Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку . 2 класс. ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

     

    Конспект урока по русскому языку . 2 класс.

    ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obshchee_ponyatie_ob_imeni_prilagatelnom.doc94 КБ
    Microsoft Office document icon prilozhenie.doc29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку . 2 класс.

    ТЕМА: « Общее понятие об имени прилагательном»

    ЦЕЛИ:

    - познакомить с понятием имя прилагательное;

    - обогащать речь учащихся употреблением прилагательных;

    - учить сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение;

    - вырабатывать навыки правильного письма.

    - ответить на вопрос урока, доказать значимость имен прилагательных,

    совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного, имени прилагательного, формировать навыки грамотного письма, воспитывать чувство коллективизма, умения работать совместно.

    I. ОРГМОМЕНТ

    - В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях.

    - А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку.

    Напишем сегодняшнее число. Но не классная работа, а исследовательская работа. Потому что сегодня на уроке мы займёмся исследованием.  Будем, как настоящие учёные что-то изучать и доказывать. В наше исследование  возьмём с собой карточки, которые называются «Лист контроля».  Каждую выполненную работу будем отмечать цветами светофора? Ну, что начнём?

    II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

    Минутка чистописания.

    -Сегодняшнее исследование начнём со словарного диктанта.

    Аккуратный, активный, трудолюбивый, самостоятельный, умный,любознательный, внимательный.

    Понимаете ли вы значения этих слов?

    Вот на сегодняшнем уроке все мы будем внимательными, активными, аккуратными, трудолюбивыми. И сами себе докажем, какие мы всё-таки умные. Вы согласны?

    На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают? Как их можно назвать, одним словом? ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.  

    Значит, что же мы будем сегодня исследовать? ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

    Давайте запишем в тетради слово прилагательное и сделаем СУО.

    при/ла/га/тель/но/е – 14 букв, 14 звуков, 6 слогов.

    А давайте я вам расскажу сказку о прилагательном. Потом вы мне сами ответите, что такое прилагательное.  Хорошо? ( приложение 1)

    А теперь ответьте, пожалуйста, что же такое прилагательное?

    Для чего же нужны имена прилагательные? (Для описания и уточнения предмета)

    Что именно уточняют имена прилагательные? (им. сущ.)

    Составление кластера.                                                                                    

    Вот и появился у нас на доске первый весенний цветок.

    УЭ – 1. Работа в блок-схеме.

    Продолжаем наше исследование. Перед вами карточки с заданиями. Прочитайте 1-ое задание и выполните его самостоятельно. Пропущенные буквы вставляем зелёной пастой или простым карандашом. Можно пользоваться словарями.

    № УЭ

    Цель учебного элемента

    Содержание УЭ

    Управление обучением

    УЭ – 1

    .

    - повторить знания об  имени существительном;

     - уметь находить имена прилагательные

    Х.  лодная, д.  лгожданная, солнце, т.  плое,  л.  сковое, г.  лубое, св.  тлое. б.  лый, т. мное.

    Работай самостоятельно.

    Выполни задание.

    - вставь пропущенные буквы;

    - проверь себя по словарю;

    - оцени себя по листу контроля.

    -что «лишнее», почему? на какие вопросы отвечают прил?

    ФИЗМИНУТКА для глаз ( слайд  )

    III. МОБИЛИЗУЮЩИЙ ЭТАП.

    Постановка темы и цели урока. УЭ – 2.

    Выполнение 2 задания. Работа в паре.

    № УЭ

    Цель учебного элемента

    Содержание УЭ

    Управление обучением

    УЭ – 2




    - учиться находить существительные среди других частей речи

    Зима, злится, солнце, небо, весна, прошла, снег,  начал таять.

    Работай в паре.

    Выполни задание.  

    - выпиши из данных слов только имена существительные  (или же подчеркни)

      Оцени товарища.

    - учиться ставить вопросы от существительного к прилагательным

    - учиться составлять предложения с данными словосочетаниями

    Работай с классом.

    Выполни задание.

    - устно к каждому существительному из УЭ – 2  подбери прилагательное  из УЭ – 1;

    - от существительных поставь вопрос к прилагательным

    - составь предложения.

    Оцени себя.

       Холодная зима злится. Наступает долгожданная весна. Светит тёплое, ласковое солнце. Небо светлое, голубое. Начал таять белый снег.

