Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс. Представлен на конкурс "Мой лучший урок" (сентябрь 2018 года)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс, с приложениями. Представлен на конкурс "Мой лучший урок" (сентябрь 2018 года)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 имени Адмирала Ушакова муниципального образования город-курорт Геленджик
Открытый урок русского языка
по теме:
«Правописание заглавной буквы Ж»
1 класс
Составила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 2 имени Адмирала Ушакова
Валуева Светлана Ивановна .
2017 г.
Предмет: русский язык.
Класс: 1
Тема: Правописание заглавной буквы Ж.
Цель: научить писать заглавную букву Ж, безотрывному письму слогов с этой буквой.
Задачи:
Обучающие - познакомить детей с буквой "Ж"; научить писать заглавную букву Ж; знакомить со зрительным образом буквы "Ж",
Развивающие - развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность; пополнить активный словарь детей; упражняться в звуковом анализе слов,
Воспитательные - воспитывать умение работать в коллективе, стремление к преодолению трудностей, потребность участия в действах на уроке, аккуратность.
УУД:
Регулятивные:
Развиваем умения:
1– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
2 - понимать учебную задачу; уметь планировать свои действия и работать по плану;
3 - контролировать процесс своей деятельности и вносить коррективы;
4 - объективно оценивать свои достижения;
Познавательные:
Развиваем умения:
1 - ориентироваться в учебной тетради;
2 - сравнивать буквы, находить общие элементы;
3 - понимать информацию, представленную в различных формах: схематичной, изобразительной, словесной;
4 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Коммуникативные:
Развиваем умения:
1 - строить полные высказывания;
2 - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
3 - взаимодействовать с соседом по парте;
Личностные:
Развиваем умения:
1 - формировать учебно-познавательный интерес к теме;
2 - стремление к аккуратному и красивому письму.
Оборудование: раздаточный материал – схемы звуков и слогов, пропись №4, документ-камера.
Форма: фронтальная, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический
ХОД УРОКА:
ЭТАП УРОКА | ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ | ДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ |
I Организационный момент | Моделирую ситуацию, в ходе которой учащийся самостоятельно оценивает свою готовность к деятельности на уроке. - Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места. Настройтесь на активную плодотворную работу. | Проверяют: - наличие учебных принадлежностей; - аккуратность расположения предметов на парте; - эмоциональный настрой. / Готовность показывают зелёной сигнальной карточкой. / |
II Актуализация знаний. | Моделирую ситуацию, направленную на воспроизведение ранее полученных знаний и на открытие новых знаний. - Послушайте внимательно стихотворение: У Жени есть велосипед, А вот мяча у Жени нет. Евгений друга позовёт, И он с собою мяч возьмёт. - О ком это стихотворение? /На доске появляется слово Женя/ - Какой первый звук в этом слове?
- Что мы узнали про звук «ж»? - Какое правило надо помнить при записи слов, в которых есть слоги «жи» и «ши»? - Молодцы. Давай рассмотрим слово Женя. Работа в парах. - Составьте звуковую схему этого слова. Учитель проверяет и отмечает работу каждой пары. - Разделите его на слоги. - Что необходимо сделать дальше со словом? - Что надо сделать, чтобы определить ударный слог? | Рассматривают страницу в прописи, выполненную на прошлом уроке. Учащиеся внимательно слушают. - Это стихотворение о Жени. - Звук «ж». - Мы научились писать строчную букву «ж». Характеризуют звук «ж»: - согласный; - всегда твёрдый; - звонкий; -парный; - не дружит с буквой «ы». - «Жи», «ши» пиши с буквой «и». Учащиеся в парах составляют схему слова, закончившие работу показывают о своей готовности. Учащиеся произносят слово и определяют количество слогов. - В слове Женя 2 слога. - Определить ударный слог. - Надо это слово позвать. /Произносят и определяют ударный слог./ - Первый слог ударный. |
III Постановка учебной задачи. IV Решение учебной задачи. | - Как вы думаете, сможем ли мы записать сейчас это слово? - Почему? - Как вы думаете, что же мы будем сегодня делать с вами на уроке? Какова цель урока? /На доске появляется прописная заглавная буква Ж./ /Учитель предлагает открыть пропись с нужной страницей и рассмотреть её./ - После внимательного изучения вами страницы давайте вместе составим наш алгоритм работы на уроке.
