Главные вкладки

    Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
    методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

    Бугаец Наталья Леонидовна

    Конспект урока можно использовать при закреплении материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon конспект урока91 КБ
    Office presentation icon презентация к уроку1.64 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI».

    Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

    Ведущие задачи урока:

    - формировать понятия об  авторских и народных сказках;

    - помочь в освоении позиции читателя-исследователя.

    Время проведения: 2 четверть.

    Возраст учащихся: 2 класс (9 лет).

    Цель урока: Помочь детям открывать  «тайны неизвестного» через чтение художественной литературы.

    - развивающий аспект: развивать речь учащихся, умение анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать и делать обобщения;

    - воспитательный аспект: воспитывать интерес к родной природе, вызвать интерес у ребят к содержанию произведения и развивающимся в тексте событиям;

    - познавательный аспект: общеучебные умения осознанного, правильного и выразительного чтения.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование:

    1. Учебник «Литературное чтение», 2 класс, часть 1, автор Ефросинина, Москва, Вентана-Граф, 2008 г.
    2. Тетрадь «Литературное чтение», 2 класс, часть 1, автор Ефросинина, Москва, Вентана-Граф, 2008 г.
    3. Мультимедийная презентация к уроку.

    Структура урока:

    1. Организационный момент. – 0,5 мин.
    2. Смысловая разминка. -1 мин.
    3. Проверка домашнего задания.  - 7 мин.
    4. Актуализация новых знаний. -3 мин.
    5. Знакомство с новым материалом - 5 мин.
    1. Работа с текстом:                 - чтение учителя (1 часть);

                                                       - чтение по цепочке (2 часть);

                                                      - чтения про себя (3 часть).

              6.  Создание проблемной ситуации. – 1 мин.

              7.  Работа в группах. Моделирование обложки. -3 мин.

              8.  Физминутка. - 2 мин.

              9.  Заполнение таблицы сравнения. – 5 мин.

            10. Просмотр фрагмента конца сказки «Снегурочка» по DVD. –  1 мин.

             11.  Закрепление материала. Работа в тетради №1, стр.65 №1. – 2  мин.

             12. Итог урока. -  0.5 мин.

              13. Домашнее задание. – 0,5 мин.

             14. Рефлексия. – 2 мин.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Учитель: Ребята, я заметила, что вы рассматривали выставку книг, рисунки, куклы. Как вы думаете, чему будет посвящен урок?

    (Ответы детей: Знакомство с новым произведением о Снегурочке).

    1. Разминка.

    Учитель: На уроках литературного чтения мы учимся не только правильно читать, но и четко, грамотно говорить. А для этого надо уметь управлять своим дыханием, то есть правильно дышать.

    Проведем такой тренинг для дыхания:

    1. Положите ручку на грудь и постарайтесь выдохнуть сразу, так, чтобы я увидела ваши спинки.

    2. Посмотрите на доску.

    Слайд №3.

    Смысловая разминка.

    • Падают с неба снежинки.

    • Падают с неба снежинки.

    • Падают с неба снежинки.

    На доске записано одно и то же предложение, но в каждом предложении одно слово выделено ярким цветом. Ваша задача произнести четко за мной предложение, каждый раз делая ударение на выделенном слове.

    1. Проверка домашнего задания. 

    3.1 Вопросы:

    1. Сказку, какого писателя вы читали дома? ( В. Даля, Слайд №5)
    2. Напомните, ребята, что вы узнали об авторе на прошлом уроке?

     (Родился на Украине, в Луганске. Отец – датчанин, приехавший в Россию по приглашению Екатерины 2, был врачом. Мать – обрусевшая немка. Владимир Даль получил хорошее домашнее образование. Получение образования Володи Даля. Морской кадетский корпус – «в памяти остались только розги». Был в числе 12 лучших гардемаринов, совершивших увлекательное путешествие к берегам Швеции и Дании. Окончил за 3 года медицинский факультет Дерптского университета. Самое первое слово в словарь – это «замолаживает» - то есть, становится пасмурно. Услышал от ямщика еще по дороге в Николаев, к месту своей первой военной службы. Случилось это в 1819 году, когда Далю было всего 18 лет. Знакомство с А. С. Пушкиным.  Получил в подарок сказку о Георгии Храбром и волке. Подарил Пушкину историю о рыбаке и рыбке. Сказки, пересказанные Далем: «Старик годовик», «Девочка Снегурочка», «Журавль и цапля», «Война грибов с ягодами», «Лиса-лапотница», «Привередница». ДАЛЬ Владимир Иванович

     - русский писатель,

    - лексикограф,

    - этнограф,

    - член-корреспондент Петербургской АН

    Создал «Толковый словарь живого великорусского языка» (т. 1 – 4, 1863 – 1866), за который был удостоен звания почетного академика Петербургской АН (1863).

