урок по русскому языку,3 класс,тема "Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок по теме : "Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе".,3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл состав слова28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе.»

Цели: 1. Познакомить детей с понятием «состав слова», «приставка», «суффикс».

            2. развивать умение работать в группах, разбирать предложения по членам предложения, умение работать со словарными словами.

           3. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование: Картинки сказочных героев( царь Ход и Пар), деревья для самостоятельной работы.

                                             Ход урока:

1.ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

  - Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица и думаю, что сегодняшний день принесёт радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

  - Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ:

  - Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству и узнаем из каких частей состоит слово, познакомимся с понятием «состав слова», «приставка», «суффикс». Будем учиться находить приставку и суффикс  в словах.

  - Я думаю, нам придётся многому удивиться!

  - А какой звук произносят, когда удивляются?

3. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

  Вот поэтому мы вспомним , как пишется строчная буква  о и нарисуем волшебные очки.

     ОООООО

  - Какой звук обозначает буква о?

  - Опишите его.

4.СЛОВАРНАЯ РАБОТА

 - Волшебные очки мы нарисовали, но попасть в грамматическое царство они помогут тогда, когда мы выполним словарную работу. Оденьте очки!

 При помощи карточек вставим пропущенные буквы.

 Ко..екция, п.мидор, ур.жай, м.лина, ж.лтый, д.рога, п.года.

-Запишите слова, в которые вставили букву О.

- Молодцы! Словарную работу мы выполнили, можно войти в орфографическое царство.

  Слушаем сказку:

  -Не далеко, не близко, не высоко, не низко, за бумажными горами, карандашными лесами жил-был царь, по- имени Пар (картинка). И было у него много волшебных шляп. Надевал он шляпу –ок- и превращался в ласковый парок.

  -А если надевал шляпу –ищ-, становился злющим парищем. Отчего врагам нечем было дышать и они убирались восвояси. Запишите слова в тетрадь.

   ПАР  ПАРОК   ПАРИЩЕ

  -Какие слова записали?

  -Докажите, что это слова однокоренные.

 - Выделим корень –пар-

ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ, НАЗЫВАЕТСЯ СУФФИКСОМ.

При помощи суффикса образуются новые слова. Суффикс вносит в слово новое значение. Выделяется так:

 - Назовите суффиксы в словах пар, парок, парище.

Прочитаем правило о суффиксе в учебнике.

ИТОГ: - Итак, что такое суффикс?

Был у царя Пара младший брат ХОД, молодой, удалой, такой, что ни в сказке сказать, ни пером описать(картина).

И было у этого царя много слуг, да не прислужников, а разных мастеров. Особенно ХОД

 Ценил сапожника, который таких сапог ему нашил, что во всём свете не сыскать, на все случаи жизни. Вот решил царь в лес сходить, надел сапоги –С- и быстро в лесу оказался. Долго бродил по лесу и заблудился. Вдруг из чащи разбойники. Что делать? Переодел сапоги –С- на сапоги – У- и быстро убежал, на пути река. И опять сапоги выручили. На дел ХОД сапоги –пере- и преодолел препятствие.

 

 Запишите в тетрадь:

  Ход, сход, уход, переход.

Части слова : -с, вы, пере, за, при- приставки. Они стоят перед корнем и служат для образования новых слов.     Выделяются так:

- Назовите приставки в этих словах .

А теперь прочитаем правило о приставке.

ИТОГ: - Что такое приставка? Суффикс?

5 ФИЗМИНУТКА

 Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише-тише-тише.

Деревцо всё выше-выше!

6.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

И вот раз налетел на орфографическое царство, грамматическое государство ураган.

С двух деревьев он сорвал листья и разбросал их по поляне. Угадайте, с какого дерева листья. Я немного подскажу: На первом дереве листья, на которых слова с приставками. На втором , слова с суффиксами.

Полёт                              городок

Слёт                                 домище

Перелёт                         котище

Отлёт                              грибок ( запись сразу)

- Почему это слово нужно записать в первый столбик?

- Что такое приставка?

- Почему это слово нужно записать во второй столбик?

 - Что такое суффикс?

ИТОГ:- Какие слова записывали в первый столбик?

            - Что такое приставка?

            - Какие слова записывали во второй столбик?

            - Что такое суффикс?

 Чтобы правильно составлять и записывать слова с приставками и суффиксами, поиграем в игру « Составь слово». По вариантам.

ХОД(при,у, по, пере вы,за, при)

Рыба, дуб, ключ( ушк,ок, ышк, ик,ек,к)

Проверка: 1 вариант: -Какие слова составили? –Что использовали? Что такое приставка?

                     2 вариант: -Какие слова использовали? – Что использовали при образовании новых слов? –Что такое приставка?

Д/з: Чтобы вы не забыли, по каким законам живут жители грамматического царства, орфографического государства, вам надо эти законы выучить.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие о приставке и суффиксе

Цели урока:Ознакомить со словообразовательной ролью приставки и суффиксов в русском языке;Развитие умения выделять приставку и суффикс в слове;Закреплять умения распознавать и подбирать однокоренные с...

Урок русского языка во 2 классе "Общее понятие об однокоренных ( родственных словах)"

Урок проведен во 2 классе по программе "Школа России" с использованием мультимедийной презентации....

Конспект урока по русскому языку . 2 класс. ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»

Конспект урока по русскому языку . 2 класс.ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»...

Урок русского языка "Общие понятия о приставке и суффиксе", 2 класс (УМК "Гармония", Соловейчик)

Компект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Общие понятия о приставке и суффиксе"....

Общие понятия о приставке и суффиксе

Познакомить уч-ся  со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке; развивать умения выделять приставку и суффикс в слове....

Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".

Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....