Технологическая карта урока литературного чтения. Поэтическая сказка Сергея Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Документ содержит технологическую карту и сценарий урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта урока93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Данные об учителе (ФИО, место работы, имеющаяся категория) Благодатских Елена Владимировна

                                                                                                                 МАОУ СОШ №74, учитель начальных классов высшей категории

Предмет:  Литературное чтение  Класс  3  

Тема урока: Антропологические представления младших школьников на уроке литературного чтения. Красота спасет мир.

                      Поэтическая сказка Сергея Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды».

Оборудование:  мультимедийная презентация «Творчество С.Козлова», аудиозапись «Как Ёжик и Медвежонок протирали звезды»,

                             видеоклип на песню  Юрия Антонова «Живет на свете красота», учебник « Литературное чтение»,

                             изображения звёздочек для выполнения творческой работы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные

-развивать способность замечать красоту в окружающем мире на примере сказки С.Козлова « Как Ёжик с  Медвежонком протирали звезды»;

-совершенствовать  умение работать с текстом (прогнозирование, ответы на вопросы);

-способствовать развитию связной речи.

Уметь замечать и воспринимать красоту окружающего мира, стремиться к её сохранению и приумножению.

Уметь формулировать основную мысль произведения.

Применять полученные представления о значении красоты в жизни.

Метапредметные

Познавательные УУД

Умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов;. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях,  а также используя свой личный опыт.

Уметь ориентироваться в новой системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя материал учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД

- определять и формулировать цель урока,

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей;

-высказывать свои предположения.

Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение.

Коммуникативные УУД

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

-развитие умений анализировать повествовательный текст, выделять главное, сравнивать, делать обобщения, выводы.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь другого; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Личностные

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Этап урока,

время этапа

Задачи  этапа

Методы,  приемы

обучения

Формы учебного взаимо

действия

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность ученика

Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

I. Мотивация

к учебной деятельности

(1 мин.)

Настроить учащихся на продуктивную деятельность. Создание психологического комфорта.

словесный

фронталь

ная

Организует актуализацию требований со стороны учебной деятельности.

Учащиеся позитивно настраиваются на урок.

Регулятивные УУД:
-определять цель учебной деятельности;

Личностные УУД:- проявлять интерес к содержанию урока.

II.Актуализация знаний учащихся

(6 мин.)

III. Создание проблемной ситуации (1 мин.)

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организовать формулирование учащимися проблемы урока

Словесный

Наглядно-иллюстративный

словесный

Словесный

Фронтальная

фронталь

ная

Фронтальная

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.

Организует актуализацию имеющихся знаний учащихся.

Организует обобщение актуализированных знаний.

Организует  проблемную ситуацию.

Показать принесенные иллюстрации к уроку на тему «красота» и рассказать, что по мнению учащихся означает слово «красота»

Ответить на ряд вопросов, приводящих к возникновению проблемной ситуации.

Учащиеся  выходят к доске, показывают изображения, которые принесли на урок, рассказывают, чем иллюстрация их удивила, что такое, по их мнению, красота.

Учащиеся отвечают

Познавательные УУД (Умение организоваться в своей системе знаний)

Коммуникативные УУД (Умение слушать и понимать речь других; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение владеть монологической и диалогической формами речи)

IV. Формулирование проблемы (1 мин.)

Сформулировать проблему урока с помощью учителя.

словесный

фронтальная

Записывает сформулированную детьми проблему на доске.

Сформулировать проблему урока.

Учащиеся формулируют проблему.

Проблема: Что нужно делать, чтобы красоты в мире было больше?

Регулятивные УУД (Умение определять и формулировать проблему урока.)

Коммуникативные УУД (Умение оформлять свои мысли в устной форме)

V.Постановка цели урока.

(1 мин.)

Организовать постановку цели урока

словесный

фрональ

ная

Организует постановку цели урока.

Поставить цель урока.

Учащиеся с помощью учителя ставят цель урока.

Регулятивные УУД (Умение определять и формулировать цель урока.)

Коммуникативные УУД (Умение оформлять свои мысли в устной форме)

VI. Открытие нового знания на основе текста литературного произведения

(25 мин.)

Подготовить учащихся к первичному восприятию литературного произведения; организовать беседу и анализ прочитанного произведения;

словесный

фронтальная

Организует подводящий диалог.

Открыть учебник, рассмотреть иллюстрации и ответить на ряд вопросов по шмуцтитулу.

Прослушать произведение «как Ёжик и медвежонок протирали звезды» в исполнении актера.

Рассказать о первых впечатлениях об услышанном

Учащиеся рассматривают шмуцтитул к главе и отвечают на ряд вопросов, заданных учителем.

Учащиеся слушают.

Учащиеся рассказывают о первых впечатлениях о произведении, отвечая на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД (Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи; умение слушать ответы одноклассников; участвовать в коллективном обсуждении проблем)

Познавательные УУД (Уметь ориентироваться в своей системе знаний)

Организует формулирование первого вывода по поставленной проблеме.