- Прежде чем приступить к выполнению заданий, вспомним основные правила: - посадка при письме; - расположение тетради; - ручки. Пальчиковая гимнастика. «Домик» Раз, два, три, четыре, пять. (Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца.) Вышли пальчики гулять. (Ритмично разжимаем все пальцы вместе.) Раз, два, три, четыре, пять. (Поочерёдно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.) В домик спрятались опять. (Возвращаемся в исходное положение.) - Рассмотрите внимательно узор, наш первый шаг работы выполняете самостоятельно. - Можно ли сказать, что мы закончили первый этап работы? - Отметим это в нашем плане. /Напротив выполненного этапа выставляется знак «+»./ Моделирую ситуацию анализа буквы. - К какому этапу работы мы приступаем? - Из каких элементов состоит новая буква? - На какие буквы похожа буква «Ж»? - Чтобы понять, как правильно написать эту букву, внимательно следите за моей рукой. /Под документ-камерой учитель демонстрирует написание новой буквы./ - Взяли ручки и вместе со мной прописываем её в воздухе под счёт. - Запись строки новой буквы. /Наблюдает за письмом. При необходимости, оказывает помощь./ - Проведите самоанализ своего письма. Обведите лучшую букву. - Справились ли мы со вторым этапом? /Напротив второго этапа выставляется знак «+»./ | - Нет. - Потому что мы не умеем писать заглавную букву Ж. Варианты ответов детей, среди которых: - Научиться писать заглавную букву Ж. Учащиеся выполняют. Ученики называют последовательность выполнения заданий, учитель выставляет на доске алгоритм работы. Учащиеся, выполнив необходимые правила, старательно обводят ручками узор на верхней строке. - Да. - Написание заглавной Ж. - Из полуовалов и наклонных линий. - С, Х. Ученики следят на доске. Повторяют за учителем. Самостоятельное выполнение задания. Осуществляют самоанализ. -Да. |
VФизминутка. | Вот под ёлочкой зелёной Вот под ёлочкой зелёной Скачут весело вороны, (Прыжки на одной ноге, на другой ноге) Кар – кар – кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.) Целый день они летали, Спать ребятам не давали, (Бег на месте со взмахами рук в стороны.) Кар – кар – кар. (Дети кричат «Кар-кар-кар» на выдохе.) Только к ночи умолкают, (Ходьба на месте.) Вместе с нами засыпают, Ш-ш-ш. (Присед с выдохом.) | |
VIПервичное закрепление. | -Чтение учащимися слогов на следующей строке. - Какой этап урока пройден? /Напротив третьего этапа выставляется знак «+»./ - Читаем слово на следующей строке. - Почему оно пишется с большой буквы? - Какие ещё слова пишутся с большой буквы? -Как вы думаете, Женя – это имя мальчика или девочки? - Как звучит полное имя? - Как вы думаете, есть ли ещё имена, которые могут быть одновременно мужскими и женскими? - Рассмотрите эту строку. Как вы думаете, что вам необходимо сделать? - Из чего состоит данная схема слова? - Пройден ли нами четвёртый этап урока? /Напротив четвёртого этапа выставляется знак «+»./ Зарядка для глаз. Ах, как долго мы писали. Ах, как долго мы писали, Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево – вправо.) Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдём, Вправо, влево повернём, (Посмотреть по дуге вверх – вправо и вверх – влево.) А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.) | Запись детьми слогов Жа, Жу, Жи. Чтение хором. - Потому что это имя, а имена пишутся с заглавной буквы. - Фамилии, отчества, клички животных, названия городов, рек, озёр, морей, улиц. - Варианты ответов детей, среди которых ответ о том, что Женя – это имя и мужское, и женское. - Варианты ответов, среди которых Евгений и Евгения. - Саша (Александр и Александра), - Составить звуковую схему слова /Учащиеся выполняют задание. - Из двух слогов-слияния. - Да. |
