Главные вкладки

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Л.Н.Толстой - детям" 1 класс (конспект + презентация)
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Желнова Валерия Сергеевна

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Л.Н.Толстой - детям" 1 класс (конспект + презентация)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon l.n.tolstoy-detyam.doc74 КБ
    Office presentation icon l.n.tolstoy.ppt1.1 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Л.Н.Толстой - детям»

    Цель деятельности учителя: - Познакомить с жизнью и произведениями Л.Н.Толстого

    Планируемые результаты:

           Предметные: 

    -знать значение слова «быль»;

    -способствовать развитию доброго отношения к людям;

    -обогащать читательский опыт учащихся;

    -отрабатывать навык выразительности.

          Личностные:

    -выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа;

    -осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

    -проявлять фантазию и творческие способности.

     Тип урока: открытие новых знаний

    Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс,  2 часть, под редакцией В.Г.Горецкого; презентация


    Этап урока
    Методы и приемы

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Организационный

    Словесный – слово учителя

    1 мин

    Здравствуйте, ребята! Подравняйтесь, настройтесь на работу на уроке. Садитесь.

    Отдых наш кончается,

    Работа начинается.

    Усердно будем мы трудиться,

    Чтобы чему-то научиться.

    Приветствовать учителя

    Настраиваться на работу

    Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

    Постановка учебной задачи

    Практический – чтение стихотворений

    Словесный – строят речевое высказывание

    5 мин

    5 мин

    -О каком поэте мы говорили на предыдущем уроке? (А.С.Пушкин)

    -Кем его считаю? (славой и гордостью нашей Родины.)

    -Давайте еще раз прочитаем отрывок из произведения на странице 93.

    -Может быть кто-то еще хочет его рассказать наизусть, кто еще не рассказывал?

    -Давайте прочитаем еще три его замечательных стихотворения.

    Береза 

     Белая береза
    Под моим окном
    Принакрылась снегом,
    Точно серебром.

    На пушистых ветках
    Снежною каймой
    Распустились кисти
    Белой бахромой.

    И стоит береза
    В сонной тишине,
    И горят снежинки
    В золотом огне.

    А заря, лениво
    Обходя кругом,
    обсыпает ветки
    Новым серебром.

    Весенний вечер

    Тихо струится река серебристая
    В царстве вечернем зеленой весны.
    Солнце садится за горы лесистые.
    Рог золотой выплывает луны.

    Осень

    Цветы поблёкли;
    Деревья голы:
    Сады заглохли,
    Печальны долы.

    И птиц не слышно,
    Все улетели.
    В последний раз весне
    Песню спели.

    Осень! Небо тучно.
    Дождик льет,
    Печально, скучно
    Время идет.

    -Что объединяет эти стихотворения? (о природе)

    -Можно ли сказать, что при написании этих стихотворений у автора было одинаковое настроение? (нет). Почему? (разное время года)

    -Что хотел автор передать нам в первом стихотворении? ( зима-прекрасное время года, хотя и холодное)

    -Мы знаем, что А.С.Пушкин родился и жил какое-то время в Москве.  А кто из вас знает, кто из писателей родился и провел свое детство в Ясной Поляне под Тулой?

    -Правильно, это был Л.Н.Толстой. Сегодня мы познакомимся с его жизнью поближе,  а также будем читать его замечательные рассказы, которые вы дома должны были прочитать выразительно.

    Поддерживать учебный диалог

    Рассказывать наизусть

    Читать стихотворения

    Слушать других

    Изучать дополнительный материал

    Представлять время года

    Рассуждать о стихотворениях

    Формулировать тему и знакомится с целями урока

    П: формулировать ответы и выводы

    К: слушать и понимать речь других

    Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы

    Р: принимать и сохранять учебную задачу

    К: слушать и понимать речь других

    Решение частных задач

    Словесный – слово учителя

    физминутка

    5 мин

    1 мин

    -Л.Н.Толстой прожил в Ясной Поляне более шестидесяти лет, был свидетелем и участником многих исторических событий.

    В Ясной Поляне им были задуманы и написаны многие произведения.

    -Какую книгу-учебник он написал для детей? (Азбуку)

    -Л.Н.Толстой пишет много занимательных рассказов. Среди них много былей.

    -Кто знает, что такое быль? (это маленький рассказ, в котором говорится о том, что было на самом деле.)

    -Кто желает прочитать первый рассказ? Второй?

    -Осёл и лошадь. Прочитайте этот текст.

    У одного человека были осёл и лошадь. Шли они по дороге; осёл сказал лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного». Лошадь не послушалась. Осёл упал от натуги и умер. Хозяин как наложил всё с осла на лошадь, да ещё и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: «Ох, горе мне бедной, горюшко мне несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот всё тащу да ещё и шкуру».

    -Почему лошади стало очень тяжело? (не захотела помочь ослу , так помимо всего она и его шкуру ей тащить пришлось)

    -Что вы можете о ней сказать? (ответы)

    Лгун.

    Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

     - Помогите, волк! Волк!

     Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось - и вправду набежал волк.

     Мальчик стал кричать:

     - Сюда, сюда скорей, волк!

     Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.

     Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

    -Почему волку удалось загрызть все стадо? (понял, что ему бояться нечего)

    -Как люди относятся к лгунам? (не верят, не уважают)

    -Как мужик убрал камень (читает учитель)

    На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.

    Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.

