Главные вкладки

    уроклитературного чтения на тему "Храбрый утенок" 2 класс
    план-конспект урока по чтению (2 класс)

    Караева Зухра Магомедовна

    План-конспект урока по литературному чтению по теме "Храбрый утенок" во 2 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл b._zhitkov_hrabryy_utyonok.docx27.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Б. С. Житков «Храбрый утёнок».

    Цель урока:

    образовательные:

    - познакомить учащихся с новыми произведениями;

    - способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений;

    - организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;

    - организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.

    развивающие:

    - содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: про себя, вслух;

    - создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

    - помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

    воспитывающие:

    - содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них;

    - способствовать сплочению классного коллектива;

    - содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;

    - помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

    Тип урока: урок решения частных задач.

    Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группе.

    Оборудование: учебник Л. В. Климановой, В. Г. Горецкого «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, портрет Б. С. Житкова, иллюстрации стрекозы и утенка, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

    Планируемые результаты:

    1.Предметные результаты:

    - научатся: воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, составлять план, подробно пересказывать по плану произведение;

    - получат возможность научиться: видеть красоту природы, изображенную в художественном произведении; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.

    2.Метапредметные результаты:

    - познавательные УУД: овладеют навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки;

    - коммуникативные УУД: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают помощь в сотрудничестве;

    - регулятивные УУД: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.

    3.Личностные УУД: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

                                              Ход урока

    1. Организационный момент.

    Приветствие гостей.

    Прозвенел звонок весёлый,

    Мы начать урок готовы.

    Будем слушать и читать

    И друг другу помогать.

    - Сегодня на нашем уроке чтения много гостей. Они, будут смотреть, чему вы научились и как вы умеете работать.

    следующее:

    Душу, и сердце в работу вложи.

    Каждой секундой в труде дорожи!

    1. Речевая разминка.

    - прочитайте скороговорку про себя. А затем прочитайте быстро с интонацией и изобразите уточку.

    Уточка – вертихвостка ( на карточке)

    Ныряла, да выныривала,

    Выныривала, да ныряла.

    1. Проверка домашнего задания.

    - Как называется раздел в учебнике, по которому мы работаем?  (О братьях наших меньших)

    - О ком мы узнаем в этом разделе?

    - Почему мы называем животных «меньшими братьями»?

    - С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? (Страшный рассказ)

    - Кто его автор? (Евгений Иванович Чарушин)

    Выборочное чтение

    - Где жили мальчики и почему они остались одни?

    Прочитать отрывок.

    - Что они делали, когда остались одни?

    Чтение по ролям.

    - Прочитаем диалог, как Шура и Петя уговаривали себя не бояться. ( дети оценивают ребят, читавших по ролям).

    - Почему нужно беречь животных? ( Они часть природы, живые существа, не станет животных, не станет и нас, т. к. в природе всё взаимосвязано).

     

    1. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Подготовка к восприятию произведения.
    1. Постановка цели  урока и учебной задачи.

    - Представьте себя учителями, подумайте и скажите, чем мы продолжим заниматься на уроке чтения, чему будем учиться? ( Узнаем новые имена писателей и их произведения, будем учиться выразительно читать, отвечать на вопросы, рисовать словами, делить текст на части, готовиться к пересказу.)

    2) Введение в тему урока.

    - А сейчас, если вы отгадаете загадки, то узнаете героев, которые встретятся в произведении, с которым будем сегодня работать на уроке.

                                   На ромашку у ворот

                                   Опустился вертолет-

                                   Золотистые глаза

                                   Кто же это? …(стрекоза)

    - Что вы знаете о ней?

    В каком произведении вам встречалась стрекоза? (Басня «Стрекоза и Муравей» И. А. Крылова)

    - Какой она представлена поэтом? ( Ленивая, беспечная, беззаботная).

    - А кто знает, чем питается стрекоза? (насекомыми)

    - Какая же стрекоза на самом деле? (рассказ ученика)

    Стрекоза – хорошо летающее насекомое с подвижной головой, большими глазами и удлинённым брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах-озёрах и прудах. Питаются насекомыми, сбивая добычу на ходу, истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых и этим приносят пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерётся за неё. Их называют дозорщиками. Некоторые виды стрекоз занесены в Красную книгу.

    - Кто же второй герой?

                      Удивительный ребёнок

                      Только вышел из пелёнок,

                      Может плавать и нырять,

                     Как его родная мать. (Утёнок).

    - Почему сказали утёнок? (Он маленький детёныш)

    - Как называют его мать? (Утка)

    - В каком произведении мы познакомились с ней? (М. Пришвин «Ребята и утята»)

    - Какой её представил М. Пришвин в своём произведении? (Заботливая, любящая, внимательная)

    - А чем кормят утят, когда они маленькие? (Яйцом)

    - Почему говорят – покрошил яйцо? ( Значит, измельчил, мелкие кусочки удобнее клевать маленьким утятам)

    1. Обобщение и сообщение темы.
    1. На доске мы видим картинки стрекоза, утёнок. Итак, наши гости – стрекоза и утёнок готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.

    (На доске: портрет писателя, иллюстрации героев – стрекозы и утёнка, название рассказа).

                                 Физкультминутка № 1.

    Утром стрекоза проснулась.

    Потянулась, улыбнулась.

    Раз – росой умылась.

    Два – изящно покружилась

    Три – шагнула и присела,

    На четыре – полетела

    У реки остановилась-

    Над водою закружилась.