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. VIII Включение в систему знаний и повторение. IX Рефлексия | - Рассмотрите следующую строку. Какой следующий шаг необходимо выполнить? /Чтение хором. Вставляем нужное слово. Определяем количество слов в предложении. - Какое слово вставляем? - Что вы делаете с предложением после его прочтения? - Самостоятельно списываем его на свободной строчке. После этого сравниваем своё предложение с образцом, чтобы исключить ошибки. /Наблюдает за работой детей, оказывает помощь при необходимости. - Можно ли сказать, что мы справились с последним этапом нашего плана? /Напротив пятого этапа выставляется знак «+»./ - Давайте поиграем в игру «Кто внимательный.» Перед вами картинки и слова, вы должны вставить нужную букву, соединить слово с картинкой и объяснить, почему выбрали именно эту букву. / На доске в разброс прикреплены картинки и слова. (Ужи, моржи, стрижи, лыжи, ежи, жираф.) Организую диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по данной теме урока, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат. - Как вы думаете, добились ли мы сегодня поставленной цели? Почему? - Как нам это удалось? - Обратите внимание на своих человечков. Если вы вам всё понятно, вы довольны своей работой на уроке, нарисуйте ему весёлую улыбку, если немного ещё сомневаетесь в себе и думаете, что могли бы работать лучше, нарисуйте ему ротик без улыбки. Ну, а если считаете, что тему не усвоили, нарисуйте ему грустную улыбку. - Урок окончен. | - Прочитать предложение и вставить нужное слово. - Вставляем слово собака. - Списываем на следующей строке. Учащиеся самостоятельно работают. - Да. Мы справились. Учащиеся выходят по одному, вписывают пропущенную букву и группируют слово с изображением. Комментируют выбор гласной. Определяют правило. - Да, потому что мы уже умеем писать заглавную букву Ж. - Мы старались, смогли договориться при работе в парах, слушали друг друга. Учащиеся работают со смайликами. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Автор: Валуева Светлана Ивановна.
Место работы: МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова г.Геленджика.
Предмет: русский язык.
Класс:1.
Вид ресурса: разработка учебного занятия.
Название темы: «Правописание заглавной буквы Ж».
УМК, авторы образовательной программы: УМУ «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык», пропись №4.
Цель материала: учить писать заглавную букву Ж, безотрывному письму слогов с этой буквой.
Задачи:
- познакомить детей с буквой "Ж"; научить писать заглавную букву Ж; знакомить со зрительным образом буквы "Ж",
- развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность; пополнить активный словарь детей; упражняться в звуковом анализе слов,
- воспитывать умение работать в коллективе, стремление к преодолению трудностей, потребность участия в действах на уроке, аккуратность.
УУД:
Регулятивные:
Развиваем умения:
1– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
2 - понимать учебную задачу; уметь планировать свои действия и работать по плану;
3 - контролировать процесс своей деятельности и вносить коррективы;
4 - объективно оценивать свои достижения;
Познавательные:
Развиваем умения:
1 - ориентироваться в учебной тетради;
2 - сравнивать буквы, находить общие элементы;
3 - понимать информацию, представленную в различных формах: схематичной, изобразительной, словесной;
4 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Коммуникативные:
Развиваем умения:
1 - строить полные высказывания;
2 - доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
3 - взаимодействовать с соседом по парте;
Личностные:
Развиваем умения:
1 - формировать учебно-познавательный интерес к теме;
2 - стремление к аккуратному и красивому письму.
Форма: фронтальная, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, документ-камера, звуковые схемы, смайлики.
Основная цель современной школы – создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
В связи с этим, планируя и разрабатывая уроки, считаю своим долгом организовать деятельность каждого учащегося так, чтобы необходимый ему максимум знаний был им усвоен. Реализацию своих педагогических задач активно осуществляю, применяя системно-деятельностный подход, который помогает включение школьников в такую деятельность, где они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач, помогает развивать способности детей к самообразованию.
