Главные вкладки

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"
    учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

    Шарыкина Анастасия Андреевна

    Предмет: литературное чтение

    Класс: 2

    Тема урока: Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи.

    Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева о весне, со стихотворениями И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне и с произведениями живописи А. Куинджи;

    Планируемые результаты:

    ·        Предметные: научатся читать стихотворения, прозаический текст и загадки выразительно; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.

    ·        Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: учебник по литературному чтению «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 51-53; презентация.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж №1»

    Технологическая карта урока

    литературного чтения

     

                                                                                    Шарыкина Анастасия Андреевна                

       

                                    

    Челябинск, 2016

    Предмет: литературное чтение

    Класс: 2В

    Тема урока: Ф. Тютчев "Зима недаром злится…»; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи.

    Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева о весне, со стихотворениями И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне и с произведениями живописи А. Куинджи;

    Планируемые результаты:

    • Предметные: научатся читать стихотворения, прозаический текст и загадки выразительно; объяснять отдельные выражения в лирическом тексте.
    • Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: учебник по литературному чтению «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 51-53; презентация.

    Этап урока. Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты (УУД)

    1. Орг. момент:

    Словесн.: слово учителя.

    2 мин

    Здравствуйте, ребята! Садитесь. Слайд. Урок литературного чтения. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежал учебник по литературному языку. Теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик?
    Молодцы!

    Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку.

    Л: формировать положительное отношение к урокам; формировать ценностные ориентации.

    2. Постановка учебной задачи и ее решение

    Словесн.: речевая разминка.

    Словесн.: беседа.

    4 мин

    Речевая разминка

    - Прочитаем стихотворение. Как, по-вашему, оно называется? (Весна) Слайд.

    Речка голубая

    Под небом голубым,

    И туман растаял,

    Голубой, как дым.

    Будто бы кивая

    Круглой головой,

    Пьет сойка голубая

    Из лужи голубой.         (Л. Лоншакова)

    - Прочитайте стихотворение с интонацией удивления, раздражения, грустно.

    - Прочитайте быстро, еще быстрее.

    - Прочитайте выразительно.

    - Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? Чем будем заниматься, чему учиться?

    (Выразительно читать стихотворения о весне)

    Сегодня мы продолжаем изучать новый раздел.

    - Как он называется? Слайд.

    А также познакомимся с жизнью и творчеством таких поэтов как Ф. Тютчев, И. Никитин, А. Плещеев, И. Шмелев, Т. Белозеров, и с произведениями живописи А. Куинджи.

    Читать стихотворение с разной интонацией.

    Предполагать задачи урока.

    П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

    дополнять и расширять знания; постановка и формулирование темы.

    К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания.

    3. Решение частных задач

    Практич.: пересказ сказки.

    Словесн.: слово учителя, беседа.

    Практич.: выборочное чтение стихотворения.

    6 мин

    5 мин

    - Но для начала я хочу проверить ваше домашнее задание.

    2-3 человека пересказывают сказку.

    - Делал ли ты план пересказа? Помог он тебе?

    Выставление оценок.

    Работа по теме урока

    - Прочитайте, что здесь написано? Слайд.

     вечтют чивонави родеф

    - Что знаете об этом поэте?

    Слово о писателе

    Поурочные разработки, страница 255.

    Чтение стихотворения

    - Откройте учебник на странице 51.

    - «Зима недаром злится…». Что вы представили, услышав название этого стихотворения? Произнесите про себя.

    - Закройте глазки, расслабьтесь, и, пока я буду читать, постарайтесь представить себе эту картину.

    Чтение на фоне музыки.

    - Что увидели? Передайте ваши впечатления.

    (В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне, происходит столкновение времен года, оно представляется в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны)

    - Пробегитесь по стихотворению и найдите слова, значение которых  вам неизвестно.

    Засуетилось - начало действовать торопливо.

    Нудит - принуждает, заставляет.

    - Какой прием используется в этом стихотворении? (Олицетворение)

    - Да, поэт пишет о Зиме и Весне, как о живых существах. Найдите и прочитайте эти строчки.

    - Как названа в стихотворении Весна, Зима?

    Найдите в тексте.

    - Почему автор слова Зима и Весна пишет с заглавной буквы? (Они - как живые существа, главные герои произведения. Поэт-волшебник совершил чудо и времена года превратились в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они ведут себя как люди)

    Пересказывать сказку.

    Расшифровывать имя поэта.

    Знакомиться с жизнью поэта.

    Представлять картину стихотворения.

    Анализировать значения слов.

    Читать стихотворение.

    Отвечать на вопросы.

    Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

    П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

    дополнять и расширять знания.

    К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    аргументация своего мнения и позиции.

    4. Закрепление изученного материала:

    Словесн.: беседа.

    Практич.: анализ и чтение стихотворения.

    Практич.: анализ произведений живописи.

    Словесн.: слово учителя, беседа.

    Практич.: отгадывание загадки, выразительное чтение.

    Словесн.: слово учителя, беседа.

    2 мин

    4 мин

    2 мин

    2 мин

    3 мин

    2 мин

    3 мин

    2 мин

    Физминутка

    Раз – подняться, потянуться

    Два – согнуться, разогнуться.

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире,

    Пять – руками помахать,

    Шесть – на место тихо сесть.

    Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо!

    Ветер тише-тише, деревцо все выше-выше!

    Работа по теме урока

    - Перечитайте стихотворение. Какое настроение у поэта: он радуется или печалится?

