РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка на тему

Власова Ольга Александровна

Метапредметный подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon метапредметность150.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №5 «Теремок» с.Погореловка

Корочанского района Белгородской области»

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Выполнила:

Власова О.А.

Короча  2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  ……………………………………………………………………... 3

Глава 1. Теория возникновения идеи метапредметного подхода и его реализация на современном этапе развития начального образования

  1. Принципы метапредметного подхода в современном

начальном образовании ………………………………………………………..5

1.2.Влияние метапредметного подхода в обучении на развитие

личности младших школьников  ……………………………………………..  10

Глава 2. Практическая реализация метапредметного подхода в обучении младших школьников

2.1. Анализ программ на определение возможностей реализации метапредметного подхода в обучении младших школьников  …………….  14

2.2. Условия реализации метапредметного подхода в начальной

школе  ………………………………………………………………………….  20

Заключение  …………………………………………………………………… 26

Библиографический список  …………………………………………………. 29


ВВЕДЕНИЕ

Общеобразовательные стандарты второго поколения ориентируют учебный школьный процесс на развитие «метапредметных способностей» учащихся. В практике образования учащихся начальной школы все чаще используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль.

Часто учителей волнует вопрос «Как сформировать у младшего школьника целостное представление об окружающем мире?» Это возможно осуществить именно в начальной школе, применяя метапредметное обучение, поскольку, во-первых, учителя начальной школы ведут большинство предметов сами и могут прейти к целостному обучению; во-вторых, у детей этого возраста большие потенциальные возможности для интеллектуального развития. Они могут мыслить обобщенно, если этому их учить.

Именно учитель начальных классов как универсальный специалист способен при планировании и организации интегрированных учебных занятий по разным предметам выявить характерные предметные взаимосвязи, определить необходимые средства обучения и развития младших школьников, а также спроектировать идентичные результаты учебной деятельности в нескольких учебных областях.

Для учителя начальных классов определенную трудность соcтавляет не столько установление этих метапредметных связей, сколько планирование учебного процесса в рамках интегрированного курса и выбор учебно-методических пособий к нему.

Развитие средств массовой информации и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. "Я должен хотеть научиться (научить себя!) что-либо делать".

Проблема исследования: каковы способы реализации метапредметного подхода в процессе обучения младших школьников.

Цель исследования – решение данной проблемы.

Объект исследования – процесс обучения в начальной школе.

Предмет исследования – метапредметный подход в процессе обучения.

Задачи исследования:

  1. Выделить принципы метапредметного подхода в современном начальном образовании.
  2. Определить влияние метапредметного подхода в обучении на развитие личности младших школьников.  
  3. Проанализировать программы начальной школы для определения возможностей реализации метапредметного подхода в обучении младших школьников.
  4. Рассмотреть условия реализации метапредметного подхода в начальной школе.  

Глава 1. Теория возникновения идеи метапредметного подхода и его реализация на современном этапе развития начального образования

  1. Принципы метапредметного подхода в современном начальном образовании

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Главная задача школы сегодня - это  интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.

Анализ и синтез накопленного опыта, а также современных ведущих научных психолого-педагогических   теорий   легли в основу идеи создания нового стандарта образования. Теперь приоритетной целью школьного образования становится не передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Внедрение Федеральных государственных стандартов сегодня открывает большие возможности для реализации всех образовательных задач, стоящих перед школой. Системно–деятельностный подход, который заложен в качестве методологической основы стандарта, позволяет воспитывать и развивать качества личности, отвечающие требованиям современного информационного общества, а также формировать способы деятельности ребенка, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни.

На сегодняшний день, Федеральные государственные стандарты предлагают формировать не просто знания, умения и навыки по отдельным учебным предметам, а надпредметные умения и навыки к самостоятельной организации учебной деятельности младших школьников, к решению задач и проблем. К результатам освоения образовательной программы начального общего образования стандарт предъявляет требования, выраженные на личностном, предметном и метапредметном уровнях. Если личностные и предметные результаты не вызывают вопросов у методистов и учителей, то освоение метапредметных результатов остается для большинства неразрешенным вопросом. Хотя многие отечественные ученые, такие как А. Г. Асмолов, Ю. В. Громыко, В. В. Краевский, О. Е. Лебедев, А. В. Хуторской и др., посвятили свои исследования изучению метапредметного подхода в обучении, существуют проблемы, которые вызывают вопросы.

