Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Сергей Есенин «С Добрым утром!»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Сергей Есенин «С Добрым утром!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt_urok.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония»
Тема: Сергей Есенин «С Добрым утром!»
Осипова Любовь Васильевна
учитель начальных классов
МОУ «Мугунская СОШ
(открытый урок на педагогической
мастерской в рамках районного
конкурса «Учитель года-2014»)
Задачи урока:
- Формирование читательских умений по работе с поэтическим текстом; активизация «вдумчивого чтения».
- Формирование умения понимать изобразительно-выразительные средства языка
(эпитеты, олицетворение, сравнение, звукопись) и их роль в художественном произведении.
- Расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиски слова точного и выразительного.
- Развитие способности выразительно читать поэтический текст, передавать слушателям эмоциональное состояние; развитие образного и творческого воображения.
Оборудование к уроку:
- учебник по литературному чтению для 4 класса «Любимые страницы»
О. В. Кубасовой часть 3;
- аудиозаписи музыкальных произведений:
Э. Григ «Утро»; Ф. Шопен. Ноктюрн № 2. Фрагмент.
- ½ листа акварельной бумаги, кисти, акварельные краски (у учащихся)
- доска
- компьютерная презентация
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.
Его проведём мы в назначенный срок.
В мир музыки, слова и цвета откроется дверь,
И это прекрасно, уж ты мне поверь!
- Прежде чем начать урок, сделаем дыхательную гимнастику.
Это очень важно, так как дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса
- вдох носом, выдох через рот;
- вдох, задержка дыхания, выдох;
- вдох, выдох по порциям;
- Прочитайте с правильной интонацией.
(Слайд) Какое сегодня утро?
Сегодня плохое утро, 1 строку – громко читаем
Сегодня скучное утро, 2 строку - тихо
И, кажется, будет снег. 1 строку - мальчики
Почему же плохое утро? 2 строку - девочки
Сегодня хорошее утро!
Сегодня весёлое утро!
И тучи уходят прочь.
Молодцы, мы готовы читать и говорить.
__ Какие цели мы ставим перед собой на уроках литературного чтения?
(Слайд 2)
познакомиться … (с произведением С.А. Есенина
«С добрым утром!»)
Цель научиться … (анализировать, разбирать, воспринимать
произвед., использовать темп,
логическое ударение, громкость голоса,
изобразительно-выразительные средства языка…)
совершенствовать … (навык чтения, грамотность чтения)
- Актуализация знаний.
__ Сегодня мы продолжим путешествие в мир поэзии. Что же такое поэзия?
(Поэзия – это стихи. Это произведения, написанные стихами).
(Слайд) Прочитайте предложения. Как вы их понимаете?
Предложения записаны на доске:
Поэзия летнего утра.
Поэзия золотой осени.
Поэзия родной природы.
__ С чем ассоциируется слово поэзия?
Д. Поэзия – это красота.
__ Замените в предложениях слово «поэзия» словом «красота». Прочитайте.
Д. Красота летнего утра.
Красота золотой осени.
Красота родной природы.
__ Сколько значений слова «поэзия» мы знаем? Какие?
Д. Мы знаем два значения. Поэзия – стихи, произведения написанные стихами. Поэзия – красота и прелесть чего-либо (из словаря С. И. Ожегова)
- Подготовка к восприятию текста.
У. Я приглашаю вас, не выходя из класса, под музыку норвежского композитора Эдварда Грига «Утро», совершить небольшое виртуальное путешествие.
Слайд 3 (с фотогр. утра)
А я хочу на зорьке встать,
Солнце первой повстречать,
Крикнуть «С добрым утром, солнце!»
И оно мне улыбнется.
__ Какое время суток запечатлели авторы на этих фотографиях?
__ Как вы догадались, что это утро?
__ Как в русском языке называются те явления природы раннего утра, которые мы с вами сейчас наблюдали?
Д. Рассвет. Восход. Заря.
__ Кто из вас когда-нибудь наблюдал рассвет или восход солнца? Постарайтесь своими словами описать увиденное вами.
У. Десятки раз многим из нас приходилось видеть восход солнца и всегда перед нами рождается новый прекрасный мир.
__ Ребята, кому из величайших поэтов удавалось в своих стихах отразить красоту и величие русской природы?
(Пушкин, Лермонтов, Блок)
__ Да, ребята, именно в стихах С.А.Есенина природа очеловечена, до всего как будто можно дотронуться, дотянуться и вот сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть секрет красоты Есенинского слова.
(Слайд 4 портрет)
С. А. Есенин родился в старинном селе Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу реки Оки.
