Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературного чтения на тему " А С Пушкин Зимнее утро"
    план-конспект урока по чтению (3 класс)

    Юранева Людмила Григорьевна

    Урок в рамках системно -деятельнстного  подхода. Включены все виды универсальных учебных действий Основная деятельностная технология- коммуникативная. Включены приемы теории развития критического мышления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pushkin._zimnee_utro.docx31.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе

    Тема урока: А.С.Пушкин «Зимнее утро»

    Планируемый результат:

    -  Учиться работать  над лирическим произведением

    -  Находить в стихотворном тексте средств художественной выразительности (эпитетов, олицетворения, сравнения)

               -  Понимать смысловое значение произведения

               - Научиться выразительно читать произведение (на два урока)

    Формируемые УУД

    Личностные: учебно-познавательный интерес; смыслообразование; внутренняя позиция школьника.

    Метапредметные (УУД)

    Коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

    Регулятивные:  умение определять  задачи урока с учителем, определять цели  деятельности на уроке; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Познавательные: умение извлекать информацию из различных источников,  текста; умение на основе анализа объектов делать выводы.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащегося

    Формирующие УУД

    Стадия вызова

    1.  функции – мотивационная (вызвать интерес к изучаемому)

    - информационная (вызов на поверхность имеющихся знаний по теме)

    Коммуникационная )обмен мнениями)

     Ребята как вы думаете, чьи слова представлены на слайде?

    "И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал..."

    - Ребята, вы собирали информацию о великом поэте. Составляли кластер.- Кто  желает развернуть свой кластер и рассказать об А.С.Пушкине примерив белую шляпу?

    - Кто что-либо хочет добавить?

    Мы  думаем, что эти слова принадлежат великому А. С.  Пушкину

    Ученица в белой шляпе мышления разворачивает информацию о А. С. Пушкине

    Познавательные УУД

    Минутка релаксации.

    Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года» -январь

    - Ребята, послушайте композицию

    -Постарайтесь узнать автора и название.

    - Что вам представилось?

    - Как вы думаете, для чего я взяла эту композицию на урок?

    - Догадались какое?

    - Откройте стр. 88

    Прочитайте название.

    П.И.Чайковский Времена года « декабрь»

    Мы будем изучать новое произведение А.С.Пушкина

    " Зимнее утро"

    Какой жанр?

    - Значит мы будем работать со стихотворением.

    _ак построим свою работу7

    - Что ожидаете в конце урока?

    Стихотворение.

    Цель: научиться выразительно читать стихотворение

    Задачи:

    Цель определили. Какие поставим задачи?

    1Итак. Хотите познакомиться?  Представляю вам его в аудиозаписи актера  

     1. Добиться понимания смысла стихотворения и настроение

    2. Видеть средства художественной выразительности.

    3. Выделить непонятные слова и поработать со словарем (эпитет, олицетворение, сравнение)

    Регулятивные

    Формулирование цели и задач урока

    Осмысление. Получение новой информации, анализ лирического стихотворения

    Работа со словарем

    - Вам понравилось стихотворение? Хотите поделиться чувствами, примерив красную шляпу?

    - Хотите сами прочитать?

    - На какие части разделено стихотворение?

    Итак, прочитаем по строфам.

    - Все ли слова понятны?

    - В каком году написано стихотворение?

    - Много ли устаревших слов (архаизмов) и непонятных вам слов? Дома вы работали с различными источниками. Поделитесь, какую словарную работу вы провели.

    У. имеется  ввиду наступление утра на севере.

    Учащиеся делятся впечатлениями, примеряя красную шляпу, высказывая свои эмоции.

    Стихотворение разделено на строфы

    Чтение стихотворения по строфам

    3 ноября 1829 г.

    Дети:

    Нега(устаревшие) блаженство, приятное состояние, иногда – сон

    Мгла – пелена тумана

    Нынче – сейчас

    Бурый – оттенок коричневого

    Вечор- вчера (устра.) предадимся Северная Аврора – древнеримская богиня утренней зари

    Янтарный блеск – желтый свет, теплый, уютный

    Северная звезда – так называли планету Венера.

    Венера – это древнеримская богиня любви и красоты; именно так лирический герой называет свою возлюбленную.

    Познавательные

    - работа с различными источниками информации

    Спасибо.

    - Физминутка.

    Глаз

    Сомкнуты – закрыты

    Мгла – пелена тумана

    Взор – взгляд

    Янтарь – твердое прозрачное вещество, образовалось из смолы древних деревьев

    А теперь обратимся к 1 строфе, прочитаем 1 строфу.

    - Прочитайте слова, с которыми герой обращается к своей собеседнице.

    - Как вы думаете, как герой относится к красавице (можем использовать попс- формулу)

    Я думаю… позиция

    Обоснование

    Пример

    Следствия

    - Как вы думаете, к кому поэт мог обратить эти слова?

    - Определите главную мысль в 1 строфе.

    - Найдите эпитеты.

    Друг прелестный

    Красавица

    Звезда севера

    Ласково, нежно, с любовью

    Я думаю, может к сестре Ольге

    Эпитет – это

    - друг прелестный

    - северной авроре

    - день чудесный

    Коммуникативные

    - высказывание своей точки зрения

    Коммуникативный

    -высказывание

    Познавательный

    - нахождение средств художественной выразительности

    Исследовательская работа

    Работа в группах

    Анализ строф

    А теперь, ребята, я предлагаю поработать вам в группах. Хотите? Маршрутные листы получат группы

    Вспомним правила работы в группе.

      Повторим Правила работы в группе

    1 В группе должен быть ответственный

    2 Работать должен каждый на общий результат

    3 Один говорит, другие слушают

    4 Свое  несогласие высказывай вежливо

    5. Если не понял- переспроси

    коммуникативные

    Подведение итогов исследовательской работы

    Оценивание в группах

    Итог по цели

    Ребята, предлагаю выступить группами перед классом.

