Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "В.И Белов. Еще про Мальку" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.i._belov_eshche_pro_malku.doc44.5 КБ
Office presentation icon eshche_pro_malku.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение
Класс:

Тема урока: В.И. Белов «Еще про Мальку»
Цели урока: познакомиться с творчеством В.И. Белова, с особенностями произведения «Ещё про Мальку».

Планируемые результаты:

  • личностные: воспитывать любовь к животным, развивать интерес к чтению, способствовать развитию способностей эстетического восприятия и оценки произведения. 
  • предметные: знакомиться с творчеством В.И. Белова; учиться прогнозировать содержание  произведения; видеть и понимать поступки героев; определять жанр произведения.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование урока: Литературное чтение: 3кл.: Учебник:  В 2 ч./ -М.: Просвещение, презентация;

                                                                                                                                           

Этап урока

Метод и приемы

Хро-номет-раж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

≈ 3

Приветствие.

Приветствовать учителя и настраиваться на работу.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

2.

Мотивационный

≈ 5

- Давайте настроимся на урок и проведём небольшую речевую разминку. Посмотрите на слайд№1

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше,

Несли по два гроша.

Читать скороговорку хором.

К: участвуют в учебном диалоге; осуществляют поиск по учебнику необходимой информации; формулируют ответы; строят речевые высказывания.

3.

Актуализация знаний.

Словес.: ответы на вопросы.

-На прошлом уроке чтения мы познакомились с произведением В. И. Белова.

- Как он называется? (Малька провинилась)

- Где происходит действие? ( В маленькой деревушке, расположенной на берегу реки)

-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (Чувства доброго отношения ко всему живому, доброе отношение к детям)

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством В. И. Белова, знатока деревенской жизни, доброго человека, талантливого писателя.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

4.

Постановка учебной задачи и её решение.

Словес.: формулировка темы и цели урока.

≈ 9

- Ребята прочитайте название. Ваши предположения. Можно ли по названию рассказа предположить о чём или о ком пойдёт в нём речь и кто будет главным героем данного произведения? (Выслушать предположения детей)

- Чем мы сегодня с вами займемся на уроке?

-Скажите, а почему рассказ назван «Ещё про Мальку»?

-Вспомните, какое время описывалось в первом рассказе. Посмотрите на иллюстрацию данную к тексту. Действия этого произведения тоже будут происходить зимой? (Нет).

-Почему?

-Ваши предположения, что могло произойти весной с Малькой?

- В рассказе много трудных, непонятных слов, это связано с тем, что жизнь в деревне отличается отгородской, есть слова, которые обозначают чисто «деревенские понятия».

Отвечать на вопросы, высказывать предположения.

Определять тему и цель урока.

П: дополняют и расширяют знания, извлекают необходимую информацию из собственных знаний;

Р: осмысляют учебный материал.

5.

Решение частных задач на основе анализа текста.

Практич.: словарная-лексическая работа

Практич.: выразительное чтение учителем и учащимися.

Словес.: ответы на вопросы, анализ сказки.

≈ 24

Словарно- лексическая работа

Лава-два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой

Плёсо-глубокий участок реки

Верши-плетённая рыболовная сеть

Низина-низменное место

Обормот-грубый и пустой человек, бездельник

Обомлел-оцепенел, ослаб от неожиданности, обмер

К какому жанру относится это произведение? (рассказ)

- Почему вы так решили? (Все события происходят в реальной жизни)

- Ребята, подтвердилась ли наши предположения о том, кто является главным героем этого рассказа?

- Что нового вы узнали про Мальку?(Хорошая мать, любит своего щенка и готова даже в непогоду накормить своё дитятко)

-Давайте сравним этот рассказ и предыдущий. Связаны они как-то между собой, чем? (тема, герои)

-А почему это всё-таки разные рассказы?(Каждый из них повествует о разных событиях в жизни главных героев)

-Ребята,  назовите имена главных героев.

Первичное чтение учителем

Попробуйте представить те события, о которых я буду читать. 

Анализ содержания и образов героев рассказа.

- Как часто бегала Малька в деревню? Давайте подтвердим ваши слова, прочитав первый абзац.

- Какими словами вы можете охарактеризовать Мальку.(Любит своего ребёнка, не забывает об обязанностях матери)

– Почему Малька сунулась в ледяную воду? Может быть, её щенку грозила опасность? Или его не кормили, и он был голоден?

Правильно ли поступила Малька? Ведь она могла погибнуть.

А как поступили люди, увидев, что собака тонет?

Почему они так поступили?

О каких чертах характера говорит этот поступок? (доброта, любовь к животным, неравнодушие)

- Очень важно, в наше время не быть равнодушным, не проходить мимо таких ситуаций, если кому-то рядом нужна ваша помощь. Эта страница помогла нам понять, что поведение персонажей зависит от их характера.

