом мал, но так могуч.
Называется он…)

- Посмотрите внимательно на эти слова. Что в них общего? Что вы в них видите? Какие они?

- Что означает «односложные», Яша?

- Вспомните, ребята, как мы обычно переносим слова?

- А если у нас в этих словах один слог, то, как мы будем переносить эти слова, Вася?

- Посмотрите внимательно на доску. Даша, прочитай нам слова, которые написаны на доске.

- Первое слово у нас «урок». Сколько в нём гласных?

- Значит сколько слогов?

- Назовите мне их!

-  Можем ли мы перенести это слово?

- Почему нет? Оно ведь не односложное, у нас два слога.

- Следующее слово «орех». Саша, скажи, сколько слогов в этом слове?

- Как мы можем перенести это слово?

- Следующее слово: «Юлия». Максим, сколько у нас гласных в этом слове?

- А сколько слогов?

- Назови их.

- Можем ли мы перенести это слово?

- Почему?

- Молодцы ребята, вы справились с заданием. Действительно. Нельзя переносить одну букву на другую строку, в то же самое время нельзя оставлять одну букву на строке.

- Тень

- Торт

- Ключ

- 1 гласный, значит один слог, односложные

- Что в этих словах один слог.

- По слогам

- Они не переносятся

- Урок, орех, Юлия

- Две

- Два

- «У» и «рок»

- Нет

- Потому что мы не можем оставить одну букву на строке.

- Два

- Мы не можем перенести это слово, потому что мы не можем оставить одну букву на строке.

- 3

- 3

- «Ю», «ля», «я»

- Нет

- Потому что мы не можем оставить одну букву на строке и нельзя переносить одну буку на другую строку.

Познавательные:

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Минутка чистописания (2 минуты)

- Сейчас ребята, у нас минутка чистописания. Открываем тетради. Отступаем две клеточки вниз. Пишем сегодняшнее число. Какое?

- Пишет красиво тот, кто правильно сидит. Покажите мне, как нужно правильно сидеть во время письма.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья от вас не скрою,

ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

- Ребята! Сегодня на минутке чистописания мы обратим внимание на соединения букв  мл  и  ия.

Как называем мы такие соединения? Кто вспомнит?

- Пропишите эти сочетания букв в свои тетрадях чередуя до конца строчки. Теперь выделите в круг то сочетание букв, которое на ваш взгляд у вас сегодня получилось лучше всего.

- Теперь ребята посмотрите на рисунки. Сафийка, скажи, что изображено на этих картинках.

- В каком из слов, которые произнесла Сафийка, встретились все наши соединения, которые мы сегодня прописывали на минутке чистописания?

- Пропишите это слово на следующей строке, красиво и аккуратно, особо следя за написанием нижних соединений букв.

-  23 апреля.

(Открывают тетради)

- Нижние соединения

- молния, малина, авария

- Молния

Регулятивная:

Формирование правильного письма букв, работа над каллиграфией.

Физ.минутка (1 мин)

А теперь мы с вами встанем и немножко дадим пальчикам отдохнуть. Ко мне выходят Ангелина и Егор. Смотрите, как они будут выполнять упражнение.

Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Ну, а этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

(повторяют три раза)

Личностные:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Здоровье сберегающая деятельность.

Целеполагание (5 мин)

- Ребята, посмотрите на эти рисунки. Что изображено на первом рисунке?

- А что такое молния?

- А на втором?

- Верно ребята: 1- мгновенная яркая вспышка в небе во время грозы. 2 – Быстро задёргивающаяся застёжка.

- Также «молния» можно назвать особо срочную телеграмму.

- Смотрите, одно слово «молния», а несколько значений. Как вы думаете, как можно назвать такие слова.

- Да, действительно, Слова, которые имеют много значений называются многозначными.

- Тема нашего сегодняшнего урока «Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи», как вы думаете, какую цель мы можем поставить сегодня на урок?

- Молодцы, ребята. Также мы повторим как правильно переносить слова, повторим прямое и переносное значение слов.

- Молния

- Это явление природы.

- Молния (застёжка)

- Многозначные

- Научиться различать многозначные слова и употреблять их в речи.

Регулятивные:

Ведется подводящий диалог между учителем и учащимися;

создается проблемная ситуация.

Побуждает к осознанию темы урока.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Изучение новой темы (15 мин)

- И начнём наше знакомство с многозначными словами со слова «молния».

- Ребята, придумайте предложение со словом «молния». И скажите, в каком из трёх значений было использовано слово «молния» в вашем предложении.

- Теперь запишем под диктовку первое предложение. На следующей строчке с красной строки с какой буквы?

«На улице сверкает яркая молния»

- В конце предложения ставим?

- Сколько слов в нашем предложении?

- Кристина, выйди к доске и нарисуй схему нашего предложения.

- Поднимите руку, кто согласен с Кристиной.

- Теперь запишем следующее предложение. На следующей строчке с красной строки, записываем с заглавной буквы: «На джинсах сломалась молния»

- В коне предложения ставим точку.

- Сколько слов в нашем предложении?

- Саша, нарисуй схему нашего предложения.

- Кто согласен с Сашей, поднимите руку.

- Ребята, посмотрите на доску. Вася, прочитай первое предложение.

- Что означает слово «железный»?

- В прямом или переносном значении употребляется слово «железный»?

- А если я скажу «У Миши железное здоровье»?

- А в каком, прямом или переносном, значении

употребляется это слово?

- Хорошо. Теперь Даша прочитает нам следующее предложение.

