Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме
Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит развитие таких читательских качеств как воображение, мышление, память, а также эмоциональной сферы. Лирика оказывает сильное воспитательное воздействие на личность читателя или слушателя. Поэтому очень важны приобщение к поэзии в детстве и правильная организация процесса восприятия лирических текстов в начальной школе.
Специфика лирических произведений такова, что именно при их изучении на уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов. Восприятие лирического произведения субъективно и зависит от открытости и искренности всех участников учебного диалога, даже от их настроения.
Главными задачами изучения лирики являются:
- организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою;
- формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
- формирование представлений о способах создания образа – переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
- обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.
Как же решаются эти задачи на уроках чтения лирических произведений? Какой же должна быть методика анализа этого самого трудного для анализа лирического текста?
Я хочу предложить свой вариант анализа поэтического текста, соотнесённый с психологией его восприятия, с работой не столько интеллекта, сколько воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._doc.docx | 227.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония»
Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»
Задачи урока:
- Формирование читательских умений по работе с поэтическим текстом; активизация «вдумчивого чтения».
- Формирование умения понимать изобразительно-выразительные средства языка
(эпитеты, олицетворение, сравнение, звукопись) и их роль в художественном произведении.
- Расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиски слова точного и выразительного.
- Развитие способности выразительно читать поэтический текст, передавать слушателям эмоциональное состояние; развитие образного и логического мышления, воссоздающего и творческого воображения.
Оборудование к уроку:
- учебник по литературному чтению для 4 класса «Любимые страницы» О. В. Кубасовой часть 3;
- аудиозаписи музыкальных произведений:
Э. Григ «Утро»; Ф. Шопен. Ноктюрн № 2. Фрагмент.
- ½ листа акварельной бумаги, кисти, акварельные краски (у учащихся)
- Смарт доска
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.
Его проведём мы в назначенный срок.
В мир музыки, слова и цвета откроется дверь,
И это прекрасно, уж ты мне поверь!
- Актуализация знаний.
Учитель. Сегодня мы продолжим путешествие в мир поэзии. Что же такое поэзия?
Дети. Поэзия – это стихи. Это произведения, написанные стихами.
У. Прочитайте предложения. Как вы их понимаете?
Предложения записаны на доске:
Поэзия летнего утра.
Поэзия золотой осени.
Поэзия родной природы.
У. Что теперь вы скажете о поэзии?
Д. Поэзия – это красота.
У. Замените в предложениях слово «поэзия» словом «красота».
Д. Красота летнего утра.
Красота золотой осени.
Красота родной природы.
У. Молодцы! Сколько значений слова «поэзия» мы знаем? Какие?
Д. Мы знаем два значения. Поэзия – стихи, произведения написанные стихами. Поэзия – красота и прелесть чего-либо (из словаря С. И. Ожегова)
- Подготовка к восприятию текста.
У. Я приглашаю вас, не выходя из класса, совершить небольшое виртуальное путешествие.
СЛАЙД № 1
Звучит музыка Эдварда Грига «Утро». На её фоне демонстрируются, сменяя друг друга, фотографии раннего утра.
У. Какое время суток запечатлели авторы на этих фотографиях?
- Как вы догадались, что это утро?
- Все ли фотографии были одинаковые? Чем они различались?
- Как в русском языке называются те явления природы раннего утра, которые мы с вами сейчас наблюдали?
Д. Рассвет. Восход. Заря.
У. Кто из вас когда-нибудь наблюдал рассвет или восход солнца? Постарайтесь своими словами описать увиденное вами.
У. Десятки раз многим из нас приходилось видеть восход солнца и всегда перед нами рождается новый прекрасный мир. Послушайте, как описал в своих стихах пробуждение природы Сергей Александрович Есенин.
СЛАЙД № 2
- Первичное восприятие текста.
Выразительное чтение текста стихотворения учителем наизусть.
Сергей Есенин «С добрым утром!»
- Проверка первичного восприятия текста.
У. Красивое стихотворение?
- Какие строчки вам запомнились, понравились больше всего?
- Удалось ли вам представить в своём воображении тот прекрасный момент пробуждения природы, который описал в своём стихотворении Сергей Есенин?
- Давайте попробуем нарисовать всё, что представилось. Для этого ещё раз перечитаем стихотворение.
- Чтение и анализ содержания и изобразительно – выразительных средств языка в стихотворении.
У. Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Дети читают стихотворение.
У. Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?
Д. 1 строфа – небо, золотые засыпающие звёзды; затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь, в которой отражается блеск звёзд.
2 строфа – взгляд поэта обращён на берёзки, которые еле колышут своими ветками под лёгким ветерком; затем взгляд падает под ноги, где «горит» роса серебристым светом.
3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.
У. Поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы.
У. Почему стихотворение, которое называется «С добрым утром!» начинается со слов «задремали»?
Д. Утро начинается с того, что звёзды уходят, они задремали.
У. С какого звука начинаются все слова в первых двух строчках? В чём его особенность?
Д. Со звука [з]. Когда его произносишь, то язык дрожит, и слова получаются дрожащими, робкими.
Он помогает представить, как блестят исчезающие звёзды, и играет свет в «зеркале затона». Утро только вступает в свои права.
У. Как вы понимаете значение слова «затон»?
