Урок русского языка "Общие понятия о приставке и суффиксе", 2 класс (УМК "Гармония", Соловейчик)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Марченко Елена Викторовна

Компект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Общие понятия о приставке и суффиксе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 класс УМК «Гармония».

ТЕМА: ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПРИСТАВКЕ И СУФФИКСЕ

ЦЕЛЬ: Познакомить уч-ся со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке; развивать умения выделять приставку и суффикс в слове.    

ХОД УРОКА

  1. ОРГМОМЕНТ
  2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
  • Мы продолжаем путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству. Сегодня мы узнаем, из каких еще частей состоит слово. Я думаю, нам придется многому удивиться. А какой звук произносят, когда удивляются? (О-о-о!)
  1. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
  • Вот поэтому мы сегодня пропишем строчную букву о, и нарисуем волшебные очки, которые нам понадобятся в путешествии .

     4. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

  • В начале нашего путешествие нам надо пройти через лес словарных слов. Угадайте какие слова спрятаны на деревьях, запишите их в рабочих тетрадях в столбик, выделяя опасные места:

Ягода - ягоды

    Берёза - берёзы

    Сорока - сороки

    Лисица - лисицы

    Медведь - медведи

   Осина – осины

  • Образуйте от данных слов форму множественного числа.
  • Чем отличаются данные слова, как называется эта часть слова, для чего она служит?
  • Составьте предложение, использовав два словарных слова, выпишите словосочетания.

5.АКТУАЛИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ

  • Двигаемся по тропинке дальше. Но на пути огромный камень с надписью: «…..- общая часть …….слов, в которой выражено их общее значение»
  • Расшифруйте надпись, и дорога будет свободна.
  • Первый кто нас встречает – это КОРЕНЬ со своим заданием:

        Скоро зима. Замелькают в воздухе первые ….Теплым одеялом укроет …. землю. …….  метели заметут лесные тропы.

-Вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем -снег,

-снеж.

  • Прочитайте текст. Назовите среди однокоренных слов имена существительные, имена прилагательные.

6.ФИЗМИНУТКА

  • С заданием справились, пора и отдохнуть.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

  1. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

А) Знакомство с приставкой

  • Ну что, идём дальше! О, да это же наша старая знакомая, мудрая сова!

Она опять приготовила нам задание: посадила она как-то раз маленький корешок –ход-, и выросло вот такое дерево, где вместо листьев слова.(приход, выход, переход, вход, поход)

  • Как называются эти слова? Выделите в них корень.
  • Как образовались данные однокоренные слова?
  • Часть, которая стоит перед корнем, называется приставкой и обозначается вот таким значком.
  • Значит что мы можем сказать о приставке? Затрудняетесь, тогда вот вам подсказка мудрой совы.
  • Давайте проверим по учебнику верный мы сделали вывод или нет. Откройте страницу 66 и прочитайте правило.

       Б). Знакомство с суффиксом

  • Вот и озеро, можно искупаться! Но захотите ли вы сами? Название озеро получило за волшебную воду. Окунув или побрызгав водой предметы, они становятся маленькими, уменьшаются в размерах..
  • Давайте окунем в волшебную воду эти слова, что с ними станет?

 ( гриб-грибок, пень-пенёк, ключ-ключик,дом-домик).

  • Запишите пары слов, выделите корень.
  • Как образовались новые слова? Эта часть слова, которая стоит после корня называется суффикс и обозначается вот таким значком.

      8.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

   А) Работа по карточкам

  • Выпишите из стихотворения однокоренные слова, выделите корень.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут снег снегурки.

   Б). КРОССВОРД (Взаимопроверка)

   9. ИТОГ УРОКА

3.

4.

2.

1.

5.

1.Изменяемая часть слова.

2. Часть слова без окончания.

3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит

    для образования новых слов.

4. Часть слова, которая находится после корня и служит

    для образования новых слов.

5. Главная значимая часть слова, в которой заключено

   общее значение всех однокоренных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие о приставке и суффиксе

Цели урока:Ознакомить со словообразовательной ролью приставки и суффиксов в русском языке;Развитие умения выделять приставку и суффикс в слове;Закреплять умения распознавать и подбирать однокоренные с...

Урок русского языка по теме: "Приставка и суффикс"

Используемые  современные приёмы и методики.При подготовке минутки чистописания и словарной работы использовала методику интеллектуального развития младших школьников Г.А. Бакулиной.Изучени...

Презентация к уроку русского языка по теме "Приставки и суффиксы"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме "Приставки и суффиксы".УМК "Перспектива"...

урок по русскому языку,3 класс,тема "Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе".

Урок по теме : "Состав слова. Общее понятие о приставке и суффиксе".,3 класс...

Презентация к уроку русского языка "Понятие о спряжении глаголов".4 класс

На уроке ребята знакомятся с I  и II спряжением глаголов. Определяют спряжение. Вспоминают пословицы....

Технологическая карта урока русского языка на тему : «Приставка и суффикс как значимые части слова»

Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления)Цель: закрепление знаний о роли суффиксов и приставок в словах.Задачи:Образовательная:-закрепить умения подбирать корень в слове;-за...