Говоря о метапредметном подходе, следует отметить основные научные школы, разрабатывающие данное направление. Прежде всего, метапредметное обучение, как результат, представляет собой овладение универсальными учебными действиями, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

Современный ученик способен решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний благодаря компетентностному подходу, который не отрицает значение знаний, но акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. С данной позиции непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей, т.е. способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

В научной школе А. В. Хуторского метапредметный подход основывается на принципе человекосообразности – выявить, раскрыть и реализовать потенциал каждого человека. Автор рассматривает метапредметное содержание образования и метапредметную деятельность ученика в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них (Хуторской, 1998, 234).  

В свою очередь, Ю.В. Громыко, исходя из основной мировоззренческой модели выдающегося психолога В.В. Давыдова, считает, что принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Громыко, 2000, 23).

Следовательно, оба научных взгляда свидетельствуют о наличии общего метапредметного содержания, которое хоть и принадлежит определенной науке или учебному предмету, но выводит ученика за рамки к первоединым основам.

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает следующие образовательные результаты:

  • Личностные результаты – система ценностных отношений учащихся   к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
  • Метапредметные результаты обучения предполагают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий.
  • Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми   отдельных учебных предметов.

Метапредметные требования к результатам обучения были утверждены ФГОС и составляют основу реформирования системы образования и метапредметный подход к системе обучения стал занимать ключевые позиции.  Применение его на практике означает переход от объяснительно-иллюстративного подхода в обучении к активно-деятельностному.

Метапредметный подход  предполагает такую переорганизацию предметного образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания, а как знания для осмысленного использования.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов.

Рассмотрим,  что дает метапредметный подход в организации учебного процесса. Многие знания и умения учащихся, получаемые на одном предмете, часто не используются, не получают развития на другом предмете, иногда более сложные межпредметные понятия изучаются раньше элементарных. Есть разночтения в некоторых понятиях на различных предметах. Поэтому у школьников в большинстве случаев не складываются представления о надпредметном характере многих понятий и законов, т. е. не возникает идеи об использовании знаний, полученных на одном предмете, при изучении других дисциплин, о комплексном использовании их для познания мира и общества, для решения жизненных вопросов. (Глазунова, 2011)

А метапредметный  подход  предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Метапредметность подразумевает, что существуют обобщённые системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.   "Мета "–(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ).

Обычно учащийся, работая с материалом математики, окружающего мира, детской литературы и т. д., запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейшиих понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие. (Глазунова, 2011)

Современны метапредметные технологии  создаются для того, чтобы формировать  другой тип сознания и обучающегося, и учителя, который не «застревает» в информации одного учебного предмета, а работает с взаимосвязями   знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому,  что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. Под результатом метапредметного обучения  подразумеваются   универсальные учебные действия. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей обучающихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность.  Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста. (Глазунова, 2011)

Содержание метапредметов в реальности  хорошо понятно лишь идеологам этого подхода.  Для большинства российских учителей этот подход пока сложен и трудно применим на конкретном уроке. Рядовой учитель зачастую далек от понимания сути метапредметов, того, как можно применять метапредметный подход на уроках. У учителя нет образца, на который он должен ориентироваться в своей работе с детьми, не стоит отчетливого понимания того, что, по сути, представляют собой универсальные учебные действия, отсутствует указание на конкретную образовательную практику и технологии, где такой результат обучения достигается. (Громыко, 2000, 83)

Но совершенно ясно, что при реализации новых образовательных стандартов  всем педагогам нужно осваивать метапредметные технологии.  Метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога, нужно, чтобы изменился  сам учитель, его менталитет. Современный учитель должен понимать, что лучшее усвоение знаний обучающимися происходит только в процессе их собственной мыслительной деятельности и самостоятельности.

  1. Влияние метапредметного подхода в обучении на развитие личности младших школьников

Метапредметный  подход в обучении  способствует  формированию творческого мышления обучающихся,  задает новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни,  а также приближает  его   к реальной жизни и повседневной практике.

