Урок литературного чтения. Поэтические приёмы в стихотворении С.Есенина "Зима", 2 кл.
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Урок по системе Л.В.Занкова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения, 2 класс

Система Л.В.Занкова

Учитель нач. классов Г.А.Копьёва

Тема: Поэтические приемы в стихотворении  С.Есенина  «Зима».

Цель: создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать наглядно-образное мышление, воображение, устную речь, творческие способности учащихся, воспитывать бережное отношение к окружающему миру, чувство жалости к животным

Оборудование: учебник Свиридовой В.Ю., Чураковой Н.А. «Литературное чтение»,  детские рисунки о зиме, видео с песней на стихотворение «Зима»,  слайды картин о зиме, звуки метели, вьюги, голоса птиц.

Ход урока:

I. Настрой на урок

- С каким настроением пришли на урок? Покажите выражением своего лица.

- Отчего вам радостно? Почему вы улыбаетесь?

- Я вижу грустные лица, испуганные глаза. Видимо это от того, что вокруг много гостей.

Давайте выполним такое упражнение «Выливание из кувшичика». (Дети, сидя, медленно наклоняют головы к полу и выливают из себя страх, тревогу, отрицательные эмоции.

II. Введение в тему.

- О чем мы будем сегодня говорить на уроке, с каким стихотворением познакомимся, вы узнаете, выполнив работу в группах по желанию. Я вам приготовила такие задания:

1- Нужно отгадать загадку, но прежде нужно расположить строчки загадки в определенной последовательности.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрыла серебром.

2- Разгадать головоломку.

   

А

Б

В

Г

Д

1

у

т

о

ч

з

2

к

м

в

л

б

3

ю

ф

э

и

с

4

а

ш

р

я

ж

КОД : д1, г3, б2, а4

3- Разгадать ребус (нарисованы зонт, игла, машина)

-Какое слово получилось?

- Какие слова вы можете назвать, чтобы охарактеризовать это время года?

- На уроке узнаем,  какие слова подобрал поэт, чтобы нарисовать образ зимы.

                             Слайды картин русских и современных художников

- Но сначала посмотрите и полюбуйтесь картинами русских и современных художников. Что их объединяет?

- Что объединяет все картины?  (Тема «Зимний пейзаж»)

- Представьте себя участником изображенного. Что вы чувствуете? Почему?

III.Сообщение темы урока.

 - Красота, волшебство зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов на творчество.

Сегодня мы познакомимся с одним из таких поэтов – это Сергей Есенин. (Слайд)

(Рассказывает ученик)

С. Есенин родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской области в селе Константиново. Рос как и все сельские мальчишки, лазал по деревьям, ночевал в шалашах, скакал на лошади, любил ходить со взрослыми на охоту. Окончил церковно-учительскую школу, но учителем не стал. Уже в 15 лет начал сочинять стихи, многие из которых посвящены вечному – Родине, Матери, Природе, России, Любви.

Стихотворение «Зима» он написал, когда ему было всего 15 лет.

IV. Первичное знакомство с текстом.

Стихотворение читает ученик под музыку итальянского композитора Вивальди

- Поделитесь впечатлениями. Понравилось вам стихотворение? Чем?

V. Повторное чтение стихотворения

-Прочитайте внимательно стихотворение, приготовьтесь к размышлению над его содержанием.

- Отметьте непонятные слова.

VII. Словарная работа

Стозвон – образ сильного мощного звона в сто колоколов.(Есенин сам придумал это слово)

Сиротливые – тоскливо одинокие, унылые.

Сосняк – молодой сосновый лес.

Ставни – створки для прикрытия окна снаружи.

Метелица – сильный ветер со снегом.

Вьюга - снежная буря.

Вихри- порывистое круговое движение ветра.

V1II. Анализ содержания стихотворения

1) - О ком или о чем это стихотворение? ( О зиме и о воробушках)

- Как вы думаете, почему стихотворение на звано «Зима», а не «Воробышки»? (Именно зима центральный образ)

 - Какой цвет можно увидеть в стихотворении?  (Серый с белым- заснеженный лес, воробышки – коричневый, солнце- желтое, весна -  зеленое)

2) Перечитывание текста вслух законченными смысловыми частями.

- Какие разные картины-образы рисует в нем С.Есенин?  (Зима в лесу, метелица на дворе, воробышки у окна, зимняя вьюга, сон воробышков)

Поёт зима -аукает,

     Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка..

- Что такое сосняк?

-В тексте встретилось слово “стозвоном”, поэт его придумал сам, как вы думаете, что оно обозначает? ( Мощный звон в сто колоколов)

-Как зима аукает этими звуками? (Сосны звенят одно за за другим , как будто аукают)

- Как вы думаете, песня зимы похожа на колыбельную песню? (Нет, конечно, это звон сотни колоколов)

- Найдите художественные приемы в этом трехстишии. (Олицетворения, эпитет: мохнатый) )

- Как вы понимаете это слово?