СЛАЙД № 3
Работа со значением слова «затон»
У. С чем сравнивается затон?
Д. С зеркалом. Поверхность такая же гладкая, в нём отражается утреннее небо.
У. Прочитайте следующие две строчки. Есть ли в словах эти же звуки?
Д. В словах «брезжит» и «заводи» есть, а потом этот звук пропадает, потому что солнце восходит.
У. Как вы понимаете значение слова «брезжит»?
СЛАЙД № 4
Работа со значением слова «брезжит»
У. А если я изменю слово в третьей строке и скажу: «Льётся свет на заводи речные» что при этом изменится?
Д. «Льётся свет» так можно сказать, когда солнце уже встало и ярко светит, а сейчас свет только пробивается, именно «брезжит».
У. В каком темпе следует читать эту строфу?
Д. Медленно. Всё только-только просыпается.
У. Обратите внимание, с каких слов начинается каждая строка в первой строфе?
Д. Глаголы: задремали, задрожало, брезжит, румянит.
У. Как вы думаете, почему поэт нарушает порядок слов в предложениях и ставит на первое место глаголы?
Д. Для того, чтобы показать движение, пробуждение жизни.
У. Прочитайте следующие две строфы и понаблюдайте, как поэт изображает это пробуждение жизни? С помощью каких слов одушевляет явления природы?
Д. Поэт изображает мир живой, просыпающийся. С помощью слов «улыбнулись сонные берёзки», «растрепали шёлковые косы», «шепчет шаловливо» автору удалось создать образ живой природы.
У. На кого похожи берёзки? Крапива?
Д. Берёзки похожи на улыбающихся и растрёпанных со сна девушек. Крапива изображена кокетливой красавицей-шалуньей.
У. С помощью каких средств художественной выразительности это достигается?
Д. С помощью эпитетов и олицетворения.
У. Какие согласные звуки повторяются в этих строчках? Зачем поэт их повторяет?
Д. Повторяются звуки [с] и [ш]. Они изображают звуки лёгкого утреннего ветерка, еле слышного.
У. С какой интонацией нужно читать эти две строфы?
Д. Ласково, любуясь. Эмоционально, читать быстрее, чем предыдущую строфу.
У. А как нужно читать последнюю строку? Будет ли ваше чтение похоже на то, как вы читаете название стихотворения?
Д. Нет, интонация будет разной. Последняя строчка – это шёпот крапивы, нужно передать её характер.
- Подготовка к выразительному чтению.
Учащиеся самостоятельно готовятся к выразительному чтению.
- Выразительное чтение стихотворения.
Учащиеся читают стихотворение друг другу в парах, оценивают.
Далее 2-3 человека (по желанию) исполняют стихотворение перед всем классом.
Аплодисменты.
- Словесное рисование и музыкальное иллюстрирование.
У Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению? Перечитайте стихотворение ещё раз и найдите цветовые эпитеты.
Дети читают стихотворение и отмечают следующие эпитеты: «золотые», «румянит», «зелёные», «серебряные», «перламутром».
Д. В иллюстрации нужно использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.
У. Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?
Д. Нежную, тихую. Вначале мелодия тихая, сонная, а потом становится громкой и радостной.
Учитель предлагает прослушать фрагмент музыкального произведения Ф. Шопена Ноктюрн № 2.
У. А теперь попробуйте передать настроение стихотворения с помощью красок.
Учащиеся на ½ листе акварельной бумаги закрашивают «лучики» в виде цветовых полос. Работают под музыку.
Затем «лучики» прикрепляются к солнышку на доске. Учащиеся обсуждают общее настроение класса (цвета).
- Обобщение.
У. Как вы думаете, кому обращены последние слова стихотворения: «С добрым утром!»
Дети высказывают свои предположения.
СЛАЙД №5
У. Поэт – человек наблюдательный, обладающий фантазией, глядя на одинаковое, способен видеть разное и особенное, глядя на незаметное и привычное, обнаруживать замечательное. Сегодня на уроке мы любовались красотой летнего утра вместе с С. А. Есениным. Спасибо всем за работу на уроке!
- Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение «С добрым утром!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 2 класс С.Есенин "Пороша"
Стихотворение С.А. Есенина "Пороша"...
урок литературного чтения 2 класс С.Есенин "Берёза"
Урок литературного чтения посвящён стихотворению С.Есенина "Берёза"....
Урок литературного чтения по теме «Особый взгляд поэта на мир. С.Есенин «С добрым утром!»
Урок разработан с соблюдением требований ФГОС и предназначен для учащихся 3 класса, обучающихся по системе РО Л.В.Занкова. Структура урока включает следующие этапы:I. Мотивация к учебной де...
Презентация к уроку литературного чтения 3 класс УМК Л.Ф. Климановой "А.С.Пушкин "Зимнее утро"
Презентация предоставляет возможность напомнить учащимся о детских годах поэта, знакомит с произведением "Зимнее утро",позволяет работать над выразительным чтением, учит видеть средства художест...
Конспект урока литературного чтения 3 класс. Сергей Есенин «С добрым утром!»
В современной школе изменяется роль учителя: из носителя знаний и информации он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, координатора самостоятельной работы учащихся.Во многом ...
Урок литературного чтения 1 класс М. Пришвин "Предмайское утро"
Урок литературного чтения ОС ШКОЛА РОССИИ...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...