Урок по литературному чтению "В гостях у поэта" - Сергей Есенин "Черёмуха" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ступнева Светлана Юрьевна

Урок по литературному чтению "В гостях у поэта" - Сергей Есенин "Черёмуха" (3 класс - Школа России)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_poeta_s.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

В гостях у поэта С. А. Есенин "Черемуха"

Цели:

• познакомить учащихся с биографией поэта и его стихотворением "Черемуха";

• учить выразительному чтению стихотворений;

• объяснить понятие "эпитет". Научить находить в тексте образные выражения;

• развивать эстетическое восприятие и творческое воображение;

• воспитывать чувство любви к Родине, к природе;

• развивать коммуникативные навыки детей, умение работать в команде.

Планируемые результаты:

• учащиеся должны знать основные вехи жизни и творчества поэта;

• уметь находить в тексте эпитеты.

Оборудование: портрет поэта, запись звуков весенней природы, презентация, музыкальная запись А. Вивальди "Времена года. Весна".

  1. Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие необходимых принадлежностей.
  • Наша речь полна величья, гордой простоты,

      В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.

      Потому поэта слушай, будь прилежен впредь,

      Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть.

- Сегодня на уроке литературного чтения мы будем слушателями, художниками, исследователями, сочинителями.

Дети   слушают    учителя   и  музыку     П. И. Чайковского: «Времена  года».

2. Речевая разминка.

- Для чего проводим речевую разминку?   (Научиться правильно и чётко говорить. Дети работают в парах, у каждого своя скороговорка)

-Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее, чем предыдущий:

Березка коренистенькая,
По корню - криволистенькая,
По середке - суковатенькая,
По вершинке - высококудреватенькая.

-Прочитайте эту же скороговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.

  1. Актуализация  знаний.

- Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала xx века. Имя поэта одного из самых известных и любимых  не только в нашей стране, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение.

слайд с музыкальным сопровождением

  • В этом имени слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёз и синь-рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут - ………….

Всей России встают черты…(Н.Браун)

-Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы уже были знакомы.

-Вспомните, какие стихи С. Есенина мы уже читали и учили наизусть?

«Берёза», «Поёт зима, аукает…», «С добрым утром!». (чтение наизусть)

- Русский народный поэт родился в 1895 году под Рязанью, в селе Константиново, на берегу красивой реки Оки. Он воспитывался в семье простого крестьянина. С юных лет мальчик рос в деревне, наблюдал за жизнью простых людей. Но больше всего будущего поэта вдохновляла природа. Есенин начал писать стихи в 9 лет. И уже тогда обозначились главные темы его творчества: родной края, Родина, природа России. Большую роль на его развитие и творчество сыграло то, что маленький Серёжа долгое время жил с бабушкой и дедом, а они знали много народных песен и сказок, они любили русскую природу, русские обычаи. Поэтому в раннем детстве проявилась любовь Есенина к родному краю. Он  чувствовал  себя  частью  этой  природы   и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Они очень мелодичны и многие из них композиторы положили на музыку. И сейчас они звучат как песни.

4. Тема и цель урока.  Мотивация:   для    чего?

      Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи.

И вот перед нами очередное творение автора. На этот раз его стихотворение посвящено черемухе.

Давайте попробуем сформулировать тему урока.

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

- Для чего вам это нужно?

- Итак, что нужно знать и уметь по теме урока?

Знать:

  • содержание стихотворения «Черёмуха»;
  • правила выразительного чтения.

Уметь:

  • выразительно читать стихотворение;
  • отвечать на вопросы;
  • рисовать словесные картины;
  • работать самостоятельно и в парах.

5. Усвоение    новых знаний   и   способов действий.

Стихотворение Есенина «Черёмуха» мне очень понравилось своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.

- Сейчас вы услышите стихотворение, закройте глазки, и постарайтесь представить себе  картину, описанную автором в стихотворении. (слушают стихотворение с диска)

- Скажите, какой увидел черёмуху поэт? Поделитесь своими мыслями.

- Какое настроение хотел передать нам Есенин? Выберите. Обоснуйте свой выбор.

  • ликующее
  • восторженное
  • шутливое
  • печальное
  • весёлое
  • праздничное
  • радостное
  • спокойное
  • грустное
  • мечтательное

(Радостное, ликующее, весёлое, восторженное т.к. начинается весна, природа просыпается и это всё радует поэта.)

- Какие чувства возникли в вашем сердце?

  • изумление
  • спокойствие
  • радость
  • сожаление
  • восторг
  • печаль
  • ликование
  • грусть

(Радость, изумление, восторг, ликование.)

Что отражают лирические стихи?

(Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.)

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?

- Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение?

(Белую, светло-зелёную, голубую, жёлтую, светло-коричневую.)

6. Самостоятельное чтение стихотворения.

- Открываем учебники на странице 56.

- Вспомним правила выразительного чтения.

  • читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;
  • после каждой строчки надо делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;
  • постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

- Читаем в полголоса и отмечаем непонятные слова и выражения. (работа в парах)

Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами? (чтение одним учеником)

6. Работа по развитию речи.