    Давайте, ребята вспомним и еше раз проговорим слово лексикограф.

    Справка для учителя: ЛЕКСИКОГРАФИЯ (от греч. lexikos — относящийся к слову и «графия»), раздел языкознания, занимающийся теорией и практикой составления словарей.

    ЭТНОГЕОГРАФИЯ (этническая география), раздел этнографии, изучающий особенности расселения (в прошлом и настоящем) народов мира, отдельных стран и районов для определения этнических границ, динамики развития и численности народов.

    термин «этническая общность» близок понятию «народ» в этнографическом смысле.

    1. История о Снегурочке.

    Учитель: Ребята, Аня Басалаева придумала свою историю о Снегурочке.

    1. Актуализация новых знаний.

    Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с литературной сказкой. И. Даля «Девочка Снегурочка».

           Вопросы:

    - Кто такая Снегурочка? (внучка Деда Мороза).

    - Бывают ли Снегурочки в других странах или только у нас в России? (Только в России).

    - Могла ли родиться Снегурочка в Африке. (Нет. В Африке нет снега, да и  климат другой. Слово Снегурочка образовано от слова снег.)
    - Назовите однокоренные слова. ( Снеговик, Снежная Королева, снежинка)

    Учитель: Автор написал свой вариант сказки, но есть и другие сказки о нашей героине, придуманные народом. (подвести итог)

    5. Знакомство с новым материалом 

    Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной сказкой, где героиней тоже является Снегурочка и сравним ее со сказкой В. И. Даля «Девочка Снегурочка.»

    5.1Работа с текстом:   - чтение учителя (1 часть);

                                               - чтение по цепочке (2 часть);

                                               - чтения про себя (3 часть).

    Учитель:  Ребята, какое впечатление произвела на вас эта сказка?

    (Ответы ребят)

    6.  Создание проблемной ситуации.

    Учитель: - Кто написал эту сказку? (русский народ).

    - Значит сказка Снегурочка русская народная.

    Представленная сказка в нашем учебнике дана в обработке Л. Н. Толстого. (Слайд № )

    - Что вы думаете по этому поводу? (Сказку «Снегурочка»  народ рассказывал – УНТ – это значит передавал из уст в уста, а Л. Толстой только записал сказку. Он автором не является. Это сказка народная.)

     Если затрудняются: - Какого человека мы называем автор? (Тот, кто придумал и написал произведение, а Л. Толстой только записал.)

    - Лев Толстой автор или только обработал (записал) сказку?

    Вывод делают дети: Сказку «Снегурочка» написал русский народ, следовательно это русская народная сказка.

    1. Работа в группах. Моделирование обложки.

    - Ребята, давайте, представим, что мы работаем в издательстве книг и нам надо сделать обложку к русской народной сказке «Снегурочка».

    Задание: На обложке должно быть отображено: название произведения, автор и жанр произведения.

    Сайд №12.

    Работа в группах. Моделирование обложки.

    • Определить, каков жанр этого произведения?
    • Смоделировать обложку и выбрать одного человека, который обоснует мнение вашей группы.
    • Кто закончит первым, подайте сигнал «Работа завершена».

    Жанр – сказка,  заместитель (фигура) круг. Тема: о волшебстве и приключениях – заместитель (цвет) – синий.

    http://festival.1september.ru/articles/516493/img4.gif

    1. Физминутка.
    2. Заполнение таблицы сравнения.

    Линия сравнения

    Сказка В.И.Даля

    Русская народная сказка

    1.Название сказки.

    «Девочка Снегурочка»

    «Снегурочка»

    2.Начало сказки

    Жили-были старик со старухой… Не было детей.

    Жили-были…дед да баба. Не было детей.

    3.Время событий.

    Зимой.

    Зимой.

    4.Герои сказки:

    Старик,  старуха,  Снегурочка, Жучка, волк,
    лиса, подруги, медведь.

    Дед, баба, Снегурочка, подруги.

    5.Отношение к ней стариков

    Нянчат, заботятся.

    Лелеют, заботятся.

    6.Отношение к ней подруг

    Не внимательны.

    Не внимательны.

    7.Окончание сказки.

    Вернулась с Жучкой.

    Растаяла.