(Слайд 5) Это удивительно красивые места. Если подняться на холм, то на многие километры вперёд видны деревни и сёла, луга и перелески, вьющаяся лентой река и небольшие озёра.
(Слайд 6) О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
- писал С.А Есенин в одном из своих стихотворений.
Его детство прошло среди полей и степей. С ранних лет он полюбил свой край, русскую природу.
(Слайд 7) Вместе со своими друзьями, деревенскими ребятишками, он ходил в ночное.
(Слайд 8) «Ночью луна – вспоминал он, - при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».
(Слайд 9) - Один из друзей его детства писал в своих воспоминаниях: «… очень любил Есенин цветы. Весной до покоса наши луга – разноцветный ковёр. Каких только цветов в них нет! Для него цветы – что живые друзья были».
(Слайд 10) В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный
деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин.»
С.А.Есенин, как вы знаете, написал много стих-ий. (Выставка книг), и мы сегодня познакомимся со стихотворением «С Добрым утром», определим какие средства художественной выразительности использовал автор в данном стихотворении, сформулируем основную мысль произведения, будем развивать навыки выразительного чтения, память, воображение, воспитывать в себе чувство прекрасного, любви к красоте природы.
Но прежде давайте отдохнём ФИЗМИНУТКА
__Послушайте, как описал в своих стихах пробуждение природы Сергей Александрович Есенин.
ΙΙ. Первичное восприятие текста.
Сергей Есенин «С добрым утром!»
ΙΙΙ. Проверка первичного восприятия текста.
__ Красивое стихотворение?
__ Какие строчки вам запомнились, понравились больше всего?
- Поднимите руку, кому удалось представить в своём воображении тот прекрасный момент пробуждения природы, который описал в своём стихотворении Сергей Есенин?
- Давайте попробуем нарисовать всё, что представилось.
ΙV. Чтение и анализ содержания и изобразительно – выразительных средств языка в стихотворении.
1.__Для этого ещё раз перечитайте стихотворение самостоятельно и проследите, как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?
__ Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения? Разберём по строфам.
Д. 1 строфа – небо, золотые засыпающие звёзды; затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь, в которой отражается блеск звёзд.
2 строфа – взгляд поэта обращён на берёзки, которые еле колышут своими ветками под лёгким ветерком; затем взгляд падает под ноги, где «горит» роса серебристым светом.
3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.
У. __Поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы.
У __ Почему стихотворение, которое называется «С добрым утром!» начинается со слов «задремали»?
(Д. Утро начинается с того, что звёзды уходят, они задремали)”
У.__ С какого звука начинаются все слова в первых двух строчках? В чём его особенность?
(Д. Со звука [з]. Когда его произносишь, то язык дрожит, и слова получаются дрожащими, робкими).
Он помогает представить, как блестят исчезающие звёзды, и играет свет в «зеркале затона». Утро только вступает в свои права.
У. __Как вы понимаете значение слова «затон»?
(СЛАЙД)
Затон – длинный и мелкий речной залив, заводь.
У.__С чем сравнивается затон?
(Д. С зеркалом. Поверхность такая же гладкая, в нём отражается утреннее небо).
У.__ Прочитайте следующие две строчки. Есть ли в словах эти же звуки?
(Д. В словах «брезжит» и «заводи» есть, а потом этот звук пропадает, потому что солнце восходит).
У.__ Как вы понимаете значение слова «брезжит»?
Брезжит - светит слабо, неярко.
У. __А если я изменю слово Брезжит и скажу «Льётся свет на заводи речные» что при этом изменится?
(Д. «Льётся свет» так можно сказать, когда солнце уже встало и ярко светит, а сейчас свет только пробивается, именно «брезжит»).
У.__ В каком темпе следует читать эту строфу?
(Д. Медленно. Всё только-только просыпается).
У. __Обратите внимание, с каких слов начинается каждая строка в первой строфе?
(Д. Глаголы: задремали, задрожало, брезжит, румянит).
У. Как вы думаете, почему поэт ставит на первое место глаголы?
(Д. Для того, чтобы показать движение, пробуждение жизни).
У.__ Прочитайте следующие две строфы и понаблюдайте, как поэт изображает пробуждение жизни?
(Д. Поэт изображает мир живой, просыпающийся.
У.__ С помощью каких слов одушевляет явления природы?.
( С помощью слов «улыбнулись сонные берёзки», «растрепали шёлковые косы», «шепчет шаловливо» автору удалось создать образ живой природы).
У.__ На кого похожи берёзки?
(Д. Берёзки похожи на улыбающихся и растрёпанных со сна девушек).