Соблюдая систему принципов системно-деятельностного подхода, выстраивала и свой урок русского языка по теме «Правописание заглавной буквы Ж». Их эффективность и будет далее обоснована.
Принцип деятельности
На уроке он заключался в том, что ученики не получают готовую информацию, а сами её добывают. Например, цель урока, этапы урока выводятся учащимися самостоятельно, аккуратно мной корректируются. Ученики самостоятельно обосновывают необходимость усвоения нового материала. В данном случае, правописание заглавной Ж с целью написания имён собственных.
Принцип системности
Данный новый материал неотрывно связан с ранее изученным. Например, ранее прописанные элементы букв, помогают в написании новой буквы. А ранее изученное правило на правописание «жи» - «ши» применимо и к данной теме урока. Таким образом, постепенно, от простого к сложному проходит процесс расширения, закрепления умений. Ученики уверенно делятся своими знаниями, не менее активно усваивают новые, постепенно расширяя их объём, свой словарный запас. Всё увереннее они используют в своей речи слова-термины, которые демонстрируют уровень их интеллектуального развития.
Принцип минимакса
Для реализации принципа минимакса, на мой взгляд, на уроке созданы все максимальные условия для усвоения материала на минимальном уровне. Каждый ребёнок имеет возможность не только высказывать своё мнение, предположение на предлагаемые вопросы, но и обосновывать его, полагаясь на свой уровень полученных и усвоенных знаний. Каждый ребёнок вносит посильный вклад в раскрытие нового материала.
Принципы психологического комфорта и творчества
На уроке была создана доброжелательная атмосфера и исключены возможные стрессовые ситуации. Ученики чувствовали себя достаточно спокойно и расслаблено, что способствовало лучшему восприятию и применению на практике информации.
Эта тема урока является одним из связующих звеньев одной большой цепи под названием «Русский язык». Каждый этап данного урока дополняет предыдущий, тем самым создавая единую целостную картину разработки и восприятия материала. Самое ценное в уроке – это способность детей самим определить тему, поставить цели, определить алгоритм работы, сделать выводы о том, удалось ли всего достичь. Данный урок помогает на следующих этапах усвоения правописания новых букв в написании слогов, слов с использованием изученной буквы. Знания, полученные на первоначальном этапе обучения грамоте, являются базовыми, на основе которых строятся дальнейшие этапы интеллектуального развития ребёнка.
Предварительный просмотр:
Заключение.
Мой урок русского языка «Правописание заглавной буквы Ж» - это урок «открытия» нового знания. Проведённый урок продемонстрировал, что учащиеся, с учетом их субъективного опыта, умеют формулировать цели и задачи в совместной деятельности с учителем. Цель –это прогнозируемый результат, выраженный в действиях учащихся. В начале урока я сознательно создала затруднительную ситуацию, проблема, которую необходимо было решить. «Можем ли мы записать имя Женя? Почему?» Эта ситуация и подвела к тому, что учащиеся смогли самостоятельно сформулировать тему урока: «Правописание заглавной буквы Ж» и учебную задачу. Чётко выстроенный этап актуализации новых знаний помог выполнить полную характеристику этого звука.
Вопрос «Каким же будет наш план работы?» способствовал тому, что учащиеся, совместно со мной, смогли спланировать дальнейшие учебные действия. У них было сформировано понимание, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной деятельности.
Используемые приемы «интересность» заданий, «провокации», «ловушки»
способствовали поддержанию высокого уровня мотивации и интенсивности
деятельности учащихся в течение всего урока.
На протяжении всего урока методы организации учебной познавательной деятельности реализовывались в различных формах взаимодействия: фронтальной, парной, индивидуальной, где каждый ученик смог высказать свою точку зрения (учащиеся ориентированы на полные ответы, а также на дополнение и корректировку ответов одноклассников).
