Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Сергей Есенин «С Добрым утром!»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Осипова Любовь Васильевна

Урок литературного чтения в 4 классе Тема:  Сергей Есенин «С Добрым утром!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt_urok.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония»

Тема:  Сергей Есенин «С Добрым утром!»

Осипова Любовь Васильевна

учитель начальных классов

МОУ «Мугунская СОШ

(открытый урок  на педагогической

мастерской в рамках районного

конкурса «Учитель года-2014»)

Задачи урока:

- Формирование читательских умений по работе с поэтическим текстом; активизация «вдумчивого чтения».

- Формирование умения понимать изобразительно-выразительные средства языка

(эпитеты, олицетворение, сравнение, звукопись) и их роль в художественном произведении.

-  Расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиски слова точного и выразительного.

-  Развитие способности выразительно читать поэтический текст, передавать слушателям эмоциональное состояние; развитие образного и творческого воображения.

Оборудование к уроку: 

- учебник по литературному чтению для 4 класса «Любимые страницы»

 О. В. Кубасовой часть 3;

- аудиозаписи музыкальных произведений:

 Э. Григ «Утро»;  Ф. Шопен. Ноктюрн № 2. Фрагмент.  

- ½ листа акварельной бумаги, кисти, акварельные краски (у учащихся)

- доска

- компьютерная презентация

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.

Его проведём мы в назначенный срок.

В мир музыки, слова и цвета откроется дверь,

И это прекрасно, уж ты мне поверь!

  1. Прежде чем начать урок, сделаем  дыхательную гимнастику.

Это очень важно, так как дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса

  • вдох носом, выдох через рот;
  • вдох, задержка дыхания, выдох;
  • вдох, выдох по порциям;
  1. Прочитайте с правильной интонацией.

(Слайд)    Какое сегодня утро?

                 Сегодня плохое утро,                 1 строку – громко читаем

                 Сегодня скучное утро,               2 строку - тихо

                 И, кажется, будет снег.              1 строку - мальчики

                 Почему же плохое утро?            2 строку - девочки

                 Сегодня хорошее утро!

                 Сегодня весёлое утро!

                 И тучи уходят прочь.

Молодцы, мы готовы читать и говорить.

__ Какие цели мы ставим перед собой на уроках литературного чтения?

        (Слайд 2)                                                  

                              познакомиться … (с произведением С.А. Есенина

                                                                «С добрым утром!»)

Цель                       научиться …   (анализировать, разбирать, воспринимать

                                                произвед.,   использовать темп,  

                                                логическое ударение, громкость голоса,

                                                изобразительно-выразительные средства языка…)

                               совершенствовать … (навык чтения, грамотность чтения)

  1. Актуализация знаний.

  __ Сегодня мы продолжим путешествие в мир поэзии. Что же такое поэзия?

(Поэзия – это стихи. Это произведения, написанные стихами).

(Слайд)   Прочитайте предложения. Как вы их понимаете?

Предложения записаны на доске:

Поэзия летнего утра.

Поэзия золотой осени.

Поэзия родной природы.

__ С чем ассоциируется слово поэзия?

Д. Поэзия – это красота.

__ Замените в предложениях слово «поэзия» словом «красота». Прочитайте.

Д. Красота летнего утра.

     Красота золотой осени.

     Красота родной природы.

__  Сколько значений слова «поэзия» мы знаем? Какие?

Д. Мы знаем два значения. Поэзия – стихи, произведения написанные стихами.  Поэзия – красота и прелесть чего-либо (из словаря С. И. Ожегова)

  1. Подготовка к восприятию текста.

У. Я приглашаю вас, не выходя из класса, под музыку норвежского композитора Эдварда Грига «Утро», совершить небольшое виртуальное путешествие.

Слайд 3 (с фотогр. утра)

А я хочу на зорьке встать,

Солнце первой повстречать,

Крикнуть «С добрым утром, солнце!»

И оно мне улыбнется.

__  Какое время суток запечатлели авторы на этих фотографиях?

__  Как вы догадались, что это утро?

__ Как в русском языке называются те явления природы раннего утра, которые мы с вами сейчас наблюдали?

Д. Рассвет. Восход. Заря.

__ Кто из вас когда-нибудь наблюдал рассвет или восход солнца? Постарайтесь своими словами описать увиденное вами.

У. Десятки раз многим из нас приходилось видеть восход солнца и всегда перед нами рождается новый прекрасный мир.

__ Ребята, кому  из величайших поэтов удавалось в своих стихах отразить красоту и величие русской природы?

(Пушкин, Лермонтов, Блок)

 __ Да, ребята, именно в стихах С.А.Есенина    природа  очеловечена, до всего как будто можно дотронуться, дотянуться и вот сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть секрет красоты Есенинского слова.