Реализация метапредметного подхода связана с применением информационно-эвристического или проблемного методов обучения, т.к. уровень познавательной деятельности обучающихся в этих случаях — частично-поисковый. Использование проблемного метода обучения позволяет достигать понимания, а информационно-эвристического — понимания и переноса усвоенного на другие условия. Необходимо указать, что учителя на уроках используют проблемный метод в ходе выполнения заданий, связанных с поиском (например: «Найди предмет, похожий на изучаемую букву.) Обучающиеся сравнивают, анализируют, выделяют главное, что приводит к осмыслению получаемой информации. Но закрепления ассоциативной связи (например, буква-предмет) длительный период времени не происходит вследствие эпизодичности подобного рода заданий и отсутствия учета некоторых составляющих психофизиологической основы процессов (письма и чтения), индивидуальных, возрастных и типологических особенностей детей. Использование информационно-эвристического метода обучения позволяет в ходе овладения фундаментальными константами проводить частичный мыслительный эксперимент. Регулярное применение данного метода способствует формированию умения переносить полученные навыки усвоения, использования и преобразования метапредметных фундаментальных констант (понятия числа, знака, буквы, звука, слова, текста) на другие ситуации. Опираясь на собственный опыт в ходе усвоения нового, младшие школьники овладеют фундаментальными константами и метапредметными действиями. В дальнейшем обучающиеся смогут самостоятельно решать познавательные задачи, обобщать, составлять план, находить личностно значимый смысл, познавать связь между явлениями и объектами. Выполнение заданий творческого характера становится возможным благодаря овладению способами применения полученных знаний в измененных условиях. Это является одним из индикаторов сформированности метапредметных действий. Работа, ориентированная на регулярное использование в ходе уроков информационно-эвристического метода обучения при работе над фундаментальными константами — путь расширения возможностей педагога в реализации метапредметного подхода и достижения положительной результативности.

Познавательная активность лежит в основе любой учебной деятельности школьника на всех возрастных этапах его развития. Без достаточно высокого уровня данной активности невозможна эффективная организация образовательного процесса и достижение качественных результатов. Чем выше уровень познавательной активности обучающегося, тем в большей мере в его когнитивных репрезентациях воспроизводятся объективные аспекты происходящего и строится адекватный образ окружающего мира. Познавательная активность возрастает с появлением чувства радости, удовлетворения, восторга от получения новой информации. В силу этого учителю следует использовать разнообразные приемы, способы, технологии, способствующие ее развитию и повышению уровня организованности и целеустремленности в поиске новой информации.

В своих исследованиях Т.А. Гусева пишет: «…активное освоение новых знаний ведет к устойчивым познавательным действиям…возможность продемонстрировать свои знания, докопаться до сути изучаемого явления способствует развитию самостоятельности познания, стремлению постигать новое в связи с наличием определенных потребностей, склонностью брать на себя ответственность за собственные активные познавательные действия» (Гусева, http://www.bigpi.biysk.ru/psy/articles/guseva1.shtml ).

Е.В. Коротаева отмечает ряд внешних и внутренних условий, влияющих на активность учебной деятельности: «Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т.д.), объективных (окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания). Тип учебной активности – это динамический показатель. В силах учителя помочь ученику перейти от нулевого типа к ситуативной и, возможно, исполнительской, творческой активности» (Коротаева, 2000, 75-80).

Каждый тип активности имеет свои особенности, которые учителю следует учитывать в своей работе. Сбор, анализ, организация информации о процессе формирования метапредметной деятельности в образовательном учреждении нашла свое отражение в формализованной экспериментальной модели. На ее основе и полученных в пилотной части исследования данных основана экспериментальная модель системы работы учителя в образовательной области «филология» при формировании метапредметных действий младших школьников. Работающий в этой модели педагог ориентирован на познание и открытие школьниками «сути» фундаментальных образовательных объектов (фундаментальных констант) в учебных предметах и соответствующей им области реальности (в данном случае образовательная область «филология»). Метапредметность, как «особое содержание образования», воплощается в деятельности ученика во время учебного процесса.


Глава 2. Практическая реализация метапредметного подхода в обучении младших школьников

2.1. Анализ программ на определение возможностей реализации метапредметного подхода в обучении младших школьников

Метапредметное обучение в начальной школе можно проследить по учебникам УМК «Перспективная начальная школа».

Комплект предусматривает, что каждый школьник получает возможность приобретать общие учебные умения и навыки, осваивает те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Это, прежде всего, первоначальное умение поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки. Система взаимных перекрестных ссылок между учебниками, каждый из которых имеет специфичный для своей образовательной области словари; дает каждому школьнику возможность в процессе обучения в начальной школе приобрести навыки работы со всеми видами словарей. В учебниках комплекта присутствуют ссылки на интернет-сайты, специально разработанные для работы с младшими школьниками, таким образом, комплект подразумевает создание условий использования компьютера в школе и их перспективное развитие.

Рассмотрим некоторые задания из учебников данного УМК.

Учебник Чекина А.Л. «Математика». Задача № 229. Содержание задачи охватывает такие предметы, как математика, история, окружающий мир.

"Москва основана в 1147 году. На сколько лет Москва старше Санкт-Петербурга?"

