Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения 3 класс. Сергей Есенин «С добрым утром!»
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Солина Светлана Владимировна

    В современной школе изменяется роль учителя: из носителя знаний и информации  он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, координатора самостоятельной работы учащихся.

    Во многом этому способствуют уроки, в ходе которых используются разнообразные виды деятельности учащихся, различные педагогические технологии. Широкое поле для использования педагогических технологий представляет предмет «Литературное чтение».

    Уроки литературного чтения призваны формировать читательскую компетенцию младшего школьника, закладывают основы становления грамотного читателя, у которого есть привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем, как средстве познания мира и самопознания, владеющего техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, умеющего  самостоятельно выбирать книгу для чтения.

     

    Исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA показали, что в России существуют большие проблемы в формировании «грамотности чтения», понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.

    «Слабые результаты, скорее всего, вызваны недостаточно формируемыми у российских учащихся такими качествами, как самостоятельность мысли и инициатива в выборе собственной жизненной позиции».

    Из результатов исследования следует вывод о необходимости поиска более разнообразных путей обучения школьников работе с текстами различного содержания, характера и формата. Задача учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомой и незнакомой познавательных ситуациях является наиболее актуальной.

     

    Одной из самых сложных работ на уроках по  литературному чтению является работа над стихотворением. Для многих детей она наименее интересна, т.к. дети привыкли заучивать ритмичные, игровые, сюжетные стихи: «Наша Таня громко плачет…», «Добрый доктор Айболит…». Когда же встречаются лирические произведения или стихи с природным описанием, детям становится не так интересно их читать, приходится заучивать непонятные, сложные в понимании стихотворные тексты.

    Как ввести детей в мир русской поэзии, научить видеть в описании природы прекрасное, дать основы анализа стихотворения? Помочь в этом может технология творческой мастерской. Поэтому для проведения данного урока выбрана именно она.

    Стихотворение С. Есенина «С добрым утром!»  является первым произведением в разделе «Природа летом». Главным содержанием урока является работа над стихотворением. Задачами технологии творческих мастерских являются: активное восприятие и творческое осмысление учащимися учебного материала, саморазвитие ученика, повышение уровня грамотности и интереса к процессу обучения, развитие креативности и социальной компетенции, повышение навыков аргументированного разговора и письма, приобретение знаний о самом себе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературного чтения  

     3 класс.

    Сергей Есенин «С добрым утром!»

    Учитель: Солина Светлана Владимировна

    __________________________________________________________

    Педагогические цели:

    1. Организовать самостоятельную работу учащихся (под руководством учителя) по анализу литературного произведения; его осознанному восприятию.
    2. Создать условия для заучивания стихотворения наизусть в результате продуктивного анализа, графического разбора для выразительного чтения.
    3. Организовать обмен мнениями с аргументацией своих позиций.
    4. Создать условия для того, чтобы учащиеся могли высказаться и принять другие точки зрения
    5. Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока.
    6. Способствовать расширению речевой культуры учащихся.
    7. Дать возможность учащимся оценить свою деятельность на уроке, деятельность учащихся.
    8. Создать обстановку,  благоприятную для учебной работы.

    Ожидаемый результат

    1. Обучающиеся демонстрируют умение выполнять анализ произведения под руководством учителя,  осознанно читают текст.
    2. Обучающиеся заучивают стихотворение в ходе работы над ним, проводят графический разбор стихотворения.
    3. Обучающиеся умеют обмениваться мнениями, свободно высказываться  по теме и аргументировать  свою позицию.
    4. Обучающиеся умеют работать в группах, принимать совместные решения и обдумывать их, уважать разные точки зрения.
    5. Обучающиеся проявляют творчество и активность на разных этапах урока.
    6. Обучающиеся демонстрируют грамотную монологическую речь.
    7. Обучающиеся владеют умениями оценки своей деятельности.

    Методы обучения:

    • объяснительно- иллюстративный,
    • репродуктивный
    • частично - поисковый,
    • исследовательский

    Средства обучения:

    • раздаточный материал для работы в группах: образец стихотворения С.Есенина «С добрым утром !», стихотворение, разрезанное на строчки
    • схема графического разбора
    • презентация PowerPoint, ЦОР «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»
    • учебники Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. «Маленькая дверь в большой мир», рабочие тетради по чтению
    • ножницы, клей, цветные карандаши, листы бумаги для рисования
    • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

    Организационные формы урока:

    • индивидуальная,
    • групповая,
    • фронтальная

    Используемые технологии:

    • творческая мастерская
    • ИКТ с использованием интерактивного оборудования;
    • здоровьесберегающие технологии.
    • технология развития критического мышления
    • технология учебного исследования
    • игровая технология

                            Ход урока.

