Главные вкладки

    Общее понятие о приставке и суффиксе
    план-конспект урока русского языка (3 класс) на тему

    Цели урока:

    1. Ознакомить со словообразовательной ролью приставки и суффиксов в русском языке;
    2. Развитие умения выделять приставку и суффикс в слове;
    3. Закреплять умения распознавать и подбирать однокоренные слова;
    4. Совершенствование каллиграфического навыка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_po_teme.doc834 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Жиздринская средняя общеобразовательная школа №1»        Илюшкина Нэля Юрьевна

    Урок русского языка в 3 классе

     по теме:

    «Общие понятия о приставке и суффиксе»

    (УМК «Школа России)

                                                                                               Подготовила и провела

                                                                                               Учитель начальных классов

                                                                                                Илюшкина Нэля Юрьевна

    Цели урока:

    1. Ознакомить со словообразовательной ролью приставки и суффиксов в русском языке;
    2. Развитие умения выделять приставку и суффикс в слове;
    3. Закреплять умения распознавать и подбирать однокоренные слова;
    4. Совершенствование каллиграфического навыка

    1. Организационный момент.
    2. Минутка чистописания

    1. Повторить правила посадки при письме

             

    2. Показ учителем написания элементов

    3. Самостоятельное прописывание.

    1. Словарная работа (Слайд2)

    1 ученик работает у доски

    Учитель: Запишите отгадку, подчеркните букву, написание которой надо запомнить, поставьте ударение.

    - Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое (корова)

    - В огороде вырастаю,

        А когда я созреваю,

        Варят из меня томат,

        В щи кладут и так едят. (помидор)

    - За кудрявый хохолок

       Лису из норки поволок.

        На ощупь очень гладкая,

        На вкус как сахар сладкая. (морковь)

    - Дремучий лес к стеклу прирос,

       Нарисовал его …… . (мороз)

    1. Повторение пройденного материала

    Учитель: Какие слова называют однокоренные? (слова, у которых общее значение и общая часть, называют однокоренными или родственными.)

    Учитель: Подберите (устно) однокоренные слова к записанным.

    Учитель: Что такое корень? (общая часть всех родственных слов, в нём содержится значение слова)

    1. Изучение нового материала

    Учитель: Спишите слова (слайд 3)

    Бег – забег, побег, разбег, набег, пробег

    Ход – приход, поход, выход, вход, переход.

    - Выделите корень.(проверка слайд)

    - Сравните однокоренные слова по смыслу (слова имеют общее значение, Одинаковые по смыслу)

    - Есть ли разница между словами?

    - Отчего она зависит?(ответы детей)

    - Что помогло нам образовать новые слова? (ПРИСТАВКА)

    - Перед корнем есть приставка,

       Слитно пишется она,

       Ведь при помощи приставок

       Образуются слова.

    - Приставка обозначается значком

    Выделите в словах приставку.(слайд )

    Учитель: Что же такое приставка? (ЧАСТЬ СЛОВА)

                     - Где она стоит? (она стоит ПЕРЕД КОРНЕМ)

                     - Для чего служит в нашем языке? (служит ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ)

    Учитель: Делаем вывод: что такое приставка (план ответа на слайде 4)

    1. Что такое приставка
    2. Где стоит в слове?
    3. Для чего служит в нашем языке?

    Дети делают вывод:

    ПРИСТАВКА _ ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПЕРЕД КОРНЕМ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.

    Учитель: Сравните наш вывод с правилом на стр. 57.

    1. Упражнения для закрепления

    Упражнение 146 (с комментированием)

     - От слов ходить, летать образовать однокоренные слова с помощью приставок у-, в-, до-, от-, под-. Записать слова. Выделить корень и приставку.

    1. Физминутка (см.приложение) Слайд 5.
    2. Продолжение изучения нового материала.

    Учитель: Есть ещё одна часть слова, которая помогает образовывать новые слова – это СУФФИКС.

    - Запишите слова. Слайд 6.

    Дом, домишко, домик, домище.

    Учитель: Выделите корень.(проверка)

                    - Сравните слова по смыслу.