- Что означает ребята, выделенное слово?

- А если я скажу: У Вали золотое сердце. Это значит какое у неё сердце? Золотого цвета?

- Выражение «золотое сердце» употребляется в прямом или в переносном значении?

- Хорошо. Молодцы. Прямое значение слова – это его основное значение, то есть то, что мы можем сразу представить. А переносное значение – это вторичное значение признака предмета.

На улице сверкает яркая молния.

На джинсах сломалась молния.

- С заглавной.

- Точку

5 слов.

- 4

- Железный гвоздь

- из твёрдого металла, железа.

- в прямом

- Это значит, что у него очень крепкое здоровье, сильный иммунитет

- в переносном

- Золотое кольцо

- что оно драгоценно, сделано из редкого золотого металла

- Нет. Это значит, что она добрая, отзывчивая, благородная.

- в переносном

Регулятивные:

Стимулирование исследовательской деятельности.

Познавательные:

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

Привлечение жизненного опыта к ответам на поставленные вопросы.

Личностные:

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Коммуникативные:

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Физ.минутка (1 мин)

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.

- Ребята, кто мне скажет, почему я выбрала сегодня такую физ.минутку?

- А какой ключ искал Буратино? Такой? (Показывает гаечный ключ) (Приспособление для отвинчивания или завинчивания, откупоривания, приведения в действие механизма)

- А может такой?(Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот)

- А такой? (Вытекающий из земли источник, родник)

- Или всё-таки такой? (Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка)

- Видите, ребята, сколько много значений у одного слова. И не каждый может пригодиться Буратино, а лишь только один.

- Потому что Буратино искал ключ. Ключ – это многозначное слово.

- Нет

- Нет

- Нет

- Да

Личностные:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Здоровье сберегающая деятельность.

Закрепление изученного (8 мин)

- Ребята, посмотрите, перед вами лежат листочки. На них изображены предметы. Ваша задача, распределить по парам предметы. Соедините предмет левой колонки с правой колонкой.

- Первый предмет сделаем вместе. Какой предмет у нас изображен первым?

- Верно. Лук – огородное или дикорастущее растение с острым вкусом и съедобными трубчатыми листьями.

- Теперь взгляните, что у нас изображено в правой колонке. Как вы думаете, какая пара у этой картинки? Какой предмет мы можем называть «лук» с правой колонки?

- Теперь проверяем, как вы справились.

(ЛИСТЫ -  КНИГИ ИЛИ ТЕТРАДИ и ЛИСТЫ – ЛИСТЫ С ДЕРЕВЬЕВ )

(ЗВЕЗДА-  МОРСКАЯ ЗВЕЗДА- ИГОЛЬЧАТОЕ ЖИВОТНОЕ и ЗВЕЗДА-  ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА)

- А ещё какие значения слова «звезда» вы знаете?

- Придумайте предложение со словом «звезда», так чтобы у каждого это слово имело разные значения.

Дополнительно:

- Задание в парах.

  1. Раздели слова для переноса:

Голова, село, осень, замок, лист, щука.

  1. Найди слова, которые разделили слова для переноса неправильно, раздели их верно:

Лес – ок, по – лянка, шляп - ка, и – юль, ле – то,   ёж – ик.

  1. Найди в тексте слова, которые нельзя переносить:

Стояла тёплая осень. Алёша пошёл в лес за грибами. Вот пень. Там рос большой гриб.  Это был опёнок.

- Лук

- Лук – ручное оружие для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой.

- ЗВЕЗДА- ЗНАМЕНИТЫЙ ПОПУЛЯРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

ЗВЕЗДА-  НЕБЕСНОЕ ТЕЛО, НОЧЬЮ  ВИДИМОЕ КАК СВЕТЯЩАЯСЯ ТОЧКА

- Ночью в небе светила яркая звезда

- Сегодня наш город посетила популярная звезда.

- Я увидел морскую звезду.

- Сегодня я нарисовала звезду.

- го-ло-ва, се-ло, за-мок, щу-ка.

Ле-сок, июль, ёжик.

- осень, лес, вот, пень, там, рос, гриб, это, был.

Познавательные:

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные:

Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

Подведение итогов (2 мин)

- Ребята, какова была тема нашего урока?

- Мы учились использовать многозначные слова в речи устно или письменно?

- Чем ещё мы сегодня занимались на уроке?

- Кому было сложно сегодня на уроке, честно поднимите руку?

- В чём именно было сложно?

- Ребята, если у вас возникли такие сложности, не расстраивайтесь. Такая проблема возникает, потому что у вас ещё маленький запас слов. Чем больше вы будете читать литературные произведения, тем больше будете узнать слов и понимать их значение

- Поднимите руку, кому понравился сегодняшний урок.

- Спасибо, ребята вам за урок!

- Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи.

- Устно

- Повторили правила переноса слов. Повторили прямое и переносное значение слов. Писали под диктовку.

- Понять, что это многозначное слово

Регулятивные:

Формирование умения обобщать знания, делать вывод.

Личностные:

Самооценка учащихся:

осознание своих возможностей в учении; формирование способности адекватно судить о своих возможностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"

Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...

Разработка урока по русскому языку по теме "Многозначные слова" 2 класс по системе Занкова.

Данная разработка урока формирует умение учащихся выделять в предложениях и в текстах днозначные и многозначные слова....

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...

Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Однозначные и многозначные слова"

Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Что могут обозначать слова в речи?Многозначные и однозначные слова. Исследовательская работа по картинке....