Недостающее данное можно получить, например, из учебника «Наш мир» для 3-го класса, часть 2.

Задача №225, связь географии и математики.

«Машу заинтересовал вопрос о том, какая река и на сколько километров длиннее Волга или Лена? Каких данных недостает Маше, чтобы ответить на этот вопрос? Где можно прочитать сведения о длине рек нашей страны?
Из географического атласа Маша узнала, что длина реки Лены 4400 км, а длина Волги 3530 км. Сформулируй задачу, которую нужно решить Маше.
Реши задачу. Вычисли и запиши ответ».

Учебник Чуракова Н.А. «Русский язык», 2 класс, часть 1.

Упражнение 113. Это упражнение содержит интересный и веселый текст из литературного чтения и задание по русскому языку.

Прочитай отрывки из стихотворения Самуила Маршака.

Вот какой рассеянный

1)«Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.

2)Сел он утром (на) кровать,
Стал рубашку (на/о) девать,
(В ) рукава (про )сунул руки-
(О) к_залось, это брюки.

3)Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!»

  • Устно по цепочке проверьте написание слов во второй части отрывка.
  • Какие здесь трудности? Надо ли различать приставки и предлоги?
  • А еще что нужно знать?
  • Запишите эту часть правильно.

Попробуем определить, из какого учебника взяли следующее задание:

«Найди в «Музейном Доме» картину Альбрехта Дюрера «Травы». Узнаешь метелку лугового мятлика? Его мелкие цветочки прячутся в колосках. Если зажать тонкий стебелек тремя пальцами и скользить по нему вверх, то можно сыграть в «Петушок или курочка?» (Если не знаешь такой игры, спроси у бабушки с дедушкой!) А вырезной лист одуванчика замечаешь? Его желтоватые, словно резиновые, трубочки-стебельки с тугими отцветшими головками?(Если его сорвешь, то испачкаешь пальцы клейким молочком!) А мясистые листья подорожника тебе знакомы? А узкие и длинные листья осоки, о которые можно порезаться? А запахи? Запахи разнотравья середины лета представляешь? Хочешь рассмотреть травы поближе – обрати внимание на фрагмент картины!»

По первому впечатлению это природоведение, но с элементами рассуждения и вопросами как на уроке чтения, рассматривание репродукции картины это изобразительное искусство, в задании дети опираются на память и воображение, исследуют и наблюдают, обращаются к взрослым за советом.

Какие же задания используются в качестве диагностики сформированности метапредметных результатов?

Младшим школьникам был предложен художественный исторический текст, по которому были даны задания из предметных областей: литературное чтение, русский язык и математика.

Мониторинг качества подготовки выпускников по итогам первого полугодия 2009/2010 учебного года 4 класс (математика) первый вариант - Александр Невский

Александр родился в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии в Новгороде. В 1236 году Александр был посажен на княжество в Новгороде. В первые годы княжения ему приходилось много времени уделять укреплению города, построению крепостей, поскольку с востока надвигались монголо-татары из Золотой Орды.

Всеобщую славу Александру, молодому ещё князю, принесла победа, одержанная им над шведами. Битва произошла 15 июля 1240 года на берегу реки Невы. Считается, что именно за эту победу его стали называть Невским. Традиционно полагают, что победа над шведскими рыцарями предотвратила потерю Русью финских берегов. Однако угроза с запада со стороны Левонского ордена, собравшего немецких крестоносцев и датских рыцарей, усиливалась. Орден частично захватил новгородскую землю.

Александр Невский готовил русские войска к решающей битве. Сражение произошло на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года и вошло в историю как Ледовое побоище. Немецкие крестоносцы были разгромлены. Всё произошло в соответствии с евангельским выражением: «Взявшие меч, мечом погибнут».

Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке на русские земли уже вступили монголо-татары, и Александр Невский сделал многое, чтобы найти общий язык с Золотой Ордой.

Умер Александр Невский 14 ноября 1263 года. Останки великого соотечественника были перевезены в Петербургский монастырь.

Екатерина Первая учредила орден Александра Невского – одну из высших наград России. В 1942 году был учреждён советский орден Александра Невского, которым награждались особо отличившиеся командиры от взводов до дивизий.

Используя информацию из текста, ответь на вопросы и выполни задания

а) Что приходилось делать Александру в первые годы княжения?

б) За что молодого князя Александра стали называть Невским?

в) Какую награду учредила Екатерина Первая в честь Александра Невского?

1. В каком году Россия отмечала 750-летие со дня победы над шведами?

