Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Маленькие и большие секреты страны Литературии; обобщение по разделу. «Весна! Весна! И всё ей радо!»"
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Владимирова Анастасия Андреевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема урока: маленькие и большие секреты страны Литературии; обобщение по разделу. «Весна! Весна! И всё ей радо!»

Цели урока: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях; познакомить учащихся с новым разделом; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения.

Планируемые результаты:

·        Предметные: научатся ориентироваться в прочитанных произведениях, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, сравнивать народную и авторскую сказку, определять основную мысль сказки; научатся читать стихотворения и загадки выразительно, соотносить загадки и отгадки, сравнивать тексты стихотворений о разных временах года.

·        Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по литературному чтению «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 48-50; презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

литературного чтения

        

                                                                                Шарыкина Анастасия Андреевна                

   

                                        

Челябинск, 2016

Предмет: литературное чтение

Класс: 2В

Тема урока: маленькие и большие секреты страны Литературии; обобщение по разделу. «Весна! Весна! И всё ей радо!»

Цели урока: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях; познакомить учащихся с новым разделом; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся ориентироваться в прочитанных произведениях, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, сравнивать народную и авторскую сказку, определять основную мысль сказки; научатся читать стихотворения и загадки выразительно, соотносить загадки и отгадки, сравнивать тексты стихотворений о разных временах года.
  • Личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник по литературному чтению «Перспектива», Л. Ф. Климанова, страница 48-50; презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1. Орг. момент:

Словесн.: слово учителя.

2 мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Слайд. Урок литературного чтения. Он пройдет интересно и принесет нам радость, если мы будем активно мыслить и дружно работать. Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежал учебник по литературному языку. Теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик?
Молодцы!

Приветствовать учителя. Проверять готовность к уроку.

Л: формировать положительное отношение к урокам; формировать ценностные ориентации.

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Словесн.: речевая разминка.

Словесн.: беседа.

Словесн.: слово учителя.

Словесн.: беседа.

Практич.: чтение сказки.

4 мин

5 мин

4 мин

Речевая разминка

- Прочитаем еще одну загадку К. Чуковского. Отгадайте, о чем она. Слайд. (Ковер)

Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

 А утром во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне.

- Прочитайте стихотворение с интонацией удивления, восхищения, утвердительно.

- Прочитайте быстро, еще быстрее.

- Прочитайте выразительно.

Сегодня мы заканчиваем изучение раздела «Чудеса случаются»

Работа по теме урока

- Расскажите, в чем отличие народной сказки от авторской (литературной)?

Слайд.

-У литературной сказки есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал народ.

- Когда книгопечатание не было развито, сказка передавалась из уст в уста, т.е. существовала в устной форме. Литературная сказка же существует в письменной форме.

- Народная сказка передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и не записывалась, поэтому текс ее постоянно изменялся. Каждый сказитель вносил что-то свое.

- Дату создания литературной сказки можно определить, т.к. автор всегда датирует свое произведение.

- Народная сказка была невелика по объёму, т.к. и рассказывать, и слушать долго невозможно. Литературную сказку можно читать в свободное время и с перерывами.

- Народная сказка более волшебная.

- А в чем сходство? Слайд.

- Знаете ли вы, что сказки, похожие по сюжету и смыслу на «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, есть у многих народов?

- В чем основная мысль сказки? (Эта сказка учит нас ценить то, что у нас есть, не злоупотреблять хорошим к тебе отношением, не жадничать и знать меру во всем, уметь довольствоваться необходимым, а не мечтать о роскошном)

Во всех сказках добро побеждает зло. В этой сказке добро учит и наказывает зло. Добро зло не уничтожает, а поучает - рыбка посмеялась над старухой. А. С. Пушкин хотел показать, что люди еще не поняли, что счастье не в богатстве. Он показал, насколько смешными выглядят люди в погоне за богатством.

- Подходят ли данные пословицы к сказке? Слайд.

- Прочитаем на с. 48 болгарскую народную сказку «Курица, несущая золотые яйца», определим основную мысль этой сказки и сравним ее с основной мыслью сказки Пушкина.

Чтение сказки

- В чем основная мысль этой сказки? (Такая же)

- Сравните ее с основной мыслью сказки А. С. Пушкина.

Читать стихотворение с разной интонацией.

Предполагать задачи урока.

Называть отличия народной сказки от литературной.

Строить грамматическое высказывание.

Называть сходства народной и литературной сказок.

Определять основную мысль сказки.

Анализировать пословицы.

Читать сказку.

Определять основную мысль прочитанного.

П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

дополнять и расширять знания; постановка и формулирование темы.

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания.

П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

3. Решение частных задач

Практич.: чтение текста учителем.

Словесн.: беседа, ответы на вопросы.