    1.  Рассказ об авторе.

    - Борис Степанович Житков (1882-1938) родился 11 сентября в Новгороде, семье преподавателя математики и пианистки. Переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных.

    Житков много ездил по нашей стране России и другим странам. Обо всём, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льдины и уносили в море рыбаков.

    Борис Степанович сам был мужественным человеком и писать любил про смелых людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: «Не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай – всегда спешат на помощь друг другу люди».

    Книги писателя захватывают своими сюжетами, их слушать и читать очень интересно. Книги Б. С. Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

    1. Открытие нового знания.

    а) Сообщение темы урока.

    Как вы уже догадались, сегодня мы познакомимся с произведением Б. С. Житкова «Храбрый утёнок».

    б) Задание перед чтением.

    - Прежде чем я начну читать, будьте готовы в конце ответить на вопрос: это рассказ или сказка?

    в) Первичное чтение произведения целиком.

                       (Читает учитель)

    г) Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа.

    - Понравилось произведение?

    - О чём оно?

    - Это сказка или рассказ? Почему?

    - Как хозяйка накормила утят?

    - Почему утята не ели? Кого они боялись?

    - О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

    - Кто пришёл в гости к утятам?

    - Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?

    - Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?

    - Прилетела ли стрекоза ещё раз?

    - Каким был утёнок Алёша?

    (ХВАСТУН, ХРАБРЕЦ, УМНИЦА, СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, ГЛУПЫЙ, ВЕРНЫЙ ДРУГ, ВЕСЁЛЫЙ, НЕСМЫШЛЁННЫЙ) (на доске)

    - Стоило ли утятам бояться стрекозу? (нет, ведь стрекоза не ест утят)

    - Как вы относитесь к героям произведения?

    - На кого из героев вы хотели бы т похожим? Почему?

    д) Подготовка к самостоятельному чтению.

    - Прочитайте сначала по слогам, а потом целыми словами (работа в парах с карточками). Словарная работа.

    1.Руб-лен-ных ---рубленных

    Стре-ко-та-ла ----стрекотала

    Рас-ска-за-ли ---рассказали

    Ис-пу-га-ешь-ся ---испугаешься

    За-жуж-жа-ла ---зажужжала

    По-ло-ман-ным ---поломанным

    Хо-зяй-ка ---хозяйка

    Храб-рец ---храбрец

    Хвас-тун ---хвастун

    На-си-лувыр-ва-лась ---насилу вырвалась

    - Значение каких слов вам не понятно?

    Физкультминутка № 2

    1. Закрепление изученного материала.

    1.Чтениетекста по частям и озаглавливание, рисование словесной иллюстрации.

                                    1 ч.

    С чего начинается рассказ?

          Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 1 части?

    Как озаглавишь 1 часть? (Хозяйка кормит утят)

                                     2 ч.

    Почему утята не ели?

    Какую иллюстрацию ты нарисовала бы ко 2 части?

    Как озаглавишь? (Утята боятся стрекозы)

                                     3 ч.

    Чему удивлялась хозяйка?

    Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 3 части?

    Как озаглавишь? (Удивление хозяйки)

                                     4 ч.

    Кто к ним приходил в гости?

    Что происходило между ними?

    Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 4 части?

    Как озаглавишь 4 ч? (Разговор Алёши с утятами)

                                     5 ч.

    Что произошло?

    Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 5 ч?

    Как озаглавишь 5 ч? (Алёша прогоняет стрекозу)

                                      6 ч.

    Как озаглавишь 6 ч? (Довольные утята)

                         Составление плана.

    Хозяйка кормит своих утят.

    Боялись стрекозы.

    Удивление стрекозы…Должно быть утята заболели.

    Разговор Алёши с утятами.

    Алёша прогоняет стрекозу.

    Довольные утята кушают и Алёшу.

    2)Работа в группах.

    Задания в конвертах.

    1 группа.

    Задание: восстановите иллюстрации рассказа в нужной последовательности.

    2 группа.

    Задание: восстановите план текста в нужной последовательности.

    План разрезан на отдельные полоски.

     

    Итог урока.

    Учитель: Ребята, а сейчас утёнок Алёша задаст вам вопросы. Вопросы от утёнка Алёши.

    - С какой сказкой познакомились? (Храбрый утёнок)

    - Кто автор? (Б. Житков)

    - Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)

    - Чему ещё научились на уроке? ( Выручать друзей из беды)

       Рефлексия.

    У  вас на столах лежат цветные квадраты, выберите тот, который показывает, как вы трудились на уроке ( Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их) :

    -Красный квадрат, я активно работал на уроке!

    - Зелёный квадрат, я старался, но были трудности!

    - Вы молодцы! Спасибо за урок!

    Наши гости – стрекоза и утёнок благодарят вас за урок.

    1. Домашнее задание

    Подготовить пересказ по плану.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

    Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

    Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

    Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

    Конспект открытого внеклассного чтения по "Литературному чтению" в 3 Г классе на тему "Мама и мы", на основе рассказа А.Платонова "Ещё мама".

    Расширение читательского кругозора и создание условий для формирования привычки и способности учащихся к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг. Необычное проведение урока (урок-конфе...

    Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

    Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

    уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"

    Интегрированный урок с применением ИКТ....

    Контрольное списывание, рисуем комнатные растения, список для чтения летом (3 класс), список для чтения летом для 5 класса

    Контрольное списываниерисуем комнатные цветысписок для чтения летомсписок для чтения летом для 5 класса...