У.__ С кем автор сравнивает крапиву?
(Крапива изображена кокетливой красавицей-шалуньей).
У. __Как обрядилась крапива?
У. __Что такое перламутр? Перламутр – твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском
-Откуда он на крапиве?
( Это солнечный свет преломляется в капельках росы и переливается всеми цветами радуги.)
-Почему крапива шепчет да еще шаловливо? ( Тихонько покачиваясь, шелестит своими листочками, словно играет.)
-Какой прием использует поэт, представляя в образе живого существа неодушевленные растения? ( Олицетворение)
__Найдите еще олицетворение? (улыбнулись, растрепали, обрядилась)
У __Как вы понимаете слово плетень?
СЛАЙД Плетень- это изгородь, сплетённая из веток
У. __Какие согласные звуки повторяются в этих строчках? Зачем поэт их повторяет?
(Д. Повторяются звуки [с] и [ш]. Они изображают звуки лёгкого утреннего ветерка, еле слышного).
У. С какой интонацией нужно читать эти две строфы?
(Д. Ласково, любуясь. Эмоционально, читать быстрее, чем предыдущую строфу).
У. А как нужно читать последнюю строку?
(Д. Последняя строчка – это шёпот крапивы, нужно передать её характер).
V. Подготовка к выразительному чтению.
Ребята, а сейчас самостоятельно приготовьтесь к выразительному чтению.
VΙ. Выразительное чтение стихотворения.
Прочитайте стихотворение друг другу в парах и оцените себя.
VΙΙ. Словесное рисование и музыкальное иллюстрирование.
У Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению? Перечитайте стихотворение ещё раз и найдите цветовые эпитеты.
Дети читают стихотворение и отмечают следующие эпитеты: «золотые», «румянит», «зелёные», «серебряные», «перламутром».
(Д. В иллюстрации нужно использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски).
У. Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?
Д. Нежную, тихую. Вначале мелодия тихая, сонная, а потом становится громкой и радостной.
Слайд Предлагаю прослушать фрагмент музыкального произведения Ф. Шопена Ноктюрн № 2. и 2-3 учащихся читают под музыку выразительно
VΙΙΙ.Обобщение.
У. Как вы думаете, кому обращены последние слова стихотворения: «С добрым утром!»
ΙΧ.Итог урока.
__ Ребята, как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?
(Чтобы привлечь внимание к красоте природы; Чтобы передать нам своё настроение)
Слайд - Закончите предложение: «Соприкосновение с поэзией помогло мне…».-
…больше узнать о С. Есенине;
ещё раз убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом
увидеть красоту в самых обычных предметах; получить наслаждение от урока.
- Домашнее задание. Предлагаю вам домашнее задание на выбор:
1.Выучить наизусть стихотворение «С добрым утром!»
2.Нарисовать иллюстрации и подписать строчками из стихотворения.
Рефлексия.
- А сейчас, выйдете те, для кого урок стал ступенькой к изучению нового.
- Теперь подойдите ко мне, пожалуйста, те ребята, кто сегодня сделал для себя открытие на уроке.
- Выходите и те ребята, кто помог одноклассникам.
- Возьмитесь за руки те, кому помогла дружба.
- Я удовлетворена нашим общением на уроке, спасибо за ваши ответы и исследования и пусть та положительная энергия, которой вы зарядились на уроке, поможет вам в открытии новых знаний в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "С добрым утром!"
Целями данного урока были: познакомить с произведением С.Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы (олицетворение, эпитеты, сравнени...
Урок литературного чтения по теме А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Литературное чтение в 4 классе. Тема: А.С.Пушкин. Зимнее утро. Технология: "Обучение в сотрудничестве"...
Т.С. Фирсова Урок по литературному чтению Тема С. А. Есенин С добрым утром
3 класс Школа 2100...
Конспект урока литературного чтения 3 класс. Сергей Есенин «С добрым утром!»
В современной школе изменяется роль учителя: из носителя знаний и информации он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, координатора самостоятельной работы учащихся.Во многом ...
Разработка урока литературного чтения на тему: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Произведения А. С. Пушкина обладают интересным свойством: чем больше читаем их, тем больше открываем для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни....
Урок литературного чтения: «Творчество С.А. Есенина. Сергей Есенин «Черёмуха»
Урок-проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся развивать самостоятельность даже при подготовке к уроку - учитьс...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему " А С Пушкин Зимнее утро"
Урок в рамках системно -деятельнстного подхода. Включены все виды универсальных учебных действий Основная деятельностная технология- коммуникативная. Включены приемы теории развития критического...