Главные вкладки

    Урок литературного чтения в 3 классе С.А.Есенин "С добрым утром!"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Малинина Ольга Владимировна

    Конспект урока литературного чтения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Цели: познакомить с творчеством С.А. Есенина; учить анализировать лирическое произведение; находить средства художественной выразительности, с помощью которых поэт выражает свои чувства любви к Родине, к природе родного края; учить выразительному чтению лирического произведения; воспитывать любовь к родине – России, к русской природе.

    Оборудование: учебник Н.А. Чураковой «Литературное чтение. 1 часть»; портрет С.А. Есенина; иллюстрации природы; памятки.

    Ход урока.

    1. Сообщение темы урока

        Учитель. Ребята, мы открыли новую главу «Такой незнакомый мир». О чём она?

       Ученики. О природе: она окружает нас повсюду. Мы наблюдаем за изменениями в природе, за явлениями природы. Но полностью разгадать чудеса, происходящие вокруг нас в природе, не удалось никому. Каждый человек, рассматривая один и тот же цветок, радугу, звёзды, луну и т.д., видит по-разному.

       Учитель. Почему это происходит?

       Ученики. Потому что мы представляем эти предметы в разных ситуациях.

       Учитель. Нам помогает фантазия – это чудесная способность: глядя на одинаковое, видеть разное и особенное; глядя на незаметное, обнаруживать замечательное. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Сергея Есенина – волшебника русского пейзажа, удивительно чуткого к земным краскам, звукам и запахам. Откуда это у него?

        Родился Сергей Александрович Есенин в живописных окрестностях села Константинова Рязанской губернии 3 октября 1895 года. Это село и сейчас стоит на крутом берегу реки Оки среди рязанских раздолий. Место это очень красивое. Подойдёшь к Оке- широко видно вокруг: и заливные луга на другом берегу реки, и леса, и сама Ока вьётся лентой далеко-далеко. Нельзя не восхищаться красотой этих мест! И Есенин любил их, они навсегда остались для него родными.

        Он умел замечать всё, что происходит в природе, он умел удивляться и восхищаться увиденным. Судьбе было угодно, чтобы на земле Есенин пробыл недолго, он умер рано, но за свою недолгую жизнь поэт создал много прекрасных стихотворений.

        В 1916г. вышел первый сборник его стихов «Радуница», куда и вошло стихотворение «С добрым утром!» (1914г.)

    2. Знакомство с произведением С. Есенина «С добрым утром!»

         1. Чтение учителем ( наизусть).

    Учитель. Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

    Ученики. С. Есенин очень красиво и загадочно описал раннее утро.

         2. Чтение детьми.

    Учитель. Прочитайте стихотворение самостоятельно.

    К какому роду и жанру относится данное произведение? (Памятки).

    Ученики. Род литературы – лирика, выражены чувства поэта. Лирика пейзажная – описана природа. Жанр лирики – стихотворение, рифмы- «золотые- речные» и т.д.

    Всё ли понятно?

       Непонятные слова записываются на доске:

       Затон- заводь, залив, входящий в берег ( дети обращаются к словарю в учебнике);

       Заводь- небольшой залив в реке или озере с замедленным движением ( словарь С. Ожегова);

       Плетень – забор из лозы;

       Перламутром – цвет белый с переливом жёлтого, голубого, розового.

        3. Анализ стихотворения.

    Чтение «цепочкой» по две строчки.

    Учитель. Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие чувства владели поэтом, когда он написал это произведение?

    Ученики. Стихотворение проникнуто тихой любовью к родной природе. Настроение у поэта было, наверное, грустное, печальное.

    Учитель. Скорее светлой печали. Изменяется ли поэтическое настроение?

    Ученики. Настроение не меняется.

    Учитель. Докажите, прочитайте выразительно.

    (Дети читают по четыре строчки тихо, спокойно.)

    Учитель. О чём это стихотворение? Какую картину рисует поэт?

        4. Рассказы детей и выборочное чтение.

    Ученики. Мы представили раннее утро, когда звёзды на небе ещё не скрылись («Задремали звёзды золотые»). Чуть-чуть дует ветерок, от этого вода на реке легко дрожит («Задрожало зеркало затона»). Солнышко только- только встаёт, его ещё не видно, а лучи уже озарили небо и отразились в воде: «Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона». А на берегу стоят берёзки:

    Улыбнулись сонные берёзки,

    Растрепали шёлковые косы.

