Литературное чтение
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме

В этой папке я поместила календарно-тематическое планирование, презентации, конспекты уроков по литературному чтению по программе Школа-2100, 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_cht_1_kl.docx25.51 КБ
Microsoft Office document icon a._barto.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

 № п п

                                                 тема

 Кол-во часов

 План.

 Факт.

  Основные виды учебной               деятельности                       ( УУД )

1

Раздел 1. «Попрыгать, поиграть…»

Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца».

Первый урок  вежливости

1

02.03

Аудирование (слушание) Воспринимать на  слух   стихотворения   и    рассказы   в исполнении  учителя,   учащихся, отвечать на  вопросы по  содержанию текста,  оценивать  свои   эмоциональные реакции.

Чтение

Читать  вслух  слова, предложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Декламировать  стихотворение.

Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному. Предполагать   содержание текста до чтения по его заглавию,    предтекстовой   иллюстрации, ключевым словам. Участвовать в ведении учителем диалога  с  автором  по ходу   чтения  или   слушания текста.

Пересказывать текст художественного произведения (подробно).

2

Любимые игрушки. (А. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Чёрный «Про  девочку, которая нашла своего Мишку

1

03.03

3

Настоящие друзья детства.

(В. Драгунский «Друг детства») С

1

04.03

4

Стихи детских поэтов. В. Берестов «Про машину», А. Барто «Кукла», «С утра на лужайку», С. Маршак «Цирк шапито»,

1

05.03

5

Играть – это увлекательно! (Е. Чарушин «Никита-охотник»)

1

10.03

6

Игры в слова. (Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц  «Попрыгать-поиграть...», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон…», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон…»)

1

11.03

7

Э. Успенский «Удивительное дело», Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) Как нужно играть. Третий урок  вежливости

1

12.03

8

Почему Незнайка не стал поэтом? (Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок)

1

16.03

9

Как найти настоящих друзей? (Э.  Успенский «Крокодил Гена  и  его  друзья» (отрывок)

1

17.03

10

Развитие речи. Устные рассказы детей  о своих  игрушках.

Внеклассное чтение

по теме раздела.

1

18.03.

11

Раздел 2. «Наш дом» Что можно увидеть в обычном дворе. (Г. Цыферов «Что  у нас во дворе?»)

1

19.03

12

О младших сестрёнках и  братишках. (В.  Драгунский  «Сестра моя  Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша»)

1

01.04

Культура речевого общения

Участвовать         в диалоге: понимать вопросы собеседника  и отвечать на  них  в соответствии с правилами речевого общения.

Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.

13

О детях и их родителях. (А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно» и Э. Мошковская «Трудный путь»

1

02.04

14

Конкурс  на   лучшее  чтение  стихотворений.  Четвертый  урок   вежливости. (Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова)

1

06.04

15

М. Коршунов «Дом  в Черёмушках» (отрывок), Б. Заходер «Два  и три», М. Зощенко «Глупая история»

1

07.04

16

Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева.  

1

08.04

17

Развитие  речи.   Подробный  пересказ  с  опорой  на   план  и  ключевые  слова.

Внеклассное чтение по теме раздела 2

1

09.04

18-19

Раздел 3. «Ребятам о зверятах

Очень разные животные. (Б. Заходер «Мохнатая азбука».) Разные азбуки Ч

М. Пришвин «Медведь»

2

13.04

14.04

Творческая деятельность Читать   по    ролям   текст, используя  нужную  интонацию, темп  и тон речи. Иллюстрировать  прочитанное произведение или  план.