Сформулировать первый вывод по поставленной проблеме на основе заданных учителем вопросов и услышанных ответов.

Учащие под руководством учителя формулируют первый вывод по проблемному вопросу.

Организует анализ произведения таким образом, чтобы привести учащихся к еще одному выводу по проблеме урока.

Проанализировать прочитанное произведения, отвечая на вопросы и используя доказательства текста.

Анализируют произведение, отвечая на вопросы учителя.

Организует  формулировку детьми второго вывода по поставленной проблеме

Сформулировать второй вывод по поставленной проблеме на основе заданных учителем вопросов и услышанных ответов.

Учащие под руководством учителя формулируют второй вывод по проблемному вопросу.

Организует анализ произведения таким образом, чтобы привести учащихся к еще одному выводу по проблеме урока.

Проанализировать прочитанное произведения, отвечая на вопросы и используя доказательства текста.

Анализируют произведение, отвечая на вопросы учителя.

Организует формулировку третьего вывода по поставленной проблеме.

Сформулировать третий вывод по поставленной проблеме на основе заданных учителем вопросов и услышанных ответов.

Учащие под руководством учителя формулируют третий вывод по проблемному вопросу.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (10 мин.)

Зафиксировать новое содержание урока;

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Словесный

Творческое задание

Наглядно-иллюстративный

Фронтальная

групповая

Организует фиксирование нового содержания.

Организует  рефлексию.

Организует работу в группах.

Организует просмотр и прослушивание видеоклипа на песню Ю.Антонова «Живет на свете красота

Доказать, что нашли решение поставленной проблемы.

Написать синквейн в группах на тему «Красота»

Доказывают

Дети работают в группах над сочинением синквейна.

Учащиеся зачитывают свои сочинения, написанные на звёздочках, зажигают звезды, прикрепляя их к магнитной доске.

Коммуникативные УУД (Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками; уметь оформлять свои мысли в письменной форме)

Регулятивные УУД (Уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Сценарий урока литературного чтения в 3 классе

Тема урока: Антропологические представления младших школьников на уроке литературного чтения. Красота спасет мир.

                      Поэтическая сказка Сергея Козлова «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды».

Цель урока: развивать способность видеть красоту в окружающем мире на примере сказки Сергея Козлова «Как Ежик и Медвежонок протирали звезды»

Оборудование:  мультимедийная презентация «Творчество С.Козлова», аудиозапись «Как Ёжик и Медвежонок протирали звезды»,

                             видеоклип на песню  Юрия Антонова «Живет на свете красота», изображения звёздочек для выполнения творческой работы.

Ход урока.

       1. Орг. момент

Добрый день, дорогие ребята! Подарите улыбки друг другу, настройтесь на активную творческую работу! Всем успехов на уроке!

  1. Актуализация знаний учащихся

Начать наш  урок я хочу со слов из известной песни Ю.Антонова:

Живет повсюду красота. Живет не где-нибудь, а рядом.

Всегда открыта нашим взглядам,

Всегда прозрачна и легка…

Живёт повсюду красота:
В любом цветке, в любой травинке
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа…

…А что такое красота?

- При подготовке к уроку вы принесли иллюстрации, фотографии, рисунки на тему «Красота». Я предлагаю вам показать эти иллюстрации и рассказать, что по-вашему мнению – красота. (Учащиеся  выходят к доске, показывают изображения, которые принесли на урок, рассказывают, чем иллюстрация их удивила, что такое, по их мнению, красота)

-Оказывается, что каждый человек понимает слово «красота» по-своему, красота бывает разная.

Красота – это все то, что доставляет нам эстетическое наслаждение, радость, приятные эмоции.

  1. Создание проблемной ситуации.

- Нравится ли вам красота?

- А вы хотите, чтобы красота всегда была в вашей жизни, чтобы ее было больше?

  1. Формулирование проблемы.

Если красота нам нравится, хотим, чтобы она всегда была в нашей жизни, то какая проблема отсюда вытекает?

Проблема: Что нужно делать, чтобы красоты в мире было больше?( фиксирует на доске)

5. Постановка цели урока

- Какую цель ставим на сегодняшний урок?

А помогут нам в решении проблемы и достижении цели урока литературные произведения, размещенные в новой главе.

6. Открытие нового знания

- Откройте учебник на с.137, рассмотрите иллюстрацию  шмуцтитула.

- Что видите? Кого из героев узнали ? (Шмуцтитул разделён на три части: художник так изобразил верхний, средний и нижний мир.

Верхний мир - это цветы - символ красоты. Звёздное небо – неизвестное, неизведанное, то, что наводит на раздумья. Бабочка – красивое насекомое. 12- магическое число. Средний мир - в самом центре Медвежонок и падающая звезда. Пока падает звезда можно загадать желание. А медвежонок – это герой произведений С.Козлова, значит, мы с ним встретимся ещё раз.  Нижний мир – там расположены корни деревьев. Веник, мыло и вода это то, что необходимо, когда наводишь чистоту и порядок в доме.)

