Главные вкладки

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»" 4 класс
    план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

    Морозова Ольга Александровна

    Цель: расширить знания учащихся о творчестве Д. Н. Мамина-Сибирика и познакомить с произведением «Приёмыш».

    Тип урока: открытие нового знания.

    Планируемые результаты:

    ü Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому.

    ü Предметные: познакомить с биографией писателя; отработать навыки правильного выразительного чтения; формировать умение анализировать характер и поступки героев; развивать у учащихся навыки чтения, речь, внимание, память.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока «Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»».

    Цель: расширить знания учащихся о творчестве Д. Н. Мамина-Сибирика и познакомить с произведением «Приёмыш».

    Тип урока: открытие нового знания.

    Планируемые результаты:

    • Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому.
    • Предметные: познакомить с биографией писателя; отработать навыки правильного выразительного чтения; формировать умение анализировать характер и поступки героев; развивать у учащихся навыки чтения, речь, внимание, память.

    Оборудование: учебник Школа России Л. Ф. Климанова, 4 класс, 2 часть; проектор, презентация.

    Этап, методы и приемы

    Время

    Содержание урока и деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Организация начала занятия

    Метод: словесный

    Прием: подводящий монолог

    1 мин

    Проверьте, все ли вы приготовили к уроку. Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение. Молодцы. Сейчас тихо сядут девочки, а еще тише мальчики.

    Приветствовать учителя

    Настраиваться на работу

    Личностные -воспринимать речь учителя  непосредственно обращенную к учащимся.

    Мотивационный этап

    Метод: наглядно-словесный

    Прием: работа с стихотворением

    3 мин

    А начнем мы наш урок с речевой разминки. Посмотрите на экран. Что вы видите? (Стихотворение).

    Подарили собаку

    Нет, не просто подарили,

    В день рожденья подарили

    Очень славного щенка!

    Он малюсенький пока…

    Он идет смешной-смешной,

    Путается в лапках.

    Подрастет щеночек мой –

    Он поправдашний, живой.

    (И. Толмакова.)

    Прочитайте про себя.

    - Прочитайте, разделив на слоги.

    - Прочитайте с интонацией удивления.

    - Прочитайте шепотом.

    - Прочитайте выразительно. Молодцы!

    Скажите, как вы понимаете чувства рассказчика? Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали? Когда животные маленькие – они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло? (Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное – не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили).

    Отвечать на вопрос

    Читать стихотворение про себя, по слогам хором

    Читать выразительно

    Индивидуальное чтение стихотворения

    Анализировать стихотворение по вопросам учителя

    Регулятивные: выполнять по предложенному учителем плану

     

    Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

    Постановка учебной задачи и ее решение

    М: практический

    П: разгадывание кроссворда

    Метод: словесный

    Прием: беседа

    М: словесный

    П: слово учителя

    Метод: словесный

    Прием: работа с незнакомыми словами

    Метод: словесно - практический

    Прием: выборочное чтение

     

    Чтобы узнать о ком мы будем говорить на уроке, вам в парах нужно разгадать кроссворд.

    1. Дед в шубу одет, наружу мех. (медведь)

    2. Не говорит, не поет, а кто к хозяйки идет – она знать дает. (собака)

    3. В лесу у пня суетня, беготня: народ рабочий весь день хлопочет, себе город строит. (муравей)

    4. Лежит под плетнем и крутит хвостом. Ничего не болит, а все стонет. (свинья)

    5. Дикая свинья, а также самец дикой свиньи. (кабан)

    Какое слово получилось по горизонтали? Кто это?

    Какие цели мы перед собой поставим на урок? Что мы узнаем? Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением Мамина-Сибиряка «Приёмыш».

    Скажите, что вы знаете об авторе? Какие произведения читали?

    Но перед тем как мы начнем знакомиться с произведением, мы познакомимся с самим автором.

    Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 6 ноября 1852 г, в заводском поселке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. Настоящая фамилия Мамин. В 1866 г. был определён в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 г. поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год. С 1877 по 1891 г. жил на Урале, с 1891 г. и до конца жизни — в Петербурге и Царском Селе.

    Мамин с детства мечтал стать писателем. В 1875 г. он начал репортёрскую работу в одной из петербургских газет. Тогда же были опубликованы его первые рассказы. В 1881—1882 гг. в «Русских ведомостях» печатался большой цикл очерков Мамина «От Урала до Москвы». В марте 1882 г. в журнале «Дело» появился рассказ «В камнях», подписанный псевдонимом Д. Сибиряк. Это было вступление в большую литературу. Он писал очерки, повести и рассказы, а в 1883 г. вышел роман «Приваловские миллионы».

    В произведениях 80-х гг. Мамин-Сибиряк создал яркие картины уральской природы, показал своеобразный уклад жизни и быта на уральских заводах, отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами («Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы» и др.).

    90-е годы были для Мамина-Сибиряка временем серьёзных колебаний, его произведения этого периода неравнозначны по художественной ценности и смысловой нагрузке («Золото», «Хлеб», «Весенние грозы» и др.). В 90-х и 1900-х гг. писатель обратился к рассказам и сказкам для детей, ставшим классикой детской литературы («Алёнушкины сказки», «Серая Шейка» и др.).

    На революционные события 1905 г. он откликнулся сборником «Преступление» (1906 г.). В 1907 г. выступил в печати со своим последним рассказом «Мумма». Скончался 15 ноября 1912 г. в Петербурге.

