Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: К.Ушинский Плутишка кот. Сказки народные и авторские. 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гарина Светлана Павловна

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________

Класс:   _2__       

 Дата проведения урока: _____

Предмет:__Литературное чтение _

Тема урока:  К.Ушинский Плутишка кот. Сказки народные и авторские.

Тип урока: усвоение новых знаний:_________________________________

Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятием народные и авторские сказки, формирования умения  составлять план произведения.

Результаты урока:

Личностные:– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

.Метапредметные:

П – умеют приводить свои примеры; строят логическую цепь рассуждений. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

Р – учитывают выделенные учителем ориентиры действия; планируют свою деятельность. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

К – владеют монологической и диалогической формами речи; использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

 

 Предметные: Формировать умение отличать произведения фольклорной литературы от авторской, обучение составлению плана.

 Технология: ________________________________________________

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя:____Гарина С.П._

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________

Класс:   _2__        

 Дата проведения урока: _____

Предмет:__Литературное чтение _

Тема урока:  К.Ушинский Плутишка кот. Сказки народные и авторские.

Тип урока: усвоение новых знаний:_________________________________

Цель урока: Создать условия для ознакомления с понятием народные и авторские сказки, формирования умения  составлять план произведения.

Результаты урока: 

Личностные:– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

.Метапредметные:

П – умеют приводить свои примеры; строят логическую цепь рассуждений. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

Р – учитывают выделенные учителем ориентиры действия; планируют свою деятельность. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

К – владеют монологической и диалогической формами речи; использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

 Предметные: Формировать умение отличать произведения фольклорной литературы от авторской, обучение составлению плана.

 Технология: ________________________________________________

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник, рабочая тетрадь.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1) Организационный этап.

Приветствие учителя. Проверка организации своего рабочего места.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель предлагает группам разделить лепестки на 2 группы и сложить из них 2 цветка.

 Произведения авторские и народные

- Прочитайте названия лепестков, подумайте по какому принципу их можно разделить на 2 группы и сложите 2 цветка.

Проверка выполнения задания..

Шутка, считалка, потешка, пословица, К. И. Чуковский «Загадки»

А.Барто «Катя», Е. Пермяк. «Смородинка»., Н. Носов  «Заплатка»

Л. Пантелеев сказка «Две лягушки» ,Русская народная сказка.«У страха глаза велики»  сказка «Плутишка – кот»

Учащиеся составляют 2 цветка (классифицируют произведения авторские и фольклорные(народные). Учащиеся сверяют с эталоном.

Оценивают свою работу. Отвечает 1 ученик из группы Различение фольклорных и авторских художественных произведений

ПР: Умение отличать произведения фольклорной литературы от авторской

 К:  владеют монологической и диалогической формами речи

Р: Оценивать свою работу

Л:  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

3) Актуализация знаний.

Все ли лепестки удалось сложить в цветок? Почему? С каким произведением будем знакомиться?

Что мы должны узнать?

Авторское или народное произведение?

Выявляют границы знания и незнания

Ставят перед собой цели.

К–владеют монологической и диалогической формами речи; использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

4) Первичное усвоение новых знаний.

  1. Слушание произведения.

Произведение читает учитель.

2.Беседа после слушания. Выявление первичного восприятия.

Понравилось ли вам это произведение?

- Что вам понравилось?

- Кто главные герои произведения?

-Кто автор этого произведения? Как узнать? Подпишите на лепесточке?

В какой цветок отпределим лепесток со сказкой

Слушают произведение

Участвуют в диалоге

К – владеют монологической и диалогической формами речи; использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) Первичная проверка понимания

  1. Моделирование обложки. ( в группах)

Давайте составим модель обложки.

- Что слушали? Определите жанр. Покажите на модели.

/Сказку/

- О чём или о ком эта сказка? Покажите на модели.

/Коричневый цвет/

- Кто автор этой сказки?

/Ушинский/

- Какой заголовок выбрал для своего произведения автор?

/Плутишка кот/

- Как называется произведение?

/Сказка о животных Ушинского “Плутишка кот”/

Моделируют обложку

Сверяются с образцом

Л- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

П – умеют приводить свои примеры; строят логическую цепь рассуждений. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов

Р – учитывают выделенные учителем ориентиры действия; планируют свою деятельность.;

К – владеют монологической и диалогической формами речи; использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) Первичное закрепление.

Анализ произведения и составление модельного плана.

У. Мы с вами будем перечитывать сказку и составлять к ней план. Откройте тетрадь на с. 15.

Учитель работает на трех листах формата А4, прикрепленных на доске, дети – в тетрадях.

– Как начинается сказка?

У. Как они жили?

