Чуракова Н.А. Литературное чтение Былина «Илья Муромец и Святогор» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Перегудова Елена Федоровна

Урок литературного чтение по программе ПНШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literat.chteniya_4_klass.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Авторы

Перегудова Е.Ф., учитель начальных классов, МБНОУ «Гимназия №44», г.Новокузнецк

Класс

4 класс

Автор УМК

Чуракова Н.А. Литературное чтение

Тема урока

Былина «Илья Муромец и Святогор»

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «литературного чтения»

Задачи урока:

  1. Научить составлять характеристику былинных героев, пользуясь текстом;
  2. Продолжить знакомство с былиной и былинными героями, с творчеством М.А.Врубеля.
  3. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалоги; координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.
  4. Развивать навыки выразительного чтения.
  5. Воспитывать чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся объяснять понятие «герой былины» через анализ  текста; называть основных героев русских былин; получат возможность научиться анализировать подробности картин и средства передачи их смысла.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: участвуют в диалогах в группе при обсуждении произведений искусства .

Регулитивные

Рефлексивные умения: самостоятельно работают с учебником, хрестоматией; принимают и сохраняют учебную задачу .

Оценочные умения: проверять правильность выполнения задания по правилу; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные

Общеучебные действия: работают с дидактическими иллюстрациями в учебнике.

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений.

Личностные: проявляют интерес к содержанию и форме художественных произведений.

Средства обучения: учебник, хрестоматия.

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Основные понятия: решение, вычисление, ответ.

Ход урока.

Этапы урока.

Формируемые УУД

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Организационный момент

Создание рабочей атмосферы, эмоционального настроя.

- Прочитайте слова, которые являются эпиграфом нашего урока.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнется!

Читают текст со слайда.

 Актуализация знаний. Целеполагание

Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам.

Умение сравнивать полученные результаты с поставленной задачей.

Навыки оценивания работы одноклассников.

Самооценка.

1.1.Повторение изученного на предыдущем уроке.

- Из какого произведения взяты эти строки?

- Что такое былина?

- Чем отличаются сказки от былин?

- На предыдущих уроках мы уже проникли в тайну содержания былин. В чем она заключается?

- Какому богатырю посвящена десятая часть всех былин?

- Вспомните былины о нем.

1.2.Проверка домашнего задания.

- Расскажите об образе богатыря Ильи Муромца по плану, подкрепляя свой рассказ цитатами из былины.

По каким критериям будете  оценивать ответы одноклассников?

 

2. Формулирование темы и целей урока.

- О ком говорится в эпиграфе?

- Определим тему нашего урока.

- Откройте хр. на 45странице.

- Какова тема урока?

- Определим цели урока.

2.1. Подготовка к восприятию.

- Богатыри – люди исключительные, они наделены такими качествами, которыми не обладает обычный человек.

1.1.

- Былина – старинный жанр устного народного творчества. Сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси.

- В былине реальные исторические  события сочетаются со сказочным сюжетом, героями.

- Илье Муромцу

- «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Три поездки Ильи Муромца».

1.2.Рассказывают подготовленные рассказы.

План:

  1. Илья Муромец – любимый народный богатырь.
  2. Происхождение богатыря.
  3. Любовь к родине, стремление служить своему народу.
  4. Черты характера Ильи Муромца: сила и стойкость, мужество и самоотверженность, чувство собственного достоинства.

Рассказ должен соответствовать плану и подтверждаться цитатами из былины.

Оценивают ответы одноклассников.

- Узнаем, почему так называется былина?

- Кто такой Святогор?

- Какой подвиг ещё мог совершить Илья Муромец.

II Изучение нового

Умение строить логическую цепь рассуждений.

Навыки делового партнерского общения.

Умение сравнивать полученные результаты с поставленной задачей.

Извлекать необходимую информацию из заданий учебника

2.2. Чтение 1-ой части (подготовленный ученик).

- Значение каких слов вы не сможете объяснить сами?

- Подтвердите, что Святогор наделен волшебными размерами?

-  И наделен волшебной силой.

- Прочитайте группу вопросов, которые вам предлагают авторы учебника на с.46.

- Постарайтесь ответить на них.

2.3. Работа над второй частью (читает учитель).

- Значение каких слов были непонятны в этой части?

- О каком происхождении богатыря говорит сюжет с сумочкой, которую он не может поднять (тягой земной)?

- Прочитайте, какое объяснение по этому поводу дает учительница Миши и Маши  Ивановых.

- Какого богатыря (земного или неземного происхождения ) не может удержать земля?

- Прочитайте группу вопросов на с.47. Поработайте в парах, ответьте на них.

- Подтвердите словами былины.

Палица (объяснение на стр. внизу).

Косая сажень (словарь устойчивых выражений с.191).