На уроке была создана ситуация психологического комфорта, которая позволила каждому ученику быть успешным.
Организация контроля с моей стороны обеспечивала обратную связь. Учащиеся были включены в ситуацию само и взаимоконтроля, которая позволила им проявить свои личностные качества: самостоятельность, ответственность, объективность, сознательность.
В течение урока учащиеся выполняли задания, направленные на развитие УУД:
- на соответствие и установление правильной последовательности;
- работа по аналогии;
- работа по схемам;
- работа класса с цветной полоской (вставляют пропущенные орфограммы в
словах).
- групповая и парная работа.
Можно с уверенность сказать, что развитие универсальных учебных действий прослеживается в течение всего урока. Учащиеся показали умения:
-самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
- понимать учебную задачу; уметь планировать свои действия и работать по плану;
- контролировать процесс своей деятельности и вносить коррективы;
- объективно оценивать свои достижения;
- ориентироваться в учебной тетради;
- сравнивать буквы, находить общие элементы;
- понимать информацию, представленную в различных формах: схематичной, изобразительной, словесной;
- делать выводы на основе обобщения умозаключений.
- строить полные высказывания;
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
- взаимодействовать с соседом по парте;
- формировать учебно-познавательный интерес к теме;
- стремление к аккуратному и красивому письму.
Использование современных ИКТ на данном уроке способствовало качественному усвоению и воспроизведению полученных знаний. Ученики свободно ориентируются в материале, дают грамотно выстроенные ответы, которые соответствуют их возрастным и умственным способностям.
Например, использование документ-камеры дало возможность полного обзора учениками действий учителя и возможность учащимся максимально правильного воспроизведения как отдельных элементов буквы, так и букву в целом.
Интерактивная доска – ещё один дополнительный элемент, способствующий развитию и закреплению, конкретно на данном уроке, знаний учащихся. Возможность самостоятельно выбрать букву для заполнения пропуска в слове, выделить звуки соответствующими цветами стимулирует учащихся к активной деятельности с целью демонстрации своих знаний.
Значимую роль на этом уроке играют и здоровьесберегающие технологии, которые помогают учащимся оставаться активными, переключаться с одного вида деятельности на другой. «Пальчиковая» гимнастика, физминутка для глаз, двигательная физминутка – помогают восстановлению ребёнка на различных этапах урока.
На мой взгляд, главное в содержании материала заключается в том, что учтены его структура, объем, требования к научности, доступности. Проведённый урок ориентирован на развитие у учащихся системы целостных представлений, где каждый элемент является связующим звеном между предыдущим и последующим этапом получения знаний.
Этап рефлексии показал, что материал данного урока усвоен учениками, что даёт возможность утверждать, что цель урока и поставленные задачи достигнуты.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок" для 3 класса
Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок"...
Маршрутный лист к уроку русского языка по теме "Звуки и буквы" 2 класс
ЭТАПЫ УРОКА ИЗЛОЖЕНЫ СПООМОЩЬЮ МАРШРУТНОГО ЛИСТА К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "Звуки и буквы"...
План-конспект урока русского языка на тему: «Написание заглавной буквы в собственных именах существительных».
В конспекте представлены структура и ход урока русского языка в 1 классе с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС нового поколения....
План-конспект урока русского языка по теме: "Правописание имён собственных". 2 класс.
Урок русского языка во 2 классе по программе " Перспектива" разработан с учётом современных требований ФГОС, с использованием ИКТ. Тема урока "Правописание имён собственных...
Презентация к уроку русского языка на тему "Правописание имён собственных" 1 класс
Презентация к уроку русского языка на тему "Правописание имён собственных" 1 класс...
Самоанализ урока русского языка на тему "Письмо заглавной буквы К"
Самоанализ проведенного урока - это отличная база для усовершенствования собственной роли в образовательном процессе....
Урок в 1 классе по русскому языку на тему: " Правописание заглавной буквы в словах"
Цель: Развивать умение писать с большой буквы имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия населённых пунктов, познакомить учащихся с понятием «имена собственные».Ученик научи...