Главные вкладки

    Чтение лирических стихотворений о войне Б. Окуджавы и А. Твардовского.
    методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

    Бакшаева Анна Александровна

    На уроке звучат  стихи В. Высоцкого и Е. Винокурова, произведения Б. Ш. Окуджавы и А. Т. Твардовского. Работа строится по учебнику Бунееева 3 класс "В одном счастливом детстве", либо материал может быть использован на внеклассном чтении. Урок направлен на  развитие способности эмоционально откликнуться на прочитанное, чутко относиться к поэтическому слову,  воспитывать любовь к Родине, чувство уважения и благодарности тем, кто погиб ее защищая.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon урок чтения в 3 классе54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока чтения в 3 классе.

    Тема: Чтение лирических стихотворений  о войне                   Б. Окуджавы  и А. Твардовского.

    Цели урока:

    • Развитие навыка правильного, осознанного чтения вслух;
    • Развитие устной речи, ее содержательности, точности, выразительности;
    • Развитие способности эмоционально откликнуться на прочитанное, чутко относиться к поэтическому слову;
    • Воспитывать любовь к Родине, чувство уважения и благодарности тем, кто погиб ее защищая.

    Ход урока:

                   I.Оргмомент.

    II.Повторение изученного. Введение в тему занятия.

    Учитель:

    Над каким разделом мы работаем на уроке чтения?

    Дети: День Победы.

    Учитель: Мы обратились к этому разделу в преддверии приближающихся майских праздников, Дня Победы, который мы отмечаем ежегодно.

    -Какую дату отмечаем мы 9 мая?

    • Почему взрослые вспоминают войну, ведь говорят, что тяжелое, плохое, грустное нужно скорее забыть?

    Дети:

    -Есть вещи в жизни, которые человек забывать не должен и не может, даже если забыть и хотел.

    • Если мы войну забудем, вновь придет война.

    Учитель: И сегодня мы вместе вспомним и то, как советский народ принял известие о Великой Победе в 1945 году, вспомним тех, кто жизнью своей заплатил за то, что мы сейчас живем на мирной земле.

    Просматривается видео клип на песню « Москвичи» на стихи Е.Винокурова. Это не привычная проверка домашнего задания. На предыдущем уроке дети учились выразительно читать стихотворение Е. Винокурова «Москвичи»,  представляли его героев, размышляли  над строками.  

    Песни «Москвичи» в исполнении М. Бернеса они не слышали. Теперь же они не только слышат эту песню, но и видят фрагменты фронтовой кинохроники, видят наиболее трагичные  моменты войны и счастливые минуты победы. Завершается клип на очень щемящей ноте: могильные плиты солдат с надписями «Неизвестный». Но само построение клипа и содержание стихотворения вызывает в детских душах противоречие: « Как же так? Мы же знаем этих ребят. Вот же они проходили по военным дорогам, водружали знамя победы над Рейхстагом... Почему сейчас они неизвестны?»

    Это чувство противоречия необходимо и для знакомства с новым для детей стихотворением         Б. Окуджавы «Король».

    Учитель: Кому поставлены эти скромные плиты над могилами с надписью «Неизвестный»?

    Дети:

      - Сережке с Малой Бронной и Витьке с Моховой.

    • Пропавшим без вести солдатам, неизвестным героям.

    Учитель: Почему же на плитах надпись «Неизвестный», если мы с вами знаем имена этих солдат?

    Дети: Мы не знаем их фамилий, а другие, может быть, не знают и имен.

    Учитель: Был ли в мире хоть один человек, кто помнил их фамилии и ждал их?

    Дети: Это были их матери.

    Учитель: Значит ли это, что кроме старушек-матерей больше некому о них вспоминать?…..

    Мы с вами не должны забывать об их подвиге. Недаром на могиле неизвестного солдата в Москве есть надпись « Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

    И все-таки, вспоминаем мы о них редко. Но помогают нам в этом замечательные произведения писателей и поэтов.

    III.Объяснение нового материала. Сообщение новых сведений об авторе.

    Учитель:  С чьими стихами познакомились мы на предыдущем уроке?

    Дети: Это стихи В. Высоцкого и Е. Винокурова.

    Учитель: А сегодня нам предстоит встреча с произведениями Б. Ш. Окуджавы и А. Т. Твардовского.

    На доске портреты писателей.

    Откройте учебники. Прочитаем авторский текст перед стихотворением.

