"Реализация ценностного подхода в процессе обучения на уроках чтения"
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Выступление на августовской конференции по теме: "Реализация ценностного подхода в процессе обучения на уроках чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление на конференции 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

    

АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Тема выступления:

"Реализация

ценностного подхода в процессе обучения на уроках чтения"

                                                      Учитель начальных классов

                                                       МБОУ СОШ №12

                                                       Савельчева О.И.

САМАРА 2014


     Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентации является возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.

      С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.

      Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания, расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.

     Младший школьный возраст – это радование бытию. Дети в это время живут не одну, а несколько жизней сразу: свою и героев сказок, житий, фильмов. Главная возрастная особенность: стремление к подражанию, к максимально полному проживанию событий.

    Нравственное воспитание на уроках чтения реализуется через переживание и как результат способствует защите и развитию национальных, региональных культурных традиций, пробуждает такие чувства как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, вера, надежда, любовь.

Ценностные ориентиры учебного курса по чтению.

 

  Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

    Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

  Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

   Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

   Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

    Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая дляразвития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

   Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

     Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

      Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

     Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

 

   Формами организации учебного процесса являются:комментирование, интерпретация, драматизация произведения, иллюстрирование произведения, работа со схемами, таблицами, кроссвордами, уроки-утренники, уроки-отчёты, уроки-конкурсы.

    «Всякая человеческая душа требует деятельности, и смотря по роду этой деятельности, которую дает ей воспитатель и окружающая среда и которую она сама для себя отыщет, – такое направление и примет ее развитие», – говорил русский педагог К.Д.Ушинский. Поэтому для действенного и действительного воспитания мало урока, невозможно только сидеть за партами – необходимо выходить за рамки урока, за пределы класса. Поэтому воспитательная деятельность учащихся должна быть  ценностно-ориентированной.

Серьезные учебные задачи можно решить с помощью дидактических игр. Например, итоговый урок по русским народным сказкам с занимательными заданиями, играми и ролевыми превращениями.

Разминка:

  1. «Сказочная география»

Команды отвечают на вопросы:

  1. Где стоит избушка на курьих ножках?
  2. На какой речке сражался Иван - крестьянский сын со змеями-чудовищами?
  3. Какие реки текут по сказочной стране?
  4. Какие у них берега? И т.д.
  1. «Чей это транспорт?»

(Например, гуси-лебеди, ступа, ковер-самолет и т.д.)

  1. «Перекрестная перестрелка». Команды отвечают на вопросы, которые придумали дома. (Не менее 5 вопросов на определенную тему)
  2. Лото «Идеальная пара». Обеим командам даются одинаковые наборы карточек, на которых написаны определяемые слова и постоянные эпитеты. Надо собрать лото, подобрав к слову постоянный эпитет.
  3. «Бюро находок». Надо разыскать владельцев вещей, которые поступили в бюро находок (скалочка, коса, репа, пшеничные колоски, топор и т.д.).
  4. Игра «Узнайте героя сказки по описанию и представьте его». Команде дается цитата из сказки, где говорится о действиях героя. Надо вспомнить любой другой эпизод с его участием и представить героя в любом жанре: инсценировке, пантомиме, балете.
  5. Игра «Помоги сказочному персонажу одеться». Каждой команде выдается одинаковый набор изготовленных из бумаги нарядов для нарисованных кукол. Первая команда должна одеть Падчерицу и Ивана-царевича, а вторая команда – Василису Прекрасную и Иванушку-дурочка. Все, что надевается, надо назвать. Задание дается на время.

   Но самой грандиозной игрой является игра в «настоящий спектакль», где происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам. Дети очень любят инсценировать. Они, как настоящие актеры, играют роли, входят в образы героев, и этот уровень вхождения – самый глубокий, самый действенный в воспитательном смысле. А самое главное заключено в том, что творчество – это «выражение себя».

   Очень популярны у детей всевозможные творческие проекты, такие, как  создание диафильмов, сборников любимых сказок или стихов, кроссвордов, комиксов, иллюстраций к изучаемым произведениям, макетов декораций к спектаклям.

   Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра. Укорененность этого слова в русском языке  удивляет: благоволить, благоговеть, благодарить; благосостояние, благословить,  благодеяние,  благолепие,  благоприятный,  благополучие,  благоденствие, благой; благодать; благовоние; благородный; благодать.

   Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек и  до   «Илиады»,  до  Тургенева,  Чехова,  Бунина   -  всегда  формировал  и  формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир,  - не только  области  внешнего  общения,  но  их  душа,  которая,  как  сказал  поэт,  «  обязана

трудиться и день и ночь».    

        Для того чтобы дети могли понять сущность человеческих отношений, которые мы  называем  дружбой,  необходимо  рассмотреть  ряд  следующих  понятий: «дружба»- «товарищество» - «приятельские отношения».

          Рассмотрим  фрагмент  урока  с  использованием  пословицы.    Учащимся  раздаются карточки  со  словами:    честность,    правдивость,    искренность,    лживость,  нечестность, неискренность.  

На доске записана пословица:   Кто один раз солжѐт,  тому в другой раз не повезѐт.

                     Вопросы и задания:  

1. Как вы понимаете смысл пословицы?  

2. Чему учит пословица?  (честности, правдивость, искренности)  

3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)  

4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:  

Честность              нечестность

Правдивость         лживость                                      

 Искренность         неискренность

5. Сравните слова первого столбика между собой.  Найдите в них сходство и

различие.  