                    - Есть ли разница, отчего она зависит? (ответы детей)

                  - Что помогло образовать новые слова? (суффикс)

    Учитель: Какую работу выполняет суффикс? (ОБРАЗУЕТ НОВЫЕ СЛОВА)

                    - Где стоит суффикс? (ПОСЛЕ КОРНЯ)

                   -Суффикс обозначается значком

                - Выделите суффикс в словах.

              - Что же такое суффикс? (дети отвечают, пользуясь планом на слайде 7)

    СУФФИКС  -  ЭТО ЧАСТЬ СЛОВА, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ И СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫХ СЛОВ.

    - Сравните ваш вывод с правилом на стр.57

    VIII.Упражнения для закрепления

    Упражнение стр. 147

    (с комментированием по цепочке)

     - Образовать новые слова, используя суффиксы – ок или – ик. Написать слова. Выделить суффиксы.

    Сравнить слова без суффикса и с суффиксом. Какой оттенок внёс суффикс в смысл слова?

    1. Закрепление.

    Учитель: Итак, мы узнали ещё две части слова: приставку и суффикс.

                     - Что такое приставка? Для чего она служит в русском языке?

                    - Что такое суффикс? Для чего он служит в русском языке?

    - На прошлых уроках мы с вами говорили, что каждое слово обязательно что-то обозначает. Где скрыто значение слова?(в корне. Каждое слово обязательно имеет корень).

    Учитель: отдели от дерева ствол, ветки, а корень оставь – через некоторое время вырастет новое дерево. Оторви от дерева корень и дерево погибнет, потому что корень – самая главная часть. Так и в языке – отними у слова все части, а корень оставь, значит, слово живо, оно «обрастает» новыми приставками и суффиксами. Отнимем у него корень и слово перестанет существовать.

    А давайте попробуем вырастить дерево. Открывается слайд 8 .

    - Внизу даны корни слов. Ваша задача «обрастить» их суффиксами и приставками. Полученные слова записать. Выделить части слова.

    Должны получиться слова:

     Шумок, зашуметь, шумный. Звериный, зверюшка, зверёк, озвереть.

    Учитель: Какие части слова помогли нам образовать новые слова?

    1. Итог урока

    - С помощью, каких частей слова образуются новые слова?

    - Для чего служит окончание?

    - Для чего служит корень?

    - Может ли быть слово без корня?

                   XI. Домашнее задание.

    Упражнение 149. образовать от данных слов однокоренные слова с помощью суффиксов – ик или –к. Написать, выделить части слова.

    Правила стр. 57, 58.

    1. Выставление оценок.

    Приложение

    Физкультминутка

    Музыкальная тучка

    - Вы старались, вы писали

      И немножечко устали.

       Вверх поднимем наши ручки

       И дотянемся до тучки.

    (дети поднимают руки и потягиваются)

    - Уходи от нас скорей,

     Не пугай ты нас детей.

    (дети машут руками, прогоняя тучку)

     - Вот к нам солнышко пришло

       Стало весело, светло

    (дети поворачивают голову влево-вправо, вверх-вниз)

     - Громче, музыка, играй

    Нас на танец приглашай!

    (играет музыка, дети танцуют)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИСТАВКАХ И СУФФИКСАХ.

    Урок русского языка в 3 классе с использованием ИКТ....

    урок по русскому языку,3 класс,тема "Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе".

    Урок по теме : "Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе".,3 класс...

    "Знакомство с понятиями приставка и суффикс."

         На уроке дети работают с интерактивной доской SMART Board  (файлы в программе SMART Notebook). Используются различные виды группового взаимодействия, способствующие раз...

    УМК "Гармония" 2 класс Русский язык Конспект урока: Знакомство с понятием "приставка" и "суффикс".

    Сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную работу;В помощь учителю предлагается конспект урока и презентация....

    Урок русского языка "Общие понятия о приставке и суффиксе", 2 класс (УМК "Гармония", Соловейчик)

    Компект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Общие понятия о приставке и суффиксе"....

    Общие понятия о приставке и суффиксе

    Познакомить уч-ся  со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке; развивать умения выделять приставку и суффикс в слове....