- Как называется глава? (Красота спасет мир)

- Предположите по названию и иллюстрациям, о чем будут произведения этого раздела.

Прочитайте эпиграф к главе. («Красиво было так, что ёжик время от времени вздрагивал: не снится ли ему это?» Сказка «Ёжик в тумане» - читали во 2-м классе)

-Как вы думаете, почему Ёжик себя так ощущал?

- Из какой сказки С.Козлова эти строки?

- Знаком ли вам автор?

- Какие произведения С.Козлова читали? («Ёжик в тумане», «Чёрный омут», «Лисичка», «Красота»)

- Что объединяет все эти произведения? (Сергей Козлов показывает красоту окружающего мира, призывает быть внимательными, наблюдательными. Герои сказок совершают добрые дела, чтобы сохранить красоту.)

- Вы хотели бы встретиться с Ёжиком и Медвежонком вновь?

- Давайте послушаем новую сказку этого удивительного, ни на кого непохожего автора в исполнении актера. Сказка называется «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды». (прослушивание аудиозаписи)

- Понравилась ли вам сказка? Чем? Поделитесь своими впечатлениями.

- А вы любите наблюдать за звездами? Почему?

-Вас ничего не удивило в действиях героев? (Герои протирали звезды)

- А зачем их нужно было протирать?

- Можем ли мы теперь сказать, что нужно делать, чтобы красоты было больше? (1 вывод: чтобы красота всегда была с нами, нужно относиться бережно и заботливо к окружающему миру)

- Каким вы себе представляете Ежика? Какой он?  Докажите словами из текста.(Ежик усердный, ответственный, старательный трудолюбивый, не перекладывает ответственность на других «кто же протрет звезды» - эту важную работу нужно делать самому, не нужно ждать, что кто-то ее сделает за тебя.)

- Что больше всего волнует Ежика? (Звезды могут потускнеть, а красота не должна исчезнуть.)

- Как Ежик об этом говорил?

- Как Ежик делает свое дело? (Тщательно и усердно, кропотливо)

Докажите словами текста.

- А как протирает звезды Медвежонок? (Тоже очень старался, но у него не всегда получалось)

- Останавливали ли Медвежонка неудачи?

- Плохо ли то, что у Медвежонка падали звезды?

- Почему Медвежонок считает, что «протирать звезды» – это «счастливая мысль»

-Для кого старались Ёжик с Медвежонком? (Для всех, «чтобы все в лесу знали»)

- Они ждали награду за свою работу?

Сделайте второй вывод по нашей проблеме. (2 вывод: Нужно быть бескорыстным, заботливым, добросовестным)

- А можно ли в слова «протирать звезды» вложить не буквальный, не прямой, а переносный смысл? (Делать хлрошие дела, направленные на благо других, добросовестно, кропотливо, бескорыстно, не ожидая награды)

-А вы, хоть изредка, «протираете звезды»? Как?

- Что же такое красота в представлении Ёжика и Медвежонка? В чем они увидели красоту?

- О чем хочет  нам сказать автор этого произведения С.Козлов?

-Какой еще вывод по нашей проблеме можем сделать? (3 вывод: быть внимательными и стараться видеть красоту во всем, что нас окружает)

7. Рефлексия учебной деятельности.

- Почему данное произведение помещено в раздел «Красота спасет мир»?

Итак, нашли ли мы с вами ответ на вопрос «Что нужно делать, чтобы красоты в мире было больше?» (Да, нашли. Для этого нужно:

  1. Быть внимательным, наблюдательным, стараться видеть красоту во всем, что нас окружает.
  2. Заботиться о сохранении природы, бережно относиться к окружающему нас миру.
  3. Быть трудолюбивым, заботливым, добрым…

Я предлагаю вам написать синквейн в группах. Тема синквейна «Красота», Запишите на звездочках.

-Спасибо за ваши мысли, высказывания. Каждый видит красивое в том, что близко именно ему. Каждый может научиться видеть мир поэтически, обнаруживать красоту в окружающем нас мире.

Пусть звездочки с текстом синквейна останутся вам на память и напоминают о том, как это важно – иногда протирать звезды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по сказке Сергея Козлова "Чёрный омут".

Конспект урока литературного чтения по сказке Сергея Козлова "Чёрный омут"....

технологическая карта урока :"Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина"

Технологическая карта урока :"Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Поэтическая тетрадь 2" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: урок рефлексии                                                  ...

технологическая карта урока литературного чтения «Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе раб...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. "Поэтический вечер "Моя Родина", УМК " Школа России", 4 класс

Тема урока «Поэтический вечер «Моя Родина»»Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний).Цель урока: повторение и систематизация изученного матери...

Технологическая карта урока литературного чтения "Народная сказка "Каша из топора" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа народной сказки «Каша из топора», формирование навыков работы с текстом.Задачи урока:Дидактические:1. Познак...