Главные вкладки

    Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: «Ф.Тютчев «Зима недаром злится…». УМК «Начальная школа XXI века»
    методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

    Бокова Елена Леонидовна

    Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема: «Ф.Тютчев «Зима недаром злится…». УМК «Начальная школа XXI века»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lit.cht_._f.tyutchev_zima_nedarom_zlitsya._bokova_e.l.docx29.48 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                       Технологическая карта урока

    1. Ф.И.О. учителя: Бокова Елена Леонидовна
    2. Класс: 2 класс
    3. Предмет: литературное чтение
    4. Тема урока: Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»
    5. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
    6. Цель урока: формировать образовательные компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, рефлексивные) через реализацию работы с художественным словом;

    стимулировать интерес к чтению произведений, посвящённых родной природе

    1. Задачи
    • научить определять значение слов и обосновывать своё мнение, определять тему и главную мысль произведения.
    • развивать мышление, память, речь, обогащать словарный запас;
    • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку, стремление к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

    8. Дидактические средства:

    для учителя – учебник, презентация «Зима против весны», запись пьесы фортепианного цикла П.И. Чайковского «Времена года. Апрель», запись пения жаворонка.

    для учащихся – учебник, тетрадь, 2 смайлика


    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    Осуществляемые действия

    Осуществляемые действия

    Познавательные

    Коммуникативные

    Регулятивные

    Организационный момент. (1 мин)

    Приветствие.

    Эмоционально настраивает на урок.

    Приветствие.

    Организуют рабочее место. Обучающиеся выполняют действия под речёвку:

    -Раз, два - выше голова!

    Три, четыре –руки шире!

    Пять, шесть-тихо сесть!

    Семь, восемь-лень отбросим!

    Проверка домашнего задания «Конкурс чтецов» (6 мин)

    -Ребята, что было задано на дом?

    -Какое чтение можно назвать выразительным?

    Потренируйтесь в выразительном чтении.

    -Объявляется конкурс чтецов! Внимательно слушайте друг друга и постарайтесь правильно оценить чтение своего товарища.

    - Поднимите руку, кто за своё чтение получил весёлый смайлик? А кто грустный? Над чем нужно поработать, чтобы в следующий раз получить весёлый смайлик?

    -Выразительное чтение стихотворения Евгения Баратынского  «Весна, весна! Как воздух чист!»  

    Называют критерии выразительного чтения:

    -чтение без ошибок;

    -выразительность (правильное выделение пауз и логических ударений);

    -правильный выбор громкости и темпа чтения.

    Жужжащее чтение

    Конкурсное чтение

    стихотворения по группам с взаимной оценкой.

    Ответы детей.

    Анализ информации, выделение главного в информации.

    Оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем

    Контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания.

    Повторение пройденного

    Игра «Вспомни и назови» (2 мин)

    -А теперь поиграем в игру «Вспомни и назови» (Учитель читает отрывки из изученных произведений о природе)

    Вспоминают и правильно называют произведения (фамилию автора и заголовок)

    Смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий.

    Организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания.

    Контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания.

    Подготовка к активной  познавательной деятельности

    (5 мин)

    -Ребята! Кроме задания подготовить выразительное чтение стихотворения, вам было предложено поработать мобильными репортёрами: сделать снимки на тему «Зима против весны» или зарисовки нашей апрельской природы. Вы проделали хорошую работу и сейчас давайте под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Апрель» посмотрим презентацию с вашими снимками и рисунками.

    -Как вы думаете, удачное ли название у  нашего альбома «Зима против весны»?

    Просмотр фотографий и рисунков.

    Ответы детей.

    Умение с достаточной полнотой слушать и слышать, разрешение проблемной ситуации и поиск ее решения в сотрудничестве с учителем, построение аргументации своей точки зрения на проблему.

    Активное взаимодействие с учителем в овладении информацией, разделение функций участников взаимодействия, выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Целеполагание, прогнозирование результата учебной деятельности, коррекция учебных действий согласно целям, саморегуляция.

    Установка познавательной задачи. (1 мин)

    -Ребята, вы, наверное, догадались, чему будет посвящено новое произведение, которое мы будем изучать сегодня на уроке?

    Ответы детей (природе, теме борьбы весны и зимы)

    Выделение познавательной цели

    Построение аргументации своей точки зрения на проблему.

    Целеполагание

    Усвоение новых знаний. (3 мин)

    -Сегодня вы познакомитесь с произведением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…». ( Учитель демонстрирует детям портрет поэта).

    Много прекрасных стихов написано этим великим поэтом. Он тонко чувствует, понимает природу. Она для него живая и интересная. Всю свою любовь к природе поэт пытается донести до читателя в своих стихах.

    Учитель читает стихотворение наизусть.

    -На уроке вы должны достигнуть определённые цели. Определим их.

    Слушают стихотворение.

    Под руководством учителя формулируют цели урока:

    -понять произведение Ф.Тютчева, узнать значение непонятных слов;

    -определить жанр произведения, тему и основную мысль;

    -научиться выразительно его читать, пользуясь памяткой 1 учебника.

    Поиск и анализ необходимой информации, преобразование информации в систему аргументов, связывание процесса и результатов учебной деятельности

    Умение с достаточной полнотой слушать и слышать, разрешение проблемной ситуации и поиск ее решения в сотрудничестве с учителем, построение аргументации своей точки зрения на проблему.

    Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), выделение и осознание проблемы, целеполагание.

    Первичная проверка понимания.

    Работа с текстом (выборочное чтение) (8 мин)

    -Какие слова или выражения вам были непонятны в стихотворении?

