Главные вкладки

    УМК "Гармония" 2 класс Русский язык Конспект урока: Знакомство с понятием "приставка" и "суффикс".
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Азизян Лариса Николаевна

    Сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную работу;

    В помощь учителю предлагается конспект урока и презентация.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon obrazovanie_slov_s_pomoshchyu_pristavok.ppt2.62 МБ
    Файл konspekt_uroka.docx22.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    2 класс

    Слайд 2

    Я желаю тебе сегодня добра Ты желаешь мне сегодня добра Мы желаем друг другу добра Если тебе трудно, я тебе помогу!

    Слайд 6

    Проблема: *Какие существуют ещё части слова? * Как их обозначают? *Где они находятся в слове? * Для чего они служат?

    Слайд 12

    Отдохнём! Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись. И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

    Слайд 14

    * Какие существуют ещё части слова? * Как их обозначают? *Где они находятся в слове? * Для чего они служат?

    Слайд 15

    Шарада Корень мой находится в цене, В очерке найти приставку мне Суффикс мой в тетрадке , все встречаем Я и в дневнике стою, я и в журнале .



    Предварительный просмотр:

    Тема: Знакомство с понятиями «приставка» и «суффикс».

    Цели урока:

    • образовательные:
      сформировать понятие о приставках и суффиксах как частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную работу;
      продолжить работу по умению писать слова с изученными орфограммами; 
      находить и выделять приставки, суффиксы в словах;
    • развивающие
      развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания; 
      развитие мышления, внимания и речи учащихся;
    • воспитывающая
      воспитание у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.

    Тип урока - урок усвоения новых знаний.

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная, презентация. 

    Оборудование - учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. "К тайнам нашего языка", 2 класс; тетрадь-задачник №3 к учебнику;  проектор и экран; компьютер; презентация.

    Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

    Методические приемы:

    • рассказ учителя,
    • проблемные вопросы,
    • работа над новыми понятиями,
    • творческие задания,
    • практические упражнения.

    Педагогические технологии:

    • элементы технологии проблемного обучения,
    • элементы игровой технологии,
    • здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

    Ход урока

    1. Организационный момент

    – Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

    Мы рады приветствовать вас в классе
    Возможно есть классы и лучше и краше.
    Но пусть в нашем классе вам будет светло
    Пусть будет уютно и очень легко,
    Поручено нам вас сегодня встречать,
    Но начнем же урок, не будем зря время терять.

     Будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

    Слайд №2

     Итак, начнем наш урок.

    Откройте тетради, запишите число.

    1. Повторение

    Весна. Начался апрель. Пришла пора пробуждения природы. И первое, что нам бросается в глаза -деревья! Давайте сегодня на уроке посадим своё дерево. Вспомним, какие части есть у дерева.

    Д. Корень, ствол, ветки, листья.

    У. А какая часть самая главная?

    Д. Корень.

    У. Дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова.

    Слайд №3

    У нашего будущего дерева корень -уч-

    1. Минутка чистописания. 

    уч  уч  уч  

          2)  Словарная работа

    Слайд №4

    Чтобы оно выросло, надо ответить на вопросы:

    – Как с помощью этого корня называют вас?

    Д. Ученики.

    У.  Почему вас так называют?

    Д. Мы учимся.

    У. Как называют того человека, который учит?

    Д. Учитель.

    Запишите эти слова в тетрадь.

    Слайд №5

     Знаете ли вы другие слова с этим корнем? Назовите их. Запишите. Выделите корень.

    В тетрадях:

     Ученики, учимся, учитель, ученье, неученье, учить.

    – Какие это слова?

    Д. Однокоренные.

    У.  Почему их так называют?

    Д. У этих слов общий корень, они близкие  (родственные) по значению.

    У. Что такое корень?

    Д. Корень – это общая часть

    однокоренных слов.

    У. А кроме корня существуют ещё какие-либо части слов?