Объяснять значения непонятных слов в тексте.

Слушать внимательно рассказ, выразительно читать.

Анализировать содержание рассказа.

П.: Ориентироваться в своей системе новых знаний; дополняют и расширяют знания, осмысленно читают худ. Т.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания в устной форме.

Р: осмысляют учебный материал.

П: осуществляют анализ.

5.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словес.: вывод, подведение итогов.

Словес.: слово учителя.

 

≈6

- О каком рассказе мы сегодня говорили? Кто его автор?

- Скажите, почему данные рассказы о простой маленькой собачке включили в наши учебники? Чему учат нас произведения Белова? (Любви к своим близким, к животным)

- С чем можно сравнить любовь Мальки к своему щенку?(С материнской любовью)

- Да правда, ведь Белов показал на примере этой маленькой бесстрашной собачки, любовь матери к своему ребёнку.

- Ребята, а вы можете своими примерами показать, как ваши мамы любят вас.

- Какой урок вы извлекли для себя?( Никому не завидовать, не желать плохого...)

- Какова её главная мысль?

- Кто является героями его рассказов?

- Вывод: человек будет добрее и лучше, если по прежнему останется неравнодушен ко всему живому- будь то синица, постучавшаяся в замороженное окно, одинокий кустик на дороге, или собака, стремящаяся покормить своё дитятко, несмотря на разлившуюся реку… Об этом и напоминает писатель.

- Кто является героями его рассказов?

-Это и есть главное достояние творчества писателя –  он умел видеть в простых людях их душевность, жалостливость, доброту, любовь к тем, кто рядом и рассказать о них своим читателям с интересом.

Обобщение , подведение итогов; рефлексия.

Слушать учителя.

П.: делать выводы в результате  работы всего класса.

Р.: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая разминка Прочитай отрывок из стихотворения Д.Хармса «Врун». Первые три строчки читай медленно, загадочно, как бы испытывая терпение слушателей. Остальные строки читай с нарастающим темпом, то есть всё быстрее и быстрее. - А вы знаете, что СО? А вы знаете, что БА? А вы знаете, что КИ? Что собаки – пустолайки Научилися летать? Научились, точно птицы, - Не как звери, Не как рыбы – Точно ястребы летать!

Слайд 2

Малька провинилась Тимониха, которая так похожа на деревеньку в рассказе .

Слайд 3

Тема В.И. Белов « Ещё про Мальку»

Слайд 4

Василий Иванович Белов

Слайд 5

Прочитайте слова по слогам, а потом полным словом с ударением. е – жед – нев – но о – бя – зан – ность про – бе – рёшь – ся за – хлеб – ну – лась бес – по – мощ – на – я стре – ми – лась под – пра – вил дол – го – вя – зы – е

Слайд 6

Объясните значение слов Плёсо – Долговязые – Лава – Верши – Обормот – Обомлел – Легка на помине – широкое водное пространство между островами, изгибами реки. длинноногие. два стёсанных бревна, перекинутых с одного берега на другой. морда, сети или ловушки для ловли рыбы. негодный человек, грубиян. лёгкое замирание тела. кто появляется как раз в тот момент, когда о нём говорят, вспоминают или думают.

Слайд 7

физминутка Быстро все ребята встали, Руки быстро вверх подняли, Быстро хлопнули 5 раз. А теперь морганье глаз: Быстро – быстро поморгали И … ногами постучали. Быстро влево наклонились И сейчас же распрямились! Вправо – влево 10 раз – Отдохнул уставший класс. Как пингвины полетели И за парты тихо сели.

Слайд 8

На этом тренажёре «затерялись» действующие лица из рассказа. Помогите их найти.

Слайд 9

храбрая умная злая добрая заботливая ласковая верная кусачая глупая добрые злые глупые умные равнодушные верные заботливые ленивые трудолюбивые переживающие храбрые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "В. Данько- Загадочные буквы" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "В. Данько- Загадочные буквы" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Л.Н.Толстой - детям" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Л.Н.Толстой - детям" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Творчество К.И.Чуковского" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Творчество К.И.Чуковского" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Г.Сапгир - Про Медведя" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Г.Сапгир - Про Медведя" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: " А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей с содержанием отрывка из романа "Евгений Онегин", сделать его психологически близким и понятным, обратить внимание детей на особенности звучания стиха....

Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: «А.Гиваргизов "Мой бедный шарик". М.Карем "Повезло!" Р.Сеф "Лучше всех"

Цель деятельности учителя: Познакомить детей со стихотворениями «Лучше всех», «Повезло!» ; сделать их психологически близкими и понятными, обратить внимание детей на особенности звучания стиха; тренир...