Русский язык. 2 класс. Тема: Состав слова. Корень.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Сапожникова Наталья Вячеславовна

 Данный урок разработан по программе 2 класса с использованием учебника "Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. О.В.Пронина. Русский язык. 2 класс."

Усвоение учащимися  понятия "родственные слова", умение находить и подбирать однокоренные слова через организацию групповой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova._koren._2_klass.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Состав слова. Корень. (2 класс)

Образовательные задачи:

обучающие  - обеспечить усвоение учащимися понятия родственных слов, умения находить

однокоренные  слова;

развивающие - развивать познавательные умения,  самостоятельность, инициативу; учить

работать в группе;

воспитательные - воспитывать  мотивы учения, добросовестное  отношение  к труду.

Ход урока:

I . Организационный момент.

А) Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что

сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Успехов вам и удач!

Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?  (высказывания учеников)

… А чтобы урок оказался именно таким, зависит от нас с вами.

Б) Запись в тетрадях  даты.

II.  Разминка.

Урок с игры я начинаю,

Всех в части речи превращаю.

  1. Игра «Минутка»

За одну минуту записать как можно больше слов:

                         1 ряд     -      имена существительные

                         2 ряд      -     имена прилагательные  

                         3 ряд       -     глаголы

  1. Проверка  –  фронтальный опрос по рядам.

Почему эти слова имена существительные (имена прилагательные, глаголы)? Докажите.

III.  Словарная работа.  Целеполагание.

1.Части речи вспомнили. А еще нужны нам и правила правописания.  Словарная работа – комментированное письмо.

Русский, девочка, у Маши , тетрадь, тетрадка, морозный, звонит, однажды, к воробью, звонят.

2.  - Какие части речи записали?

-Составьте устно предложения с записанными словами.

3. - Чем интересны слова «тетрадь, тетрадка»? (Они однокоренные)

- какие слова называются однокоренными словами?

- Сколько  групп однокоренных слов встретилось? (Две)

-Назовите однокоренные слова и  их корень.

- Что нужно сделать, если затрудняешься определить корень в слове?

4. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой «Состав слова. Корень» и будем учиться подбирать однокоренные слова.

IV.  Проверка  домашней работы. (Упражнение № 118)

- Сколько групп однокоренных слов нашли?  (Две)

- Прочитайте. Назовите корень.

                              лист

                             листок

                            листочек

                            листопад

                           корень  - лист

хвостик

хвостатый

хвост

корень  - хвост

- Прочитайте слова, состоящие только из корня.  (Лист, хвост)

-Внимание! Слово  «листопад». Чем оно интересно? (2 корня)

V.  Актуализация опыта учащихся.

  1. Работа по вариантам.

Подобрать и записать однокоренные слова  к слову пар(   вариант), звон (   вариант)

(2 ученика работают у доски)

пар

парить

паровой

парилка

паровоз

звон

звонить

звонарь

звонкий

звонишь

  1. Творческая игра «Найдите друзей»

Работать будете группой. За быстроту исполнения, за правильность получите жетон.

Задание:

Прочитайте слова. Определите часть речи. От данных слов образуйте однокоренные слова, запишите на лист ответов.

                      I группа - лень

                      II группа - боль

                       III группа - соль

                       IV группа – ночь

   I группа – лень , ленивый, лениться, лентяя

   II группа – боль, болеть, больной, больничный

   III группа – соль, солить, соленый, пересолить

   IV группа – ночь, ночник, ночевать, ночевка

VI. Физминутка

VI I. Закрепление.

  1. Работа по учебнику. И вновь работа в группе. Жетон получит та группа, чьи участники выполнят всю работу  и в срок.

Стр. 76 упр. 120

 - Сколько групп однокоренных слов?

- Прочитайте группу слов и назовите лишнее.

                                       хлеб

                                       хлебный

                                       хлебушек

хрусталь

хрустальный

хрусталик

- Почему это слово (хрустеть) лишнее?

       2) Устная работа.

     Колокол, колодец, колокольчик, колотить, колоть.

     - Прочитайте слова. Можно ли сказать, что эти слова однокоренные? Почему?

       3) Сделайте вывод о том, какие же слова называются однокоренными.

           А теперь прочитайте правило на стр. 77.

          Дайте оценку тому, как вы сами сделали вывод.

VII I .Домашнее задание: стр.77 – правило, упр. 122

IХ.  Игра «Кто больше»

Из частей составить слова.

       УШК

            А

    ВНУЧ

        К

      ИК

      УШК

 

     СНЕГ

    КОРМ

       

          и

     

      И

        ник

      ДЕД

 

      снеж

     А

                                   под   снеж  ник  и

                                  снег   ов    ик

                                  корм    ушк   а

                                  дед    ушк      а

                                  внуч   к    а

- Есть ли однокоренные слова?

Х.  Итог урока. Оценивание.

Подведем итоги. Оцените работу группы и свою на оценочных листах.

Группа № 1

Фамилия,   имя  ученика

Оценка

ученика

Самый активный ученик

Оценка работы

группы

1

2

3

4

5

6

Подсчет жетонов. Награждение победителей и участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....

Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"

Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Состав слова. Корень.

Цель: расширить знания детей о составе словаТип урока: Урок освоения новых знаний...

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Состав слова. Корень.

Тема: Состав слова. Корень.Цель: расширить знания детей о составе словаТип урока: Урок освоения новых знаний...