План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Школа 21 века".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Чуркина Татьяна Ивановна

Вашему вниманию предлагается урок по литературному чтению во 2 классе по теме: "М. Пришвин. Ребята и утята". Этот материал могут использовать учителя начальных классов для своей работы. К уроку прилагается презентация.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа пос. Ильмень

Муниципального района Приволжский

Самарской области

Открытый урок

по литературному чтению

во 2 классе

Учитель Чуркина Т. И.

           Конспект урока по литературному чтению

                                 2 класс

Тема: М. Пришвин: «Ребята и утята».                                        

             Цель: 1. Развивать навыки правильного сознательного чтения;

           2. Учить составлять план к тексту, озаглавливать части текста;

           3. Воспитывать бережное отношение к родной природе;

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л. А. Ефросинина,

                           Выставка книг М. Пришвина, аудиозапись голоса утки

                           Чирка-свистунка, медиапроектор, показ слайдов.

Ход урока.

1. Организационный  момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

2. Урок начнём с проверки домашнего задания.

( учитель раздаёт тесты с выбором ответов по вариантам)

1-вариант.

  1. Допишите слово
  1. Грянул веселый майский гром – всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу ___________________!

А) Июнь       Б) Май           В) Март

…………………………………………………………………………………

  1. Зазвучало все, что может звучать. Бормочут хмурые молчаливые ______________. Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко.

А) Филины          Б) Вороны          В) Совы

…………………………………………………………………………………

  1. Встретились песенки после долгой разлуки и от радости звенят _________________________________.

А) От зари до зари        Б) С утра до вечера          В) От заката до рассвета

…………………………………………………………………………………

  1. А в нагретой парной чащобе, где сердито бубнит ручей, где золотые ивы загляделись в воду, где черемуха перекинула с берега на берег белые трепетные мосты, пропищал первый комар. И белые бубенчики первых _______________ прозвучали чуть слышно.

А) Одуванчиков            Б) Подснежников             В) Ландышей

………………………………………………………………………………..

  1. Давно пронеслась гроза, но на березах с листика на листик, как со ступеньки на ступеньку, прыгают озорные _____________________. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу.

А) Дождевые капли        Б) Зеленые кузнечики         В) Солнечные зайчики  

………………………………………………………………………………..

6)  А в лужах __________________________ ворочаются и блаженно урчат.

     А) Кабаны           Б) Утки               В) Лягушки

…………………………………………………………………………………

  1. Даже перезимовавшие на земле скрюченные _____________ сухие ожили: то шмыгают и шуршат по земле, как мыши, то вспархивают, как табунки быстрых птиц.

А) Сучья                 Б) Листья               В) Ветки  

     

2-вариант.

 

1)Допишите слово. Грянул веселый майский гром – всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу ___________________!

А) Июнь       Б) Май           В) Март

…………………………………………………………………………………

2)Зазвучало все, что может звучать. Бормочут хмурые молчаливые ______________ . Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко.

А) Филины          Б) Вороны          В) Совы

…………………………………………………………………………………

3)Встретились песенки после долгой разлуки и от радости звенят _________________________________.

А) От зари до зари        Б) С утра до вечера          В) От заката до рассвета

…………………………………………………………………………………

4)А в нагретой парной чащобе, где сердито бубнит ручей, где золотые ивы загляделись в воду, где черемуха перекинула с берега на берег белые трепетные мосты, пропищал первый комар. И белые бубенчики первых _______________ прозвучали чуть слышно.

А) Одуванчиков            Б) Подснежников             В) Ландышей

………………………………………………………………………………..

5)Давно пронеслась гроза, но на березах с листика на листик, как со ступеньки на ступеньку, прыгают озорные _____________________. Повисают на кончике, дрожа от страха, и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу.

А) Дождевые капли        Б) Зеленые кузнечики         В) Солнечные зайчики  

3-вариант.

  1. Допишите слово.

Грянул веселый майский гром – всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу ___________________!

А) Июнь       Б) Май           В) Март

…………………………………………………………………………………

2. Зазвучало все, что может звучать. Бормочут хмурые молчаливые ______________. Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко.

А) Филины          Б) Вороны          В) Совы

…………………………………………………………………………………

3. Встретились песенки после долгой разлуки и от радости звенят _________________________________.

А) От зари до зари        Б) С утра до вечера          В) От заката до рассвета

3. Учитель: - Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением М. Пришвина  «Ребята и утята»

Слайд. Портрет М. Пришвина. (1873 - 1954)

Русский писатель. Михаил Михайлович Пришвин родился в купеческой семье.

       Начал печататься в 1898. В 1906, в журнале "Родник", был опубликован первый рассказ Пришвина - "Сашок". Известными публикациями являются очерки: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком».

Выставка книг.

Учитель: - Может кто-нибудь читал эти книги?

                - А какие произведения Пришвина мы уже читали на уроке

                  литературного чтения?

Дети: - « Недосмотренные грибы»,  «Деревья в лесу».

Учитель:-  Произведение,  с которым мы будем знакомиться сегодня, называется «Ребята и утята».