    Сделать вывод: Ребята мы сравнили с вами 2 сказки: одну литературную (В.И. Даля), а другую русскую народную. Каждая из сказок по-своему интересна. В «Снегурочке» отражено мифологическое представление о вечном круговороте жизни и жестких законах природы.

    Всему отведено свое время, все с неизбежностью рождается, зреет, стареет и умирает; за зимой должна наступить весна, на смену которой обязательно придет лето, затем в строгой очередности осень и зима.

    Вот придет зима и мы снова встретимся со Снегурочкой.

    1. Просмотр фрагмента конца сказки «Снегурочка» по DVD.  

    Учитель: Ребята, назовите самый счастливый момент сказки. (Рождение Снегурочки)

    Учитель: Назовите самый трагический момент сказки «Снегурочка».

    (Тает, превращается в облако.)

    Отрывок – превращение Снегурочки в облако.

    Вывод дети. Почему?  У природы свои законы.

         11.  Закрепление материала. Работа в тетради №1, стр.65 №1.

    (Самостоятельно)

    12. Итог урока.

    Учитель: Мы сравнили две сказки.

    - Сказки разные, но героиня одна – Снегурочка.

    - В сказках добро всегда побеждает зло.

    - Обе Снегурочки понравились. И т. д.

    Слайд № 13.

    Итог урока.

    • Закончи фразу: «Сегодня на уроке я …»

    13. Домашнее задание.

    Слайд №14.

    Домашнее задание.

    • Сочини свою сказку о Снегурочке.
    • перечитать понравившиеся отрывки;
    • проинсценировать любой диалог.

    14. Рефлексия.

    Учитель: Ребята у вас на столе лежит маленькая Снегурочка. На доске у нас 2 елочки. Одна нарядная, пришла к деткам на праздник, а вторая еще в лесу растет. Давайте устроим хоровод около двух елочек. Если на уроке вам понравилось, было комфортно возьмите и приклейте Снегурочку к нарядной елке, а если вас что-то не устраивало оставьте свою Снегурочку в лесу около елочки, чтобы получился дружный хоровод наших Снегурочек.

    -Спасибо за урок!

    Дети: Спасибо за урок!

    - До встречи на новом уроке.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Сказки народные и литературные. Русская сказка «Снегурочка». Учитель: Наталья Леонидовна

    Слайд 2

    Смысловая разминка. Падают с неба снежинки. Падают с неба снежинки. Падают с неба снежинки .

    Слайд 3

    ДАЛЬ Владимир Иванович - русский писатель, - лексикограф, - этнограф, член-корреспондент Петербургской АН Создал «Толковый словарь живого великорусского языка» (т. 1 – 4, 1863 – 1866), за который был удостоен звания почетного академика Петербургской АН (1863).

    Слайд 4

    Проверка домашнего задания История о Снегурочке.

    Слайд 5

    Тема урока: Сказки народные и литературные. Русская сказка «Снегурочка». Цель урока: Сег о дня мы будем открывать «тайны неизвестного» через чтение художественной литературы.

    Слайд 6

    Лев Николаевич Толстой В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения. Этот журнал стал в России таким же образцом детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука».

    Слайд 7

    Моделирование обложки. Определить, каков жанр этого произведения? Смоделировать обложку и выбрать одного человека, который обоснует мнение вашей группы. Кто закончит первым, подайте сигнал «Работа завершена».

    Слайд 8

    Работа в группах. “ Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово” . Правила работы в группах: Умей выслушать каждого. Уважай собеседника. Приди к единому мнению. Добивайся успеха.

    Слайд 10

    Таблица сравнения сказок Линия сравнения Сказка В.И.Даля Русская народная сказка 1.Название сказки. 2.Начало сказки 3.Время событий. 4.Герои сказки: 5.Отношение к ней стариков 6.Отношение к ней подруг 7.Окончание сказки.

    Слайд 11

    Таблица сравнения сказок Линия сравнения Сказка В.И.Даля Русская народная сказка 1.Название сказки. «Девочка Снегурочка» «Снегурочка»

    Слайд 12

    Таблица сравнения сказок Линия сравнения Сказка В.И.Даля Русская народная сказка 1.Название сказки. «Девочка Снегурочка» «Снегурочка» 2.Начало сказки Жили-были старик со старухой… Не было детей. Жили-были…дед да баба. Не было детей.

