Урок литературного чтения: «Творчество С.А. Есенина. Сергей Есенин «Черёмуха»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Сидорова Алевтина Александровна

Урок-проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока построена таким образом, чтобы привлечь внимание обучающихся развивать самостоятельность даже при подготовке к уроку - учиться самим добывать знания, делать выводы. Система заданий требует от обучащихся добывать знания в процессе групповой, индивидуальной, фронтальной работы. Они направлены на формирование коммуникативных компетентностей вырабатывают навыки взаимодействия в группах, развивают творческую активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_s._esenin.docx46.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок проект: «Творчество С.А. Есенина. Сергей Есенин «Черёмуха»

Тип урока: урок – проект

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: частично-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью литературных источников.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебно-методический комплект, карточки для работы в группах,  компьютерная презентация, видеофрагменты, Ф.Шопен Ноктюрн №2

выставка рисунков учащихся по стихам С.Есенина о природе, Родине

Цель: знакомство с биографией и творчеством С.Есенина.
Задачи:
Предметные:

Познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина «Черёмуха»; дать учащимся представление об  особенностях  отражения темы природы, Родины  в  стихах  Есенина учить выразительному чтению стихотворения, закрепить умения находить в литературном произведении образные средства (эпитеты, олицетворение, метафору);

2. Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение строить речевое высказывание, формулировать проблемы и решать их, осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;
  • коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, сотрудничать с учителем и одноклассниками в решении учебных задач; учитывать  позицию собеседника.
  • регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать  и  оценивать свои действия, вносить  соответствующие  коррективы в их  выполнение.
  • личностные: формировать положительную учебную мотивацию, формировать  чувство прекрасного и эстетические  чувства, учить адекватно оценивать свою деятельность.

Планируемые результаты.

Предметные: ученик получит возможность воспринимать литературу как вид искусства; осмысливать  эстетические и нравственные ценности художественного  текста; определять  авторскую  позицию; строить осмысленные речевые высказывания.

доказывать и подтверждать фактами  из  текста собственное суждение;

Метапредметные:

  • познавательные: ученик научится искать и выделять необходимую информацию по заданной теме, получит возможность сравнивать, сопоставлять, делать  анализ литературные произведения; строить речевое высказывание в устной форме;
  • коммуникативные: ученик получит возможность формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра;
  • регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату;
  • личностные: ученик получит возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, для формирования  умения  понимать  чувство автора к любви к природе, Родине

1. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.

Его проведём мы в назначенный срок.

В мир музыки, слова и цвета откроется дверь,

И это прекрасно, уж ты мне поверь!

А поможет нам девиз:

2. Актуализация знаний. Сформулирование темы и цели урока.

(Слайд )

2.1 Выполнение заданий в группах.

- Выполнив задания в группах, попробуем определить тему урока.

1 группа

Восстановите пропущенные буквы в фамилиях. Прочитайте получившееся слово по вертикали.

         …ршов

  Пау…товский

  Усп…нский

         …осов

Купр…н

   Биа…ки

2 группа

Расшифруй слово.

Код

   э      з        я        п       и       о

3 группа

Отгадайте загадку.

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (черёмуха)

- По каким признакам отгадали?

Речевая разминка

Прочитайте загадку выразительно, выделяя голосом выделенные слова.

- Получившиеся слова помогут определить тему и цели нашего урока.

(Есенин, поэзия, черёмуха)

2.2 Постановка учебной задачи

Какие цели мы ставим перед собой на уроках литературного чтения?

(Слайд 3)

  • познакомимся … (с произведением С.А. Есенина «Черёмуха»)
  • научимся … (анализировать, разбирать, воспринимать произведение)
  • находить…(изобразительно-выразительные средства языка)
  • совершенствовать… (навык выразительного чтения)

- Литературная гостиная в очередной раз распахнула свои двери для вас. 

- Сегодня полистаем страницы жизни поэта С.А. Есенина. Прикоснемся к его чистым, как родник, стихам, которые льются из самого сердца. В его поэзии постараемся почувствовать глубину его любви к Родине, природе.

3. Введение в тему.

- Что же такое поэзия?

(Поэзия – это стихи. Это произведения, написанные стихами).

- Сколько значений слова «поэзия» мы знаем? Какие?

