уроклитературного чтения на тему "Храбрый утенок" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Караева Зухра Магомедовна

План-конспект урока по литературному чтению по теме "Храбрый утенок" во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b._zhitkov_hrabryy_utyonok.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Б. С. Житков «Храбрый утёнок».

Цель урока:

образовательные:

- познакомить учащихся с новыми произведениями;

- способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений;

- организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения;

- организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста.

развивающие:

- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: про себя, вслух;

- создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

- помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.

воспитывающие:

- содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них;

- способствовать сплочению классного коллектива;

- содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;

- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Тип урока: урок решения частных задач.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группе.

Оборудование: учебник Л. В. Климановой, В. Г. Горецкого «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, портрет Б. С. Житкова, иллюстрации стрекозы и утенка, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Планируемые результаты:

1.Предметные результаты:

- научатся: воспринимать на слух прочитанное, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, составлять план, подробно пересказывать по плану произведение;

- получат возможность научиться: видеть красоту природы, изображенную в художественном произведении; определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.

2.Метапредметные результаты:

- познавательные УУД: овладеют навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки;

- коммуникативные УУД: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают помощь в сотрудничестве;

- регулятивные УУД: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат.

3.Личностные УУД: проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

                                          Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать и читать

И друг другу помогать.

- Сегодня на нашем уроке чтения много гостей. Они, будут смотреть, чему вы научились и как вы умеете работать.

следующее:

Душу, и сердце в работу вложи.

Каждой секундой в труде дорожи!

  1. Речевая разминка.

- прочитайте скороговорку про себя. А затем прочитайте быстро с интонацией и изобразите уточку.

Уточка – вертихвостка ( на карточке)

Ныряла, да выныривала,

Выныривала, да ныряла.

  1. Проверка домашнего задания.

- Как называется раздел в учебнике, по которому мы работаем?  (О братьях наших меньших)

- О ком мы узнаем в этом разделе?

- Почему мы называем животных «меньшими братьями»?

- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? (Страшный рассказ)

- Кто его автор? (Евгений Иванович Чарушин)

Выборочное чтение

- Где жили мальчики и почему они остались одни?

Прочитать отрывок.

- Что они делали, когда остались одни?

Чтение по ролям.

- Прочитаем диалог, как Шура и Петя уговаривали себя не бояться. ( дети оценивают ребят, читавших по ролям).

- Почему нужно беречь животных? ( Они часть природы, живые существа, не станет животных, не станет и нас, т. к. в природе всё взаимосвязано).

 

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Подготовка к восприятию произведения.
  1. Постановка цели  урока и учебной задачи.

- Представьте себя учителями, подумайте и скажите, чем мы продолжим заниматься на уроке чтения, чему будем учиться? ( Узнаем новые имена писателей и их произведения, будем учиться выразительно читать, отвечать на вопросы, рисовать словами, делить текст на части, готовиться к пересказу.)

2) Введение в тему урока.

- А сейчас, если вы отгадаете загадки, то узнаете героев, которые встретятся в произведении, с которым будем сегодня работать на уроке.

                               На ромашку у ворот

                               Опустился вертолет-

                               Золотистые глаза

                               Кто же это? …(стрекоза)

- Что вы знаете о ней?

В каком произведении вам встречалась стрекоза? (Басня «Стрекоза и Муравей» И. А. Крылова)

- Какой она представлена поэтом? ( Ленивая, беспечная, беззаботная).

- А кто знает, чем питается стрекоза? (насекомыми)

- Какая же стрекоза на самом деле? (рассказ ученика)

Стрекоза – хорошо летающее насекомое с подвижной головой, большими глазами и удлинённым брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах-озёрах и прудах. Питаются насекомыми, сбивая добычу на ходу, истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых и этим приносят пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерётся за неё. Их называют дозорщиками. Некоторые виды стрекоз занесены в Красную книгу.

- Кто же второй герой?

                  Удивительный ребёнок

                  Только вышел из пелёнок,

                  Может плавать и нырять,

                 Как его родная мать. (Утёнок).

- Почему сказали утёнок? (Он маленький детёныш)

- Как называют его мать? (Утка)

- В каком произведении мы познакомились с ней? (М. Пришвин «Ребята и утята»)

- Какой её представил М. Пришвин в своём произведении? (Заботливая, любящая, внимательная)

- А чем кормят утят, когда они маленькие? (Яйцом)

- Почему говорят – покрошил яйцо? ( Значит, измельчил, мелкие кусочки удобнее клевать маленьким утятам)

  1. Обобщение и сообщение темы.
  1. На доске мы видим картинки стрекоза, утёнок. Итак, наши гости – стрекоза и утёнок готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.

(На доске: портрет писателя, иллюстрации героев – стрекозы и утёнка, название рассказа).

                             Физкультминутка № 1.

Утром стрекоза проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась.

Два – изящно покружилась

Три – шагнула и присела,

На четыре – полетела

У реки остановилась-

Над водою закружилась.

  1.  Рассказ об авторе.