    Мамин-Сибиряк внёс значительный вклад в развитие русского литературного языка. Его самобытные и оригинальные произведения самых разных жанров глубоко реалистичны, в них передан дух русского народа, раскрыты его судьба, национальные черты — мощь, размах, трудолюбие, любовь к жизни.

    Что нового вы узнали об авторе?

     

    Разгадывать кроссворд

    Ставить и формулировать цели на урок

    Отвечать на вопросы

    Случать биографию Д.Н. Мамина-Сибиряка

    Отвечать на вопросы

    Коммуникативные: умение излагать свое мнение,

    Регулятивные: постановка и формулирование цели урока

    Коммуникативные:

    отвечать на вопросы по содержанию

    литературного текста

    Коммуникативные: уметь выделять определять в тексте подтверждающие мысли;

    достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами

    Физ. минутка

    1 мин

    Бабочка

    Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

    Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

    Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

    Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

    Солнце утром лишь проснется,

    Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

    Повторять движения

    Решение частных учебных задач

    Метод: словесный

    Прием: работа с незнакомыми словами

    Метод: словесный

    Прием: анализ произведения

    Метод: словесный

    Прием: выборочное чтение

    10 мин

    В тексте нам встретятся незнакомые слова. Попробуйте объяснить значение слов:

    - Доспехи – 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение.

    - Протока –1)  боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал.

    - Сайма – рыбацкая стоянка.

    - Муштровать – обучать, подвергать муштре.

    - Муштра – суровая система воспитания, обучения.

    Теперь синонимы к словам: отчаянный (безнадежный, удалой, страшный, душераздирающий); гордый (горделивый, самолюбивый, высокомерный).

    Подберите антонимы к словам: оригинальный (банальный); особенный (обыкновенный).

    Теперь давайте прочитаем рассказ «Приёмыш». (Читаю сама)

    Ваши впечатления от прочитанного.

    Почему Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш»? Объясни.

    Доброта – это богатство, щедрость души человека.

    Докажите, что добрый человек – это тот, кто любит людей, животных и готов прийти на помощь?

    Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как он относился к Приёмышу? Почему старик назвал лебедя особенной птицей?

    Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел? Почему герой отпустил лебедя? Как он сам объяснил свой поступок?

    Работать над незнакомыми словами

    Подбирать синонимы к словам

    Подбирать антонимы к словам

    Случать и следить по тексту

    Отвечать на вопросы по прочитанному тексту и анализировать его

    Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

    Личностные: строить логическую цепь рассуждений.

    Коммуникативные: участвовать в диалоге Коммуникативные:

    отвечать на вопросы по содержанию

    литературного текста

    Итог урока

    2 мин

    Домашнее задание:

    Выразительно читать текст с.76-83

    Что вы узнали о писателе? С каким рассказом мы сегодня познакомились? О чем это произведение?

    Записывать д/з

    Отвечать на вопросы

    Регулятивные – анализировать собственную и мою работу


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Подарили собаку Нет, не просто подарили, В день рожденья подарили Очень славного щенка! Он малюсенький пока… Он идет смешной-смешной, Путается в лапках. Подрастет щеночек мой – Он поправдашний, живой. (И. Толмакова.)

    Слайд 3

    Тема: Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш» Узнаем … Познакомимся … Повторим … Научимся … Продолжим … Закрепим …

    Слайд 4

    Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852 - 1912) Родился 6 ноября 1852 г, в заводском поселке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника. В 1866 г. был определён в Екатеринбургское духовное училище. В 1876 г. перешёл на юридический факультет Петербургского университета, где проучился год.

    Слайд 6

    Доспехи – Протока – Сайма – Муштровать – Муштра – 1) в старину: воинское снаряжение; 2) тяжеловесное снаряжение. 1) боковой рукав реки, а также речка, соединяющая два водоема; 2) узкая соединительная полость, канал. рыбацкая стоянка. обучать, подвергать муштре. суровая система воспитания, обучения.

    Слайд 7

    Подберите синонимы к словам: отчаянный гордый Подберите антонимы к словам: оригинальный особенный

    Слайд 8

    Доброта – это богатство, щедрость души человека.

    Слайд 9

    Домашнее задание Выразительно читать текст с.76-83

    Слайд 10

    Я познакомился (ась) … Я научился (ась) … Я повторил(а)… Я узнал(а)… Я закрепил (а) … Мне понравилось… Тема: Знакомство с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературное чтение. Обобщающий урок по произведению Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». 3 класс

    Цели: - углубленный анализ содержания-  составление портретных характеристик персонажей- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее;заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживан...

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "И. Токмакова- Аля, Кляксич и буква А " 1 класс (конспект + презентация)...

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет" 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет" 1 класс (конспект + презентация)...

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.В.Михалков- стихотворения детям" 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.В.Михалков- стихотворения детям" 1 класс (конспект + презентация)...

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «ДВА БРАТА» Л. Н. Толстой

    Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «ДВА БРАТА» Л. Н. ТолстойЦели урока: познакомить учащихся с биографией Л.Н. Толстого и его сказкой «Два брата»; учить находить главную мысль в тексте, п...

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: С.В. Михалков "Мой щенок" Волшебное слово" 2 класс (конспект + презентация)

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: С.В.  Михалков "Мой щенок"  Волшебное слово" 2 класс (конспект + презентация)...

    Конспект урока "Знакомство с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»" ("Школа России", 4 класс)

    Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш»;расширение знаний о творчестве Д.Н. Мамина-Сибиряка;отработка навыка правильного, выразительно...