А. Блок. Стихотворение "Сны". Выразительное чтение лирического произведения.
методическая разработка по чтению (3 класс)

Баранова Наталья Борисовна

Перед вами методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса (УМК "Школа России") по произведению А. Блока "Сны". В ней я представила работу с лирическим произведением на уроке, направленную на понимание прочитанного и выразительностью чтения стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл А.А. Блок. Стихотворение "Сны".21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения, 3 класс (УМК «Школа России)

Тема: А. А. Блок «Сны». Выразительное чтение лирических произведений.

Тип урока: Знакомство с новым материалом.

Цель урока: Создание условий для развития навыка выразительного чтения лирических произведений.

Задачи урока:

  1.  Образовательные: познакомить учащихся с произведением А. А. Блока «Сны»; формировать умение сопоставлять эмоциональную окрашенность разных строф произведения, умение определять настроение рассказчика, выражать своё мнение о прочитанном, выделять средства художественной выразительности; расширять словарный запас учащихся и их читательский кругозор.
  2. Развивающие: развивать способность к эстетической восприимчивости к красоте художественного слова, внимание к слову в контексте литературного произведения; умение выделять главную мысль в тексте; умение сравнивать, обобщать, анализировать; действия контроля и оценки обучающихся.
  3. Воспитательные: воспитывать коммуникативные умения, интерес к литературе как виду искусства.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, передавая своё отношение к прочитанному.
  • Осознанно выбирать виды чтения.
  • Пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления.
  • Находить в произведении средства художественной выразительности.
  • Формулировать учебную задачу урока.
  • Составлять план работы по решению учебной задачи.
  • Использовать найденный текстовый материал в своих высказываниях и рассуждениях.
  • Высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение.
  • Контролировать и оценивать свои действия и достижения, а также своих одноклассников.

Формирование общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей, этических чувств.

Оборудование: ноутбук, проектор, портрет поэта, раздаточный материал.

Форма работы: фронтальная, работа в парах.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организационное начало

Учитель приветствует учащихся, создает положительный настрой

 на работу, проверяет готовность к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Актуализация необходимых знаний

Учитель выявляет знания учащихся о поэзии, поэтах, поэтессах.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по теме «Поэтическая тетрадь». Слайд №1. С какой формой художественной речи связано название тетради?

- Что такое поэзия?

- Как называют авторов поэтических произведений?

- Назовите поэтов, чьи произведения вы читали?

Учащиеся объясняют, что такое поэзия, как называют авторов поэтических произведений, называют поэтов, чьи произведения они читали.

Мотивация познавательной деятельности

Учитель предлагает учащимся составить сообщение о поэте, организует работу по формулированию учебной задачи урока и составлению плана её решения.

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с произведением известного русского поэта А.А. Блока. Слайд №2. Посмотрите на его портрет. Каким человеком вы его себе представляете? Когда знакомишься с произведениями писателя или поэта очень хочется узнать что-либо о его жизни, пути в литературу. Вы согласны со мной?

И я предлагаю вам выступить в роли исследователей и подготовить краткое сообщение об А.А. Блоке. У вас на партах лежат листы с заданиями для сегодняшнего урока. Какое задание вам понадобится? Слайд №3.

На доске вопросы. Как подготовить сообщение? Как не потерять найденные ответы? Кто может объяснить, как нужно выполнить задание?

Работу будем выполнять в парах. Как вы думаете, каким должно получиться ваше сообщение? Выстраивание критериев оценивания работы.

Проверяем работу пары… Самооценка пары. Оценивание работы пары классом согласно выбранным критериям. Что вы уже знали о жизни и творчестве А.А. Блока? Что было новым? Что вам больше всего запомнилось?

О произведении А.А. Блока, с которым мы будем сегодня знакомиться, я скажу загадочной фразой: «Вроде нету, вроде есть, слаще мёда, а не съесть. На весах не взвесишь, на базаре не продашь, а нет милее его на свете». Что это? Откройте учебники. О каком произведении идёт речь? Почему вы так решили?

Постановка учебной задачи и определение плана её решения. Слайды №4, 5.

Учащиеся работают над составлением сообщения об А.А. Блоке, оценивают свою работу и работу других учащихся, коллективно формулируют учебную задачу и составляют план её решения.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учащиеся отвечают, аргументируют свои ответы.