    Шелестят зелёные серёжки

    И горят серебряные росы.

        Вот забор из лозы – плетень, возле которого растёт крапива, на листиках блестят капельки росы.

    Учитель. Почему Есенин называет крапиву шалуньей? Как можно догадаться, что и она готовится к встрече с солнцем и радуется?

    У плетня заросшая крапива

    Обрядилась ярким перламутром.

    И, качаясь, шепчет шаловливо:

    «С добрым утром!»

    Учитель. Прочитайте строчки, которые вам понравились больше всего.

    (Дети зачитывают фрагменты.)

        5. Средства художественной выразительности.

    Учитель. Ребята, а при помощи каких средств художественной выразительности автор описал нам эту картину природы? (Памятки)

    Ученики. Есенин олицетворяет природу:

    Задремали звёзды. Задрожало зеркало затона. Улыбнулись сонные берёзки. Растрепали шёлковые косы. Крапива обрядилась ярким перламутром.

        Автор «оживляет» природу для того, чтобы мы лучше представили пейзаж, увиденный или представленный им.

    Учитель. Олицетворение – одно из любимых средств художественной выразительности Есенина, потому что во всём, что окружало поэта, он видел жизнь: и в пшеничном колосе, и в русской берёзке…А к каким ещё приёмам прибегает поэт?

    Ученики. Метафора –«звёзды золотые» (они не из золота, просто золотистого цвета и блестят), чтобы подчеркнуть сказочный блеск;

    - «свет …румянит сетку небосклона» (когда солнышко восходит, то небо становится розоватым);

    -шёлковые косы» - (сравнение с шёлком);

    -«…горят серебряные росы» (росы блестят от лучей солнца).

    Учитель. Метафора – тоже любимый приём в поэзии Есенина. Краски и цвета, использованные поэтом, переносят нас в сказку. А какой приём помогает автору изобразить реальную красоту?

    Ученики. Эпитеты: «заводи речные», «зелёные серёжки», «заросшая крапива», «с добрым утром».

    Учитель. Прочитаем хором это стихотворение. Как будем читать?

    Ученики. Спокойно, размеренно, тихо.

    ( Чтение вместе с учителем.)

    Учитель. Кто услышал, какие звуки использовал автор?

    Ученики. Мы слышим, как ветер шелестит листочками на деревьях и шуршит травой.

    Шелестят зелёные серёжки

    И, качаясь, шепчет шаловливо.

    Учитель. Какие звуки чаще всего повторяются?

    Ученики. (ш), (ч), (л). Этот приём называется аллитерация. Аллитерация – это повторение в речи одинаковых согласных звуков.

    3. Итог.

    Учитель. Так что же хотел поэт показать нам этим стихотворением?

    Ученики. С. Есенин любил родной край, утро. Он хочет научить нас видеть в обычном необычное, научить замечать красоту природы, любить свою Родину.

    Учитель. Вы прочувствовали это произведение? Прочитайте его так, чтобы все полюбили этот уголок природы, свою Родину.

    (Выразительное чтение стихотворения учащимися.)

    4. Оценивание учащихся.

    5. Домашнее задание: стихотворение выучить наизусть, нарисовать иллюстрации.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "С добрым утром!"

    Целями данного урока были: познакомить с произведением С.Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы (олицетворение, эпитеты, сравнени...

    Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

    Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

    Урок литературного чтения по теме А.С.Пушкин «Зимнее утро»

    Литературное чтение в 4 классе. Тема: А.С.Пушкин. Зимнее утро. Технология: "Обучение в сотрудничестве"...

    Презентация к уроку литературного чтения 3 класс УМК Л.Ф. Климановой "А.С.Пушкин "Зимнее утро"

    Презентация предоставляет  возможность напомнить учащимся о детских годах поэта, знакомит с произведением "Зимнее утро",позволяет работать над выразительным чтением, учит видеть средства художест...

    Конспект урока литературного чтения 3 класс. Сергей Есенин «С добрым утром!»

    В современной школе изменяется роль учителя: из носителя знаний и информации  он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, координатора самостоятельной работы учащихся.Во многом ...

    Урок литературного чтения 1 класс М. Пришвин "Предмайское утро"

    Урок литературного чтения ОС ШКОЛА РОССИИ...