Читают 4-6 строки.

Читают 8-13 строки.

Читают вопросы на с.46.

- Скоморох

- Погонялка (плеть).

- Читают объяснение на с.47.

- Богатыря – гиганта, богатыря подземного происхождения.

- Помог Святогору богатырский конь. Он тоже из другого мира , потому что обычному коню было бы не под силу носить такого богатыря и у него серебряная уздечка и золотая подпруга.

- Читают 1-4 строк на с.47.

 

III Закрепление

.

.

3. Работа с иллюстрацией учебника с.62.

- Откройте учебники на с. 62 и найдите иллюстрацию художника  Ивана Билибина к былине «Илья Муромец и Святогор».

 - Проведем исследование по иллюстрации и узнаем

 одинакового ли происхождения богатыри? Как художник отразил то, что богатыри – разного происхождения: один обладает человеческой природой, другой – волшебной?

 3.1. Самостоятельная работа по группам.

- Работу будем выполнять в мини группах.

- Какими помощниками вы сможете воспользоваться для того, чтобы доказать свой ответ.

- По скольким  критериям будем оценивать работу группы?

1 группа:

Определите, кто из богатырей – Илья Муромец, а кто – Святогор?

Определите возраст богатырей.

2 группа:

Постарайтесь доказать, что Илья Муромец обладает человеческой природой? .

3 группа:

Кто же обладает волшебной природой?

Какая гора является прародителем Святогора?

(используйте знания, полученные на уроке во время чтения былины).

4 группа и 5 группа:

Как художник подчеркивает необычное происхождение Святогора. (рассмотрите внимательно сказочного богатыря и обратите внимание на его рост, меч, щит)

6 группа:

Рассмотрите внимательно коня Святогора. Это простой конь, или он столь же необычен, как и его седоу?

3.3. Организация работы в паре.

- Как оценим правильность выполнения работы в парах.

3.4. Проверка выполнения задания.

(заслушиваются 2-3 пары, показывают образец работы над заданием и результат деятельности, сравнивают, аргументируют).

- Ответить точно на поставленный вопрос исследования с докозательством.

- Один. Полный ответ с доказательствами.

- Илья взобрался на дерево, чтобы увидеть сказочного, обладающего волшебными размерами Святогора.

- Муромец молодой сильный мужчина (широкие плечи, мощная фигура, густая борода).

- Святогор -  старец: он сгорбился в седле то ли от тяжести ларца, который везет, то ли от старости; брови седые, волосы седые длинные, борода до пояса.

- Из былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» знаем, что Илья родом из села Карачарово; князю Владимиру он представляется как «крестьянский сын».  

- Святогор; его волшебное происхождение зашифровано в самом имени: Святогор – «святая гора». Арарат.

- Огромный, выше деревьев, плечи и голова скрываются в облаках. Он похож на гору, которая возвышается над всем окружающим пейзажем с деревьями и холмами. Даже птица летает ниже этой «горы». Необычайных размеров меч (он скрыт облаками) и огромный щит с изображением тотемного животного – прародителя и охранителя.

Мощь Святогора подчеркивают и облака, клубящиеся за его спиной, подобно грозному войску или гигантскому воинскому плащу.

- Конь Святогора необыкновенный, волшебный: он громадного размера, самые высокие деревья не достают его шеи.

нивание работы в группах по шкале правильности.

Итог урока.

Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

1. Организация деятельности обучающихся по анализу и оцениванию своей деятельности на уроке.

- Какие цели ставили вначале урока?

- Как добивались этих целей?

- Положите перед собой «лист самооценки».

- Оцените свою деятельность.

1.Оценивание и рефлексия своей деятельности.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Былина "Илья Муромец и Святогор". 3 класс. Тестовая работа.

Тест по литературному чтению по содержанию былины....

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Презентация к уроку литературного чтения. на уроке представлены различные виды работ, способствующие активизации деятельности и более прочному усвоению материала....

Сравнение богатырской сказки "Илья Муромец" и былины "Илья Муромец и Святогор"

Учимся сравнивать былины и богатырские сказки. Что в них общего и чем они не похожи....

конспект урока литературного чтения: Тема: «Илья Муромец – богатырь земли Русской»

Тема: «Илья Муромец – богатырь земли Русской» Цели:– Формирование умения моделировать, дифференцировать и работать в группе для создания проектной работы  по теме «Илья Муромец – богатырь зе...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Илья Муромец и Святогор"

Материал содержит подробный план - конспект к уроку....

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»....

Презентация_русские былины "Илья Муромец и соловей разбойник"

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». В ней есть несколько основных эпизодов: освобождение Ильей Чернигова от осадившей его вражеской силы. Встреча с Соловьем-разбойником, закрывшим д...