Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

 

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит  развитие таких читательских качеств как воображение,  мышление, память, а также  эмоциональной сферы. Лирика оказывает сильное воспитательное воздействие на личность читателя или слушателя. Поэтому очень важны приобщение к поэзии в детстве и правильная организация процесса восприятия лирических текстов в начальной школе.

            Специфика лирических произведений такова, что именно при их изучении на уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов. Восприятие лирического произведения субъективно и зависит от открытости и искренности всех участников учебного диалога, даже от их настроения.

            Главными задачами изучения лирики являются:

  • организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою;
  • формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
  • формирование представлений о способах создания образа – переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
  • обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.

Как же решаются эти задачи на уроках чтения лирических произведений? Какой же должна быть методика анализа этого самого трудного для анализа лирического текста?

Я хочу предложить свой вариант анализа поэтического текста, соотнесённый с психологией его восприятия, с работой не столько интеллекта, сколько воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._doc.docx227.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония»

Тема:  Сергей Есенин «С добрым утром!»

Задачи урока:

- Формирование читательских умений по работе с поэтическим текстом; активизация «вдумчивого чтения».

- Формирование умения понимать изобразительно-выразительные средства языка

(эпитеты, олицетворение, сравнение, звукопись) и их роль в художественном произведении.

-  Расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиски слова точного и выразительного.

-  Развитие способности выразительно читать поэтический текст, передавать слушателям эмоциональное состояние; развитие образного и логического мышления, воссоздающего и творческого воображения.

Оборудование к уроку: 

- учебник по литературному чтению для 4 класса «Любимые страницы» О. В. Кубасовой часть 3;

- аудиозаписи музыкальных произведений:

 Э. Григ «Утро»;  Ф. Шопен. Ноктюрн № 2. Фрагмент.  

- ½ листа акварельной бумаги, кисти, акварельные краски (у учащихся)

- Смарт доска

- компьютерная презентация

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.

Его проведём мы в назначенный срок.

В мир музыки, слова и цвета откроется дверь,

И это прекрасно, уж ты мне поверь!

  1. Актуализация знаний.

Учитель. Сегодня мы продолжим путешествие в мир поэзии. Что же такое поэзия?

Дети. Поэзия – это стихи. Это произведения, написанные стихами.

У. Прочитайте предложения. Как вы их понимаете?

Предложения записаны на доске:

Поэзия летнего утра.

Поэзия золотой осени.

Поэзия родной природы.

У. Что теперь вы скажете о поэзии?

Д. Поэзия – это красота.

У. Замените в предложениях слово «поэзия» словом «красота».

Д. Красота летнего утра.

     Красота золотой осени.

     Красота родной природы.

У. Молодцы! Сколько значений слова «поэзия» мы знаем? Какие?

Д. Мы знаем два значения. Поэзия – стихи, произведения написанные стихами. Поэзия – красота и прелесть чего-либо (из словаря С. И. Ожегова)

  1. Подготовка к восприятию текста.

У. Я приглашаю вас, не выходя из класса, совершить небольшое виртуальное путешествие.

СЛАЙД № 1

Звучит музыка Эдварда Грига «Утро». На её фоне демонстрируются, сменяя друг друга, фотографии раннего утра.

У.  Какое время суток запечатлели авторы на этих фотографиях?

     - Как вы догадались, что это утро?

     - Все ли фотографии были одинаковые? Чем они различались?

     - Как в русском языке называются те явления природы раннего утра, которые мы с вами сейчас наблюдали?

Д. Рассвет. Восход. Заря.

У. Кто из вас когда-нибудь наблюдал рассвет или восход солнца? Постарайтесь своими словами описать увиденное вами.

У. Десятки раз многим из нас приходилось видеть восход солнца и всегда перед нами рождается новый прекрасный мир. Послушайте, как описал в своих стихах пробуждение природы Сергей Александрович Есенин.

                                             

СЛАЙД № 2

  1. Первичное восприятие текста.

Выразительное чтение текста стихотворения учителем наизусть.

  Сергей Есенин «С добрым утром!»

  1. Проверка первичного восприятия текста.

У. Красивое стихотворение?

    - Какие строчки вам запомнились, понравились больше всего?

   - Удалось ли вам представить в своём воображении тот прекрасный момент пробуждения природы, который описал в своём стихотворении Сергей Есенин?

   - Давайте попробуем нарисовать всё, что представилось. Для этого ещё раз перечитаем стихотворение.

  1. Чтение и анализ содержания и изобразительно – выразительных средств языка в стихотворении.

У. Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Дети читают стихотворение.

У. Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?

Д.  1 строфа – небо, золотые засыпающие звёзды; затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь, в которой отражается блеск звёзд.

      2 строфа – взгляд поэта обращён на берёзки, которые еле колышут своими ветками под лёгким ветерком; затем взгляд падает под ноги, где «горит» роса серебристым светом.

      3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.

У. Поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы.

У. Почему стихотворение, которое называется «С добрым утром!» начинается со слов «задремали»?

Д. Утро начинается с того, что звёзды уходят, они задремали.

У. С какого звука начинаются все слова в первых двух строчках? В чём его особенность?

Д. Со звука [з]. Когда его произносишь, то язык дрожит, и слова получаются дрожащими, робкими.

      Он помогает представить, как блестят исчезающие звёзды, и играет свет в «зеркале затона». Утро только вступает в свои права.

У. Как вы понимаете значение слова «затон»?