    -К какому жанру принадлежит это произведение?

    Поработайте с памяткой 1 в учебнике. «Прочитай выразительно» Какие действия необходимо выполнить, чтобы научиться это произведение читать выразительно?

    Прочитайте первые два четверостишия.

    - Почему злится Зима? Докажите это, найдите ответ в тексте.

    - Прочитаем дальше.

    - Что делает Зима?

    - Что делает Весна?

    - Найдите слова, которые описывают действия Зимы…Весны.

    - Как автор называет Зиму?

    - Какая Весна?

    - Можно ли сказать, что автор говорит о зиме и весне , как о людях? Подтвердите это словами из текста.

    С какой интонацией надо читать строки, посвящённые Зиме, а с какой – Весне?

    -Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, расставляя верно паузы и логические ударения.

    Перед вами образец:

    Зима недаром злится, /

    Прошла её пора - //

    Весна в окно стучится/

    И гонит со двора.

    Учитель опрашивает несколько учеников.

    - Понравилось ли чтение? Чем?

    Учитель также комментирует ответы детей, выставляет отметки.

    Узнают лексическое значение непонятных  слов из словаря учебника,  при помощи знаний одноклассников, учителя.

    -Это стихотворение

    Читают, отвечают.

    Опираясь на пункты памятки,  называют произведение, определяют

    его тему и основную мысль.

    Учащиеся читают

    Ответы детей

    Учащиеся читают

    Ответы детей

    Упражнение в  передаче характера героя при помощи интонации .

    На листочках в группах выполняют задание учителя, тренируются в выразительном чтении стихотворения. Взаимооценка.

    При помощи смайликов (весёлого или грустного) показывают, понравилось или не понравилось чтение, объясняют своё мнение, опираясь на критерии выразительного чтения.

    Анализ объектов с целью выделения их признаков, поиск и выделение информации в зависимости от задачи.

    Организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания.

    Целеполагание, определение последовательности целей соразмерно результату

    Физминутка

    (2 мин)

    -Ребята, вы хорошо поработали, а сейчас у нас физминутка и гимнастика для глаз.

    Выполняют движения под речёвку:

    - Ветер дует нам в лицо.

    Закачалось деревцо.

    Ветер –тише, тише, тише

    Деревцо всё выше, выше!

    Затем выполняют упражнения  для  глаз.

    Закрепление знаний. (12мин)

    -Ребята, создайте модель обложки этого произведения, отразив его название, жанр, тему.

     

    - Проверьте, как вы поняли это произведение: работая в парах, выполните в рабочей тетради на с. 63 задание 1, 2, 5.

    Для тех ребят, кто особенно любит поэзию, есть дополнительное задание 4 сочинить стихотворение с предложенными рифмами.

    - Ребята, проверим, правильно ли вы выполнили задания, а, может даже, послушаем ваши стихотворения собственного сочинения.

    Самостоятельная работа над созданием обложки.

    Работа в тетрадях на печатной основе в парах.

    Ответы детей.

    Смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий.

    Активное сотрудничество с партнером по учебной деятельности, контроль и коррекция своих действий и действий партнера,

    Оформление диалогической речи.

    .

    Саморегуляция, осознание уже усвоенного и нового знания, контроль и самоконтроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения, аргументация выбора, поиск альтернативных способов решения проблемы.

    Контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания.

    Итог. (2 мин)

    - Назовите произведение, которое вы сегодня изучали на уроке.

    - Чем понравилось и запомнилось это стихотворение?

    -Что нового вы узнали, чему научились, какие из поставленных целей вы достигли?

    Ответы детей

    Ответы детей

    Ответы детей

    Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений.

    Активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи.

    Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий.

    Рефлексия (2мин)

    -Покажите смайлик, который соответствует вашему настроению.  Если вы старались и всё получилось- весёлый. А, если вы старались, но что-то не удалось– грустный.

    Учащиеся показывают смайлики, объясняют, что у них не получилось в случае варианта с грустным смайликом.

    Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений.

    Активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи.

    Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий.

    Домашнее задание. (1 мин)

    Подготовить выразительное чтение стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…» (памятка 1) либо выучить его наизусть (памятка 2).

    Продолжать работать мобильными репортёрами, собирать интересные кадры природы.

    Учащиеся записывают домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок чтения во 2 классе. Тема: "Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится..."

    ТЕМА: Ф.И. Тютчев « Зима недаром злится».ЦЕЛЬ: ознакомление с поэтической речью на примере стихотворения Ф.И. Тютчева;развитие навыков выразительного чтения поэтического произведения;развитие навыков ...

    Литературное чтение 2 класс. Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..."

    Литературное чтение. 2 класс. Тема: Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…» Цели:  Ознакомление обучающихся со стихотворением «Зима недаром злится…», раскрывая идею и смысл произведен...

    Урок литературного чтения по теме Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится".

    Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится. Технология:"Обучение в сотрудничестве"...

    технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе С. Михалков "Быль для детей" УМК "Начальная школа 21 века"

    Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе С. Михалков "Быль для детей" по УМК "Начальная школа 21 века"  с подробным описанием деятельности учителя и обучающихся. Даётся перече...

    Урок литературного чтения по теме С. Есенин «Бабушкины сказки» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI века»

    Тема:С. Есенин «Бабушкины сказки»Цель:   Создать условия для целостного восприятия  и осмысления стихотворения С. Есенина  «Бабушкины сказки».Задачи:Образовательные:  Формиров...

    Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"

    Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...