    _ Что вы узнали о Б. Окуджава?

    • Он был старше Высоцкого, ушел на войну совсем молодым.
    • Как звучит тема войны в его стихах? Зачитайте из текста.
    • …В его стихах нет описаний боев, подвигов, но есть чувство, ощущение того, что война разрушила весь привычный мир, в котором жили люди.
    • Итак, перед нами стихи, и в то же время, это не стихи, а песни.

           Свои стихи Булат Окуджава всегда исполнял под музыку, под гитару. Исполнял он их просто, так, как поют многие. Но исполнение его очень доверительное.

           Песни его станут нам близкими, и мы уже будем не только слушать, но и жить с ними.

           Хорошо, когда каждое слово в песне понятно, тогда и песня становится близкой.

                       IV.Работа с текстом до чтения.

    Давайте познакомимся со стихотворением Б. Окуджавы «Король».

    В стихотворении нам встретятся слова, которые потребуют предварительного объяснения.

    Дети, прежде чем узнают точное значение слова, высказывают свои предположения, обращаются к словарю С. И. Ожегова.

    • Радиола – проигрыватель для пластинок, соединяющий в себе и радио.
    • Всемогущий (всемогущ) – тот, кто все может.
    • Мессершмитты – фашистские военные самолеты.
    • Король-…

    -Кого обычно называют королем?

    • Какое отношение он может иметь к войне?

    Дети:

    • Это человек, который управляет страной, он защищает свою страну, может вступить в бой за нее.

    - Король может воевать, защищать свою страну.

                       V.Первичное чтение.

    Стихотворение читает учитель, затем дети читают стихотворение про себя для дальнейшего более глубокого анализа.

     

                       VI.Анализ текста стихотворения.

    Учитель: Давайте теперь прочитаем стихотворение вместе и представим себя жителями этого маленького московского дворика.

     

    Чтение 1 строфы.

    • Какое время описывает рассказчик?
    • Мы узнаем о жизни до войны.
    • Кто он сам  этот рассказчик?
    • Это житель двора или человек, живущий по соседству.
    • Что было символом, приметой мирной жизни московского дворика?
    • Танцы под радиолу.

    Жил во дворе Ленька Королев.

    • За что его прозвали Королем?
    • Его могли так назвать по его фамилии.
    • А могли и за то, что он всех защищал и всем помогал если нужно.

    • Как все к нему относились?

    «Все ребята уважали очень Леньку Королева

    И присвоили ему званье короля…»

    • За что его могли уважать?

    С каким настроением нужно читать эти строки?

    • С настроением светлого воспоминания.

    Анализируя настроение, которое как им кажется, вложил в эти строки автор, и с каким им самим хотелось бы прочитать эти строки, дети пользуются «Словарями настроений».

    • Послушаем чтение 1 строфы…( читает один ученик).

    Чтение 2 строфы.

    • Что узнали мы о Леньке?
    • Каким он был человеком? (всемогущим, благородным).
    • Почему автор говорит о Леньке «Король как король»?
    • Что значит «царственная рука» в понимании Окуджавы (Верная рука).

    И спасти Король мог не только ребят своего двора.

    С каким настроением будем читать эту строфу?

    -С бодрым, серьезным, поучительным. Прочитает…

    Чтение 3 строфы.

    • Что случилось на рассвете июньским утром 1941 года?

    -Началась война.

    «… Мессершмитты, как вороны

    Разорвали на рассвете тишину…»

    • Как поступил тогда Ленька? Прочитайте.

    «..Наш король как король,

    Он кепчонку как корону набекрень

    И пошел на войну…»

    • Вновь повторяется строка «Король как король» Почему?
    • Настоящий король должен защитить свою страну, и Ленька это сделал так, как будто он каждый день отправлялся на войну, будто это и не подвиг, а обычное дело.

    - Только это не совсем обычный король.

    -Что он носит на голове?

    • Вместо короны у него кепчонка.  

    -Как он надел свою кепчонку?

           -  Он надел ее гордо, как корону.

    • Он надел ее набекрень, набок, может, чтобы других успокоить, что вот мол, ничего страшного.

    В первые же дни войны отправился Ленька на фронт, не ждал, когда его вызовут повесткой, пошел сам защищать свою страну.

    - С каким чувством, настроением будем читать строфу?

    • С серьезным, тревожным, голосом нужно будет передать состояние готовности.