Какие непонятные слова вам встретились?

 (толкование непонятных слов по словарю Ожегова)

  • роса медвяная - ароматная, с запахом мёда;
  • зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
  • проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;
  • волна гремучая – издающая громкие звуки;
  • обдаёт – обливает со всех сторон;
  • вкрадчиво – осторожно; тихо;
  • под кручею – под обрывом.

Чем привлекла внимание поэта черёмуха?

- Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька?

- Но Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - «представили запахи».

- Какими словами поэт говорит о запахах? (Душистая, медвяная, пряная)

- Какой приём использует поэт? (Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной)

- Зачем Есенин использует эпитеты?

 Физминутка У вас на столах есть цветные карточки с одним словом. Поднимите руки у кого эти слова обозначают предмет. (выходят). Остальные, подумайте к какому предмету подойдёт эпитет, написанный на вашей карточке. Подойдите к тому предмету, который, как вам кажется описывает ваш эпитет.

- А теперь обратите внимание на словосочетания: «сияет зелень в серебре», «зелень горит».

- Как называется  этот  приём? (Метафора)

Да, поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений.

- Ребята, черёмуха это центральный или второстепенный образ в стихотворении?

- Докажите.

- О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит?

- Какой приём использует поэт?

- Какой образ олицетворяет черёмуха?

- А кто в стихотворении представляется юношей?

- Найдите строчки и прочитайте.

- Найдите строчки, где есть и олицетворение и сравнение.

- Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов (назовите их): расцвела, завила, сияет, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт.

Как будем читать это стихотворение: быстро или медленно неторопливо?

(Медленно, неторопливо, с любованием.)

Какие строчки, по вашему мнению, можно читать чуть быстрее? (Про ручей.)

Предлагаю поработать в парах используя памятку.

                           Памятка:

  • правильно ставь ударение;
  • соблюдай паузы;
  • выбери силу голоса;
  • определи темп;
  • читай эмоционально;
  • покажи интонацией своё отношение к произведению.

Кто желает прочитать стихотворение?(2-3 ученика) В исполнении какого ученика передалась мелодия стихотворения?

А теперь послушайте внимательно эту запись. Что вы заметили? У вас на столах есть этот вариант стихотворения. Именно такой вариант появился впервые в детском журнале «Мирок», в 1915 году.

7. Творческое задание.

Я сейчас предоставлю вам возможность побыть авторами, творцами. Вам нужно составить двустишье, используя рифмующиеся слова на листочках (ими должна заканчиваться строчка) – работа в парах.

     А теперь мы будем в роли художников. Целиком черёмуху мы не успеем нарисовать, но попробуем изобразить кудри, цветки черёмухи.  Положите перед собой досочки, голубые листочки, как небо весной (горизонтально), нарисуем гуашью веточку, возьмём ватные палочки, вокруг каждой веточки нарисуем жёлтой краской серединки цветочков. Вокруг каждой серединки нарисуем по пять лепесточков белой краской. Листочки у черёмухи немного продолговатые. Нарисуем ещё жёлтенькие прожилки, как будто солнышко просвечивает сквозь листву. Рисуют под музыку.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

  • Что мы изучали сегодня на уроке, о чём говорили?
  • Что на вас произвело большее впечатление?
  • Какие задания вам показались наиболее интересными?
  • Для чего нужна такая работа со стихотворением?
  • Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Возьмите оценочные листы.

 Раскрасьте тот листочек, кем вам больше понравилось быть: слушателями, исследователями, сочинителями, художниками,   .

- Среди нас есть и внимательные слушатели, и талантливые художники, и любознательные исследователи.

- А теперь раскрасьте один из листочков: стихотворение Есенина вам понравилось, не понравилось или вы сомневаетесь.

Дома выучите стихотворение «Черёмуха», нарисуйте, что вы представляете.

    Послушайте романс «Черёмуха». Пожелайте в душе самым близким, дорогим и любимым людям, того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё. И пусть всё задуманное сегодня исполнится.

 Мне было очень приятно сегодня работать с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению ."Стихи русских поэтов"

Зима – удивительно прекрасное своей белизной и чистотой время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке композиторов. На полотнах жи...

Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».

Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....

Конспект урока окружающего мира «В гости к весне» (экскурсия) (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о весенних изменениях в неживой и живой природе;Планируемые результатыПредметные:знать характерные признаки весны в живой и неживой прир...

Конспект урока окружающего мира "В гости к весне. Экскурсия" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о весенних изменениях в неживой и живой природе;Планируемые результатыПредметные:знать характерные признаки весны в живой и неживой природе;ум...

Конспект урока окружающего мира «В гости к весне» (экскурсия) (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о весенних изменениях в неживой и живой природе;Планируемые результатыПредметные:знать характерные признаки весны в живой и неживой прир...

Технологическая карта к уроку окружающего мира "В гости к весне" для 2 класса

Данная технологическая карта разработана для учителей начальных классов к уроку окружающему мира. В нее включены примы развития функциональной грамотности на данном уроке....