-  Мы знаем два значения. Поэзия – стихи, произведения написанные стихами. Поэзия – красота и прелесть чего-либо (из словаря С. И. Ожегова)

Красота летнего утра.

Красота золотой осени.

Красота родной природы.

Природу можно изображать по – разному: художник делает это с помощью красок, композитор – с помощью звуков музыки, поэты изображают картину природы словами. Мы попытаемся раскрыть секрет красоты Есенинского слова. Где же таится этот секрет?

4. Создание проблемной ситуации. Совместный поиск путей решения проблемы.

5. Исследовательская работа. Защита учебных проектов.

- Две  творческие группы нашего класса исследовали материал по творчеству С. Есенина и готовили проекты. Первый проект защищает группа Федотова Николая.

I группа.

Какие цели и задачи мы ставили?

- познакомиться с биографией и автобиографией С. А. Есенина;

- изучить литературу и Интернет – ресурсы по вопросу истоков творчества мастера.

Мы выдвигали следующую гипотезу, что истоками творчества С.А. Есенина могут быть:

семья поэта;

его обучение;

русские поэты и писатели;

родная природа. 

Первый исток – это его семья. На высоком живописном берегу Оки, в селе Константиново под Рязанью 21 сентября 1895 года (В 2015 году исполнилось 120 лет) в деревянном доме с окнами на речной простор родился Сергей Есенин в семье Александра Никитича Есенина и Татьяны Федоровны Есениной (Титовой). Родители С. Есенина – простые люди, они рано расстались, и детство маленького Серёжи прошло у бабушки и дедушки Титовых. Много позже Есенин вспоминал: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел на меня такого значения, как мой дед, бабушка и мать. Им я больше всего обязан» В долгие зимние вечера бабушка рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его в мир старинных преданий и легенд. Дед, обладавший прекрасной памятью, знал кроме духовных стихов великое множество народных песен и часто их напевал; старуха приживальщица, ухаживавшая за малышом, рассказывала ему народные сказки. Народные песни слышал он и из уст матери. Есенин всё слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и «сочинять», поэтому с пяти лет Сергей научился читать, а уже с 9 лет мальчик начал писать свои первые стихи. Сознательное творчество С. Есенин относит к 16 -17 годам.

Второй исток – его обучение. Когда Серёже исполнилось 8 лет, его отдали учиться в Константиновское земское училище, а затем — в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики, из которой он вышел «учителем школы грамоты». В 1913 году Есенин обучается в Московском городском народном университете имени А.Л. Шанявского. Этот университет был в тот период едва ли не самым передовым учебным заведением страны: лучшие профессора, прекрасная научная библиотека. Среди сверстников он всегда был передовым учеником.

Третий исток — творчество русских поэтов и писателей. Любимыми поэтами у Есенина были Пушкин, Лермонтов, Блок, Кольцов, а любимым писателем-Гоголь. Печататься Сергей Есенин начинает в 1914 в московских детских журналах (первое стихотворение «Береза») (выразительное чтение стихотворения)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Четвёртый исток – родная рязанская земля.

Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь сохранил привязанность к родной земле. Его до глубины души трогали красота и приволье родных полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни за околицей. Все впечатления детства затем станут его стихами и поэмами… В 1916 году появляется первый сборник стихов С. Есенина “Радуница”.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Истоки творчества великого поэта – его семья (бабушка, дедушка и мать),  обучение — в земском училище, церковно – учительской школе, народном университете. Мастера слова – Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Гоголь, а так же — родная рязанская природа.

- Подтвердим нашу гипотезу, исследуя стихотворение «Черёмуха»

ФИЗМИНУТКА

Вверх руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – так ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – руки согнули назад.

6. Чтение и анализ содержания стихотворения «Черёмуха» и изобразительно – выразительных средств языка в стихотворении.

6.1  Работа до чтения.

- По названию стиха и рисункам учебника определите тему текста, прогнозируйте содержание.

- Проверим наши предположения, прочитав стихотворение.

6.2 Первичное восприятие текста. Чтение учителем.

6.3 Проверка первичного восприятия текста. Ответы на вопросы.

- Какое настроение стремится передать автор? (веселье, восторг, восхищение, радость)
- Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха.
- Чтобы передать свою радость.
- Чтобы привлечь читателя к красоте природы.

- Какая картина создалась в вашем воображении?