    1. Работа по теме урока

    1)Постановка проблемы

    Слайд  6.  - Какие существуют ещё части слова?

     - Как их обозначают?

    -  Где они находятся в слове?

    -  Для чего они служат?

    Чему тогда мы посвятим сегодняшний урок? Какую поставим цель?

    Д. Познакомимся с другими частями слова

        2)  Знакомство с другими частями слов.

    Слайд  7. Первыми  весенними цветами называют …  .

    Слайд 8.

    Почему их так называют?

    От какого слова оно образовалось?

     Слайд 9.

    Памятка о чередовании согласных в корне слова.

    Как правильно его записать?

    Вот как это слово пишется ( открываю доску, а там на магнитах  разрезанные части слова)

    ник

    снеж

    и

    под

     
    Слово рассыпалось на части. Помогите его собрать. А теперь запишите.

    Выделите окончание.  А что такое окончание? Для чего оно служит? Корень,…

    3) Знакомство со значением слов « приставка» и «суффикс».

     Кто из вас знает, как в русском языке называют оставшиеся части слов? А может вы ещё знаете почему им дали такое название? И знаете как их обозначают?

    4) Работа по учебнику.

    Стр. 94 упр. 510. Узнай о незнакомых частях слова

    Слайд 10.

    Давай те назовём и обозначим оставшиеся части слова.

    Слайд 11.

     На лепестках  подснежника – приставки.

    У. Образуйте с помощью этих приставок и  корня  -уч - новые слова. Запишите их на новой  строке. ( Дети выходят  и записывают по одному слову на доске).

    – Что такое приставка? Для чего она служит?

    Д. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

    У. Какие еще приставки вы знаете?

    Д.  от-, о-, в-, обо-, раз.

    У. Попробуйте составить с ними новые слова с корнем –уч-. Со всеми ли приставками можно составить слова?

    Д. Не со всеми.

    Слайд  12

    Физкультминутка

    Посмотрите на записанные и обозначенные части слов, и скажите, какие части слов остались не обозначенными.

    Д. Суффиксы.

    У. Что такое суффикс? Для чего он служит?

     Слайд 13

    4)Наблюдение над ролью приставок и суффиксов. Продолжение работы по учебнику.

            -  Стр.95 упр.511. Попробуй образовать несколько слов.

             -  Стр.95 упр. 512. Закончи слова и подбери к каждому из них противоположное по значению – антоним.

             -  Стр.95 упр. 513. Подумай над вопросом девочки.

    Домашнее задание:  - Уч. Стр 95, упр.514

    1. Подведение итогов.

    С какой проблемой мы столкнулись в начале урока?  (показывать на разрезанные части слова подснежники

    Слайд 14

    Справились мы с поставленной целью?

    Слайд  15

    – Ребята, отгадайте шараду.

    Корень мой находится в цене, 
    В очерке найти приставку мне 
    Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
    Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)


           
    Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Поднимите руки те, кто поставил бы себе «5»; «4»;

    Слайд 16

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

          со  Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода  ...

    Конспект урока открытия новых знаний по математике во 2 классе Тема урока: Знакомство с умножением.

    Цели:- Познакомить с понятием умножение, раскрыть смысл действия умножения. - Познакомить со знаком и записью действия умножения. - Развивать умение решать текстовые задачи. - Развивать...

    Конспект урока по предмету "Литературное чтение. Обучение грамоте" в 1 классе.Тема урока: "Знакомство с буквой Ю,ю"

    Урок открытия новых знаний. Используются технологии: системно-деятельностного подхода к обучению, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ...

    Урок математики. Тип урока: знакомство с новым материалом Тема: «Вычитание вида: 15- □».

    Урок разработан и проведен со слабослышащими  детьми во 2 классе. Учащиеся второй год обучаются по ФГОСам. Урок можно использовать и в общеобразовательных школах....

    Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

    Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...