2. Некоторые историки утверждают, что перед Ледовым побоищем у Александра было 4 000 воинов, а у Левонского ордена - в три раза больше? Сколько было воинов в Левонском ордене?

3. В некоторых источниках указывается, что конница Левонского ордена насчитывала 1 000 воинов. Конница Александра Невского была по численности меньше на одну пятую часть числа конницы врагов. Сколько воинов было в коннице Александра Невского?

4. В 1262 году Александр Невский отправился к монголо – татарскому хану Беркию, чтобы отговорить его идти войной на Русь. От Новгорода до Сарая, где находился хан, князю пришлось преодолеть расстояние в 1260 км . Изучи таблицу и заполни ее.

Направление движения

Скорость

Время

Расстояние

туда

12 км/час

 

1260 км

обратно

 

126 часов

 

5. Реши уравнение и ты узнаешь, сколько лет было Александру Невскому, когда он одержал победу над шведами.

3480 – ? = 10380 : 3

6. Найди значение выражения:

20070 – 17696 : 28 ? 3 + 589 ? 100

7. В этой работе ты решал задачи, которые тебе предложили авторы. А теперь придумай по выражению с именованными числами 2кг 500г ? 4 – 2кг 500г свою задачу и запиши ее условие.

 Мониторинг качества подготовки выпускников по итогам первого полугодия 2009/2010 учебного года 4 класс (русский язык) второй вариант

Используя информацию из текста, ответь на вопросы и выполни задания

а) Что приходилось делать Александру в первые годы княжения?

б) За что молодого князя Александра стали называть Невским?

в) Какую награду учредила Екатерина Первая в честь Александра Невского?

1. Поставь ударение в словах: побоище, орден, надолго

2. Из первого абзаца выпиши три слова, в которых все согласные звуки твердые.

3. Из первого абзаца выпиши слово, в котором букв больше, чем звуков. Определите часть речи выписанного слова.

4. Выпиши слово из пятого абзаца, которое нельзя переносить. Определи в нем количество слогов.

5. Выпиши из текста две пары однокоренных слов, разбери их по составу.

6. Из последнего предложения второго абзаца выпиши все имена существительные. Определи их род, число, падеж, склонение.

существительное род число падеж склонение ___________

7. Из четвертого абзаца выпиши слово со следующими признаками: имя существительное, ж.р., 3 скл., в форме В.п.

8. Найди в третьем абзаце синонимы. Выпиши их.

9. Из подчеркнутого предложения выпиши главные члены.

10. (Cписывание.) Продолжи предложение: Успешные военные действия

Данные задания соответствует требованиям образовательных стандартов. Подобные задания являются примером метапредметного подхода к обучению.

Анализ работ специалистов преподавателей, включая философов, психологов, педагогов, литературоведов, методистов, показал, что в настоящее время имеются основания для использования межпредметных связей на уроках. Растущему человеку нужны не «основы наук», не отчужденные знания, умения и навыки, а подлинное мировидение средствами математического, физического, эстетического, экологического, экономического мышления, которое становится целью образования.

Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

 

2.2. Условия реализации метапредметного подхода в начальной школе

Анализ научных работ Г. А. Андриановой, А. Д. Короля, С. Г. Полищук, Т. В. Свитовой, Ю. В. Скрипкиной, А. В. Хуторского показывает, что образование при метапредметном подходе в обучении понимается буквально как образовывание человека – созидание, создание им образовательных продуктов, как внутренних, так и внешних. Принципиальное отличие данного ориентира от развивающего обучения заключается в том, что цель развивающего обучения–развитие ученика, его теоретического мышления, освоение им учебной деятельности; а цель обучения «научной школы»–не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества.

Согласно идеям А. В. Хуторского, мы под метапредметностью будем понимать выявление, установление и осмысление внутренней связи между знаниями (фактами, законами, закономерностями) разных наук (учебных предметов). Благодаря использованию учителем метапредметности в обучении, учащиеся смогут увидеть процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы. Одним из положительных моментов существования метапредметного подхода в современном образовании является возможность перейти от разделения знаний на предметы, при этом появляется целостное восприятие мира учеником. В сознании ребенка формируется целостная картина мира. Основными средствами достижения метапредметности являются:

1) Метапредметы–это образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. В качестве метапредметов Ю. В. Громыко были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»; Хуторским А. В. разработаны метапредметы «Числа», «Мироведение», «Культура», «Естествознание», общая совокупность которых, вместе с обычными учебными предметами, охватывает весь общеобразовательный комплекс условий для гармоничного развития детей.