    1.Вводно- мотивационный этап.

    (Учитель здоровается с детьми «Доброе утро!»)

    Просмотр видеоролика « Доброе утро!»

    ЭТАП  ИНДУКЦИИ (создание эмоционального настроя, включение чувств, создание личного отношения к предмету)

    Формирование групп сменного состава

            - Сегодня мы начнём урок не совсем обычно. Я попрошу вас подойти к столу и взять по одному листочку.  На каждом листочке написана одна фраза. Найдите по классу свою группу ( детей с той же фразой, что и у тебя) и соберитесь за одним столом своей группой.

    ( На листочках написана фраза «С добрым утром!» на разных языках:

            

    Mit dem guten morgen!  (нем.)

            Good morning! (англ.)

            Bonjour! (франц.)

            Z dobrym rankien! (польск.)

            I Buenos dias! (исп.)

            Arlaburit! (латв.)

    (После проверки правильности выполнения задания учитель вывешивает фразы на доску и сообщает на каких языках они написаны.)

    ЭТАП САМОКОНСТРУКЦИИ (индивидуальное выполнение задания)

            - Как вы думаете, что обозначают ваши слова? (предположения  детей)

            - Все предложения, написанные на доске, обозначают одну и ту же фразу «С добрым утром!».

            - Почему и зачем люди говорят друг другу эту фразу?

            - А как её надо произносить?

            - Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите фразу «С добрым утром!». Запишите их на листочке.

     

            - Познакомьте нас со своими находками.

            - Как вы думаете, только люди, просыпаясь, желают друг другу доброго утра или в природе тоже можно это наблюдать? Где? В чем? (примеры учащихся)

                    ( просмотр небольшой видеозарисовки пробуждения природы)

            -Почему мы так много времени уделяем обсуждению смысла и особенностей фразы «С добрым утром!»?  (вероятно это будет тема предстоящего произведения)

            -В каком жанре может быть написано такое произведение? (проза, поэзия)

            -Каких авторов данного жанра вы могли бы вспомнить? (проза, поэзия)

    Подготовительная работа

    ЭТАП СОЦИОКОНСТРУКЦИИ (работа учащихся в парах, группах)

            - Определите в каком жанре и с произведением какого автора нам предстоит работать?

    В этом имени -  слово «есень».

    Осень, ясень, осенний  цвет.

    Что-то есть в нем от русских песен-

    Поднебесье, тихие веси,

    Сень березы и синь- рассвет.

    Что-то есть в нем и от весенней

    Грусти, юности и чистоты…

    Только скажут……

            

    -Чье имя должно дальше прозвучать?

    Только скажут «Сергей Есенин»

    Всей России встают черты…

            -Итак, с произведением какого автора нам предстоит сегодня работать? В каком жанре работал Сергей Есенин?

    -Сегодня мы работаем в мастерской поэта Сергея Есенина.

    - Кому знакомо это имя? Где вы его слышали? Какие произведения читали?

            ЦОР «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» раздел «Детская библиотека», страница – Сергей Есенин

    2. Стадия осмысления (Технологический этап)

    Частично-поисковый методПроблемно- поисковая технология

            - В конвертах, лежащих на ваших партах, лежат строки стихотворения, с которым нам сегодня предстоит познакомиться. Достаньте их и попробуйте сами составить стихотворение, разложив строки в том порядке, как вы считаете, они должны лежать.

    Работа в группах сменного состава         

    -  Познакомьте нас со своими стихами.

    -  Чьё стихотворение вам понравилось больше всего?

            

    Физкультминутка. 

    Здоровье сберегающая технология

    Учащиеся выполняют несколько движений под музыку.

    ЭТАП СОЦИОЛИЗАЦИИ (выполнение задания в группе )

    - А теперь послушайте оригинал.

            (учитель читает стихотворение по памяти)

    Задремали звезды золотые,
    Задрожало зеркало затона,
    Брезжит свет на заводи речные
    И румянит сетку небосклона.

    Улыбнулись сонные березки,
    Растрепали шелковые косы.
    Шелестят зеленые сережки,
    И горят серебряные росы.

    У плетня заросшая крапива
    Обрядилась ярким перламутром
    И, качаясь, шепчет шаловливо:
    «С добрым утром!»

            - Чем понравилось вам стихотворение?

    Анализ стихотворения.

            - Достаньте из большого конверта листочки с текстом стихотворения. Перечитайте его самостоятельно.

    1) – Перечитайте стихотворение и подчеркните непонятные слова. Объясните эти слова в группе. Объясните эти слова мне.