20

Весёлые и грустные стихи о животных. (Г. Граубин «У ручья» и «Беспокойные мыши», Саша  Черный «Слоник, слоник...».) Пятый урок  вежливости 

1

15.04

21

Какие сны снятся щенкам? (Е. Чарушин «Томкины сны»)

1

16.04

22

Отношения человека и собаки. (Ю.  Коваль «Дик и черника», А.  Шибаев «Без ужина»)

1

20.04

23

Любитель» живой природы. (М. Коршунов «Рисунок с натуры»)

1

21.04

24

М. Коршунов «Дом  в Черемушках» (отрывок)

1

22.04

25

Стихи о кошках и котятах. (Д.  Хармс «Удивительная кошка»,  И.  Токмакова «Котята»)

1

23.04

26

Выдуманные  и  невыдуманные  истории  о  животных  и  людях.  (Ю.   Мориц «Ворона», В.  Вересаев «Братишка».)  С Шестой урок   вежливости  «Как  содержать домашних животных» 

1

27.04

27

Развитие речи. Выразительное чтение любимых стихотворений, отрывков прозы.

1

28.04

28

Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. (Г. Граубин «Сон» и «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки»)

1

29.04

29

Волшебная осень. (В. Песков «Листья падают с кленов», И. Токмакова «Туман», «Осень»)

1

30.04

30

Каким увидел ноябрь писатель Николай Сладков. (Н.  Сладков «Почему ноябрь пегий?»)

1

04.05

31

Звуки и  краски зимы. (Е.  Благинина «Улетают, улетели...»,  Т.  Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь»)

1

05.05

32

Как  нарисовать словами весну. (Н.  Сладков «Шапки  долой!», И.  Токмакова «Весна»)

1

06.05

33-34

Н.  Сладков «Бегство цветов»,  Г.  Новицкая «Зонтик», С.  Маршак «Дождь», А. Чутковская «Ночью дождь...»

2

07.05

35

Удивительные цветы. (К. Паустовский «Приточная трава»)

1

11.05

36-37

Маленькие открытия писателя М. Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка»)

2

12.05

13.05

38

А. Александров «Лесные шорохи», Г. Скребицкий «Лесной голосок»

1

14.05

39-40

Эту   чудную картину  я  увидел из   окна...».  (Ю.   Мориц   «Что  над   чем».)

2

18.05

19.05

41-42

Заключительный урок  по учебнику «Капельки солнца». Развитие речи.

Сам-но подгот. выраз. чтение любимых произ-ний (стихов, прозы).

2

20.05

21.05

        



Предварительный просмотр:

Урок чтения в 1 классе.

Агния Барто «Помощница»

Цели урока:

  • развивать фонематический слух учащихся; умение выделять из потока речи гласные и согласные звуки, а так же развивать умение обозначать звуки  буквами на письме;
  • познакомить с творчеством А.Л. Барто;
  • учить выразительному чтению стихотворений;
  • продолжить работу над пополнением словарного запаса учащихся, работать над лексическим значением слов;
  • воспитывать в детях трудолюбие, уважение к взрослым, к друг другу.

Ход урока.

  1. Организационный момент (учитель)

Прозвенел у нас звонок, начинается урок.

Сядем ровно, спинки прямо – разомнемся для начала.

Нам нужно настроить наши антенны, чтобы хорошо работать на уроке.

  1. Артикуляционная разминка:
  • Психогимнастика «телевизор»;
  • Настройка «звука» с поворотами головы   а-а-а    о-о-о    ы-ы-ы

и-и-и            

  • Настройка изображения - мимическая гимнастика «слива, яблоко, арбуз»
  1. Работа над звуком.

Уч: Теперь мы готовы к работе на уроке. Давайте прочитаем слоги, написанные на доске:

Скле                      сно              спать

Встре                     вло             дать

Взне                       кно             скучать

- Посмотрите внимательно и скажите, слоги какого столбика отличаются от других? Почему вы так решили? (в последнем столбике слоги являются словами)

- Прочтем эти слова хором. Чем они похожи? (звучанием, все они оканчиваются на –ать)

- Как мы называем слова, которые оканчиваются одинаково? (рифма)

- Кто подберет к словам третьего столбика рифму?(скучать, стучать, играть)

- А какое из перечисленных действий вам нравится выполнять больше всего?

(ответ детей). Я так и думала, а что приходится делать с игрушками после игры? (убирать). Вот и сегодня на уроке нам нужно привести доску в порядок. Уберём игрушки на место.

Будем дружно помогать,

Игрушки станем убирать.

Корзинки уже тут,

Скучать ребяткам не дадут!