2) Надпредметные программы–это программа совместной деятельности учащихся и учителя, реализующаяся в процессе решения ситуационных заданий и направленная на разрешение конкретных личностно значимых проблем учащихся. По надпредметным программам можно работать на уроках (и других видах занятий) по обычным школьным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности.

3) Метапредметные темы в рамках предметных курсов–на уроках можно использовать такие метапредметные темы, как «Пространство и время», «Мир как система систем», «Знание–незнание», «Пространство и время», «Порядок и хаос» и т. д., у младшего школьника формируется целостное представление видение мира и понимание места и роли человека в нем.

4) Специальная деятельность–исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно–диалоговая, дискуссионная, игровая усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

5) Специальные приемы–составление ментальных карт, деревьев понятий, денотатных граф, схем «фишбоун», различные техники графических моделей знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и т. д. Похожая статья: Один из способов реализации компетентностного подхода к обучению геометрии в школе.

6) Специальная дидактика–эвристические, игровые задания. Благодаря использованию учителем метапредметного обучения, учащиеся быстрее усваивают материал, легче обнаруживают взаимосвязь различных вещей и явлений, развивают умение учиться, а не получать готовые знания. Большой вопрос у методистов, учителей, родителей вызывает вопрос о метапредметных результатах и их оценке. В нашем исследовании представлен сравнительный анализ универсальных учебных действий с компонентами, представленными авторами А. В. Хуторским и образовательной системой «Школа 2100» (см. таблицу 1).

Так, Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает сводить метапредметные результаты к универсальным учебным действиям (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные). Авторами Е. В. Бунеевой, А. А. Вахрушевым, А. В. Горячевым, Д. Д. Даниловым, С. А. Козловой, О. В. Чиндиловой были разработаны общеучебные умения образовательной системы «Школа 2100», схожие с универсальными учебными действиями.

А.В. Хуторской считает, что все универсальные учебные действия–личностные, поскольку формируются у конкретного ученика на основе его личного опыта и выделяет следующие личностные качества: мировоззренческие, оргдеятельностные, когнитивные, коммуникативные, креативные (Хуторской, 1998, 238).

Освоенные обучающимися универсальные учебные действия Общеучебные умения и навыки, согласно Образовательной системе «Школа 2100» Личностные качества ученика, согласно идеям А. В. Хуторского Личностные действия: ценностно-смысловая ориентация учащихся: знание моральных норм, умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Нравственно-оценочные умения: оценивать ситуации и поступки, объяснять смысл своих оценок, мотивов, целее, самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки.

Мировоззренческие качества: эмоционально–ценностные установки ученика, умение определять свое место и роль в окружающем мире, семье, в коллективе, патриотические и толерантные качества личности и т. п.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Организационные умения: определять и формулировать цель деятельности, план, реализация плана, соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Оргдеятельностные качества: способность осознания целей учебной деятельности, умение поставить и достичь цель, рефлексивное мышление.

Познавательные действия: выделение познавательной цели; поиск необходимой информации; структурирование знаний; построение речевого высказывания; выбор способов решения задач, рефлексия способов постановка и формулирование проблемы.

Интеллектуальные умения: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, добывать новые знания из различных источников —перерабатывать информацию для получения результата, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Когнитивные качества: умение чувствовать окружающий мир, умение задавать вопросы, умение отыскивать причины явлений, умение обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.

Коммуникативные действия: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

Коммуникативные умения: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи, понять другие позиции —договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что–то сообща.

Коммуникативные качества: умение находить, преобразовывать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (электронная почта, Интернет) и др.

Креативные качества: вдохновлённость, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, чувств, движений, критичность, наличие своего мнения.

Таким образом, можно утверждать, что перечисленные нами результаты метапредметного обучения, представляют собой тождественные элементы деятельностного воплощения изучаемых объектов и знаний, взаимодействия ученика с социальным опытом. Перечисленные общеучебные навыки и умения (образовательная система «Школа 2100») полностью отражают суть универсальных учебных действий, прописанных в Федеральном образовательном стандарте второго поколения, которые также как и универсальные учебные действия достигаются путем сознательного присвоения учащимися социального опыта.

В перечисленных личностных качествах ученика (А. В. Хуторской) представлен элемент, который не нашел отражения в других системах, креативное качество, который, по нашему мнению, несомненно важно учитывать при формировании метапредметных результатов. Кроме того, современному педагогу необходимо правильно оценивать метапредметные результаты. Данная оценка предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся, которая может проводиться в ходе различных процедур:

- итоговые проверочные работы по предметам,

- комплексные работы на межпредметной основе,

- портфолио учащегося,

- оценочные листы наблюдения учителя или психолога, рефлексивные задания, диагностические задачи, внешний рейтинг результатов на метапредметных олимпиадах и конкурсах.