    Частично-поисковый метод

            «затон»- заводь — часть реки, защищённая от ледохода и течения

            «брезжит»- рассветает, чуть светится

            « заводь»-  часть реки, защищённая от ледохода и течения

            «перламутр»- внутренний слой раковин пресноводных и морских моллюсков

            «шаловливо»- дурашливо, шутливо, шало, по-мальчишески, озорно, игриво

    АФИШИРОВАНИЕ (предъявление коллективной работы)

    2)Найдите в тексте глаголы, подчеркните зелёным карандашом.

     Технология учебного исследования

            ( учитель выписывает на доску)

            Задремали, задрожало, брезжит, румянит, улыбнулись, растрепали, шелестят, горят, обрядилась, шепчет

            Параллельно идёт работа над уместностью употребления глаголов.

            - Почему так сказал поэт?

            - Что интересного можно увидеть в глаголах? (времена разные)

            -  Почему?

    3) Возьмите красный карандаш и подчеркните в тексте эпитеты, используемые поэтом.

    Технология  учебного исследования

    Что такое эпитеты?

    Эпитет- прилагательное при слове, делающее его более выразительным.

            «золотые (звезды)»                                -Почему «золотые звезды»?

            «речные (заводи)»                                        и т.д.

            «сонные (берёзки)»

            «зелёные (серёжки)»

            « заросшая (крапива)»

            « шелковые (косы)»

             «яркий (перламутр)»

    4)  - Автор использует интересные приёмы. Он говорит о природе, как о живом существе. Как называется такой приём? (олицетворение)

    Технология учебного исследования

    - Найдите примеры олицетворения.

            «звёзды дремлют»                                Параллельно ведется лексическая работа

            «свет румянит»

            «берёзки улыбнулись, шелестят»

             «росы горят»

            «крапива шепчет»

    РАЗРЫВ (осознание неполноты знания)

    5) - Перечитайте стихотворение. Что еще мы не увидели в нем, что не услышали?

    -  Какое время года изобразил поэт?

    -  Сколько строчек ему для этого понадобилось?

    6)  - Выполним графический разбор стихотворения, чтобы научиться его читать выразительно.

    Работа по опорным схемам

    На доске появляется опорная схема для графического разбора стихотворения

            Запятая  /

            Точка  //

            Важное слово, опорное.        

            

    Нарастание, подъём  

            

    Понижение голоса, тихо.  

            

    - Перечитайте стихотворение тихонечко вслух (жужжащее чтение)  стараясь соблюдать интонацию и логические ударения.

    -Кто хочет прочитать вслух?

              (заслушивание нескольких учащихся)        

    - Получилось ли чтение у …? Какие чувства ему удалось передать?

    - Чьё чтение вам понравилось больше всего?

    Физкультминутка

     Здоровье сберегающая технология

    Дети совершают несколько движений под музыку подходящую по настроению.

     

    Закрепление материала.

    1) - Перечитайте стихотворение и разделите его логически законченные части.

            - Сколько частей у вас получилось?

            - Кто точно знает, где заканчивается 1 часть? 2? 3?....

    2) - Разделите лист бумаги сгибанием на 8 частей.

    ИКТ

    - Перечитайте каждую часть стихотворения и создайте к нему графический образ.

    Работа на интерактивной доске

    Анализ каждой логической части, обсуждение иллюстрации этой части, рисование детьми на своих листочках, на интерактивной доске.

    3)Учитель читает стихотворение наизусть с опорой на получившиеся рисунки.

            -Кто хочет, повторить стихотворение вместе со мной?

            - Кто хочет  сам рассказать стихотворение?

    РЕФЛЕКСИЯ  ( анализ результатов работы в мастерской)

            -Что особенно понравилось на уроке?

            - Что показалось сложным?

    Закончите фразу:

    Мне понравилось……..

    Мне не понравилось…………

    Мне было трудно……….


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»

    Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит  развитие ...

    Сергей Есенин «С добрым утром».

    Знакомит  учащихся со стихотворением Сергея Есненина "С добрым утром" через   чувства автора, образное мышление, речь.Помогает формированию адекватной оценки собственной деятельн...

    Сергей Есенин “С добрым утром”.

    ·        познакомить учащихся с биографией поэта, с литературными терминами;·        раскрыть смысл стихотворения;·...

    Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Сергей Есенин «С добрым утром!»

    Цели: Познакомить  учащихся со стихотворением Сергея Есенина “С добрым утром”, раскрыть идею и смысл данного произведения, развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами...

    Презентация "Сергей Есенин "С добрым утром!"

    Презентация к уроку литературного чтения по теме "Сергей Есенин "С добрым утром!"...

    Конспект урока для 3 класса «А.С. Пушкин «Зимнее утро»

    Конспект урока для 3 класса «А.С. Пушкин «Зимнее утро»...