 (Слайд 4  портрет)

С. А. Есенин родился в  старинном селе Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу реки Оки. 

 (Слайд 5)  Это удивительно красивые места. Если подняться на холм, то на многие километры вперёд видны деревни и сёла, луга и перелески, вьющаяся лентой река и небольшие озёра.

(Слайд 6)    О Русь – малиновое поле

                        И синь, упавшая в реку,

                        Люблю до радости и боли

                         Твою озёрную тоску.

- писал С.А Есенин в одном из своих стихотворений.

Его детство прошло среди полей и степей. С ранних лет он полюбил свой край,  русскую природу.

(Слайд 7) Вместе со своими друзьями, деревенскими ребятишками, он ходил в ночное.

(Слайд 8)  «Ночью луна – вспоминал он, - при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».

(Слайд 9) - Один из друзей его детства писал в своих воспоминаниях: «… очень любил Есенин цветы. Весной до покоса наши луга – разноцветный ковёр. Каких только цветов в них нет! Для него цветы – что живые друзья были».

(Слайд 10)  В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный

деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин.»

С.А.Есенин, как вы знаете, написал много стих-ий. (Выставка книг), и мы сегодня  познакомимся со стихотворением «С Добрым утром»,  определим какие средства художественной выразительности использовал автор в данном стихотворении, сформулируем основную мысль произведения, будем развивать навыки выразительного чтения, память, воображение, воспитывать в себе чувство прекрасного, любви к красоте природы.

Но прежде давайте отдохнём   ФИЗМИНУТКА

__Послушайте, как описал в своих стихах пробуждение природы Сергей Александрович Есенин.

             ΙΙ.  Первичное восприятие текста.

  Сергей Есенин «С добрым утром!»

ΙΙΙ. Проверка первичного восприятия текста.

__ Красивое стихотворение?

    __ Какие строчки вам запомнились, понравились больше всего?

   - Поднимите руку, кому удалось  представить в своём воображении тот прекрасный момент пробуждения природы, который описал в своём стихотворении Сергей Есенин?

   - Давайте попробуем нарисовать всё, что представилось.

ΙV. Чтение и анализ содержания и изобразительно – выразительных средств языка в стихотворении.

1.__Для этого ещё раз перечитайте стихотворение самостоятельно и проследите, как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?

__ Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения? Разберём по строфам.

Д.  1 строфа – небо, золотые засыпающие звёзды; затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь, в которой отражается блеск звёзд.

      2 строфа – взгляд поэта обращён на берёзки, которые еле колышут своими ветками под лёгким ветерком; затем взгляд падает под ноги, где «горит» роса серебристым светом.

      3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.

У. __Поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы.

У __ Почему стихотворение, которое называется «С добрым утром!» начинается со слов «задремали»?

(Д. Утро начинается с того, что звёзды уходят, они задремали)

У.__ С какого звука начинаются все слова в первых двух строчках? В чём его особенность?

(Д. Со звука [з]. Когда его произносишь, то язык дрожит, и слова получаются дрожащими, робкими).

      Он помогает представить, как блестят исчезающие звёзды, и играет свет в «зеркале затона». Утро только вступает в свои права.

У. __Как вы понимаете значение слова «затон»?

(СЛАЙД)

Затон – длинный и мелкий речной залив, заводь.

У.__С чем сравнивается затон?

(Д. С зеркалом. Поверхность такая же гладкая, в нём  отражается утреннее небо).

У.__ Прочитайте следующие две строчки. Есть ли в словах эти же звуки?

(Д. В словах «брезжит» и «заводи» есть, а потом этот звук пропадает, потому что солнце восходит).

У.__ Как вы понимаете значение слова «брезжит»?

Брезжит - светит слабо, неярко.

У. __А если я изменю слово Брезжит и скажу «Льётся свет на заводи речные» что при этом изменится?

(Д. «Льётся свет» так можно сказать, когда солнце уже встало и ярко светит, а сейчас свет только пробивается, именно «брезжит»).

У.__ В каком темпе следует читать эту строфу?

(Д. Медленно. Всё только-только просыпается).

У. __Обратите внимание, с каких слов начинается каждая строка в первой строфе?

(Д. Глаголы: задремали, задрожало, брезжит, румянит).

У. Как вы думаете, почему поэт ставит на первое место глаголы?

(Д. Для того, чтобы показать движение, пробуждение жизни).

У.__ Прочитайте следующие две строфы и понаблюдайте, как поэт изображает  пробуждение жизни?

(Д. Поэт изображает мир живой, просыпающийся.

У.__ С помощью каких слов одушевляет явления природы?.

( С помощью слов «улыбнулись сонные берёзки», «растрепали шёлковые косы», «шепчет шаловливо» автору удалось создать образ живой природы).

