Главные вкладки

    Урок литературного чтения и ИЗО по теме: "Живописный образ зимы через звуки и краски"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    В данном материале содержится конспект, презентация и музыка к интегрированному уроку по литературному чтению и ИЗО для 3 класса на тему: "Живописный образ зимы через звуки и краски"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения и изо

     Тема: «Живописный образ зимы через звуки и краски»

    Цель: Создать образ зимы через звуки, краски и стихотворение С.Есенина «Поёт зима, аукает…»

    Задачи урока:

    - формировать  специальные читательские умения (определить тему, жанр произведения)

    - развивать умения анализировать произведение,  речь учащихся, образное мышление

    - учить устанавливать межпредметные связи

    - пробуждать чувства учащихся

    - формировать правильное отношение к природе

    - воспитание чувства прекрасного

    Оборудование:

    - презентация

    - альбомные лист

    - цветные карандаши

    - фломастеры

    - музыка П.И.Чайковского «Времена года. Зима. У камина…»

    Форма работы:

    - фронтальная

    - парная

    - групповая

    Тип урока – открытие новых знаний (урок смешанного типа)

    Основные термины, понятия:

    - стихотворение

    - образ зимы

    Межпредметные связи: литературное чтение, музыка, ИЗО

                                            

                                                             Ход урока

    1.Эмоциональный настрой на урок

    (Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Зима. Январь. У камина…)

    Учитель произносит слова:

    -  Сегодня у нас урок необычный, литературное чтение подружится с музыкой и изобразительным искусством.                  (1 слайд)

            

    «Представьте себе, вы вернулись с лыжной прогулки. Переоделись, выпили горячего чая, закутались в плед. От сосновой веточки, принесённой из леса,  пахнет хвоей, морозом, застывшей смолой. Вы прикрываете глаза и вновь видите заснеженную лыжню, неподвижные ели. Всё это так волшебно, сказочно, красиво, что невозможно передать словами…»

    • Что вы почувствовали, когда гуляли по зимнему лесу?
    • Что вы представили, когда слушали звуки музыки?
    • Что помогло вам это увидеть и почувствовать?                 (2 слайд)

      - А теперь представьте, что вы сидите у окна и любуйтесь зимним пейзажем.  Вспомните, те ощущения, когда вам хочется бесконечно смотреть на белоснежные деревья.                   (3 слайд)

      -  Вашему взору предстают картины русского художника Станислава Жуковского «Зима».

     - Глядя на эти картины,  какие чувства и настроение у вас появляются? (радость, восхищение, спокойствие, удовольствие, сказочное…)

     -  Что главное в картинах художника? (цвет, настроение, чувства…)

     - С помощью чего автор передаёт нам свои чувства и настроение?

    2. Определение темы и цели урока

       - Посмотрите на эти слова и выделите главные (ключевые) слова.  (Звуки, краски – зима)

      -  Сформулируйте тему нашего занятия.  (Звуки и краски зимы )

    Тема урока: «Звуки и краски зимы».                                  (4 слайд)

     - Определите цель урока.

     -  (Услышать звуки зимы, увидеть краски зимы, научиться видеть слышать, нарисовать самим зиму )

    Цель: Создать образ зимы через звуки и краски.

    3. Составление плана работы.

     -  Как мы будем создавать образ? Что нам поможет  представить образ зимы? (текст )

     -  Сегодня нам помощником будет стихотворение С.Есенина  «Поёт зима, аукает…»

     -  Как будем работать с текстом – стихотворением?

     Дети составляют план работы:

    1. Предположить с помощью заголовка, иллюстрации стихотворения о чём стихотворение?
    2. Прочитать
    3. Соотнести А и Ч
    4. Определить краски и звуки зимы
    5. Представить картины жизни в стихотворении
    6. Создать образ Зимы

    4. Работа с текстом (фронтально и в парах.)

     -  Вам уже знаком С.Есенин?                                      (5 слайд)

     -  О чём он писал? (о природе, о любви)

     - Предположите, о чём это стихотворение?             ( 6 слайд)

    -  Прочитайте.

     -  Найдите в стихотворении и запишите в таблицу, какие звуки вы услышали и какие краски зимы использовал С.Есенин  (в группах  - листочки с таблицами)

     -  Давайте проверим, какие краски и звуки использует С.Есенин

               Звуки

                Краски

    Поёт, аукает, баюкает, стозвон

    Мохнатый, седые,

    Стелется

    Холодный,

    Игривые, жмутся

    нежные, снежные, мёрзлые

    Рёв бешенный, стучит, злится, вихри

    Прекрасная, ясная

    - Как назвать лес, в котором растут сосны? (сосновый бор, сосняк)

     - Как понимаете слово «стозвоном сосняка», которое придумал сам С.Есенин? (много звона)

    5. Представление смысловых картин и создание образа зимы

    -  Все ли поставленные задачи мы выполнили? (нет)

    -  Что мы ещё должны сделать? (нарисовать картины зимы)

    -  Чтобы нарисовать картины, нужно  определить, сколько в стихотворении смысловых частей. Сколько картин вы представили в стихотворении? (4)

     Работа в группах.                         7 слайд 

    - 1 группа – представьте 1 картину

    -  Какие главные объекты в этой картине? (зима, лес, сосняк, седые облака)

    -  Какое настроение?

     - 2 группа – 2 картина (объекты: двор, метелица ковром стелется)

     - 3  группа  - 3 картина (объекты: воробышки прижались у окна)

     - 4 группа  -  4 картина (объекты: солнце, красавица весна)

     - Создайте живописный пейзаж своей картины.

    1. Рефлексия  

      -  Какую цель ставили?

    -  Получилось ли у нас создать  живописный образ зимы через звуки и      краски?                        

    -  Что помогло нам создать образ? (текст, звуки, краски)                   8 слайд

     -  Давайте окунёмся в этот образ  и послушаем. ( Учитель под музыку  читает  стихотворение С.Есенина «Поёт зима, аукает…»)

     - Что вам захотелось после нашего урока? ( погулять по лесу, сходить на лыжах, порисовать зиму, рассказать родителям)

     -  Я хочу предложить вам выучить это стихотворение.

    1 слайд

    На доске запись музыка – звуки, слова, зима.

    2 слайд

    3 слайд

    На доске: картины - краски

    4 слайд

    5 слайд

    6 слайд

    7 слайд

    8 слайд


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока литературного чтения "Изучение произведения Ф.И.Тютчева "Чародейкою зимой"

    Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя поэзии, понять. Сделать переживание читателя...

    План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

    Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

    урок литературного чтения 3 класс свиридова по теме "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"

    Урок-исследование образа ветра в литературое, живописи, музыке в 3 классе по литературному чтению...

    Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (2 класс, УМК "Перспектива").

    Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех вид...

    Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Образ зимы в поэзии» Сергей Есенин «Поет зима, аукает…»

    Конспект урока по литературному чтению рекомендован по новым стандартам и подойдёт по работе по любой программе....

    Урок литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный звук [ч\']. Буквы Ч, ч"

    Разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный ...