Урок литературного чтения в 4 классе. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме
Урок по литературному чтению в 4 классе А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..." ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_o_care_saltane.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района Саратовской области
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
В 4 КЛАССЕ
по теме « А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Подготовила и провела Разина Н.В.
учитель начальных классов
2011 г.
Урок литературного чтения (4 класс) ОС «Школа 2100»
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (Урок – прогулка по Лукоморью)
Цель:
- Обобщение знаний в занимательной форме по изученному произведению А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;
- Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
- Воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок - путешествие по Лукоморью. Кто придумал слово Лукоморье? Что оно означает?
От вас потребуется знание сказки, внимание и желание правильно отвечать на вопросы. Внимательно слушайте задания, поднимайте руки для ответа. Итак, можно начинать. Подготовленные ребята читают стихотворение А. Пушкина.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух, там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
- Вы помните, какая сказка начинается этим стихотворением? Какие еще сказки А.С.Пушкина вам известны?
- Я вижу, что вам знакомы многие сказки. Ну что ж, в путь по неведомым дорожкам!
3. Работа над темой.
Дорожка 1. (Показ страницы презентации) Слушаем сказку.( МР3 запись 1 части «Сказки о царе Салтане»).
Дорожка 2. Название. (Показ страницы презентации)
Давайте, восстановим полное название сказки, изучение которой мы заканчиваем.
(дети называют «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.»)
Дорожка 3. Вопрос-ответ. (Показ страницы презентации)
- Когда царь Салтан подслушал разговор трех сестер?
« Говорит он, - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.» (Под Новый год)
2. Какой величины родился ребенок у царицы? ( Сына дал им Бог с аршин…)
3. О чем подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле?
« Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.»
4. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?
« Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный,
Опечалился чему?»
5. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца? ( в комара, муху, шмеля)
6. «А комар-то злится, злится –
И впился комар как раз
Тетке прямо в правы глаз…»
Какой тетке? (поварихе)
7. Какую песенку пела белочка при всем честном народе?
«Во саду ли, в огороде…»
8. Царь глядит – и узнает…
В нем взыграло ретивое!...
Что такое ретивое? ( сердце)
Дорожка 4. Портреты и герои. (Показ страницы презентации)
1) Узнать героев по портрету:
а) Под месяц под косой блестит,
а во лбу звезда горит;
А сам-то величава,
Выступает, словно пава…
б) Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор…
2) Я буду называть героев, а вы будете делать один хлопок, если этот герой из «Сказки о царе Салтане…»
- Золотой петушок, золотая рыбка, Робин Гуд, корабельщики, серый волк, лебедь белая, дядька Черномор, Белоснежка, королевич Елисей, князь Гвидон, Белка, старик и старуха, Ткачиха и повариха, Поп, Балда, Коршун.
Дорожка 5 . Иллюстративная. (Показ страницы презентации)
Рассмотрите иллюстрации, найдите и прочитайте к какому фрагменту относится иллюстрация.
Дорожка 6. Литературные знания. (Показ страницы презентации)
- Кто является положительными, а кто отрицательными героями в “Сказке о царе Салтане...”?
- Одной из особенностей народной сказки являются троекратные повторы . Встречаются ли такие повторы в сказке Пушкина? О чем это говорит?
- В чем главный смысл сказки? (Добро и любовь побеждают зависть и зло.)
- Какие сравнения использовал автор в сказке?
Дорожка 7. Верю- не верю. (Показ страницы презентации)
1. . Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (-) (указ)
2. Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)
3. Над лебедью носился в море орел. (-) (коршун)
4. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (+)
5. Остров, на котором жил Гвидон назывался Боян. (-) (Буян)
6. Гвидон сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок)
7. О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (-) ( От корабельщиков)
8. Гвидон трижды летал к Салтану. (+)
9. Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)
10. Каждая из 3 отрицательных героинь (ткачиха, повариха, Бабариха) осталась без одного глаза. (-) (Гвидон пожалел свою бабушку)
Дорожка 8. Продолжи фразу. (Показ страницы презентации)
А) Сын на ножки поднялся,
В дно руками уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать? – молвил он,
… (Вышиб дно и вышел вон)
Б) Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
… (На раздутых парусах)
В) Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые…
(Ядра чистый изумруд;
Слуги белку стерегут)
4. Д/З. (Показ страницы презентации)
1. Выучить любой отрывок сказки наизусть
2.Нарисовать иллюстрацию к сказке.
5. Подведение итога урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие по Лукоморью.
- Какая тропинка вам больше всего понравилась?
- Что запомнилось?
- Что понравилось?
- А закончить наш урок я хочу стихотворением о Пушкине.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.
6. Выставление оценок. СПАСИБО всем за работу! МОЛОДЦЫ!
Использованная литература:
- Яровая Л.Н., Жиренко О.Е,, Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 4-ый класс.- 2-е изд.,доп.- М.: ВАКО, 2005.- 192 с. – (Мозаика детского отдыха.
- Литературное чтение 4 класс: поурочные планы по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой / автор-составитель Л.И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения А.С. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.
Урок литературного чтения 4 класс. Система Планета знаний....
Технологическая карта урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."" и презентация к нему.
Технологическая карта урока.Учебный предмет: литературное чтение.Класс: 3Учитель: Чигорина Светлана Сергеевна.УМК: Школа России.Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»Тип урока: комбин...
Урок литературного чтения А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане..."
Знакомство с произведениями А.С.Пушкина и "Сказка о царе Салтане..."...
Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).
Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем...
Конспект урока литературного чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А.С. Пушкина; ознакомление с художественным произведением «Сказка о цар...
Технологическая карта урока литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."
Технологическая карта урока литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..." УМК "Школа России"...