Урок литературного чтения и ИЗО в 3 классе. С. Есенин "Поет зима, аукает..."
классный час по чтению (3 класс) по теме

Представляю вашему вниманию разработку интегрированного урока по литературному чтению и ИЗО в 3 классе по учебнику Р. Н. Бунеева (ОС "Школа 2100")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение, 3 класс

по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой «В одном счастливом детстве»

 Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворение  С.Есенина «Поёт зима, аукает…»)

Цели: - Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдать  над звукоподражанием;

-учить детей представлять себе картины природы, изображенные поэтом.

- Учить детей словесному рисованию, учить высказывать свои впечатления, делиться своими представлениями с товарищами, расширять словарный запас слов,  кругозор

- Учить детей выразительно читать стихи о природе

-воспитывать сочувствие к зимующим птицам, желание им помочь

Форма урока: интегрированный.

Оборудование: портрет поэта,иллюстрации зимы, голубой лист картона, белая краска, кисть, вода.

Оформление доски.Число.“Времена года. Зима”. С.Есенин «Поёт зима, аукает…»

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

- Послушайте загадку.

Снег на полях,

 Снег на реках.

 Ветер гуляет.

 Когда это бывает? (Зимой)

-Что представили, когда произнесли это слово?

2.Знакомство с содержанием раздела 7-го.

- Что можно предположить по названию раздела и иллюстрации? (Будем читать и о зимней природе, и о чём-то сказочном…)

- Посмотрите содержание раздела (с.207). Какие ваши предположения подтвердились? Встретились ли знакомые авторы? Какие имена видите впервые? Что ждёте от чтения произведений этого раздела? Какие задания вам скорее всего придётся выполнять?

- Откройте тетрадь по литературному чтению на стр.37, познакомьтесь с заданием, которое будем выполнять по мере чтения этого раздела.Где можно будет  использовать эти выписки из текстов?

Чтение стихотворения С.Есенина «Поёт зима, аукает…».

Работа с текстом до чтения.

- Кто автор? Читали уже его стихотворение? Чем они вам запомнились? («С добрым утром!»). Что ждёте от чтения нового текста?

- Прочитайте заглавие. Эта строчка вам уже знакома? (Она вынесена в название раздела.)

-Как вы думаете, какие могут быть песни у зимы? (Вой и свист ветра, завывание метели…) Какое настроение у этих песен?

- Рассмотрите иллюстрацию. Что заметили? О чём хочется спросить художника?

3. Работа с текстом во время чтения .

1. Первичное чтение (самостоятельно про себя).

2. Выявление первичного чтения.

- Какие картины представили?

- Какие звуки зимы услышали?

3.Повторние  чтение (вслух) по смысловым частям. Комментированное чтение (комментирует учитель).

Сергей Есенин

Поёт зима, аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка. (Представили себе мохнатый сосновый лес под снегом?  Он звенит на морозе, деревьев много – и поэт нашёл удивительное слово – «стозвон». Метель убаюкивает лес…)

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака. (Увидели эти облака? «Седые» - значит какого они цвета? (Грязно-белого, сероватого, тусклого). О чём тоскуют облака?)

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна. (Послушайте ещё раз: «А по двору метелица ковром шелковым стелется,

но больно холодна…» Звук «л» повторяется и как бы усиливает ощущение холода; и ковёр шёлковый, сравнение это не случайно: шёлк – прохладаная, холодящая ткань…)

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые.

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней. (Представили себе этих мёрзнущих воробушков? Какое сравнение нашёл поэт? (Он жалеет этих маленьких пташек, как и сиротливых деток.)

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней. (Вот и ещё одна песня зимы- бешеный рёв вьюги, стук открывшихся ставен на окнах. Ставни вы видели, наверное? Это дощатые створки для прикрытия окон. Вы заметили: сначала была метелица, а теперь ревёт вьюга…)


И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

- Представили эти картины?)

4. Беседа после чтения. Наблюдение над языком стихотворения. Подготовка к выразительному чтению.

а)  Сравним две картины, которые нарисованы в стихотворении: зима и весна.

Зима

                                Весна

 Холодная (стозвон сосняка, звукопись)         ●сравнения (ковёр шелковый – холодный; детки сиротливые)

●выбор особых слов – имён прилагательных: тоска глубокая, седые облака, бешеный рёв вьюги

         ● прекрасная

       ●улыбка     

       ●ясная

     ●красавица

б)Какие звуки зимы услышали?Какие краски увидели?

