уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Интегрированный урок с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ryzhenko_skazka_o_tsare_saltane.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

        Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства «Иллюстрирование сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (использование Macbooс, работа в программе Paint)

Личностные  универсальные учебные действия:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе;
  • способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные универсальные учебные действия:  

  • планировать необходимые действия, операции, действовать по плану;
  • контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.    

Познавательные  универсальные учебные действия:

  • формировать умения, непосредственно сопряженных, с  опытом их применения в практической деятельности;
  • осознавать познавательную задачу;
  • извлекая нужную информацию;
  • осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • вступать в учебный диалог с учителем, сверстниками,
  •  участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
  • формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.  

Продолжительность:  2 урока

Предметные области: литературное чтение, изобразительное искусство.

Оборудование: компьютеры, наушники, студия Mimio, программа Paint.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная работа учащихся.

Система оценивания, подведение итогов: листы самооценивания для групп.

Итог, результат: иллюстрация отрывков сказки А.С.Пушкина, создание буклета книги.

План работы:

1 урок. Постановка целей, задач, групповая работа по созданию иллюстрации.

2 урок  Продолжение групповой работы. Защита проектов. Самооценивание работы. Рефлексия.

Ход урока

  • Организация класса.

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

  • Повторение изученного

-  А что это за сказка, вы отгадаете, вставив пропущенные буквы, достаньте в папках лист с названием сказки. Обсудите в группах что это за сказка. Впишите недостающие буквы. (мимио слайд1. Со шторкой.

- Проверим. Что у вас получилось(спросить у групп).

- Вы правильно отгадали.

- Прообразом этой сказки стала русская народная сказка  «По колено ноги в золоте». Эту сказку ,как и многие другие рассказывала Пушкину его любимая няня Арина Радионовна.

- Что мы с вами уже знаем по сказке о царе Салтане.?  (таблички постепенно вывешиваются на доску)

        портрет

        

        

                Положительные, отрицательные,  нейтральные.

- Посмотрите на этих героев, есть ли такой персонаж, который вызывает у нас сомнение, верно ли он отнесен в группу?

(царь Салтан.)

- Почему?

(слабовольный человек, в сказке он выступает как отрицательный, так и положительный, в виду разных обстоятельств, которые влияли на него)

  • Постановка целей и задач.

- Какую работу мы с вами выполняли, изучая эту сказку?(читали, изучали героев, анализировали их поступки, составляли план сказки, заучивали отрывки наизусть)

-Что мы могли бы еще сделать по сказке?

 ( Могли бы нарисовать иллюстрации.)

-Поставим для себя задачу: нарисовать иллюстрацию и сделать собственный буклет по сказке.

        А что такое буклет?

                                                  (издание отпечатанное на листе,сложенное в гормошку)

  • Физминутка

-Но прежде чем вы осуществите свои желания, я предлагаю вам небольшую музыкальную паузу, немного отдохнуть перед работой и сделать несколько движений под музыку оперы которую написал Римский-Корсаков по сказке о царе Салтане Пушкина.(фрагмент начало)

Волны плещут в океане.
(Дети машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане?
(Дети вытягивают руки в перед.)
Это мачты кораблей.
(Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей!
(Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
(Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке
(Наклоны.)
И сжимаем в кулаке
(Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать,-
Надо чаще приседать.
(Приседания.)
Сядем дружно на песок.
Снова начался урок.
(Дети садятся за парты.)

  • Сказка по объему большая, время у нас ограничено, 2 урока, поэтому

-Мы с вами распределились на группы.

-чтобы эффективнее распределить время,  вам необходимо использовать план для работы .

-У каждой группы есть папка с заданиями, там есть план работы, которым вы можете воспользоваться ,не забывайте, что время у вас ограниченно, вспомните правила работы с режущими предметами, с компьютерами. Желаю вам удачи. Приступаем к работе.

  • Работа в группах

Распределение на 7 групп.

1 группа – создаёт обложку (подготовиться к защите проекта, дать самооценку группы)

2 группа –рассмотреть картинку (3 девицы под окном), соотнести картинку с текстом, проиллюстрировать отрывок , подобрать строки из сказки,  подготовиться  к защите проекта, оценить работу группы.

3 группа – рассмотреть картинку (бочка на волнах, царевич убивает коршуна, лебедь дает обещание), соотнести картинку с текстом, проиллюстрировать отрывок , подобрать строки из сказки,  подготовиться  к защите проекта, оценить работу группы.

4 группа – прослушать фрагмент оперы Римского-Корсакого (1 чудо-белка),обсудить в группе этот фрагмент, соотнести фрагмент с отрывком из текста, нарисовать иллюстрацию, подобрать стоки из сказки, подготовиться к защите проекта, оценить работу группы.

5 группа - прослушать фрагмент оперы Римского-Корсакого (2 чудо- 33 богатыря),обсудить в группе этот фрагмент, соотнести фрагмент с отрывком из текста, нарисовать иллюстрацию, подобрать стоки из сказки, подготовиться к защите проекта, оценить работу группы.

6 группа- прослушать фрагмент оперы Римского-Корсакого (3 чудо- царевна -лебедь),обсудить в группе этот фрагмент, соотнести фрагмент с отрывком из текста, нарисовать иллюстрацию, подобрать стоки из сказки, подготовиться к защите проекта, оценить работу группы.

7 группа- рассмотреть картинку (встреча Салтана с семьей), соотнести картинку с текстом, проиллюстрировать отрывок , подобрать строки из сказки,  подготовиться  к защите проекта, оценить работу группы.

( для каждой группы раздаются задания в конвертах)

Всю работу контролирует учитель.

  • Закончили нашу работу. Вы долго трудились, предлагаю вам немного отдохнуть. Царевна Лебедь предлагает опуститься нам на морское дно. Следим за рыбками. (физминутка для глаз)

  • Итог урока. Рефлексия

А теперь приступаем к показу проектов.

 Каждая группа говорит какое у них было задание, показывает свою работу, после  их выступления класс оценивает их работу цветом по критериям на доске)

        -   работа не соответствует критериям

        

        -   в работе были неточности

        - работа соответствовала всем критериям

Какие пожелания можете дать группе.

  • Итог работы.

- Какие задачи мы перед собой ставили? (создать иллюстрацию, буклет)

- Справились ли мы с этой работой? (обратимся к таблице на доске и посмотрите в ваши листы самооценки)

- Что все -таки не получилось, что задумали?

- Что мы можем пожелать себе на будущее?  (сплоченнее работать в группах, более активнее участвовать в обсуждении).

-Далее мы распечатаем работы и составим буклет. Спасибо за работу. Вы все большие умнички.  Урок окончен.

Таблица для оценивания в группах.

Формулировка  задачи  в  группе:

 

 

  оценка

Планирование  работы  в  группе ( приступили  к  решению  все  вместе,  распределили  задания  и т.д.)

 

 Лидер  в  группе ( наличие  лидера,  его  появление  стихийное,  по  решению  группы  и  т.д.)

 

Взаимодействие  членов  группы  в  ходе  работы  ( отсутствие  взаимодействия,  обсуждение  своих  решений,  помощь  друг  другу  по  запросу)

 

Организация  работы  на завершающем  этапе ( общее  обсуждение,  предъявление  результатов  каждым  учащимся  и т.д.)