    А один мужик сказал: “А я уберу камень и возьму за это 100 рублей”.

    У него спросили, как он это сделает. И он сказал: “Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею”.

    Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку.

    -Что можете сказать о мужике? (сообразительный, умный)

    А теперь встанем и немного разомнемся.

    Поддерживать учебный диалог

    Воспринимать информацию

    Читать рассказы

    Обдумывать поведение мальчика

    Искать смысл рассказа

    Искать ответ на вопрос

    Характеризовать мужика

    К: слушать и понимать речь других

    К: знать ранее изученные правила

    К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

    П: анализируют объекты

    Л:ЗОЖ

    Решение частных задач

    Словесный – отвечают на вопросы

    Практический –изучение произведения

    Словесный – ответы на вопросы

    Наглядный – рассматривают картинки

    Словесный – отвечают на вопросы

    10 мин

    10 мин

    Котенок.

    Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

    Один раз они играли подле амбара и услыхали — над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

    — Нашёл? Нашёл?

    Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

    — Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

    Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

    Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

    Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

    Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

    Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

    “Назад, назад!” — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

    Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

    Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

    Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

    -Как вы можете охарактеризовать мальчика «Васю»?

    -На доске написаны слова:

    Глупый, слабый, бесполезный, лживый, плохой

    -Среди ваших ответов звучали слова , написанные на доске? (нет)

    -Подберите к ним антонимы. Что такое антонимы? (противоположные по значению слова)

    (умный, сильный, нужный, честный, хороший).

    -Может ли человек быть только хорошим или плохим?

    -В каждом человеке есть две половинки: белая и черная. Важно, какую человек открывает в себе больше, каким он хочет быть.

    Ученый сын.

    Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал:

    —   Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне.

    А сыну не хотелось работать, он и говорит:

    —   Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?

    Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб.

    Тогда он и вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит:

    —   И что за дурак тут грабли бросил!

    -Какие мысли у вас возникли по поводу поведения ученого сына?

    -А для чего учитесь вы?

    Читать рассказ

    Делиться собственным мнением

    Поддерживать учебный диалог

    Характеризовать мальчика

    Подбирать антонимы

    Делиться своими мыслями

    Обдумывать личный смысл учения

    П: формулировать ответы и выводы

    П: осмысленно читают текст

    К: аргументировать свое мнение

    П: осознанно строить ответ в устной форме

    К: учитывать мнения своих одноклассников

    К: аргументировать собственное мнение

    П: строить речевые высказывания в устной форме.

    Домашнее задание

    1 мин

     

    -Дома почитайте выразительно рассказы К.Д.Ушинского

    Записывать задание на дом

    Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

    Рефлексия

    По содержанию

    Словесный – ответы на вопросы

    2 мин

    -Как вы думаете, каких хотел видеть детей Л.Н.Толстой? (грамотных, добрых, отзывчивых, честных).

    -Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось?

    -Молодцы, вы хорошо потрудились.

    -урок окончен.

    Подводить итоги урока

    Р: осуществляют итоговый контроль


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    А.С.Пушкин

    Слайд 2

    Береза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром.

    Слайд 3

    Весенний вечер Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые. Рог золотой выплывает луны.

    Слайд 4

    Осень Цветы поблёкли; Деревья голы: Сады заглохли, Печальны долы. И птиц не слышно, Все улетели. В последний раз весне Песню спели. Осень! Небо тучно. Дождик льет, Печально, скучно Время идет.

    Слайд 6

    Лев Николаевич Толстой

    Слайд 8

    Осёл и лошадь. Прочитайте этот текст. У одного человека были осёл и лошадь. Шли они по дороге; осёл сказал лошади: «Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного». Лошадь не послушалась. Осёл упал от натуги и умер. Хозяин как наложил всё с осла на лошадь, да ещё и шкуру ослиную, лошадь и взвыла: «Ох, горе мне бедной, горюшко мне несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот всё тащу да ещё и шкуру». -Почему лошади стало очень тяжело? (не захотела помочь ослу , так помимо всего она и его шкуру ей тащить пришлось)

    Слайд 9

    Лгун. Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать: - Помогите, волк! Волк! Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось - и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: - Сюда, сюда скорей, волк! Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо. -Почему волку удалось загрызть все стадо? (понял, что ему бояться нечего) -Как люди относятся к лгунам? (не верят, не уважают)

    Слайд 10

    Глупый Слабый Бесполезный Лживый плохой


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по литературному чтению на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка"для чувашских школ 4 класс

    Развёрнутый план-конспект урока составлен по литературному чтению (4 класс чувашских школ) на тему "Л.Н.Толстой. Быль "Птичка". Цель урока: формирование умения осмысленного чтения литературных произве...

    Конспект урока по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

    Конспект урока по литературному чтению по программе "Школа России" для 3 класса...

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Проект «Живая Азбука" 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Проект «Живая Азбука" 1 класс (конспект + презентация)...

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Б.С. Житков «Про обезьянку» (конспект + презентация + раздаточный материал)

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Б.С. Житков «Про обезьянку» (конспект + презентация + раздаточный материал)...

    Презентация по литературному чтению на тему"Л.Н.Толстой"

    Биография Л.Н.Толстого  и его творчество...

    Урок по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Детство"

    Урок по литературному чтению для учащихся 4 класса, сопровождается мультимедийной презентацией...

    Урок по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Детство", презентация

    Урок по литературному чтению для учащихся 4 класса, сопровождается мультимедийной презентацией...