    Вывод: прилагательное делает предложение ярче и выразительнее.

    IV. ТЕМА УРОКА. Готовы к достижению целей?  Упражнения по теме урока. УЭ – 3.

    № УЭ

    Цель учебного элемента

    Содержание УЭ

    Управление обучением

    УЭ – 3

    - научить работать с  текстом

    -развивать  зрительную память

    Быстрыми шагами,

    К нам весна шагает

    Под её ногами.

    И сугробы тают


    К нам весна шагает

    Быстрыми шагами,

    И сугробы тают

    Под её ногами.



    Работай самостоятельно.

    Восстанови

    - текст

    -заучи и напиши по памяти

    - подчеркни прилагательные

    - угадай тему стихотворения

    Физминутка. ( просмотр картин и слушание весенней капели) прочитать стихи

     

    № УЭ

    Цель учебного элемента

    Содержание УЭ

    Управление обучением

    УЭ – 4

    - научить пользоваться именами прилагательными в речи

    -- учиться подбирать прилагательные  к существительным по вопросу, по смыслу.

    Ёлка.

       ель росла  в   лесу. С ветки на ветку прыгала    белка. Под   ёлкой бегали  зайцы, лисы и волки. Дятел угощался  её     шишками.

    Работай самостоятельно.

    -спиши текст, вставляя пропущенные слова

    - что они обозначают

    -подчеркни прилагательные волнистой линией

    Слова для справок: дремучем, рыжая, вкусными, высокая, зелёной.

           

    V.  ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ. Тест. УЭ – 5.

    № УЭ

    Цель учебного элемента

    Содержание УЭ

    Управление обучением

    УЭ – 5

    - показать знания, которые ты получил на уроке

    Тест

    1. Что обозначают имена прилагательные?

    а) предмет;

    б) действие предмета;

    в) признак предмета.


    2. На какие вопросы отвечают глаголы?

    а) что?кто?

    б) что делает?

    в) какой? какая? какое? какие?

    г) что делают?

    Работай самостоятельно.

    Выбери и подчеркни правильный ответ.

    VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

     (На отдельных листах для каждого ребенка) Чтобы у вас получилась интересная сказка, вставь любые имена прилагательные в любом порядке (из предложенного набора)

    На чудесной планете жил _______________________ и ______________________ человечек. У него были _______________________ глаза, _____________________ волосы, _______________________уши. Зато очень __________________________ характер. Домик у человечка был ________________________, крыша _________________. Возле домика сидели ________________ собачка, __________________ дракон и ______________страус. На дереве пела песню __________________________ муха. В лесу водился _____________ слон, _______________ёжик и _________________ ящерица. А _______________ черепаха возила человечка на прогулку.

    Набор прилагательных: клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, весёлый, сердитый, злой, мохнатый,, огромный, пушистый, лохматый, холодный, разноцветный, волшебный, прозрачный, бумажный, золотистый, носатый, красивый, хвостатый, зубастый, зеленый, шумный, ушастый, летучий, кривой, удивительный, странный, прелестный, чудесный, милый, кирпичный, колючий, громадный.

    VII. РЕФЛЕКСИЯ.

    Давайте теперь отметим своё отношение к уроку подснежниками. На доске две весенние поляны. Прикрепим свои подснежники на 1 поляну, если вам урок понравился.  Ну, а если нет, то прикрепляем на 2 поляну. Желательно бы, чтобы вы комментировали ваше отношение к уроку. Дали характеристику урока, т.е. применили прилагательные.

    БЛОК-СХЕМА ДЛЯ УЧЧИТЕЛЯ

    № УЭ

    Цель учебного элемента

    Содержание УЭ

    Управление обучением

    УЭ – 1

    .

    - повторить знания об  имени существительном;

     - уметь находить имена прилагательные

    Х.  лодная, д.  лгожданная, солнце, т.  плое,  л.  сковое, г.  лубое, св.  тлое. б.  лый, т. мное.

    Работай самостоятельно.

    Выполни задание.

    - вставь пропущенные буквы;

    - проверь себя по словарю;

    - оцени себя по листу контроля.

    -что «лишнее», почему? на какие вопросы отвечают прил?

    УЭ – 2




    - учиться находить существительные среди других частей речи

    Зима, злится, солнце, небо, весна, прошла, снег,  начал таять.