- В воображении сразу рисуется яркая картина наступления весны. Поэту удалось передать не только краски, но и звуки и даже запахи весны.

Это почувствуете, прочитав стих …..

6.4 Самостоятельное чтение. Словарная работа.

- Прочитаем самостоятельно, определим непонятные слова.

- Какие слова были непонятны при чтении?

- Медвяная. 

- Роса вязкая, как мед, поэтому медвяная. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи. Действие медленное.

- А как вы понимаете выражение «зелень пряная»

- С острым ароматным запахом.

- Как вы понимаете слово «проталинка»?

- Место, где частично растаял снег, и оголилась земля.

-Вкрадчиво

-От слова «крадётся», говорит тихо, осторожно, старается понравиться

- Круча (крутой спуск, обрыв).

6.5 Повторение средств художественной выразительности. Работа со словарём.

В стихотворении Есенин использует средства художественной выразительности. Какие вы знаете?

- Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора.

- Для чего они используются?

- Их употребление  делает нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.

- Милена выписала из толкового словаря Ожегова определения. Послушаем.

- Эпитет – образное определение предмета. Они помогают описать внешний вид предмета, передать его цвет, состояние, а также выразить чувства, настроение.
- Олицетворение –

- Метафора -

6.6 Чтение и анализ текста.

- Какие слова использует автор для описания образа черёмухи?
- Черёмуха душистая, ветки золотистые. (эпитеты)

- Почему ветви золотистые? (Блестят в лучах солнца.)

- С чем сравнивает ветки дерева? (С кудрями.)

- Какой литературный приём использует автор? (приём сравнение)

- Как рассказывает про росу?

- Почему зелень сияет в серебре? (Блестит на солнце.)

- Значит в какое время суток автор увидел черёмуху? (утром)

- Что рассказывает о ручейке?

- Почему речей серебряный?

- Как понимаете выражение: «а зелень золотистая на солнышке горит»?

- Какой литературный приём использовал автор? (метафора)

- Каким показат ручей в конце стихотворения?

- Гремучею – это как? (громко)

- Волною обдаёт? (бросает тень)

- Что значит выражение: «вкрадчиво под кручею ей песенки поёт?»

- Если черёмуха – это образ девушки, то ручей олицетворяет образ кого? (юноши, который пытается вкрадчиво вызвать расположение девушки-черёмухи) (олицетворение)
- Как вы думаете, о чём поёт ручей? (о красоте, о любви, о весне)

- Какие краски выбрали бы вы к иллюстрации этого стихотворения? (краски весны)

- Что автор «спрятал между строк?» (Такую красоту природы надо видеть и беречь.)

- Какие лечебные свойства черёмухи вы знаете?

– Аромат черёмухи убивает микробы. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

6.7 Чтение в парах. Взаимооценка.

6.8 Работа над выразительностью. Чтение эхом.
- Как мы будем читать строчки о черёмухе? (медленно и тихо, чтобы показать, как она прекрасна и величава)

Прослушивание фрагмента музыкального произведения Ф. Шопена Ноктюрн №2 и 2-3

- Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

-  Нежную, тихую. Вначале мелодия тихая, сонная, а потом становится громкой и радостной.

6.9 Выразительное чтение. Взаимооценка.

(Читаем под музыку )

- Прочитайте целиком стихотворение (1-2 ученика)
Вывод. Один из истоков творчества великого поэта –природа. Мы подтвердили, анализируя стихотворение поэта.

Физминутка

7. Продолжение исследовательской работы.

7.1 Защита проекта II группой. Тема Родины: «Проект «Я скажу не надо рая, дайте Родину мою!»

-Следующая тема - тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она тесно переплетается с темой природы.
Проект «Я скажу не надо рая, дайте Родину мою!» защищает группа Прошениной Амиры.

Цели и задачи проекта:

1) исследовать творчество С.Есенина и тематику его стихотворений;

2) выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина.

3) изучить Интернет – ресурсы и литературу по вопросу проекта;

Наша гипотеза – тематика стихов С.А. Есенина – о Родине, природе.  

Готовясь к проекту, открывая книги С.Есенина, каждый из нас читал такие слова автора:

« Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине, чувство Родины – основное в моём творчестве”. Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, – тема Родины. Родина Есенина — Рязанская земля. Здесь впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы. В его поэзии, по словам А.Толстого, слышится «певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы».