СЛАЙД № 3

Работа со значением слова «затон»

У. С чем сравнивается затон?

Д. С зеркалом. Поверхность такая же гладкая, в нём  отражается утреннее небо.

У. Прочитайте следующие две строчки. Есть ли в словах эти же звуки?

Д. В словах «брезжит» и «заводи» есть, а потом этот звук пропадает, потому что солнце восходит.

У. Как вы понимаете значение слова «брезжит»?

СЛАЙД № 4

Работа со значением слова «брезжит»

У. А если я изменю слово в третьей строке и скажу: «Льётся свет на заводи речные» что при этом изменится?

Д. «Льётся свет» так можно сказать, когда солнце уже встало и ярко светит, а сейчас свет только пробивается, именно «брезжит».

У. В каком темпе следует читать эту строфу?

Д. Медленно. Всё только-только просыпается.

У. Обратите внимание, с каких слов начинается каждая строка в первой строфе?

Д. Глаголы: задремали, задрожало, брезжит, румянит.

У. Как вы думаете, почему поэт нарушает порядок слов в предложениях и ставит на первое место глаголы?

Д. Для того, чтобы показать движение, пробуждение жизни.

У. Прочитайте следующие две строфы и понаблюдайте, как поэт изображает это пробуждение жизни? С помощью каких слов одушевляет явления природы?

Д. Поэт изображает мир живой, просыпающийся. С помощью слов «улыбнулись сонные берёзки», «растрепали шёлковые косы», «шепчет шаловливо» автору удалось создать образ живой природы.

У. На кого похожи берёзки? Крапива?

Д. Берёзки похожи на улыбающихся и растрёпанных со сна девушек. Крапива изображена кокетливой красавицей-шалуньей.

У. С помощью каких средств художественной выразительности это достигается?

Д. С помощью эпитетов и олицетворения.

У.  Какие согласные звуки повторяются в этих строчках? Зачем поэт их повторяет?

Д. Повторяются звуки [с] и [ш]. Они изображают звуки лёгкого утреннего ветерка, еле слышного.

У.  С какой интонацией нужно читать эти две строфы?

Д. Ласково, любуясь. Эмоционально, читать быстрее, чем предыдущую строфу.

У. А как нужно читать последнюю строку? Будет ли ваше чтение похоже на то, как вы читаете название стихотворения?

Д. Нет, интонация будет разной. Последняя строчка – это шёпот крапивы, нужно передать её характер.

  1. Подготовка к выразительному чтению.

Учащиеся самостоятельно готовятся к выразительному чтению.

  1. Выразительное чтение стихотворения.

Учащиеся читают стихотворение друг другу в парах, оценивают.

Далее 2-3 человека (по желанию) исполняют стихотворение перед всем классом.

Аплодисменты.

  1. Словесное рисование и музыкальное иллюстрирование.

У Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению? Перечитайте стихотворение ещё раз и найдите  цветовые эпитеты.

Дети читают стихотворение и отмечают следующие эпитеты: «золотые», «румянит», «зелёные», «серебряные», «перламутром».

Д. В иллюстрации нужно использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.

У. Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

Д. Нежную, тихую. Вначале мелодия тихая, сонная, а потом становится громкой и радостной.

         Учитель предлагает прослушать фрагмент музыкального произведения Ф. Шопена Ноктюрн № 2.

У. А теперь попробуйте передать настроение стихотворения с помощью красок.

Учащиеся на ½ листе акварельной бумаги  закрашивают «лучики» в виде цветовых полос. Работают под музыку.

Затем «лучики» прикрепляются к солнышку на доске. Учащиеся обсуждают общее настроение класса (цвета).

                                             

  1. Обобщение.

У. Как вы думаете, кому обращены последние слова стихотворения: «С добрым утром!»

Дети высказывают свои предположения.

СЛАЙД №5

У. Поэт – человек наблюдательный, обладающий фантазией, глядя на одинаковое, способен видеть разное и особенное, глядя на незаметное и привычное, обнаруживать замечательное. Сегодня на уроке мы любовались красотой летнего утра вместе с  С. А. Есениным. Спасибо всем за работу на уроке!

  1. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение «С добрым утром!»

                                              

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс С.Есенин "Пороша"

Стихотворение С.А. Есенина "Пороша"...

урок литературного чтения 2 класс С.Есенин "Берёза"

Урок литературного чтения посвящён стихотворению С.Есенина "Берёза"....

Урок литературного чтения по теме «Особый взгляд поэта на мир. С.Есенин «С добрым утром!»

Урок разработан с соблюдением требований ФГОС и предназначен для учащихся 3 класса, обучающихся по системе РО Л.В.Занкова. Структура урока  включает следующие этапы:I. Мотивация к учебной де...

Презентация к уроку литературного чтения 3 класс УМК Л.Ф. Климановой "А.С.Пушкин "Зимнее утро"

Презентация предоставляет  возможность напомнить учащимся о детских годах поэта, знакомит с произведением "Зимнее утро",позволяет работать над выразительным чтением, учит видеть средства художест...

Конспект урока литературного чтения 3 класс. Сергей Есенин «С добрым утром!»

В современной школе изменяется роль учителя: из носителя знаний и информации  он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, координатора самостоятельной работы учащихся.Во многом ...

Урок литературного чтения 1 класс М. Пришвин "Предмайское утро"

Урок литературного чтения ОС ШКОЛА РОССИИ...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...