Тема урока: Афанасий Фет. « Это утро, радость эта…»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Фирсова Галина Васильевна

Тема урока:

Афанасий Фет.

« Это утро, радость эта…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Афанасий Фет.

« Это утро, радость эта…»

Цель урока:

-обогатить словарный запас учащихся;

-побуждать детей к выразительному чтению поэтических произведений, их осмыслению;

-способствовать рассуждениям о том . что наполняет душу человека поэзией;

-научить видеть поэзию в родной природе, воспитывать бережное отношение к ней отношение;

-пробуждать у учащихся стремление рассуждать, размышлять ,анализировать;  

 

Ход урока.

                Многие русские слова сами по себе излучают поэзию ,подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

                                                                К. Паустовский.

1.Организационный момент.

2.Постановка цели. Актуализация знаний.

        (Лирическая миниатюра В.Солоухина.)

   «Здравствуйте, -поклонившись, мы друг другу сказали. Что особенного мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте» больше ведь мы ничего не сказали.

        Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

                ( рассуждения детей)

        -Сегодня на уроке к чему мы можем обратиться со словом «здравствуйте»?

                        -Здравствуй урок!

                        -Здравствуй. Русский язык!

                        -Здравствуй, слово!

                        -Здравствуй. Поэт!

Перед вами рисунки ваших одноклассников, на которых они изобразили слова «свет», «радость», « чародейка» , «весна».

        -Поднимите руки, чьи работы на выставке класса?

        -Можно ли объединить в одну тему работы детей?

                        (ПРИРОДА!)

Этой красоте ,вечной ,прекрасной посвящали свои произведения не только художники и музыканты , но и поэты.

                        МИНИ ЗАРИСОВКИ.

  (читают наиболее подготовленные дети)

                1.Уж тает снег, бегут ручьи,

                    В окно повеяло весною…

                    Засвищут скоро соловьи,

                    И лес оденется листвою!

                                                (А.Плещеев)

                2.Еще в полях белеет снег,

                   А воды уж весной шумят-

                   Бегут и будят сонный брег,

                   Бегут и блещут и гласят…

                                                (Ф. Тютчев)

                3.Люблю грозу в начале мая,

                   Когда весенний, первый гром,

                   Как бы резвяся и играя,

                   Грохочет в небе голубом.        

                                                (Ф.Тютчев)

                4.На солнце темный лес зардел,

                   В долине пар белеет тонкий,

                   И песню раннюю запел

                   В лазури жаворонок звонкий.

                                                ( В. Жуковский)

                 5. Вот уж снег последний в поле тает,

                     Теплый пар восходит от земли,

                      И кувшинчик синий расцветает,

                       И зовут друг друга журавли.

                                                (А. Толстой)

                6.-Уж тает снег. Бегут ручьи.

                     В окно повеяло весною…

                     Засвищут скоро соловьи,

                     И лес оденется листвою!

                     Чиста небесная лазурь ,

                     Теплей и ярче солнце стало.

                      Пора метелей злых и бурь

                      Опять надолго миновала.

                                                ( А. Плещеев)

-Как вы думаете, что объединют эти стихотворные строфы писателей- поэтов.

         ТЕМА.ПРИРОДА. ВЕСНА.

Наступят светлые, радостные, ясные весенние дни. Природа, пробудившаяся от зимнего сна и не успевшая еще по настоящему и до конца расправить крылья, полна той неизбывной прелести , которая радует и манит надеждами ,Которая дарит новые возвышенные чувства, новые ощущения и весеннее настроение. Всегда прекрасная Российская весна.

-ВЕСНА… В чем заключается прелесть весенней природы?

                ( рассуждения детей)

                - в нежной шелковой травке;

                -в звенящей капели;

                -в первых цветах;

                -в ласковом солнце;

                -в блеске талой воды;

                -в поющих ручейках;

3. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

-Прочитайте только буквы и вы узнаете фамилию замечательного лирика, который написал стихотворения :

                «  Первый ландыш.», «Весна на дворе» , « Уж верба вся пушистая», «Весенний дождь» , «Еще весны душистой нега»… и многие другие произведения.

1 2 3 Ф 4567 Е 5 Т 78        (ФЕТ)

( Ребятам дано задание подготовить сообщения об этом писателе).

-Чтение сообщений.

=Д И С К=

- Чтение стихотворения учителем.

-Понравилось вам стихотворение?

-Правда замечательно!

-Есть желание услышать это стихотворение еще раз?

- Откройте учебник ( стр. 166)

Стихотворение читает наиболее подготовленный  ученик.

- Как вы представляете лирического героя Фета?

( Это восторженный человек, который в упоении бродит по окрестностям, озирается по сторонам, смотрит то вверх, то в бок, то вдаль, то рассматривает все вблизи. И все . что попадается ему на глаза, вызывает восхищение, наполняет его взгляд и сердце безмерной радостью.

                        (Учебник стр.167.)

-Прочитать четвертый и пятый вопрос к стихотворению.

- Какой характер носят возгласы: «Это…, эта…, этот…, эти…, ?»

- Почему их так много?

-Лирический герой все переживает бурно и восторженно. Повторяющиеся возгласы: «Это…,эта…, этот…, эти…?» свидетельствуют  необыкновенной эмоциональности  поэта. О том , что его восхищение вызывают не какие-то абстрактные ивы и березы. Горы и долы, а именно эти , конкретные, которые он сейчас видит перед собой.

-Повторяющиеся возгласы сообщают свежесть и непосредственность, силу и наивность, эмоциональность и конкретность.

-И самый интересный случай в этом стихотворении – это рифмы.

-Прочитайте первую строфу в стихотворения.

-Какими рифмами пользуется поэт?

        ( Парная – первые две строчки.)

        ( Охватная- следующие четыре строчки.)

-Читаем вторую строфу.

        Парная.

        Охватная.

-Читаем третью строфу.

        Парная.         

        Охватная.

-Как вы думаете? Действительно ли первая строфа , состоящая из 6 строчек , делится по смыслу на первое двустишие и последующее четверостишие?

                        ( Такого деления нет).

-По смыслу и по интонации первая строфа не завершена, она убегает дальше. Ритм стихотворения создается чередованием двух ( взвинченных по интонации ) – строчек парной рифмы, с более спокойной по интонации , третьей строчкой, которая не рифмуется с ними . но будет рифмоваться с точно с такой же спокойной по интонации строчкой еще через две эмоциональные строчки с  парной рифмой.

-Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

-Кто готов, кто уверен в себе поучаствовать в конкурсе.?

        (конкурсное чтение стихотворения)

4. ИТОГ УРОКА.

-Какие эмоции испытывали на уроке?

-Что интересного , нового узнали на уроке?

        (чередование парной, обхватной  рифмы.

-Оценки за урок.

-Домашнее задание. ( выучить стихотворение наизусть)

-Прочитайте только буквы и вы узнаете как работали на уроке.

        125З56А782МЕ11ЧАТЕЛЬНО.

                                         

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит  развитие ...

Тема урока: «Особый взгляд поэта на мир». С.Есенин «С добрым утром!» (Второй урок в теме.)

Литературное чтение в 3 классепо учебнику Н.А.Чураковой  (система Л.В.Занкова)учителя начальных классов...

Афанасий Фет «Это утро, радость эта…»

Афанасий Фет «Это утро, радость эта…»...

Конспект урока по литературному чтению «Афанасий Фет “Это утро, радость эта…”, Федор Тютчев “Как весел грохот летних бурь”» (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: формирование литературной компетентности в процессе изучения стихотворений «Это утро, радость эта…», «Как весел грохот летних бурь»; ознакомле...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....