Урок "Литературное чтение" в 1 классе. Тема: С. Есенин "Поет зима - аукает.."
методическая разработка (чтение, 1 класс) на тему

Попова Любовь Николаевна

На уроке дети учатся слушать стихи русских поэтов  о родной природе, выражать свое ртношение к прослушанному произведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mou_bolshekareyskaya_s_o_sh.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Большекарейская С О Ш

Урок литературного чтения в 1 классе.

Тема:

С. Есенин «Поёт зима – аукает…»

                                                       

                                                   

                                                                    Выполнила учитель начальных классов

                                                                                                                Попова Л. Н.

                                                         

                                                                  2010/11

ЦЕЛИ:

- учить слушать стихотворение о природе русских поэтов и указывать их различие  (фамилия авторов, заголовки, интонационный рисунок: тон, темп и т. д.);

- воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;

- учить выражать своё отношение к прослушанному произведению.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет С. Есенина, 2-3 книги со стихами о зиме, геометрические фигуры, отражающие жанр и тему произведения, выставка книг.

                                           ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

2.Повторение пройденного материала

  -  Ребята, какие литературные жанры вы знаете?

   - Назовите известные вам темы произведений?

    - Назовите «заместителей» литературных жанров и тем?

     

А сейчас я вам буду показывать «заместители», а вы должны будете назвать

жанр и тему.

           а) зелёный треугольник – это стихи о природе;

           б) красный прямоугольник – это рассказы о Родине;

           в) коричневый круг – это сказка о животных;  

           г) жёлтый треугольник – стихи о детях

     

Что вы можете узнать о книге, которую взяли в руки первый раз

и ещё не читали?

                           ФИЗМИНУТКА.

    Дружно встали

   Раз, два, три!

 Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

И налево надо тоже посмотреть из - под ладошек

И направо, и ещё через левое плечо

Буквой «Л» расставим ноги

Точно в танце руки в боки

Наклоняясь влево, вправо

Получается на славу.


Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела

На четыре – полетела.

---------------------------------

  1. Знакомство с новым материалом.

Ребята, скажите, какое сейчас время года?

Кто нам расскажет стихи о зиме? ( Дети читают стихи А. Пушкина, И. Никитина)

Вы читали великолепные стихи русских поэтов о зиме. Зима красивое время года,

но и холодное. Очень часто идёт снег, метёт метель, дует холодный ветер, бывают сильные морозы.- Скажите, ребята, о чём вы мечтаете, когда на улице такая погода?

Но не только люди мечтают, когда придёт тепло, но и птицы ждут этого.

Мы с вами знаем, как трудно приходится им зимой, как  холодно, голодно.                                                                                                                                            

-А как вы помогаете птицам пережить это холодное время?

   Да, вы молодцы! Вы сделали много кормушек. Мы их развесили у школы, следим,

что бы в них был корм. Птицы за это вам благодарны.

                                                                                                               

  А сейчас послушайте!

 Слушание стихотворения С. Есенина « Поёт зима – аукает…»

    -  Что вы представляли, когда я вам читала?

    -  Как вы думаете, это – стихотворение или сказка?

    -  О чём это произведение? Какова его тема?

    -  Покажите « заменитель», который отражает жанр и тему прочитанного.

    -  Каково чувство вызывает стихотворение?  

   

  1. Коллективная работа.

   Итак, ребята, мы выяснили: жанр – стихотворение, тема – природа.

А теперь приступим к моделированию. ( Дети в группах выполняют работу).

 - До конца ли вы оформили обложку книги?

 - Что ещё надо добавить, чтобы модель обложки была готова?

   

             5  Работа с книгой.

 Чтобы работу завершить, для этого откройте учебник на странице

     и послушайте стихотворение ещё раз.

    -  Прочитайте, как называется стихотворение.

    -  А кто автор?

Да, ребята, это стихотворение написал великий русский поэт С. А. Есенин.

                           ( Показ портрета С. Есенина)

  Есенин очень любил природу. Его детство прошло в селе Константиново.

 Он целый день проводил на природе, ходил с ребятами в ночное, косил траву, встречал и

 и провожал солнце. Из детства и пришла поэзия, наполненная любовью к родной земле.

           

                     Рассматривание иллюстрации.

Внимательно рассмотрите иллюстрацию и найдите в тексте слова, которые относятся

к ней.

                   

                             ФИЗМИНУТКА

 

 Если нравится тебе, то делай так:

 (2 щелчка пальцами над головой)

Если нравится, то делай так:

(2 хлопка в ладоши)

Если нравится тебе, то делай так:

(2 хлопка по коленкам)

Если нравится тебе, то делай так:

(2 притопа ногами)

Если нравится тебе, то ты скажи: « Хорошо!»

Если нравится тебе, покажи другим.

( все движения повторяются)

------------------------------------------        

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

На четыре - руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты тихо сесть.

-------------------------------------                

 

                 6   Работа в тетради.

Откройте тетради на странице 41, урок 32.

- Найдите задание 2 и прочитайте его.

- Скажите, как узнать, сколько в слове слогов?

Дети определяют, сколько слогов в словах.

А теперь выполним задание 3.

   а) прочитать;

   б) подчеркнуть, как поэт говорит о вьюге

 Вспомните те картины, которые описаны в стихотворении и выполните задание 1.

             7 Итог урока

    Назовите стихотворение, которое мы с вами читали на уроке?

    Назовите поэта, сочинившего это стихотворение?

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок! У нас гости.

А когда приходят в дом гости, это значит праздник.

А какой праздник без подарков? Поэтому мы дарим нашим гостям подарки,

которые сделали вы сами.

Ну, а я дарю вам, ребята, свои подарки. Вы сегодня очень хорошо работали.

Молодцы!