Учащиеся выбирают задание, объясняя свой выбор.

Учащиеся формулируют задачу и пути её решения.

Учащиеся повторяют правило работы в паре.

Учащиеся выполняют работу в паре, оценивают свою работу и работу одноклассников согласно выбранным критериям.

Учащиеся отгадывают загадку, объясняют отгадку, находят произведение в учебнике.

Учащиеся формулируют учебную задачу и составляют план её решения.

Организация познавательной деятельности

Учитель организует работу над произведением, его жанровыми особенностями.

 Первичное чтение стихотворения учителем.

-Вам понравилось произведение? Чем? От чьего имени ведётся повествование?

В тексте стихотворения есть устаревшие слова, которые в современном языке мы не употребляем, но без понимания значений этих слов работа над произведением будет затруднена. Слайд №6. Что мы должны сделать?  Положите перед собой лист с заданием. С каким заданием мы будем работать? Прочитайте слова. Рассмотрите таблицу. Что вы видите? Кто может объяснить, как нужно выполнить задание.

Работу выполняем в парах.

 Проверяем работу пары… Самооценка пары. Оценивание работы пары классом согласно выбранным критериям.

Самостоятельное чтение произведения с карандашом.

- Отметьте отрывок, где говорится о том, что снится мальчику. Какие картины видит мальчик?

- Отсюда мы можем сделать вывод, какие сказки рассказывала няня своему воспитаннику?

Физминутка

(Приём оживления, потягивание, попадаем в сон рассказчика).

Конник, Царевна, Сражение, Сноп лучей, Пробуждение царевны.

- Внезапное пробуждение. Последнее четверостишие.

- Как вы думаете, кто говорит слова «Я тебя люблю»?

Работа над выразительным чтением произведения

- Закройте глаза и попытайтесь увидеть картину, которую создал автор.

- Что вы увидели?

- Если бы вы были композиторами, какую мелодию вы бы выбрали для этого произведения? Будет ли она одинаковой для всех строф?

- Согласны ли вы с тем, что музыкальность и выразительность прочтения оживляют стихотворение?

Чтение каждой строфы. Обращаем внимание на знаки препинания, средства художественной выразительности, выбор темпа прочтения.

Чтение стихотворения несколькими учащимися. Самооценка.

Оценка чтения ученика одноклассниками.

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

Учащиеся определяют решение поставленной задачи.

Учащиеся определяют задачу и определяют алгоритм её решения.

Учащиеся выполняют работу в паре, оценивают свою работу и работу одноклассников согласно выбранным критериям.

Учащиеся выполняют чтение с обсуждением.

Предположения детей.

Учащиеся предполагают, что это могут быть слова няни, обращенные к своему воспитаннику, а могут быть и слова мальчика, которые он адресует своей няне.

Учащиеся описывают картины, которые они увидели в своём воображении.

Учащиеся выбирают спокойную, напоминающую колыбельную, музыку, высказывают предположение, что она будет разной в зависимости от строфы.

- Через выразительное чтение передаются те чувства, которые поэт вложил в своё стихотворение.

Подведение итогов. Рефлексия. Оценка работы.

- Какое настроение у вас в конце урока?

- Что нового вы открыли для себя?

- Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни?

- Какой этап урока, вид работы вам больше всего понравился?

Высказывания учащихся.

Приложение

Задание №1

     Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге. Отец был юристом, а мать – писательницей и переводчицей. Детство и юность Блока прошли в семье матери в Петербурге.

     С детства он мечтал стать актёром, участвовал в постановке спектаклей домашнего театра. Окончив гимназию, поступил в Петербургский университет.

     В пять лет начал писать стихи, с помощью мамы создавал книжечки стихов. Первое стихотворение Блока, как начинающего поэта, было напечатано в 1903 году.

Задание 2

Лампадка, внемлю, дрёмные покровы, покров

Дремота – полусон, состояние при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.

Небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой.

Слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием.

Верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь

Библиография

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.Ф. Литературное чтение: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
  2. Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Н.А. Стефаненко. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с. (Школа России).
  3. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М: Вентана – Граф, 2005. – 128 с.
  4. Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – 256с. – (Современная школа).
  5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо,2005. – 736 с.