         Прочитает…

         Чтение 4 строфы.

    • Как автор говорит о гибели Леньки?

      «… Вновь играет радиола,

     Снова солнце в зените,

      Да некому оплакать его жизнь...»

    • Это значит, что когда вновь наступил мир, Ленька не вернулся.

    Мы узнаем, что Леньку некому оплакать.  За эти строки песню эту Булату Окуджаве очень долго не разрешали исполнять. Чиновникам не нравилось, что Окуджава сказал о том, что героев некому вспомнить. Ведь если честно, мы вспоминаем о них раз в год, а о скольких мы не знаем ничего, и только, может быть, вот такие стихи заставят нас вспоминать о них чаще.

    • С каким настроением нужно читать эту строфу?
    • С печальным, грустным, нужно передать голосом состояние потерянности.

    Прочитает…

           Чтение 5 строфы.

          Почему о таких ребятах нужно помнить, ответ мы найдем в последней строфе.

          Дети вполголоса читают последние строфы.

           Какими чувствами наполнены строки этой строфы?

    • Это чувства ожидания, чувство надежды, чувство грусти.

         

    • Как вы понимаете 2 последние строчки?

    • Старая Москва уже не будет прежней без таких ребят, как Ленька. Мы должны быть достойны их памяти, стараться походить на них.

    • Строфу прочитает …

    Сейчас вы перечитаете это стихотворение целиком.

    -В каком темпе вы будете читать?

    Нужно ли читать очень громко?

    • Нужно читать не быстро, но и не медленно. В спокойном темпе, не громко, но так, чтобы все услышали.

    Дети читают вполголоса сначала себе, чтобы определиться, как каждый сам сможет выразительно прочитать стихотворение.

    -Согласны ли вы, что здесь есть ощущение того мира, в котором жили люди?

    _Сохранился ли он?

    Война разрушила этот мир.

    -Почему автор решил рассказать нам о Леньке Королеве?

    • Мы должны помнить всех, кто победил в этой войне, даже если мы не знаем их имен.

    -Какие чувства он передал читателям?

    • Чувство грусти и печали о тех, кто уже не придет никогда.

               -Чувство гордости за таких ребят, как Ленька Королев.

    Выразительное чтение стихотворения детьми. Дети предлагают свой вариант выразительного прочтения стихотворения и лишь после этого слушают песню в исполнении автора.

    За время урока многим уже запомнились слова и дети подпевают.

     

    V. Итог урока.

    Подводит итог сегодняшнему уроку стихотворение А. Твардовского  « Я знаю, никакой моей вины…». Прочитает его…(чтение наизусть подготовленного ученика).

     Прочитайте стихотворение самостоятельно.

    • О чем вы думали, слушая это стихотворение? О чем оно?
    • Как жаль, что мы ничего не можем сделать, чтобы вернуть погибших.

             - В этом нет нашей вины, но все-таки очень жаль.

    -Идея этого стихотворения – наш вечный долг перед теми, кто ценою жизни завоевал мир.

    Идея – вечная память погибшим и преклонение перед их подвигом, ведь честная гибель на войне при любых обстоятельствах – подвиг, это принесение себя в жертву ради мира, в котором будут жить другие.

    Итак, что нового узнали вы о войне?

    -Какие произведения этого раздела вам запомнились?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац

    Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....

    Разработка урока литературного чтения по теме: А. Твардовский "Рассказ танкиста"

    Урок по УМК "Планета знаний" в рамках темы "Прошла по земле война". К уроку прилагаются три презентации: "Презентация урока", "Биография А.Твардовского", "Сталинградская битва"....

    Урок литературного чтения в 4 классе А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

    Разработка урока литературного чтения в 4 классе «Б» (УМК «Планета знаний)Раздел: Прошла по земле война.   Тема: А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»  Данный урок 5 в разделе «По земле пр...

    А. Блок. Стихотворение "Сны". Выразительное чтение лирического произведения.

    Перед вами методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса (УМК "Школа России") по произведению А. Блока "Сны". В ней я представила работу с лирическим произведение...

    Презентация по литературному чтению Лирические стихотворения о весне А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака 1 класс "Школа России"

    Цель: показать, как поэты воспевают весну, подснежники, апрель.Задачи:– познакомить с содержанием стихотворений;– учить определять настроение стихотворение;– учить выделять сред...

    Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)

    Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...