Практич.: чтение текста учителем.

Словесн.: беседа, ответы на вопросы.

7 мин

Проверочная работа

- Послушайте текст и ответьте на вопросы.

Брат и младшая сестра

Идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

- Что же ты, Саня… - говорит бабушка. - Маленькая-то больше набрала!

- Еще бы, - отвечает Санька. - Она к земле ближе, вот и набрала.

Во второй раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыплет.

Идем обратно. У Вари ягод больше. У Саньки - меньше.

Встречается бабушка.

- Что ж ты, - говорит, - Саня? Малина-то высоко растет!

- Высоко, - соглашается Санька.

- Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

- Еще бы! - отвечает Санька. - Варя у нас молодец. Варя у нас работница. За ней не угонишься!                    

                                                                                     (Э. Шим)

1. Что Санька и Варя собирали в лесу? (Грибы маслята и малину)

2. Подберите синоним к слову тащат. (Несут)

3. В какое время года происходят события, описанные в тексте? (Летом)

4. Что вам помогло определить время года? (Малина и грибы)

5. Сколько раз ребята ходили в лес? (2)

6. Согласны ли вы с таким высказыванием: «Автор восхищается своим героем Санькой» (Да)

7. Кто встречал их из лесу? (Бабушка)

Щенок и Змея

Обиделся щенок на старых друзей и побежал новых искать. Вылезла из-под гнилого пенька Змея, свернулась кольцом и смотрит Щенку в глаза.

- Вот ты на меня смотришь и молчишь… А дома на меня все ворчат, рычат и гавкают! - сказал Щенок Змее. - Все меня учат, ругают: и Барбос, и Шарик, и даже Шавка. Надоело мне их слушать!..

Пока Щенок жаловался, Змея молчала.

- Пойдешь ко мне в друзья? - спросил Щенок и спрыгнул с пенька, на котором сидел.

Развернулась Змея и ужалила Щенка. Молча…

                                                                              (С. Михалков)

1. Почему Щенок побежал искать новых друзей? (Потому что все его учили, и он обиделся)

2. Что понравилось Щенку в поведении Змеи? (Она молчала)

3. Откуда вылезла Змея? (Из-под гнилого пенька)

4. Как зовут трех друзей Щенка? (Барбос, Шарик и Шавка)

Внимательно слушать текст.

Анализировать.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Внимательно слушать текст.

Анализировать.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Р: осмыслять уч. материал; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

П: работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

дополнять и расширять знания.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

аргументация своего мнения и позиции.

4. Закрепление изученного материала:

Словесн.: слово учителя, беседа.

Практич.: анализ аудиозаписи.

Словесн.: беседа.

Практич.: отгадывание загадок, выразительное чтение.

Словесн.: беседа.

2 мин

4 мин

3 мин

6 мин

Физминутка

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо!

Ветер тише-тише, деревцо все выше-выше!

Знакомство с новым разделом

- Ребята, сейчас идет последний месяц какого времени года? А что наступит после зимы? Верно, весна!

- Расшифруйте запись.

!ОДАР ЙE ЁСВ И !АНСEВ ,АНСEB   Слайд.

(ВЕСНА, ВЕСНА! И ВСЁ ЕЙ РАДО!)  Слайд.

Откройте учебник на странице 50. Прочитайте название раздела.

- Как вы его понимаете? (Природа и люди рады весне)

- Предположите, что мы будем изучать в данном разделе, чему учиться, чему научимся? (Выразительно читать произведения о весне)

Слушание музыки. Закройте глаза.

Аудиозапись произведения «Весна» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. Слайд.

- Что вам представилось во время прослушивания? Какие чувства, настроение вызывает композиция?

Прочитайте диалог Ани и Вани на с. 50

- Что вы узнали из этого разговора?

- Чем отличаются стихи от прозы? (Стихи отличаются от прозы рифмой, ритмом, образными словами)

- Что такое рифма? (Созвучие в окончании двух или нескольких слов) Вывесить понятие на доску.

Прочитайте, что нам говорит профессор Самоваров?

- Что вы узнали из этого текста?

- С какими определениями мы будем работать на уроках при изучении этого раздела? (Воображение, олицетворение) Вывесить понятия на доску.

- Что такое воображение, олицетворение? (Воображение - способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; Олицетворение – один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами)

- Прочитайте загадку на слайде про себя. Отгадайте.

Учитель читает выразительно.

- Прочитайте выразительно.

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)

Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку (бочка).

Очень трудная загадка? (Дождь)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

В самый разгар

Весенней поры

Капает сок

С белоснежной коры. (Береза)

Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В своих веточках… (Мимоза)

Он - цветочный принц-поэт,

В шляпу желтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам… (Нарцисс)

Их в Голландии найдете,

Там везде они в почете.

