ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИСТАВКАХ И СУФФИКСАХ.
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме

Михеева Наталья Николаевна

Урок русского языка в 3 классе с использованием ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК (3 класс)

ТЕМА: ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПРИСТАВКЕ И СУФФИКСЕ

ЦЕЛЬ:

  1. Познакомить уч-ся со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке;
  2. развивать умения выделять приставку и суффикс в слове, образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
  3. воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, нравственные качества.  

ХОД УРОКА

  1. ОРГМОМЕНТ
  2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА (СЛАЙД 1)
  1. Мы продолжаем путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. Сегодня мы узнаем, из каких еще частей состоит слово. Я думаю, нам придется многому удивиться. А какой звук произносят, когда удивляются? (О-о-о!)
  1. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
  1. Вот поэтому мы сегодня пропишем строчную букву о, и нарисуем волшебные очки, которые нам понадобятся в путешествии .

     4. СЛОВАРНАЯ РАБОТА (СЛАЙД 2)

  1. В начале нашего путешествие нам надо пройти через лес словарных слов. Угадайте какие слова спрятаны на деревьях, запишите их в рабочих тетрадях в столбик, выделяя опасные места:

Ягода - ягоды

    Берёза - берёзы

    Сорока - сороки

    Лисица - лисицы

    Медведь - медведи

   Осина – осины

  1. Образуйте от данных слов форму множественного числа. (СЛАЙД 3)
  2. Чем отличаются данные слова, как называется  часть слова, с помощью которой образовали форму множественного числа, для чего она служит?
  3. Составьте предложение, использовав два словарных слова, выпишите словосочетания.

5.АКТУАЛИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ (СЛАЙД 4)

  1. Двигаемся по тропинке дальше. Но на пути огромный камень с надписью: «…..- общая часть …….слов, в которой выражено их общее значение»
  2. Расшифруйте надпись, и дорога будет свободна.
  3. Первый кто нас встречает – это КОРЕНЬ со своим заданием: (СЛАЙД 5)

        Скоро зима. Замелькают в воздухе первые ….Теплым одеялом укроет …. землю. …….  метели заметут лесные тропы.

-Вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем -снег,

-снеж.

  1. Прочитайте текст. Назовите среди однокоренных слов имена существительные, имена прилагательные.

6.ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 6)

  1. С заданием справились, пора и отдохнуть.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ (СЛАЙД 7)

А) Знакомство с приставкой

  1. Ну что, идём дальше! О, да это же наша старая знакомая, мудрая сова!

Она опять приготовила нам задание: посадила она как-то раз маленький корешок –ход-, и выросло вот такое дерево, где вместо листьев слова.(приход, выход, переход, вход, поход)

  1. Как называются эти слова? Выделите в них корень.
  2. Как образовались данные однокоренные слова?
  3. Часть, которая стоит перед корнем, называется приставкой и обозначается вот таким значком.
  4. Значит что мы можем сказать о приставке? Затрудняетесь, тогда вот вам подсказка мудрой совы. (СЛАЙД 8)
  5. Давайте проверим по учебнику верный мы сделали вывод или нет. Откройте страницу 66 и прочитайте правило.
  6. А теперь выполним упр.№146 на с.67.

       Б). Знакомство с суффиксом (СЛАЙД 9)

  1. Вот и озеро, можно искупаться! Но захотите ли вы сами? Название озеро получило за волшебную воду. Окунув или побрызгав водой предметы, они становятся маленькими, уменьшаются в размерах..
  2. Давайте окунем в волшебную воду эти слова, что с ними станет?

 ( гриб-грибок, пень-пенёк, ключ-ключик,дом-домик).

  1. Запишите пары слов, выделите корень.
  2. Сейчас нам предстоит выполнить упр.№149 на с. 68.
  3. Как образовались новые слова? Эта часть слова, которая стоит после корня называется суффикс и обозначается вот таким значком.
  4. А сейчас прочитаем правило на с.67

      8.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

   А) Работа по карточкам

  1. Выпишите из стихотворения однокоренные слова, выделите корень.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

   Б). КРОССВОРД (Взаимопроверка) (СЛАЙД 10)

   

3.

4.

2.

1.

5.

1.Изменяемая часть слова.

2. Часть слова без окончания.

3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит

    для образования новых слов.

4. Часть слова, которая находится после корня и служит

    для образования новых слов.

5. Главная значимая часть слова, в которой заключено

   общее значение всех однокоренных слов.

В)  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

         Упр.145, с.67.

   9. ИТОГ УРОКА. (СЛАЙД11)

10.Домашнее задание. (СЛАЙД 12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Общее понятие о приставке и суффиксе

Цели урока:Ознакомить со словообразовательной ролью приставки и суффиксов в русском языке;Развитие умения выделять приставку и суффикс в слове;Закреплять умения распознавать и подбирать однокоренные с...

урок по русскому языку,3 класс,тема "Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе".

Урок по теме : "Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе".,3 класс...

Урок русского языка "Общие понятия о приставке и суффиксе", 2 класс (УМК "Гармония", Соловейчик)

Компект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Общие понятия о приставке и суффиксе"....

Общие понятия о приставке и суффиксе

Познакомить уч-ся  со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке; развивать умения выделять приставку и суффикс в слове....

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...