    А теперь  постараемся определить главную мысль стихотворения

    - Верно, молодцы»

    Какую цель ставили

    - научились?

    _ Удалось вам это сделать за один урок:

    И где мы можем еще поучиться?

    Какие ставили задачи. Давайте обсудим смогли ли мы их решить?

    - Кто доволен своей работой?

    - Как вы думаете, какое будет д/з?

    Спасибо всем за урок. Сдаем оценочные листы.

    Выступление групп

    1 группа

    • Настроение грустное
    • Эпитеты:
    • Мутное небо
    • Ты печальная
    • Тучи мрачные
    • Олицетворения:
    • вьюга злилась
    • мгла носилась
    •  сравнения:
    • Луна как бледное пятно

    2 группа

    • Настроение радостное, веселое
    • Эпитеты:
    • Голубыми небесами
    • Великолепными коврами
    • Прозрачный лес
    • Олицетворения:
    • Лес один чернеет
    • Ель сквозь иней зеленеет

    3 группа

    • Настроение
    • Эпитеты:
    • Янтарным блеском
    • Веселым треском
    • Затопленная печь
    • Бурую кобылку

    4 группа

    • Настроение
    • Эпитеты:
    • Утреннему снегу
    • Друг милый
    • Неторопливого коня
    • Поля пустые
    • Леса густые
    • Милый берег 

    Главная мысль стихотворения заключается в том, : поэт восхищается красотой родной природы.

    Мы ставили целью научиться выразительно читать стихотворение.

    За один урок сложно. Мы дома  будем еще учиться читать выразительно.

    Да, мы выполнили все задачи:

    1. Добивались  понимания смысла стихотворения и и настроение

    2.  Выделили для себя непогятные слова, поработали с разными источниками

    3. Выделили в тексте художественные средства( эпитеты, олицетворения, сравнения)

    Выучить стихотворение А. С. Пушкина « Зимнее утро» наизусть

    Личностные

    1

    2

    3

    4

    Приложение

    Маршрутный лист

    1. Прочитайте вторую строфу.

    Определите настроение (грустное)

    2. Определите основную мысль  данной строфы

    3. Подчеркни эпитеты

      Мутное небо   ты печальная   тучи мрачные

    4. Выпиши олицетворения

    Мгла носилась, вьюга злилась,

    5. Найди сравнения

    Луна как белое пятно

    6. Прочитайте выразительно строфу перед классом

    Маршрутный лист

    1. Прочитайте третью строфу

    Определите настроение (радость, веселье)

    2. Определите основную мысль данной строфы.

    3. Подчеркните эпитеты

    Голубыми небесами, великолепными коврами, прозрачный лес

    4. Найди олицетворения

    Лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет

    5. Прочитайте выразительно строфу перед классом.

    Маршрутный лист

    1. Прочитайте пятую строфу. Определите настроение

    2. Определите основную мысль данной строфы.

    3. Выпишите эпитеты

    Утреннему снегу, друг милый, неторопливого коня, поля пустые, леса густые, милый берег

    4. Прочитайте выразительно строфу перед классом.

    Маршрутный лист

    1. Прочитайте четвертую строфу. Определите настроение

    2. Определите основную мысль данной строфы.

    3. Выпишите эпитеты

    Янтарным блеском, веселым треском, затопленная печь, бурую кобылку

    4. Прочитайте выразительно строфу перед классом.

    Маршрутный лист

    1. Прочитайте вторую строфу.

    Определите настроение

    2. Определите основную мысль  данной строфы

    3. Подчеркни эпитеты

      4. Выпиши олицетворения

    5. Найди сравнения

    6. Прочитайте выразительно строфу перед классом

    Маршрутный лист

    1. Прочитайте третью строфу

    Определите настроение

    2. Определите основную мысль данной строфы.

    3. Подчеркните эпитеты

    4. Найди олицетворения

    5. Прочитайте выразительно строфу перед классом.

    Маршрутный лист

    1. Прочитайте четвертую строфу. Определите настроение

    2. Определите основную мысль данной строфы.

    3. Выпишите эпитеты

    4. Прочитайте выразительно строфу перед классом.

    Маршрутный лист

    1. Прочитайте пятую строфу. Определите настроение

    2. Определите основную мысль данной строфы.

    3. Выпишите эпитеты

    4. Прочитайте выразительно строфу перед классом.

    Лист оценивания в группе

    Имя

    Помогает определить основную мысль

    Помогает  найти эпитеты, олицетворения, сравнения

     Читает выразительно строфу перед классом


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    технологическая карта урока литературное чтение Тема " Лирические стихотворения Ф.Тютчева "

    Разработка урока для 2 класса по теме "  Лирические стихотворения Ф.Тютчева  "...

    Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

    Технологическая карта урока литературное чтение 4 класс "Школа России". Материал составлен в рамках ФГОС. Технологическая карта содержит: цель, учебные задачи, направленные на достижение личностн...

    Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: В.В.Бианки «Сова».

    Дидактическая цель: продолжить знакомство с творчеством В.В.Бианки,  развивать навыки выразительного, беглого чтения, обогащать словарный запас,  развивать умения анализировать поступки геро...

    Технологическая карта урока литературного чтения Тема: И.С.Тургенев "Воробей"

    Технологическая карта окажет помощь учителю при подготовке к уроку "Литературное чтение"...

    Технологическая карта урока литературного чтения Тема: "Федина задача" (3 класс)

    Цели деятельности учителя: формировать навык осознанного и выразительного чтения; познакомить детей с биографией Н.Н. Носова и произведением «Федина задача».Планируемые результатыПредметны...