6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.  

7. Сравните слова первого и второго столбика.  Что можно сказать об их

значениях?  

   Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова,  но и пользоваться изученным  на  практике.    Этому  помогают  образцы  употребления  слов  -    готовые словосочетания  и  предложения,    которые  могут  быть  прочитаны,  а  затем  записаны  под диктовку. Например: жадность  

Словосочетания: жадность человека, человеческая жадность,  

необыкновенная жадность, жадность к деньгам.

Предложения:  Нет у человека худшего врага, чем его жадность.  

Богатому  жадность не дает покоя.  

      После  усвоения  новой  лексики  учащимся  предлагаю  выполнить  творческую  работу, написать  сочинение-  миниатюру.  Темы  могут  быть  разными.  Вот  одни  из  них:  «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».  

Опыт небольших творческих работ нужен детям,  в них проявляется их

личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.

        При  повторении  умений  постановки  знаков  препинания  в  сложном  предложении  и  в предложении    с    однородными    членами (интегрированный урок )   можно    использовать    такое    высказывание Д.С.Лихачева:  «Воспитание  любви  к  родному  краю,  к  родной  культуре,  к  родному  селу или  городу,  к  родной речи  -  задача  первостепенной  важности,  и нет  необходимости   это доказывать.  Но  как  воспитать  эту  любовь?  Она  начинается  с  малого  -  с  любви  к  своей семье, к своему жилищу, к своей школе.  Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит  в  любовь  к  своей  стране  -  к  ее  истории,  ее  прошлому,  а  затем  ко  всему человеческому, к человеческой культуре».

Задание к этому тексту:

1. Определите тему и идею текста.

2. Определите стиль речи.

3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.

       Любая   тема   в   литературе   может   рассматриваться   с   точки   зрения   духовно-нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность и др.

         Русская  классическая    (образцовая)  литература  всегда  проповедовала  добро.

Обратимся к истокам:

Русские сказки  (побеждает добро в конце)

Былины.  «ИЛЬЯ  МУРОМЕЦ».  Странники  наставляли  Илью  Муромца:  «Не  помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Ведь это здорово! Не сотвори зла, не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела благословления нет».

       Через  учебный  диалог  учителя  и  ученика  происходит  культурное,  нравственное  и духовное взаимообогащение обучающихся и учителя.  

           Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу –

           Не худшая все - таки участь.

           Мне кажется, я их чему-то учу,

            А может, они меня учат.

        От  развития  речи  зависит  общее  развитие  ребенка.  Мир  еще  слишком  далѐк  от успокоенности  (в  этом  мы  убеждаемся  каждый  день).  Без  растревоженности  души  и успокоенности  сердца  нет  настоящей  человеческой  жизни.  Без  растревоженности  души   теряют   смысл   уроки   литературы   вообще.   Именно   здесь   уместно      замечательное

стихотворение  нашей современной поэтессы Бельгалис Галины Алексеевны :

Говори красивые слова,

Чтобы губы стали еще слаще,

Чтоб от счастья кругом голова,

Чтоб хотелось видеть тебя чаще.

 

Хлебом ты с голодным поделись —

То души надежная подкова,

На людскую глупость ты не злись,

Ведь духовность — красоты основа.

 

Чтобы волос шелком отливал —

Прядями малыш пускай играет.

Боль других ты сердцем принимай —

Душу равнодушье обижает.

Человек нуждается в тепле —

Даже вещь оставленная плачет…

Души тонут лишь в холодном зле —

И судьбу оно переиначит.

 

Мы, старея, вдруг осознаем —

Две руки от Бога мы имеем:

Ближнему одной мы отдаем,

А другой — себя всю жизнь жалеем.

 

Красота в глазах отражена —

Значит, есть любовь в твоем сердечке,

Значит, эта дверь отворена,

И тепло струится, как из печки.

 

Легче станут к старости шаги,

Только тверже будут убежденья…

И прошепчешь внуку: ―Сбереги

Ты в душе своей любви волненья.

 

Близких ты заботой напои,

Поднимайся без оглядки к звездам,

Чтобы пели в сердце соловьи,

И свивала чтоб удача гнезда.

 

Будь красивым с детства, и тогда

Красота души богатством станет…

К нам приходит в дом тогда беда,

Коль душа легко и смело ранит.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения

Дифференцированный подход к процессу обучения - тот самый золотой ключик, который поможет многим ученикам открыть дверцу в удивительную страну знаний....

Реализация здоровьесберегающего подхода в процессе обучения учащихся на уроке и во внеурочное время

Задача сохранеия и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приёмов и педагогических технологий с естественнонаучных позиций....

Реализация здоровьесберегающего подхода в процессе обучения учащихся на уроке и во внеурочное время

Задача сохранеия и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приёмов и педагогических технологий с естественнонаучных позиций....

Активизация процесса обучения на уроках чтения и русского языка .

Это рассказ о том, как сделать все возмлжное, чтобы труд детей в школе стал радостным, а уроки интересными....

«Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения»

Часть 1. Системно-деятельностный подход – основа ФГОС.Часть 2. Системно-деятельностный подход: основная идея, задачи, система дидактических принципов.Часть 3. Реализация системно-деятельностного подхо...

Технология индивидуализации процесса обучения на уроках чтения в начальной школе

В работе педагог делится наработками в области организации индивидуальной и самостоятельной работы на уроках чтения, испольуя технологию адаптивной системы обучения.Ключевые слова: адаптивная система ...