-Как будем читать?

           

А по двору метелица

            Ковром шелковым стелется,

                                                                 Но больно холодна..

-Что такое метелица?

-Как это -“стелется ковром”? (Вьюга намела снегу, точно ковер расстелила)

- В этой части автор употребил такой поэтический прием как метафора – скрытое сравнение.

-Как будем читать эту часть стихотворения?

Воробышки игривые,

    Как детки сиротливые,

                                                                 Прижались у окна..

Озябли пташки малые,

                                                                 Голодные, усталые,

И жмутся поплотней..

-Как вы думаете, автору жалко воробышков?

- Докажите словами из текста.

- Какой прием использует Есенин?

- Как прочитаем эти строчки?

  ..А вьюга с рёвом бешеным

            Стучит по ставням свешенным

                 И злится всё сильней…

- Какой образ нарисовал поэт?

- Найдите поэтические приемы.

- Как будем читать эту часть?

    И дремлют пташки нежные

                  Под эти вихри снежные

                  У мёрзлого окна.

                     И снится им  прекрасная,

                     В улыбках солнца  ясная

                 Красавица весна.

-Почему пташки не спят, а дремлют?

-Как будем читать эту часть?

-Найдите образы зла. (Вьюга,. вихри, метелица)

- Найдите образы добра. (Воробышки, красавица весна)

- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? (Грустное, жалко воробышек.)

- А как вы думаете, автору жалко их?  

- Наверное, таких слов не нашел бы человек, равнодушный к птицам.

- Как вы представляете воробышков?

(Рассказывают дети на фоне чириканья воробьев)

- Он слабый и наивный, веселый и разговорчивый, живет рядом с человеком.-

- Он серый и незаметный, заставляет улыбнуться и поверить в радость, творить добро.

- Воробей – это быстрота, ловкость, умение выживать и защищать себя. Это верность Родине, человеку.

- Воробьей стойко переносит холод. Когда ему холодно, он прячет одну ногу в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоит.

- Окраска воробья серенькая, с темными пятнами на спине, на шейке черное пятно. Самки почти одноцветные- серовато-бурые, без ярких тонов и пятен.

- Что узнали о воробышках?

Это интересно:




- Вот уже несколько лет по в России проводится Акция "Покормите птиц!" В ней участвуют тысячи взрослых и детей, делают кормушки. А 15 января стали называть "Воробышкин день"




В нашей школе тоже прошел конкурс кормушек, наш класс второй год принимает в этом конкурсе активное участие.

После урока литературы я предлагаю выйти, повесить кормушки и покормить пернатых. Давайте будем помогать выживать птичкам.

                                       Физминутка  «Мы лепим снежную бабу»

- Кто желает прочитать теперь всё стихотворение?

IX. Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите в учебнике иллюстрации. К рисунку подберите строчки из стихотворения.

1 вариант – к рисунку слева

2 вариант – к рисунку справа

X . Составление синквейна

1. Зима

2. снежная, суровая

3. Запорошила, замела, завьюжила.

4. Все животные  замерзли.

5. Время года

1. Воробышки.

2. Игривые, сиротливые.

3. Прижались, озябли, дремлют.

4.Маленький, да удаленький.

5. Пташки.

XI. – А сейчас прослушайте это стихотворение, но в необычном исполнении, вы услышите романс на стихотворение С.Есенина «Зима».

- Что такое романс?

(Ученик зачитывает толкование слова в толковом словаре. Романс – это небольшое вокальное произведение)

XII. Итог урока.

- Как вы считаете, с какой целью писал Есенин это  стихотворение?

- Что вы не знали, а сейчас знаете?

- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке в дальнейшей жизни? Как?

Рефлексия

- Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление?

- С каким настроением вы уходите с урока?

XIII. Домашнее задание по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения "Поэтические секреты" система Л.В.Занкова 3 класс

              Тема данной методической разработки является неотъемлемой частью рабочей программы  «Литературное чтение» в 3 классе по системе Л.В.Занкова...

урок литературного чтения: «Поэтический листопад», стихи русских поэтов об осени (А. С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, К. Бальмонта)

На уроке ученики знакомятся  с произведениями А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта об осени; материал урока способствует воспитанию  любви к русской культуре через музыкальные ...

Урок литературного чтения "Поэтическое восприятие мира поэтами и художниками", 4 класс

Обнаружение необычного авторского взгляда на мир в стихотворении К. Бальмонта, хокку Кобаяси Иссы, картинах Анри Матисса, Густава Климта; чуткого, бережного отношения авторов к природе....

Технологическая карта урока литературного чтения "Поэтическая тетрадь 2" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: урок рефлексии                                                  ...