Словно яркие стаканы,

В скверах там цветут… (Тюльпаны)

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

Алыми... (Гвоздиками)

Длинный тонкий стебелек,

Сверху - алый огонек.

Не растенье, а маяк.

Это ярко-красный… (Мак) 

Белые горошки

На зеленой ножке. (Ландыши)

Повторять движения.

Расшифровывать название раздела.

Отвечать на вопросы.

Слушать аудиозапись.

Читать диалог.

Знакомиться с новыми понятиями.

Отгадывать загадки.

Читать загадки выразительно

Отгадывать сказки.

Читать выразительно.

П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

Р: принимать и сохранять уч. задачу при выполнении заданий; действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; применять освоенные способы действия.

П:  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

аргументация своего мнения и позиции.

П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

К: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

аргументация своего мнения и позиции.

5. Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словесн.: беседа.

3 мин

- В чем отличие народной сказки от литературной? А в чем сходство? (Слайд)

- Чем стихи отличаются от прозы? (Рифмой, ритмом, образными словами) 

- Что такое рифма, воображение, олицетворение?

Домашнее задание: задание 7, с. 49. Пересказ с. 48-49

А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.

Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

Отвечать на вопросы.

Обобщать изученное.

Самоанализировать свою работу на уроке.

Самооценка.

Подводить итог.

Л: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Предлагаю подружиться Плодотворно потрудиться!

Слайд 2

Лежу я у вас под ногами, Топчите меня сапогами, А утром во двор унесите меня И бейте меня, колотите меня, Чтоб дети могли поваляться на мне, Барахтаться и кувыркаться на мне.

Слайд 3

Сравнительная характеристика народных и литературных сказок Народная сказка Литературная сказка Сходство Различие Повествование о вымышленных событиях. Противостояние добра и зла. Деление героев на положительных и отрицательных. Наличие троекратных повторений. Присутствие волшебных помощников. Наличие фантастических элементов. Нет автора. Автор - народ Есть автор Устная форма Письменная форма Изменяемый текст Неизменяемый текст Нет даты создания Есть дата создания Небольшая по объему Больший объем События более волшебные События приближены к реальности

Слайд 4

Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Жадность всякому горю начало. Ненасытному все мало.

Слайд 5

!ОДАР ЙE ЁСВ И !АНСEВ ,АНСEB

Слайд 6

ТЕМА УРОКА: «ВЕСНА, ВЕСНА! И ВСЁ ЕЙ РАДО!»

Слайд 8

Требования к выразительному чтению: - правильная постановка логического ударения; - соблюдение пауз; - правильный выбор темпа; - соблюдение нужной интонации; - безошибочное чтение.

Слайд 9

У занесенных снегом кочек, Под белой шапкой снеговой, Нашли мы маленький цветочек, Полузамерзший, чуть живой.

Слайд 10

Не пешеход, а идет. Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку. Очень трудная загадка?

Слайд 11

На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар.

Слайд 12

В самый разгар Весенней поры Капает сок С белоснежной коры.

Слайд 13

Желтые, пушистые Шарики душистые. Их укроет от мороза В своих веточках…

Слайд 14

Он - цветочный принц-поэт, В шляпу желтую одет. Про весну сонет на бис Прочитает нам…

Слайд 15

Их в Голландии найдете, Там везде они в почете. Словно яркие стаканы, В скверах там цветут…

Слайд 16

Все знакомы с нами: Яркие, как пламя, Мы однофамильцы С мелкими гвоздями. Полюбуйтесь дикими Алыми...

Слайд 17

Длинный тонкий стебелек, Сверху - алый огонек. Не растенье, а маяк. Это ярко-красный…

Слайд 18

ПЛАН ПЕРЕСКАЗА 1. Жил бедняк, собирал раковины. 2. Покупка волшебной курицы. 3. Покупка 1 корабля, морское путешествие. 4. Купил двенадцать кораблей. 5. Гибель (убийство) курицы. 6. Погубил свое счастье, остался бедняком.

Слайд 19

ЖЕЛТЫЙ, если у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если вы довольны собой, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и вы не довольны своей работой на уроке.



Предварительный просмотр:

РИФМА

ВООБРАЖЕНИЕ

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Ф. Тютчев "Зима недаром злится…"; Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куи...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи"

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи.Цели урока: проверить знание ...

Учебно-методический комплект по литературному чтению 2 класс по теме "Ф.И.Тютчев-Весна"(конспект+презентация+аудио)

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Люблю природу русскую.Ф.И.Тютчев-"Весна"Цели урока: познакомить учащихся с новым разделом;учить анализировать произведения,воспринимать выраженные в них ...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера."

Предмет: Литературное чтениеКласс: 1-3Тема: «Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера».Цель деятельности учителя: овладение ...