(к доске прикреплены две корзинки)

- Ой, ребята, а что это за слова написаны на корзинках? (гласные, согласные)

как вы думаете, для чего их здесь написали? (слова, которые на письме начинаются с согласной буквы в одну корзинку, с гласной – в другую)

- Как вы думаете, ребята, мы справимся? Мне нужен помощник к доске, а остальные ребята будут работать в кассах букв и слогов.

МАШИНА – слово начинается с согласного, звонкого, твердого звука (м), на письме обозначается согласной буквой ЭМ.

УЧ. – Какое правило спряталось в этом слове? (ши – пиши с И)

УТЮГ – гласный звук (у), на письме обозначается буквой У

Уч . – какая опасность поджидает вас в написании этого слова? (Парный г-к)

        - как проверить?

КОНЬКИ – работа над звуком, Ь знак – смягчающий, чего больше – звуков или букв? Почему?

ЮЛА – с какого звука начинается  слово? Какая буква потребуется для обозначения? Чего больше – звуков или букв? Почему?

- Какие замечательные помощники учатся в моем классе! Устали?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать!

Отдыхать умеем тоже – руки за спину положим,

Голову поднимем выше – и легко, легко подышим!

(отдых под музыку)

  1. Работа над темой урока

УЧ. – Ребята, кто из вас помогает дома родителям? Как мы называем людей, которые помогают друг другу? (помощники) Сегодня на уроке вы узнаете имя одной замечательной поэтессы, которая написала много стихотворений для детей, а одно из них так и называется «Помощница». А имя этой всемирно известной поэтессы – Агния Львовна Барто. В юности Агния Львовна училась в хореографическом училище и мечтала быть балериной, но любовь к поэзии оказалась сильнее и она стала детской поэтессой.

Работа с учебником на  стр 230

  • Чтение стихотворения одним учащимся (целостное восприятие текста)

Уч. – Действительно ли Танюшу можно назвать  помощницей?

       - Почему вы так думаете?

       - Какие свои поступки Таня считала делами? (перечисление по памяти)

  - Давайте прочтем это стихотворение еще раз по цепочке. (с лексическим объяснением слов)

5. Обобщение знаний.

Уч. – Мы прочитали с вами стихотворение «Помощница», и вы, конечно же, поняли, что Танюшу нельзя назвать настоящей помощницей, просто потому, что она слишком мала и многого не понимает. А вы у меня уже взрослые и я уверена, что каждый из вас – настоящий помощник. Кстати, сегодня на уроке ваша помощь потребуется одному забавному мальчишке, который ничего не знает! Кто это, как вы думаете?! (Незнайка) Правильно, он растерял слова  из стихотворений Агнии Барто  и не знает, какое слово из какого отрывка. Поможем ему, ребята?

На доске отрывки из стихотворений А. Барто :

  • Идет … качается, вздыхает на ходу,
  • Уронили  …  на пол, оторвали …. лапу…
  • Наша Таня громко плачет, уронила в речку ….

Молодцы, хорошо поработали! А что бы наша Таня не плакала мы подарим ей много новых мячей. Только мяч у нас необычный, Таня будет с ним не только играть, он поможет ей учиться. Обратите внимание, что на мячике написаны буквы, именно они подскажут вам каким цветом надо раскрасить мяч.  Кто вспомнит,  какого цвета карандаши помогали нам на уроках чтения? Для чего нужен красный, синий, зеленый карандаш?

    Раскрасьте мячик для Танюши. (на доске образец) У кого получился такой же мяч?

  1. Итог урока.

Уч: - С творчеством какой поэтессы мы познакомились сегодня на уроке? На уроках чтения мы еще не раз будем встречаться со стихами Агнии Львовны Барто.

Приложение:

Каждый ребёнок получает мяч, буквы на мячах разные, но смысл одинаковый: левая часть- буква, обозначающая согласный мягкий звук; середина – гласная буква; правая часть - буква, обозначающая согласный твёрдый звук. При самостоятельном закрашивании у всех должны получиться одинаковые по цвету мячи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...