    - На чьей сторон его симпатии? (Поэту симпатична Весна, он радуется ей и осуждает Зиму за то, что она не уходит)

    - Какое же время года, по-вашему, лучше? (Каждое время года по-своему прекрасно и любимо)

    - На сколько частей разделено произведение? (5)

    - Сколько продолжительных пауз? (2)

    Анализ частей стихотворения

    Поурочные разработки страница 256.

    Прочитаем полностью все стихотворение выразительно, соблюдая все паузы, интонацию и без ошибок.

    2-3 учащихся. Слайд.

    - Расшифруйте запись.

    нитикин чиввас нави  Слайд.

    Прочитаем его стихотворение на странице 52.

    - Понравилось?

    - Как поняли предложение «Журавли караваном летят»? (Движущаяся группа кого-либо)

    Прочитайте выразительно. 2-3 учащихся.

    Не только поэты воспевали весну, но и художники. Посмотрите на произведение живописи Архипа Ивановича Куинджи. Учебник.

    Это русский художник. Посмотрите другие его картины.

    Слайд.

    Следующий поэт - Алексей Николаевич Плещеев. Послушайте. ПР страница 259. Слайд.

    - Прочитаем выразительно его произведение. Называется также «Весна».

    Найдите объяснение слова лазурь.

    - Какое настроение автор передает нам в стихотворении?

    - Какие картины весны наблюдает поэт?

    Страница 53, прочитаем короткое произведение Ивана Сергеевича Шмелёва. Слайд.

    - О чем это произведение?

    - Какое предложение вам особенно понравилось?

    Перечитаем весь текст выразительно. 2-3 учащихся.

    Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями - цветами. Угадайте, что это за цветы.

    По тонкой нитке ручейка

    Сбежал с пригорка снег,

    И на пригорке вдруг цветок

    Раскрылся раньше всех. (Подснежник)

    Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением о подснежниках и о весне.

    - Прочитайте, кто его автор?

    Верно, Тимофей Максимович Белозеров. Послушайте, ПР страница 259. Слайд.

    - Прочитаем стихотворение.

    - С чем автор сравнивает подснежники?

    Прочитаем выразительно.

    - Какая тема объединяет произведения всех авторов?

    - Одинаковы ли они по настроению? Какое произведение отличается от других? Чем?

    - Какое из них вам больше понравилось?

    ПР страница 260.

    Повторять движения.

    Отвечать на вопросы.

    Анализировать стихотворение.

    Читать выразительно.

    Расшифровывать имя поэта.

    Знакомиться с художником.

    Анализировать картины.

    Выразительно читать стихотворение.

    Отгадывать загадку.

    Читать выразительно.

    Отвечать на вопросы.

    П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

    Р: принимать и сохранять уч. задачу при выполнении заданий; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; применять освоенные способы действия.

    П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

    П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

    К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания.

    К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    аргументация своего мнения и позиции.

    5. Итог урока. Рефлексия

    (предметная).

    Словесн.: беседа.

    3 мин

    - Произведения на какую тему мы сегодня читали? (Весна)

    - С какими авторами познакомились? (Тютчев, Никитин, Плещеев, Шмелев, Белозеров) 

    - Произведения живописи какого автора рассматривали? (Куинджи)

    Домашнее задание: с. 51 выучить наизусть, с. 52-53 выразительное чтение.

    А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.

    Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

    Отвечать на вопросы.

    Обобщать изученное.

    Самоанализировать свою работу на уроке.

    Самооценка.

    Подводить итог.

    Л: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Предлагаю подружиться Плодотворно потрудиться!

    Слайд 2

    Речка голубая Под небом голубым, И туман растаял, Голубой, как дым. Будто бы кивая Круглой головой, Пьет сойка голубая Из лужи голубой.

    Слайд 3

    ТЕМА УРОКА: «ВЕСНА, ВЕСНА! И ВСЁ ЕЙ РАДО!»

    Слайд 4

    ПЛАН ПЕРЕСКАЗА 1. Жил бедняк, собирал раковины. 2. Покупка волшебной курицы. 3. Покупка 1 корабля, морское путешествие. 4. Купил двенадцать кораблей. 5. Гибель (убийство) курицы. 6. Погубил свое счастье, остался бедняком.

    Слайд 5

    вечтют чивонави родеф

    Слайд 6

    Федор Иванович Тютчев

    Слайд 7

    Требования к выразительному чтению: - правильная постановка логического ударения; - соблюдение пауз; - правильный выбор темпа; - соблюдение нужной интонации; - безошибочное чтение.

    Слайд 8

    нитикин чиввас нави

    Слайд 9

    Иван Саввич Никитин

    Слайд 10

    Архип Иванович Куинджи

    Слайд 14

    Алексей Николаевич Плещеев

    Слайд 15

    Иван Сергеевич Шмелёв

    Слайд 16

    Тимофей Максимович Белозеров

    Слайд 17

    ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)...

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет" 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет" 1 класс (конспект + презентация)...

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: И.А.Крылов "Слон и Моська". 3 класс (конспект + презентация)

    Конспект урока и призентация по литературному чтению на тему: И.А.Крылов "Слон и Моська". 3 класс...

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Маленькие и большие секреты страны Литературии; обобщение по разделу. «Весна! Весна! И всё ей радо!»"

    Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: маленькие и большие секреты страны Литературии; обобщение по разделу. «Весна! Весна! И всё ей радо!»Цели урока: повторить и обобщить изученный материал...

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"

    Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи.Цели урока: проверить знание ...

    «Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова»

    laquo;Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова»...