Основными методами оценки учебных действий являются:  диагностика универсального учебного умения,  организация комплексных метапредметных занятий,  самооценка и рефлексия учащихся,  оценка экспертов: ученых, педагогов, Делая вывод, следует отметить, что своевременное внедрение метапредметного подхода в обучении, правильная оценка и контроль, обеспечат более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение в современной школе должно быть направлено на получение метапредметных результатов, т.е. на формирование функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются универсальные учебные действия. Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Метапредметный подход включает в себя следующее:

1. Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями.

2. Вторая особенность. Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что собственно и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.

3. Третья особенность – это ориентация на развитие у школьников базовых способностей. Таких, как мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения, речевая и т.д.

4. Наконец, четвертая особенность – это новаторство в плане использования разного типа методических приемов.

Таким образом, формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию, самообразованию (умению учиться).

Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Это составление деревьев понятий, кластеров, приемы сворачивания информации (таблица, схема). Поэтому формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания творческого характера, используемые как на уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности (РТС, ПДШ). Например:

- отгадывание кроссвордов и загадок;

- составление кроссвордов, загадок по пройденной теме;

- игры «Ловушки», «Смысловое соотнесение», «Прогнозирование», «Найди ошибку» и т. д.

Одной из наиболее характерных трудностей обучения является неумение младших школьников организовать самостоятельную работу. Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Для формирования УУД необходимо учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Чему я хочу научиться? Где могу использовать полученные знания?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке?», «Чему я научился на уроке?» и др. Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях. Учение должно быть осознанным, а сами уроки и занятия - интересными и увлекательными. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнать новое. Только тогда, считаю, будут созданы условия для реализации метапредметного подхода при формировании УУД школьника.

При планировании проекта урока учителю необходимо определить, какие УУД в рамках данной темы могут формироваться; на каком этапе урока; через что. Но важно отметить, что при формировании УУД школьника в рамках изучаемой темы урока особое внимание следует уделить формулированию метатемы. Темы метапредметов могут быть применены практически к любой теме по любому предмету. Вот несколько примеров метапредметных тем и то, с какими темами и типами уроков они могут быть связаны:

1.«Знание и незнание» (на уроках введения новых знаний и урока обобщения полученных знаний);

2.«Рисунок и схема» («Секреты орфографии», «Отрасли экономики» );

3.«Мифы и парадоксы» («Путешествия», «Праздники»);

4.«Позиция и роль» («Профессии», «В магазине», «Семья»);

5.«Общество и среда» («Профессии», «Музыка», «Литература», «Семья»);

6.«Проблемы современного города» («Охрана окружающей среды», «Транспорт»);

7.«Порядок и хаос» («Место, где мы живем», «Режим дня школьника»);

8.«Простое и сложное» («Увлечения моих друзей», уроки формирования грамматических навыков, навыков диалогической и монологической формы общения).