Работа в тетрадях. Запись темы урока.

Чтение текста учителем.

Учитель:- Какие чувства вы  испытывали, когда слушали это произведение?

Дети: - Жалость, страх, облегчение.

Учитель: - О ком мы прочитали?

Дети: - Об утке.

Слайд. Чирок – свистунок          (Звучит голос утки ).

Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами. Предпочитает водоемы с густыми зарослями камыша. Гнездо обычно находится поблизости от воды. Птенцов высиживает самка. Птенцы с первого же дня жизни прекрасно ныряют и хорошо бегают по земле. В месячном возрасте поднимаются на крыло.

Учитель: -  Посмотрите,  какие утки ещё обитают в водоёмах Самарской области?

Слайды.  Кряква, Серая утка, Обыкновенный гоголь, Красноголовый нырок.

Учитель: - Ребята, а кто такой селезень?

Дети: - Это утка мужского пола.

4. Учитель: - Сейчас мы поиграем в  игру, которая называется «Селезень и утица». Это старинная игра Смоленской области. Игра сопровождается различными движениями.

Водящий:  – У селезня головка болит?

Дети: - Ой, болит, болит, болит.

             У селезня ручки болят?

             Ой, болят, болят, болят.

             У селезня ножки болят?

             Ой, болят, болят, болят.

             У селезня спинка болит?

             Ой, болит, болит, болит.

             Хватит селезень хворать, иди утицу выбирать.

5. Учитель: - Молодцы. А сейчас мы будем работать с текстом. Давайте составим план текста. Сколько абзацев в тексте?

Дети: - Три.

Чтение абзацев детьми.

Учитель:

  1. Куда вела уточка своих утят?

- А почему?  

- Далёкий ли был путь?  

Слайд. Верста́ — русская единица измерения расстояния, равная 1 066 метрам.

- Почему утка шла позади утят?

- Как озаглавим первую часть?    

Дети: -  Дальний путь.

Учитель: - Читаем второй абзац.

  1. Какую картину увидел автор?

- Как вела себя в это время мама- утка?

- Где находилась утка? Зачитайте.

Слайд.  Холм — форма рельефа в виде небольшой возвышенности, в плане округлой или овальной формы. Относительная высота до 200 м. На холмах часто строились города.

- Как поступил автор?

- Как озаглавим вторую часть?

Дети: - Утята в опасности.

Чтение 3 части.

3) Как отнеслись ребята к приказу автора   отдать детей утке?  Зачитайте.

- Почему ребята кидали вверх шапки?

Дети: - По совету автора.

Учитель: - Озаглавьте 3 часть.

Дети: - Утята на свободе.

Учитель: - Ребята, посмотрите на иллюстрацию. К какой части текста подходит эта иллюстрация. Найдите в тексте предложения, которые соответствуют иллюстрации?

Слайд. Овсяное поле – поле засеянное овсом. Овес – зерновая культура.

- А что могло бы произойти, если бы не пришёл взрослый человек?

Дети: - Беда.

6. Закрепление.

Учитель: - А теперь поработаем в парах.

1) Выбери ответ.

А) осудил       Б) бранил         В) хвалил          Г) просил          Д) требовал

        

  1. Как ты представляешь уточку-мать? Запиши.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Что дети закричали утятам на прощанье? Запиши.

……………………………………………………………………………………7.Подведение итогов.

Ребята! Кто справился с работой, помашите мне ладошкой.

Если вам понравился урок, то  помашите  утятам на прощание двумя ладошками! 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пришвин Михаил Михайлович (1873 - 1954) Русский писатель. Михаил Михайлович Пришвин родился в купеческой семье. Начал печататься в 1898. В 1906, в журнале "Родник", был опубликован первый рассказ Пришвина - "Сашок". Известными публикациями являются очерки: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком».

Слайд 2

Михаил Пришвин «Ребята и утята»

Слайд 3

Чирок - свистунок Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами. Предпочитает водоемы с густыми зарослями камыша. Гнездо обычно находится поблизости от воды. Птенцов высиживает самка. Птенцы с первого же дня жизни прекрасно ныряют и хорошо бегают по земле. В месячном возрасте поднимаются на крыло.

Слайд 4

Кряква

Слайд 5

Серая утка

Слайд 6

Обыкновенный гоголь

Слайд 7

Красноголовый нырок

Слайд 8

Верста Верста́ — русская единица измерения расстояния, равная 1 066 метрам.

Слайд 9

Холм Холм — форма рельефа в виде небольшой возвышенности, в плане округлой или овальной формы. Относительная высота до 200 м. На холмах часто строились города.

Слайд 10

Овсяное поле Овсяное поле – поле засеянное овсом. Овес – зерновая культура .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Верёвочка" с применением презентации " А.Л. Барто-детям"

План-конспект урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф. Климановой  2 класс. На уроке используется презентация, которая позволяет детям  вспомнить  первые стихи своего детства....

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс К.И. Чуковский "Путаница", "Радость" с использованием презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет ввести детей в мир произведений К.И.Чуковского....

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"

Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....

План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»

План-конспект открытого  урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1.     Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2.     Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...