- Борис Степанович Житков (1882-1938) родился 11 сентября в Новгороде, семье преподавателя математики и пианистки. Переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных.

Житков много ездил по нашей стране России и другим странам. Обо всём, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льдины и уносили в море рыбаков.

Борис Степанович сам был мужественным человеком и писать любил про смелых людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: «Не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай – всегда спешат на помощь друг другу люди».

Книги писателя захватывают своими сюжетами, их слушать и читать очень интересно. Книги Б. С. Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

  1. Открытие нового знания.

а) Сообщение темы урока.

Как вы уже догадались, сегодня мы познакомимся с произведением Б. С. Житкова «Храбрый утёнок».

б) Задание перед чтением.

- Прежде чем я начну читать, будьте готовы в конце ответить на вопрос: это рассказ или сказка?

в) Первичное чтение произведения целиком.

                   (Читает учитель)

г) Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа.

- Понравилось произведение?

- О чём оно?

- Это сказка или рассказ? Почему?

- Как хозяйка накормила утят?

- Почему утята не ели? Кого они боялись?

- О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?

- Кто пришёл в гости к утятам?

- Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?

- Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?

- Прилетела ли стрекоза ещё раз?

- Каким был утёнок Алёша?

(ХВАСТУН, ХРАБРЕЦ, УМНИЦА, СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, ГЛУПЫЙ, ВЕРНЫЙ ДРУГ, ВЕСЁЛЫЙ, НЕСМЫШЛЁННЫЙ) (на доске)

- Стоило ли утятам бояться стрекозу? (нет, ведь стрекоза не ест утят)

- Как вы относитесь к героям произведения?

- На кого из героев вы хотели бы т похожим? Почему?

д) Подготовка к самостоятельному чтению.

- Прочитайте сначала по слогам, а потом целыми словами (работа в парах с карточками). Словарная работа.

1.Руб-лен-ных ---рубленных

Стре-ко-та-ла ----стрекотала

Рас-ска-за-ли ---рассказали

Ис-пу-га-ешь-ся ---испугаешься

За-жуж-жа-ла ---зажужжала

По-ло-ман-ным ---поломанным

Хо-зяй-ка ---хозяйка

Храб-рец ---храбрец

Хвас-тун ---хвастун

На-си-лувыр-ва-лась ---насилу вырвалась

- Значение каких слов вам не понятно?

Физкультминутка № 2

  1. Закрепление изученного материала.

1.Чтениетекста по частям и озаглавливание, рисование словесной иллюстрации.

                                1 ч.

С чего начинается рассказ?

      Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 1 части?

Как озаглавишь 1 часть? (Хозяйка кормит утят)

                                 2 ч.

Почему утята не ели?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы ко 2 части?

Как озаглавишь? (Утята боятся стрекозы)

                                 3 ч.

Чему удивлялась хозяйка?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 3 части?

Как озаглавишь? (Удивление хозяйки)

                                 4 ч.

Кто к ним приходил в гости?

Что происходило между ними?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 4 части?

Как озаглавишь 4 ч? (Разговор Алёши с утятами)

                                 5 ч.

Что произошло?

Какую иллюстрацию ты нарисовала бы к 5 ч?

Как озаглавишь 5 ч? (Алёша прогоняет стрекозу)

                                  6 ч.

Как озаглавишь 6 ч? (Довольные утята)

                     Составление плана.

Хозяйка кормит своих утят.

Боялись стрекозы.

Удивление стрекозы…Должно быть утята заболели.

Разговор Алёши с утятами.

Алёша прогоняет стрекозу.

Довольные утята кушают и Алёшу.

2)Работа в группах.

Задания в конвертах.

1 группа.

Задание: восстановите иллюстрации рассказа в нужной последовательности.

2 группа.

Задание: восстановите план текста в нужной последовательности.

План разрезан на отдельные полоски.

 

Итог урока.

Учитель: Ребята, а сейчас утёнок Алёша задаст вам вопросы. Вопросы от утёнка Алёши.

- С какой сказкой познакомились? (Храбрый утёнок)

- Кто автор? (Б. Житков)

- Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)

- Чему ещё научились на уроке? ( Выручать друзей из беды)

   Рефлексия.

У  вас на столах лежат цветные квадраты, выберите тот, который показывает, как вы трудились на уроке ( Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их) :

-Красный квадрат, я активно работал на уроке!

- Зелёный квадрат, я старался, но были трудности!

- Вы молодцы! Спасибо за урок!

Наши гости – стрекоза и утёнок благодарят вас за урок.

  1. Домашнее задание

Подготовить пересказ по плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме: Нравоучительная статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние» из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

Урок литературного чтения в 4-м классепо теме:  Нравоучительная  статья Н.И.Новикова «Крестьянское состояние»из журнала «Детское чтение для сердца и разума»...

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"

Интегрированный урок с применением ИКТ....

Контрольное списывание, рисуем комнатные растения, список для чтения летом (3 класс), список для чтения летом для 5 класса

Контрольное списываниерисуем комнатные цветысписок для чтения летомсписок для чтения летом для 5 класса...