Об эффективности работы по данной теме могут свидетельствовать результаты диагностики учащихся, которые показывают положительную динамику формирования УУД школьников.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку./Л.И. Айдарова. – М.: Педагогика, 1978. – 144 с.
  2. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах/Под ред. Рождественского Н.С., Фомичевой Г.А. – М.: Педагогика, 1977. – С.13.
  3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. — М.: Искусство, 1979. — 424 с. — (Из истории сов. эстетики и теории искусства).
  4. Ботвинников, А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников/А.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов. -- М.:Просвещение, 1979. – 412 с.
  5. Веселова, Н. Н. Формирование учебных умений у младших школьников : (проблемы, поиски, решения) / Н. Н. Веселова // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – N 8. – С. 63-68.
  6. Виноградова Н.Ф. Проблемы реализации нового стандарта начального общего образования // Управление начальной школой. - 2010.- №8.
  7. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. -М.: Издатель Рассказов А.И., 2004.
  8.  Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1984.—400 с. – (Акад. пед. наук СССР).
  9. Гиренок Ф.И. Аутография языка и познания, – М.: МГИУ, 2010, 247 с.
  10. Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011. № 9 [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64
  11. Глезденева М.В. Технологическая карта урока. Управление начальной школой №12/2011
  12. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000
  13. Гусева Т.А. Когнитивно-стилевые аспекты изучения познавательной активности личности на примере любознательности подростков // http://www.bigpi.biysk.ru/psy/articles/guseva1.shtml 
  14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов, – М.: Педагогика, 1986, – 356 с.
  15. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов, – М.: Педагогика, 1996, – 356 с.
  16. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. — Самара: 1998. — 216 с.
  17. Ильенков Э. В. Что такое личность? – Хрестоматия. Изд-во Моск. ун-та, 1982г. – 296с.
  18. Калашникова Н.Г., Никитина М.Г. Динамика формирования универсальных учебных действий младших школьников: методические рекомендации. – Барнаул: АКИПКРО, 2012.-48с.
  19. Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы // Управление начальной школой. - 2009. - № 12.
  20. Коротаева, Е.В. Типы учебной активности : педагогическая тактика и стратегия. / Е.В. Коротаева // Директор школы. 2000. – № 9. – С. 75-80.
  21. Краевский В.В, Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. - 2003. - № 3. - с. 3-10.
  22. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.- М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 352 с.
  23.  Методология функционального моделирования IDEF0. Руководящий документ. Издание официальное. Госстандарт России. – М.: РД IDEF 0 . — 2000, с. 60. HYPERLINK http://idef.eu/IDEF0/IDEF0Ru.htm 
  24. Миндалев И.В. Моделирование бизнес-процессов. Электронный учебно-методический комплекс. HYPERLINK http://www.kgau.ru/istiki/umk/mbp/index.html 
  25. Михайлов, Н. Путь к графической грамотности /Н. Михайлов // Нар. образование. – 1996. – N 9. – С. 80-85.
  26. Налимов В.В. Разбрасываю мысли: В пути и на перепутье, – М.: 2000, 340 с.
  27. Низиенко Е. О том, что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования. // Вестник образования. - 2009. - № 3.
  28. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 215 c. – (Стандарты второго поколения).
  29. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2, 2010.
  30. Репкин В.В. Развивающее обучение: теория и практика / В.В. Репкин, Н.В. Репкина. – Томск: Пеленг, 1997, – 288 с.
  31. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. – Хрестоматия. Изд-во Моск. ун-та, 1982г. – 288с.
  32. Сенько, Ю. В. Педагогика понимания: учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального пед. образования /Ю.В. Сенько, М. Н. Фроловская. – М.: Дрофа, 2007. – 191 с.
  33. Сидоренко Т.В., Фофанов О.Б. Модель организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку / Т.В. Сидоренко, О.Б. Фофанов // Вестн. Томского гос. пед. Ун-та. – 2011. – № 6, С. 59–63.
  34. Смолина, Т.А. Формирование научных понятий при обучении школьников графической грамотности / Смолина, Т.А. // Методология, теория и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: тез.докл.Всерос.науч.-практ.конференции 13-15 мая 1998. – 1998. – Т.1.- С.106-107. – Челябинск, 1998. – С.34.
  35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования №1897 от 17 декабря 2010 года.
  36. Хан Е.Ю. Применение метапредметного подхода в дистанционном образовании // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. – СПб.: Реноме, 2012. – 244 с. // с. 228-234.
  37. Ходоренко Е. Д. Комплексные творческие задания на интегрированных уроках // Начальная школа. - 2010.- №3.
  38. Хромов Н. Принцип межпредметных связей в процессе обучения // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2006. - №9.
  39. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электр. ресурс] URL: http//eidos.ru/journal/2002/index.htm  
  40. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности // Весник Института образования человека, 02 марта 2012 г. http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm
  41. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. – М.: Международная педагогическая академия, 1998. – С. 234-238.
  42. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 367 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников.

Статья "Возможности использования ИКТ в процессе обучения младших школьников"...

Реализация здоровьесберегающего подхода в процессе обучения учащихся на уроке и во внеурочное время

Задача сохранеия и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приёмов и педагогических технологий с естественнонаучных позиций....

Реализация здоровьесберегающего подхода в процессе обучения учащихся на уроке и во внеурочное время

Задача сохранеия и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приёмов и педагогических технологий с естественнонаучных позиций....

"Реализация ценностного подхода в процессе обучения на уроках чтения"

Выступление на августовской конференции по теме: "Реализация ценностного подхода в процессе обучения на уроках чтения"...

СТАТЬЯ "Особенности организации процесса обучения младших школьников санаторной школы- интерната в условиях реализации ФГОС НОО".

В данной статье затронута тема организации процесса обучения младших школьников   санаторной школы- интерната в условиях  реализации ФГОС НОО. Для эффективности результатов работы ...

Курсовая работа на тему: "Личностно-ориентированный подход в организации обучения младших школьников"

Личностно-ориентированный подход в организации обучения младших школьников....