Литературное чтение. Урок-игра: "Крестики-нолики" (4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Пилипейко Татьяна Васильевна

Обобщение знаний по разделу "Делу время - потехе час". Урок построен с использованием игровой технологии и ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературное чтение.Урок-игра.31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Пилипейко Татьяна Васильевна.

Класс: 4

Учебный предмет: литературное чтение.

Тема урока: обобщение знаний по разделу «Делу время - потехе час».

Цели урока: 1) Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по разделу “Делу время - потехе час”.

        2) Развивать творческое воображение,  расширять словарный запас учащихся, способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

        3) Способствовать формированию эстетического вкуса учащихся через чтение лучших образцов детской литературы, воспитывать чувство уважения к товарищам.

Технологии: игровая технология и информационно-коммуникационная технология.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма работы: урок – игра «Крестики – нолики».

Оборудование: портреты писателей: В.В. Голявкина, В.Ю. Драгунского и Е.Л. Шварца, выставка книг писателей, выставка детских рисунков по разделу, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  • Добрый день!
  • Сегодня у нас необычный урок. Мы проведем развлекательную игру «Крестики-нолики». (Слайд 1)
  1. Правила игры.

Вы  вытягиваете карточки, помеченные «Х» и «О», и таким образом,  мы создаём две команды «Крестики» и «Нолики».  

  • Для того чтобы игра прошла организованно, выберите в каждой команде  капитана.
  • Капитан будет озвучивать ответ команды. За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание, команда получает свой символ «Х» или «О». (Приложение 1) 
  • Соответственно, побеждает та команда, у которой больше жетонов. Также, сплочённость, поддержка, дисциплина и взаимопомощь принесут вашей команде дополнительные очки.
  1. Сообщение темы урока.
  • Урок литературного чтения посвятим обобщению знаний по произведениям раздела “Делу время - потехе час”. (Слайд 2)
  •  Проверим, кто же внимательнее всех читал произведения, кто лучше знает материал и что вы запомнили из этого раздела.

Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог -
Нам всё часы покажут точно,
Чтоб на вопрос: "Который час?" -
Ответить мог ты всякий раз.

  • Не будем терять ни минуты! Начинаем нашу игру!

  1.  Проведение игры.
  1. Конкурс «Угадай-ка».  (Слайд 3)
  • Проверим, насколько вы хорошо знаете произведения и их авторов. Вам нужно определить их только по одной фразе.

1. «Пойди, подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был».

      (В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».)

2.  «У них получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали».  

       (В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».)

3. «Грохочут грузовики — скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу».

       (E.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».)

4. «Я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить».

        (В.Ю. Драгунский «Главные реки».)

  1. Конкурс «Собери пословицу».
  • Пословицы рассыпались. Соберите их!

   (работа с «разрезанными» пословицами). (Приложение 2)

  • Любишь кататься – люби и саночки возить.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Лучше синица в руке, чем журавль в небе. (Слайд 4)

  1. Конкурс «Кто это?» (Слайд 5)
  • Узнайте по описанию героя, назовите его и из какого он произведения.
  • «Он обвел глазами потолок и перевел дыхание. Видно, он уже здорово устал». (Мишка «Что любит Мишка»)
  •  «А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос». (Денис Кораблев  «Главные реки»)
  • «Сел на трамвай, до кольца доехал. Все равно идти некуда». (Мальчик «Никакой горчицы я не ел»)
  • «Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею». (Петя Зубов «Сказка о потерянном времени»)

  1. Конкурс «Узнай произведение по слову» (Слайд 6)
  • Патент («Никакой горчицы я не ел»)
  • Ситный («Сказка о потерянном времени»)
  • Строгать («Что любит Мишка»)
  • Продекламировал («Главные реки»)
  • Ходики («Сказка о потерянном времени»)
  • Америка («Главные реки»)

  1. Конкурс капитанов. (Слайд 7)
  • Дать как можно больше правильных ответов и заработать жетоны.
  • Это быстрая игра: вопрос и быстрый ответ!

Вопросы для первого капитана:

  • Имя и отчество Драгунского? (Виктор Юзефович)
  • Что не умели ценить герои произведения Шварца? (время)
  • Картины какого писателя были приобретены Государственным русским музеем? (В.В. Голявкина)
  • Какой год шёл Дениске Кораблёву , когда он догадался, что уроки всё таки надо учить? (девятый)

Вопросы для второго капитана:

  • Имя и отчество Шварца? (Евгений Львович)
  • Какую оценку получил Денис Кораблев? (двойку)
  • Кто из писателей работал клоуном в цирке? (В.Ю. Драгунский)
  • В каком классе учился Петя Зубов? (в третьем)

  1. Конкурс «Разгадай кроссворд» 
  • Вам нужно за 5 минут разгадать кроссворд. (Приложение 3)

По вертикали:

1.    Двое рабочих поняли, что мальчику нечего делать. Они предложили подтолкнуть кривой дом сбоку, чтоб он ровным был. Им было...

2.    По сценариям этого писателя сняты фильмы «Золушка», «Дон Кихот» и др.

3.    Черта характера человека, любящего трудиться.

4.    Его не умели ценить герои Е. Шварца.

 По горизонтали:

5.     У главного героя его рассказов был прототип: сын самого писателя, его тезка. Кто этот писатель?

6.    Поэт, стихотворение которого не выучил Денис Кораблев.

7.    Эта профессия помогла проспавшему мальчику примчаться за секунду до Раисы Ивановны.

8.    Она стояла у стены. Дворник запретил трогать ее.

9.    Родился этот писатель в Баку. Наперекор родителям музыкальным педагогам, мечтавшим видеть сына музыкантом, он выбрал живопись.

(Ответы: 1. Смешно. 2. Шварц. 3. Трудолюбие. 4. Время. 5. Драгунский. 6. Некрасов. 7. Пожарный. 8. Метла. 9. Голявкин.)

Проверка и оценивание ответов. (Слайд 8)

  1. Подведение итогов.
  • Вот и закончилась игра

   Расходиться нам пора.

   На  меня взгляните все -

   Подведем итог игре.

Подсчет «Х» и «О».

Награждение. (Слайд 9)

  1. Рефлексия.

Предлагаю поздравить друг друга крепким рукопожатием и бурными аплодисментами.

—       Какое впечатление оставил урок?

—       Хотелось бы вам познакомиться с другими рассказами этих писателей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока-игры "Крестики-нолики" экология 3 класс

Урок построен по принципу игры "Крестики-нолики". Можно провести как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели...

Презентация к уроку игре "Крестики-нолики"

На слайдах размещен иллюстрированный материал для урока....

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Презентация. Литературное чтение. Урок-игра "Крестики -нолики"

Обощение по разделу "Делу время - потехе час"....

Урок-игра "Крестики-нолики" для учащихся 2 класса по математики

Развивающая игра для начальной школы по предмету математика...

Литературное чтение и литературное чтение на родном языке 1 класс ШР

Курс "Литературное чтение" поделен на Литературное чтение (3 часа) и Литературное чтение на родном языке (1 час) ШР. 33 недели...