У. Правильно: «Жили они дружно, сена клок – и то пополам».

– Как вы понимаете это выражение?

У. Как козел да баран ласково называют кота?

У. Почему они рассердились на него?

У. Как они говорят, когда сердятся на него? Передайте голосом.

Правду ли сказал кот?

Зачем он это сделал?

У. Что случилось дальше с героями сказки?

У. Как они добыли огонь?

Идет работа во втором прямоугольнике.

У. Какой гость к ним пожаловал?

У. Добавляем в схему медведя. На что жаловался медведь?.

У. Послушайте, как об этом говорит автор: «Ходил на пчельник, – говорит медведь, – пчелок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась».

Учитель поясняет выражение хворость прикинулась.

– Как расположились герои на ночлег?

Дети работают в третьем прямоугольнике.

У. Что случилось дальше?

Добавляются волки.

У. Как вели себя герои?

Учитель перечитывает отрывок на с. 20 со слов: «Заблеяли тут со страху козел да баран; а котишка – серый лобишко повел такую речь ...» до конца.

– Как вы понимаете выражение запеть лазаря?

Д. Жаловаться, плакать.

У. Чем закончилась сказка?

Д. «Старик и старуха были рады-радешеньки, что козел с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку еще за плутни выдрали».

В итоге получается эскизно-модельный план.

Дети повторно читают сказку

Дети отвечают на вопросы работают с текстом составляют эскизно – модельный план в тпо, объясняют значения незнакомых слов

П – умеют приводить свои примеры; строят логическую цепь рассуждений. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

Р – учитывают выделенные учителем ориентиры действия; планируют свою деятельность. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

К – владеют монологической и диалогической формами речи;

http://nsc.1september.ru/2008/01/4.gif

Выявление авторского отношения к герою

Понравился ли вам котик из сказки? Почему? Какие хорошие и плохие поступки он совершал?

 Украл сметану,

обманул друзей,

уговорил на побег,

смекалкой добыл огонь,

пригласил к огню медведя,

обманул волков, этим спас друзей.

Как автор относится к своему герою?

Работа с пословицами*

Какая из пословиц подходит к сказке?

  • Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу.
  • Не душой худ, а просто плут.
  • Кто плут, для того сделан кнут.

Характеризуют кота, выясняют авторское отношение к главному герою.

:– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

7) Рефлексия (подведение итогов занятия

Чему учились? Что нового узнали? Что было трудно?

Участвуют в учебном диалоге

Выполняют самооценку

Украл сметану.

Обманул друзей.

Уговорил на побег.

Смекалкой добыл огонь.

Пригласил к огню медведя.

Обманул волков, этим спас друзей.

Шутка

Е. Пермяк. «Смородинка».

        

        считалка,

Н. Носов  «Заплатка»

Потешка

Л. Пантелеев сказка «Две лягушки»

пословица

Русская народная сказка.«У страха глаза велики»

К. И. Чуковский «Загадки»

сказка «Плутишка – кот»

А.Барто «Катя»

Шутка

Считалка

Потешка

Пословица

К. И. Чуковский «Загадки»

А.Барто «Катя»

Е. Пермяк. «Смородинка».

Н. Носов  «Заплатка»

Л. Пантелеев сказка «Две лягушки»

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

сказка «Плутишка – кот»

– Как начинается сказка?

Как они жили?

У. Правильно: «Жили они дружно, сена клок – и то пополам».

– Как вы понимаете это выражение?

. Как козел да баран ласково называют кота?

. Почему они рассердились на него?

Как они говорят, когда сердятся на него? Передайте голосом.

Правду ли сказал кот?

Зачем он это сделал?

Что случилось дальше с героями сказки?

Как они добыли огонь?

Идет работа во втором прямоугольнике.

У. Какой гость к ним пожаловал?

У. Добавляем в схему медведя. На что жаловался медведь?.

У. Послушайте, как об этом говорит автор: «Ходил на пчельник, – говорит медведь, – пчелок проведать, да подрался с мужиками, оттого и хворость прикинулась».

Учитель поясняет выражение хворость прикинулась.

– Как расположились герои на ночлег?

Дети работают в третьем прямоугольнике.

У. Что случилось дальше?

Добавляются волки.

У. Как вели себя герои?

– Как вы понимаете выражение запеть лазаря?

Д. Жаловаться, плакать.

У. Чем закончилась сказка?

Д. «Старик и старуха были рады-радешеньки, что козел с бараном домой воротились; а котишку-мурлышку еще за плутни выдрали».

В итоге получается эскизно-модельный план.

  • Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу.
  • Не душой худ, а просто плут.
  • Кто плут, для того сделан кнут.