в) Есенин ни разу не употребляет слова, обозначающие цвет, но мы увидели эти цвета – белый и серый. Как это получается? (Седые облака; метелица, вьюга, мёрзлое окно – мы видим, представляем цвета.)

г) Одинаковое ли настроение в стихотворении или оно меняется? (Меняется)

д) Теперь вы можете объяснить, почему художник так нарисовал зиму на с.52? (Она так нарисована в стихотворении – как живое существо.)

е) Как будем читать стихотворение? Где будет меняться интонация, темп? (Обсуждение)

5. Подготовка к выразительному чтению ( по смысловым частям)

1. Воет ветер в лесу (напевно, убаюкивающе)

2.А по двору метелица (красота, холод зимы, суровость)

3. Озябли пташки малые (сочувствие к пташкам, жалость, волнение)

4. А вьюга с рёвом бешеным (рёв вьюги, холодные звуки зимы)

5. Снится красавица весна (мечтательно, с грустью, надеждой)

6. Выразительное чтение и словесное рисование картины (По ходу чтения составляется словесный и  картинный план)

7.Физминутка.

Все мы по лесу шагаем – раз, два, три,

 Руки выше поднимаем – раз, два, три.

 Ноги ставим широко, дышим ровно, глубоко – раз – и, два-и, три-и.

Давай с тобой покружимся – раз, два, три,

 И мы с тобой подружимся – раз, два, три.

Поэт очень живописно изобразил нам русскую зиму словами. И мне бы очень хотелось, чтобы вы сегодня на уроке тоже побыли в роли “живописцев”, но не поэтов, а художников:

Берем мы кисть, берем листок,

 Фантазий радужный поток

 Тебе поможет сотворить

 Прекрасный мир…

8. Переход к уроку рисования.

Выполнение иллюстрации к стихотворению С.Есенина «Поёт зима, аукает…».

1) Словесное рисование картин по выбранному отрывку

 2) Самостоятельная работа учащихся над рисунком.

 3) Индивидуальная помощь  (советы) учащимся

9. Выставка лучших рисунков.

– Посмотрите, как замечательно получился у ребят зимний пейзаж!

- Попробуем отыскать в стихотворении строчки, которые подойдут для описания наших рисунков.

 (Дети подбирают и зачитывают строчки из стихотворения к работам,

выставленным на доске.)

Давайте соединим ваши работы в одну единую - у нас получился наш лес. Попробуйте дать ей название.

Мы эту картину поместим  на выставку работ о зиме.

10. Рефлексия

– Кому из вас захотелось прочитать другие стихи этого поэта?

– А кто уже прочитал их? Какие?

– Я вижу, что вам понравилось стихотворение С.Есенина. В чем же художественная особенность его стихов?

(Читаются легко, звучат плавно, похожи на народные песни)

- Вот и заканчивается наш поэтический урок о зиме. Но вы еще не раз встретитесь с чудесами и волшебством зимы, если побываете в зимнем лесу, парке, посмотрите на причудливые узоры на окнах, полюбуетесь легким полетом снежинок, серебристым инеем.

                       

11. Домашнее задание:

 1.Выучить наизусть стихотворение (по желанию);

 2. Cамостоятельно познакомиться со стихотворением С. Есенина «Пороша» и проанализировать его по плану, который есть у вас в рабочей тетради.

Аблемова Р. Х., учитель начальных классов

МОУ-СОШ с. Полековское Марксовского района.

Использованная литература:

1.Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение,3 класс, учебник в 2-х частях

2.  Литературное чтение. 3-й класс: Методические рекомендации для учителя. - М: Баласс (Образовательная система «Школа 2100»)

3. Начальная школа плюс До и После.- 2012. - №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

План-конспект урока литературного чтения "Изучение произведения Ф.И.Тютчева "Чародейкою зимой"

Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя поэзии, понять. Сделать переживание читателя...

Урок литературного чтения во 2-м классе. «Красота зимы в произведениях русских поэтов. С. Есенин «Берёза»

Целью урока является формирование умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки ан...

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (2 класс, УМК "Перспектива").

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех вид...

Урок литературного чтения и ИЗО по теме: "Живописный образ зимы через звуки и краски"

В данном материале содержится конспект, презентация и музыка к интегрированному уроку по литературному чтению и ИЗО для 3 класса на тему: "Живописный образ зимы через звуки и краски"...