    Работай в паре.

    Выполни задание.  

    - выпиши из данных слов только имена существительные (пользуйся схемой на доске).

    Оцени товарища.

    - учиться ставить вопросы от существительного к прилагательным

    - учиться составлять предложения с данными словосочетаниями

    Работай с классом.

    Выполни задание.

    - устно к каждому существительному из УЭ – 2 подбери прилагательное  из УЭ – 1;

    - от существительных поставь вопрос к прилагательным

    - составь предложения.

    Оцени себя.

    УЭ – 3

    - научить работать с  текстом

    -развивать  зрительную память

    Быстрыми шагами,

    К нам весна шагает

    Под её ногами.

    И сугробы тают


    К нам весна шагает

    Быстрыми шагами,

    И сугробы тают

    Под её ногами.



    Работай самостоятельно.

    Восстанови

    - текст

    -заучи и напиши по памяти

    - подчеркни прилагательные

    - угадай тему стихотворения

    УЭ – 4

    - научить пользоваться именами прилагательными в речи

    -- учиться подбирать прилагательные  к существительным по вопросу, по смыслу.

    Ёлка.

       ель росла  в   лесу. С ветки на ветку прыгала    белка. Под   ёлкой бегали  зайцы, лисы и волки. Дятел угощался  её     шишками.

    Работай самостоятельно.

    -спиши текст, вставляя пропущенные слова

    - что они обозначают

    -подчеркни прилагательные волнистой линией

    Слова для справок: дремучем, рыжая, вкусными, высокая, зелёной.

    УЭ – 5

    - показать знания, которые ты получил на уроке

    Тест

    Работай самостоятельно.

    Выбери и подчеркни правильный ответ.

                   

    БЛОК-СХЕМА ДЛЯ УЧЕНИКА

    № УЭ

    Содержание УЭ

    Управление обучением

    УЭ – 1

    .

    Х.  лодная, д.  лгожданная, солнце, т.  плое,  л.  сковое, г.  лубое, св.  тлое. б.  лый, т. мное.

    Работай самостоятельно.

    Выполни задание.

    - вставь пропущенные буквы;

    - проверь себя по словарю;

    - оцени себя по листу контроля.

    -что «лишнее», почему? на какие вопросы отвечают прил?

    УЭ – 2




    Зима, злится, солнце, небо, весна, прошла, снег,  начал таять.

    Работай в паре.

    Выполни задание.  

    - выпиши из данных слов только имена существительные (пользуйся схемой на доске).

    Оцени товарища.

    Работай с классом.

    Выполни задание.

    - устно к каждому существительному из УЭ – 2 подбери прилагательное  из УЭ – 1;

    - от существительных поставь вопрос к прилагательным

    - составь предложения.

    Оцени себя.

    УЭ – 3

    Быстрыми шагами,

    К нам весна шагает

    Под её ногами.

    И сугробы тают


    Работай самостоятельно.

    Восстанови

    - текст

    -заучи и напиши по памяти

    - подчеркни прилагательные

    - угадай тему стихотворения

    УЭ – 4

    Ёлка.

       ель росла  в   лесу. С ветки на ветку прыгала    белка. Под   ёлкой бегали  зайцы, лисы и волки. Дятел угощался  её     шишками.

    Работай самостоятельно.

    -спиши текст, вставляя пропущенные слова

    - что они обозначают

    -подчеркни прилагательные волнистой линией

    Слова для справок: дремучем, рыжая, вкусными, высокая, зелёной.

    УЭ – 5

    Тест

    1. Что обозначают имена прилагательные?

    а) предмет;

    б) действие предмета;

    в) признак предмета.


    2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

    а) что? кто?

    б) что делает?

    в) какой? какая? какое? какие?

    г) что делают?

    Работай самостоятельно.

    Выбери и подчеркни правильный ответ.

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    1. КЛЮЧ

    Холодная,  долгожданная, солнце, тёплое,  ласковое, голубое, светлое, белый, тёмное,  длиннее.

    2. КАРТОЧКА

    К нам весна шагает

    Быстрыми шагами,

    И сугробы тают

    Под её ногами.

    3. карточка

    Ёлка.