- Родина в стихах Есенина – это не только «родимый дом», «рязанские раздолья». За картиной «рязанских раздолий» чувствуется  вся бескрайняя русская земля.

7.2 Прослушивание видиофрагмента. С. Безруков «Гой ты, Русь моя святая!»

 «…Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»

7.3 Продолжение защиты проекта.

 (Слайд )С. А. Есенин родился в старинном селе Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу реки Оки.

 Это удивительно красивые места. Если подняться на холм, то на многие километры вперёд видны деревни и сёла, луга и перелески, вьющаяся лентой река и небольшие озёра.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

- писал С.А Есенин в одном из своих стихотворений.

Его детство прошло среди полей и степей. С ранних лет он полюбил свой край, русскую природу.

Вместе со своими друзьями, деревенскими ребятишками, он ходил в ночное.

 «Ночью луна – вспоминал он, - при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».

 Один из друзей его детства писал в своих воспоминаниях: «… очень любил Есенин цветы. Весной до покоса наши луга – разноцветный ковёр. Каких только цветов в них нет! Для него цветы – что живые друзья были».

(Слайд 10) В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный

деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин»

На родине поэта, в селе Константиново, Сергею Есенину поставлен памятник, а в его родном доме открыт музей. 

В стихотворениях "Поет зима, аукает", "С добрым утром", "Белая береза" с большой любовью Есенин пишет о природе.

 Эти и другие стихи читали ученики нашей школы в конкурсе стихов в декабре месяце, посвящённым 120-летию С.Есенина. Тематика конкурса: природа, Родина.

7.4. Чтение стихотворения С. Есенина «Неуютная жидкая лунность…»  

- В нашем проекте мы представляем победителя школьного конкурса, неоднократного победителя районных республиканских и межрегиональных конкурсов Зайцеву Викторию. Стихотворение С. Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

Исполнение песни «Русь»

- Стих и песня какой общей темой объединены?

- Боль души поэта и композитора за Русь.

Итак, наша гипотеза подтвердилась – тематика творчества С.А. Есенина – о Родине, природе.

Мы изучили творчество, сборники стихов С.Есенина…

Продуктами нашего проекта стали рисунки о природе с подписями отрывков из стихов поэта.

8. Отрывок из моего любимого стихотворения.  (Читают дети)

9. Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Есенин в своих стихах сумел передать любовь к природе, к ее красоте, любовь к Родине. Прожил Сергей Есенин всего 30 лет. Но за это время сумел написать такие стихи, которые не оставляют никого равнодушным.

Чувства поэта, его душу смогли понять многие музыканты и положили его произведения на музыку. Эта тема исследования будет в нашем проекте в перспективе.

10. Рефлексия

(Слайд) - Закончите предложение: «Подготовка  к исследовательскому проекту,  соприкосновение с поэзией С.Есенина помогло мне…»

- больше узнать о С. Есенине;

- ещё раз убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом;

- увидеть красоту в самых обычных предметах; 

- получить наслаждение от урока.

11. Домашнее задание

- Выучить стих.

- Придумайте сказку про ручей и черемуху. Старайтесь употребить в тексте эпитеты.

12. Самооценка, взаимооценка.

Активность своей работы на уроке обучающиеся отмечают розовыми цветочками (был активен), синими цветочками (недостаточно активен), красными (на уроке не работал) Прикрепляют, украшая лесную полянку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Литературное чтение" в 1 классе. Тема: С. Есенин "Поет зима - аукает.."

На уроке дети учатся слушать стихи русских поэтов  о родной природе, выражать свое ртношение к прослушанному произведению...

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Урок литературного чтения 4 класс (II вид) Сергей Есенин стихотворение "Пороша"

Данный урок проводился в классе для детей с нарушениями слуха (слабослышащие, имплантированные). На уроке использовались прием моделорования для создания обложки книжки-малышки....

Урок по литературному чтению "В гостях у поэта" - Сергей Есенин "Черёмуха" (3 класс)

Урок по литературному чтению "В гостях у поэта" - Сергей Есенин "Черёмуха" (3 класс - Школа России)...

Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Сергей Есенин «С Добрым утром!»

Урок литературного чтения в 4 классе Тема:  Сергей Есенин «С Добрым утром!»...