Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Владимирова Анастасия Андреевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема урока: Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи.

Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева о весне, со стихотворениями И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне и с произведениями живописи А. Куинджи;

Планируемые результаты:

·        Предметные: научатся читать стихотворения, прозаический текст и загадки выразительно; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

·        Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по литературному чтению «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 51-53; презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

литературного чтения

 

                                                                                Шарыкина Анастасия Андреевна                

   

                                

Челябинск, 2016

Предмет: литературное чтение

Класс: 2В

Тема урока: Ф. Тютчев "Зима недаром злится…»; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи.

Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева о весне, со стихотворениями И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне и с произведениями живописи А. Куинджи;

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся читать стихотворения, прозаический текст и загадки выразительно; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
  • Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по литературному чтению «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 51-53; презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1. Орг. момент:

Словесн.: слово учителя.

2 мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Слайд. Урок литературного чтения. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежал учебник по литературному языку. Теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик?
Молодцы!

Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку.

Л: формировать положительное отношение к урокам; формировать ценностные ориентации.

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Словесн.: речевая разминка.

Словесн.: беседа.

4 мин

Речевая разминка

- Прочитаем стихотворение. Как, по-вашему, оно называется? (Весна) Слайд.

Речка голубая

Под небом голубым,

И туман растаял,

Голубой, как дым.

Будто бы кивая

Круглой головой,

Пьет сойка голубая

Из лужи голубой.         (Л. Лоншакова)

- Прочитайте стихотворение с интонацией удивления, раздражения, грустно.

- Прочитайте быстро, еще быстрее.

- Прочитайте выразительно.

- Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? Чем будем заниматься, чему учиться?

(Выразительно читать стихотворения о весне)

Сегодня мы продолжаем изучать новый раздел.

- Как он называется? Слайд.

А также познакомимся с жизнью и творчеством таких поэтов как Ф. Тютчев, И. Никитин, А. Плещеев, И. Шмелев, Т. Белозеров, и с произведениями живописи А. Куинджи.

Читать стихотворение с разной интонацией.

Предполагать задачи урока.

П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

дополнять и расширять знания; постановка и формулирование темы.

К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания.

3. Решение частных задач

Практич.: пересказ сказки.

Словесн.: слово учителя, беседа.

Практич.: выборочное чтение стихотворения.

6 мин

5 мин

- Но для начала я хочу проверить ваше домашнее задание.

2-3 человека пересказывают сказку.

- Делал ли ты план пересказа? Помог он тебе?

Выставление оценок.

Работа по теме урока

- Прочитайте, что здесь написано? Слайд.

 вечтют чивонави родеф

- Что знаете об этом поэте?

Слово о писателе

Поурочные разработки, страница 255.

Чтение стихотворения

- Откройте учебник на странице 51.

- «Зима недаром злится…». Что вы представили, услышав название этого стихотворения? Произнесите про себя.

- Закройте глазки, расслабьтесь, и, пока я буду читать, постарайтесь представить себе эту картину.

Чтение на фоне музыки.

- Что увидели? Передайте ваши впечатления.

(В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне, происходит столкновение времен года, оно представляется в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны)

- Пробегитесь по стихотворению и найдите слова, значение которых  вам неизвестно.

Засуетилось - начало действовать торопливо.

Нудит - принуждает, заставляет.

- Какой прием используется в этом стихотворении? (Олицетворение)

- Да, поэт пишет о Зиме и Весне, как о живых существах. Найдите и прочитайте эти строчки.

- Как названа в стихотворении Весна, Зима?

Найдите в тексте.

- Почему автор слова Зима и Весна пишет с заглавной буквы? (Они - как живые существа, главные герои произведения. Поэт-волшебник совершил чудо и времена года превратились в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они ведут себя как люди)

Пересказывать сказку.

Расшифровывать имя поэта.

Знакомиться с жизнью поэта.

Представлять картину стихотворения.

Анализировать значения слов.

Читать стихотворение.

Отвечать на вопросы.

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

дополнять и расширять знания.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

аргументация своего мнения и позиции.

4. Закрепление изученного материала:

Словесн.: беседа.

Практич.: анализ и чтение стихотворения.

Практич.: анализ произведений живописи.

Словесн.: слово учителя, беседа.

Практич.: отгадывание загадки, выразительное чтение.

Словесн.: слово учителя, беседа.

2 мин

4 мин

2 мин

2 мин

3 мин

2 мин

3 мин

2 мин

Физминутка

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо!

Ветер тише-тише, деревцо все выше-выше!

Работа по теме урока

- Перечитайте стихотворение. Какое настроение у поэта: он радуется или печалится?

- На чьей сторон его симпатии? (Поэту симпатична Весна, он радуется ей и осуждает Зиму за то, что она не уходит)

- Какое же время года, по-вашему, лучше? (Каждое время года по-своему прекрасно и любимо)

- На сколько частей разделено произведение? (5)

- Сколько продолжительных пауз? (2)

Анализ частей стихотворения

Поурочные разработки страница 256.