             Высокая   ель росла  в дремучем   лесу. С ветки на ветку прыгала  рыжая   белка. Под зелёной  ёлкой бегали  зайцы, лисы и волки. Дятел угощался  её    вкусными  шишками.

    3. ТЕСТ

    1. Что обозначают имена прилагательные?

    а) предмет;

    б) действие предмета;

    в) признак предмета.

    2. На какие вопросы отвечают глаголы?

    а) что?кто?

    б) что делает?

    в) какой? какая? какое?какие?

    г) что делают?

    4. ЛИСТ КОНТРОЛЯ


    ЛИСТ КОНТРОЛЯ



    Карточка1  

    Карточка 2

    Карточка 3

    Карточка 4

    Тест



    Без ошибок – зеленый, 1-2 ошибки – желтый, более 2-ух ошибок – красный.

    Сказка об имени прилагательном.

    Однажды имена Прилагательные отправились в путешествие по всей замечательной стране Морфологии. Было лето. Кругом всё цвело и пело. К вечеру  друзья поднялись на высокую гору и увидели замок, построенный в строгом стиле из белого и чёрного мрамора.

    - Что за хозяева у этого мрачного замка? – спросили друг у друга удивленные друзья.

    Тут весёлые и нарядные Прилагательные вспомнили, что где-то здесь живут королева Имя Существительное и его величество Глагол.

    Путешественники постучали в ворота. Нужно было где-то заночевать. Стражники замка глаголы Держи и Хватай отпёрли тяжёлые ворота и впустили гостей.

    В это время Существительное и Глагол сидели в тронном зале у камина. Сюда позвали гостей. Друзья вошли в зал, где всё говорило о строгих вкусах хозяев.

    Весёлые Прилагательные неловко чувствовали себя в этом зале. Они рассказали о своём красивом королевстве, о том, какие у них ласковые и весёлые друзья.

    После ужина гостей разместили по спальням. Королева же попросила, чтобы Глагол остался – нужно поговорить.

    - Как-то скучно мы живем, никуда не выезжаем, ни с кем не поддерживаем дружеских связей. Ты привык только приказывать и действовать, а я лишь называю предметы. И так много-много лет подряд. Нас уважают соседи, понимая, что без нас стране Русского языка не обойтись, но и побаиваются. Детей у нас нет. Давай удочерим Прилагательное. Оно такое красивое и весёлое! – грустно говорило Существительное.

    Наутро, когда свежие и румяные гости шумно рассаживались за чаем, Существительное предложило Прилагательному поселиться вместе.

    После чая все пошли в сад.

    Прилагательное тут же принялось за свою любимую работу. Оно не могло не делать вокруг себя всё красочным и ярким. Это было доброе Прилагательное.

    Теперь уже цвели не просто розы, а прекрасные чайные розы, покрытые каплями прозрачной росы. Не просто дорога бежала, а широкая, покрытая желтым песком дорога бежала среди вечнозеленых растений.

    Замок преобразился. Весёлые птицы с ярким оперением щебетали кругом. Голубое небо стало ещё выше, легко дышалось.

    Счастливые друзья решили больше не разлучаться.

    С тех пор имена Существительные и Прилагательные дружно живут и работают в стране Морфологии. Прилагательные согласуются с именем Существительным в роде, числе и падеже. Можете себе представить, какая это дружба! Существительное старше, поэтому Прилагательное во всём соглашается с ним и не жалеет об этом.

    З

    Ж

    К

    З

    Ж

    К

    З

    Ж

    К

    З

    Ж

    К

    З

    Ж

    К

    Имя прилагательное

    Отвечает на вопросы какой?какая? какое? Какие?

    Часть речи

    Даёт описание предметам

    Дружит с существительным

    Обозначает признак предмета



    Предварительный просмотр:

     

                             

     Часть речи

    Отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

    Обозначает признак предмета

    Существительные и Прилагательные

     живут дружно

    Даёт описание предметам

    Имя

    прилагательное


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку по теме "Общее понятие о глаголе"

    Урок разработан в соответствии с программой по системе Л.В.занкова....

    Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие об имени существительном". 2 класс.

    Конспект урока разработан по программе Школа России для учащихся 2 класса....

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ". 2 КЛАСС

    Цели: ознакомить с признаками однокоренных слов.Задачи: формировать представление о родственных словах, о корне слова;- учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;- развиват...