У.__ На кого похожи берёзки?

(Д. Берёзки похожи на улыбающихся и растрёпанных со сна девушек). 

У.__ С кем автор сравнивает крапиву? 

(Крапива изображена кокетливой красавицей-шалуньей).

У. __Как обрядилась крапива?

У. __Что такое перламутр?   Перламутр –  твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском

-Откуда он на крапиве?

( Это солнечный свет преломляется в капельках росы и переливается всеми цветами радуги.)

-Почему крапива шепчет да еще шаловливо? ( Тихонько покачиваясь, шелестит своими листочками, словно играет.)

-Какой прием использует поэт, представляя в образе живого существа неодушевленные растения? ( Олицетворение)

 __Найдите еще олицетворение? (улыбнулись,  растрепали, обрядилась)

У __Как вы понимаете слово плетень?

СЛАЙД  Плетень- это изгородь, сплетённая из веток

У.  __Какие согласные звуки повторяются в этих строчках? Зачем поэт их повторяет?

(Д. Повторяются звуки [с] и [ш]. Они изображают звуки лёгкого утреннего ветерка, еле слышного).

У.  С какой интонацией нужно читать эти две строфы?

(Д. Ласково, любуясь. Эмоционально, читать быстрее, чем предыдущую строфу).

У. А как нужно читать последнюю строку?

(Д. Последняя строчка – это шёпот крапивы, нужно передать её характер).

V.  Подготовка к выразительному чтению.

Ребята, а сейчас самостоятельно приготовьтесь к выразительному чтению.

VΙ.  Выразительное чтение стихотворения.

Прочитайте стихотворение друг другу в парах и оцените себя.

VΙΙ.  Словесное рисование и музыкальное иллюстрирование.

У Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению? Перечитайте стихотворение ещё раз и найдите  цветовые эпитеты.

Дети читают стихотворение и отмечают следующие эпитеты: «золотые», «румянит», «зелёные», «серебряные», «перламутром».

(Д. В иллюстрации нужно использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски).

У. Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

Д. Нежную, тихую. Вначале мелодия тихая, сонная, а потом становится громкой и радостной.

 Слайд         Предлагаю прослушать фрагмент музыкального произведения Ф. Шопена Ноктюрн № 2. и 2-3 учащихся читают под музыку выразительно

                                     

VΙΙΙ.Обобщение.

У. Как вы думаете, кому обращены последние слова стихотворения: «С добрым утром!»

ΙΧ.Итог урока.

__ Ребята, как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

(Чтобы привлечь внимание к красоте природы; Чтобы передать нам своё настроение)

Слайд    - Закончите предложение: «Соприкосновение с поэзией помогло мне…».-

 …больше узнать о С. Есенине;

ещё раз убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом

увидеть красоту в самых обычных предметах;  получить наслаждение от урока.

  1. Домашнее задание.    Предлагаю вам домашнее задание на выбор:

1.Выучить наизусть стихотворение «С добрым утром!»

2.Нарисовать иллюстрации  и подписать строчками из стихотворения.

Рефлексия.

- А сейчас, выйдете те, для кого урок стал ступенькой к изучению нового.

- Теперь подойдите ко мне, пожалуйста, те ребята, кто сегодня сделал для себя открытие на уроке.

- Выходите и те ребята, кто помог одноклассникам.

- Возьмитесь за руки те, кому помогла дружба.

- Я удовлетворена нашим общением на уроке, спасибо за ваши ответы и исследования и пусть та положительная энергия, которой вы зарядились на уроке, поможет вам в открытии новых знаний в дальнейшем.

                                              

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "С добрым утром!"

Целями данного урока были: познакомить с произведением С.Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы (олицетворение, эпитеты, сравнени...

Урок литературного чтения по теме А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Литературное чтение в 4 классе. Тема: А.С.Пушкин. Зимнее утро. Технология: "Обучение в сотрудничестве"...

Конспект урока литературного чтения 3 класс. Сергей Есенин «С добрым утром!»

В современной школе изменяется роль учителя: из носителя знаний и информации  он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, координатора самостоятельной работы учащихся.Во многом ...

Разработка урока литературного чтения на тему: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»

Произведения А. С. Пушкина обладают интересным свойством: чем больше читаем их, тем больше открываем для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни....

Урок литературного чтения: «Творчество С.А. Есенина. Сергей Есенин «Черёмуха»

Урок-проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся развивать самостоятельность даже при подготовке к уроку - учитьс...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему " А С Пушкин Зимнее утро"

Урок в рамках системно -деятельнстного  подхода. Включены все виды универсальных учебных действий Основная деятельностная технология- коммуникативная. Включены приемы теории развития критического...