    Слайд 13

    Таблица сравнения сказок Линия сравнения Сказка В.И.Даля Русская народная сказка 1.Название сказки. «Девочка Снегурочка» «Снегурочка» 2.Начало сказки Жили-были старик со старухой… Не было детей. Жили-были…дед да баба. Не было детей. 3.Время событий. Зимой. Зимой.

    Слайд 14

    Таблица сравнения сказок Линия сравнения Сказка В.И.Даля Русская народная сказка 1.Название сказки. «Девочка Снегурочка» «Снегурочка» 2.Начало сказки Жили-были старик со старухой… Не было детей. Жили-были…дед да баба. Не было детей. 3.Время событий. Зимой. Зимой. 4.Герои сказки: Старик, старуха, Сне-гурочка, Жучка, волк, лиса, подруги, медведь. Дед, баба, Снегурочка, подруги.

    Слайд 15

    Таблица сравнения сказок Линия сравнения Сказка В.И.Даля Русская народная сказка 1.Название сказки. «Девочка Снегурочка» «Снегурочка» 2.Начало сказки Жили-были старик со старухой… Не было детей. Жили-были…дед да баба. Не было детей. 3.Время событий. Зимой. Зимой. 4.Герои сказки: Старик, старуха, Сне-гурочка, Жучка, волк, лиса, подруги, медведь. Дед, баба, Снегурочка, подруги. 5.Отношение к ней стариков Нянчат, заботятся. Растаяла.

    Слайд 16

    Таблица сравнения сказок Линия сравнения Сказка В.И.Даля Русская народная сказка 1.Название сказки. «Девочка Снегурочка». «Снегурочка». 2.Начало сказки Жили-были старик со старухой… Не было детей. Жили-были…дед да баба. Не было детей. 3.Время событий. Зимой. Зимой. 4.Герои сказки: Старик, старуха, Снегу-рочка, Жучка, волк, лиса, подруги, медведь. Дед, баба, Снегурочка, подруги. 5.Отношение к ней стариков Нянчат, заботятся. Растаяла. 6. Отношение к ней подруг Не внимательны. Не внимательны.

    Слайд 17

    Таблица сравнения сказок Линия сравнения Сказка В.И.Даля Русская народная сказка 1.Название сказки. «Девочка Снегурочка». «Снегурочка». 2.Начало сказки Жили-были старик со старухой… Не было детей. Жили-были…дед да баба. Не было детей. 3.Время событий. Зимой. Зимой. 4.Герои сказки: Старик, старуха, Снегу-рочка, Жучка, волк, лиса, подруги, медведь. Дед, баба, Снегурочка, подруги. 5.Отношение к ней стариков Нянчат, заботятся. Растаяла. 6. Отношение к ней подруг Не внимательны. Не внимательны. 7. Окончание сказки. Вернулась с Жучкой. Растаяла.

    Слайд 18

    Итог урока. Закончи фразу: «Сегодня на уроке я научился …»

    Слайд 19

    Домашнее задание. Сочини свою сказку о Снегурочке. перечитать понравившиеся отрывки; проинсценировать любой диалог.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологические карты по литературному чтению 1, 3, 4 классы по программе: "Начальная школа 21 века"

    Технорлогические карты по литературному чтению 1, 3, 4 класс по программе; "Начальная школа 21 века"...

    Урок литературного чтения во 2-м классе . Тема . Сравнение сказок В.И. Даля. "Девочка Снегурочка" и русской народной сказки "Снегурочка"..

    Урок построен на основе деятельностного метода обучения. Учащиеся самостоятельно формулировали тему и ставили цели урока. Работали в парах, по картинкам восстанавливали последовательность событий в ру...

    Конспект урока по литературному чтению во 2 Б классе (УМК «Перспективная начальная школа»)

    Конспект урока по литературному чтению 2 классПНШ на тему:Эмма Мошковская....

    Урок окружающего мира "Здоровье человека" 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"

    Урок посвящен раскрытию основных состовляющих здоровья (физическое, психологическое и социальное). Ученики работают в группах....

    Разработка урока литературного чтения в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа ХХI века"по теме В.Одоевский "Мороз Иванович", 2 класс.

    Урок предназначен для учеников 2 класса. Урок в разделе произведений о зиме, 2 четверть.Рассчитан на 2 часа. 1 час  мы читали произведение  и работали над первичным восприятием текста ,...

    Конспект урока литературного чтения во 2 «в» классе по программе «Школа России» Тема: В.Бианки. «Музыкант»

    Цель: .Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом «Музыкант».Задачи: 1. Продолжить обучение пересказу текста по наводящим вопросам учителя;2. Отрабатывать грамотное выразительно...