Прочитаем полностью все стихотворение выразительно, соблюдая все паузы, интонацию и без ошибок.

2-3 учащихся. Слайд.

- Расшифруйте запись.

нитикин чиввас нави  Слайд.

Прочитаем его стихотворение на странице 52.

- Понравилось?

- Как поняли предложение «Журавли караваном летят»? (Движущаяся группа кого-либо)

Прочитайте выразительно. 2-3 учащихся.

Не только поэты воспевали весну, но и художники. Посмотрите на произведение живописи Архипа Ивановича Куинджи. Учебник.

Это русский художник. Посмотрите другие его картины.

Слайд.

Следующий поэт - Алексей Николаевич Плещеев. Послушайте. ПР страница 259. Слайд.

- Прочитаем выразительно его произведение. Называется также «Весна».

Найдите объяснение слова лазурь.

- Какое настроение автор передает нам в стихотворении?

- Какие картины весны наблюдает поэт?

Страница 53, прочитаем короткое произведение Ивана Сергеевича Шмелёва. Слайд.

- О чем это произведение?

- Какое предложение вам особенно понравилось?

Перечитаем весь текст выразительно. 2-3 учащихся.

Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями - цветами. Угадайте, что это за цветы.

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег,

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех. (Подснежник)

Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением о подснежниках и о весне.

- Прочитайте, кто его автор?

Верно, Тимофей Максимович Белозеров. Послушайте, ПР страница 259. Слайд.

- Прочитаем стихотворение.

- С чем автор сравнивает подснежники?

Прочитаем выразительно.

- Какая тема объединяет произведения всех авторов?

- Одинаковы ли они по настроению? Какое произведение отличается от других? Чем?

- Какое из них вам больше понравилось?

ПР страница 260.

Повторять движения.

Отвечать на вопросы.

Анализировать стихотворение.

Читать выразительно.

Расшифровывать имя поэта.

Знакомиться с художником.

Анализировать картины.

Выразительно читать стихотворение.

Отгадывать загадку.

Читать выразительно.

Отвечать на вопросы.

П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Р: принимать и сохранять уч. задачу при выполнении заданий; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; применять освоенные способы действия.

П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

аргументация своего мнения и позиции.

5. Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесн.: беседа.

3 мин

- Произведения на какую тему мы сегодня читали? (Весна)

- С какими авторами познакомились? (Тютчев, Никитин, Плещеев, Шмелев, Белозеров) 

- Произведения живописи какого автора рассматривали? (Куинджи)

Домашнее задание: с. 51 выучить наизусть, с. 52-53 выразительное чтение.

А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.

Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Самоанализировать свою работу на уроке.

Самооценка.

Подводить итог.

Л: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Предлагаю подружиться Плодотворно потрудиться!

Слайд 2

Речка голубая Под небом голубым, И туман растаял, Голубой, как дым. Будто бы кивая Круглой головой, Пьет сойка голубая Из лужи голубой.

Слайд 3

ТЕМА УРОКА: «ВЕСНА, ВЕСНА! И ВСЁ ЕЙ РАДО!»

Слайд 4

ПЛАН ПЕРЕСКАЗА 1. Жил бедняк, собирал раковины. 2. Покупка волшебной курицы. 3. Покупка 1 корабля, морское путешествие. 4. Купил двенадцать кораблей. 5. Гибель (убийство) курицы. 6. Погубил свое счастье, остался бедняком.

Слайд 5

вечтют чивонави родеф

Слайд 6

Федор Иванович Тютчев

Слайд 7

Требования к выразительному чтению: - правильная постановка логического ударения; - соблюдение пауз; - правильный выбор темпа; - соблюдение нужной интонации; - безошибочное чтение.

Слайд 8

нитикин чиввас нави

Слайд 9

Иван Саввич Никитин

Слайд 10

Архип Иванович Куинджи

Слайд 14

Алексей Николаевич Плещеев

Слайд 15

Иван Сергеевич Шмелёв

Слайд 16

Тимофей Максимович Белозеров

Слайд 17

ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Маленькие и большие секреты страны Литературии; обобщение по разделу. «Весна! Весна! И всё ей радо!»"

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: маленькие и большие секреты страны Литературии; обобщение по разделу. «Весна! Весна! И всё ей радо!»Цели урока: повторить и обобщить изученный материал...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи.Цели урока: проверить знание ...

Учебно-методический комплект по литературному чтению 2 класс по теме "Ф.И.Тютчев-Весна"(конспект+презентация+аудио)

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Люблю природу русскую.Ф.И.Тютчев-"Весна"Цели урока: познакомить учащихся с новым разделом;учить анализировать произведения,воспринимать выраженные в них ...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»" 4 класс

Цель: расширить знания учащихся о творчестве Д. Н. Мамина-Сибирика и познакомить с произведением «Приёмыш».Тип урока: открытие нового знания.Планируемые результаты:ü Личностные: развитие мотивации уче...

«Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова»

laquo;Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова»...