рабочая программа по литературному чтению 3 класс с УУД
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Прокопьева Татьяна Викторовна

программа составлена в соответствии с ФГОС УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_3_klass_a.docx101.16 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
  2. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
  3. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и  науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
  4. О рассмотрении обращений граждан / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2014 г.
  5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
  6. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
  7. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
  8. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
  9. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
  10. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

Региональный уровень

  1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
  2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

Муниципальный уровень

  1. О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Магнитогорском городском округе / Приказ Управления образования администрации города Магнитогорска от 24.06.2010 года № 332  
  2. О создании творческих групп по введению ФГОС начального общего образования на территории города Магнитогорска / Приказ Управления образования администрации города Магнитогорска от 10.06.2010 № 316 ;

Школьный уровень

  1. Приказ «О переходе начальной школы на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего образования»
  2. Положение о системе оценок, форме, порядке и периодичности промежуточной аттестации обучающихся МОУ «СОШ № 21»
  3. Приказ « Об утверждении перечня учебников УМК «Планета Знаний » на 2013-2014 учебный год» ;
  4. Локального акта ОУ  МОУ «СОШ № 21»;
  • Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)

Пояснительная записка

             Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

            Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

        Обоснование выбора программы.

  Основные характеристики учебно-методического комплекта для начальной школы «Планета Знаний»

  •  Комплект включает учебники для начальной школы по основным предметам, соответствующим базисному учебному плану.
  • Комплект обеспечен учебными, методическими, дидактическими пособиями, дополнен средствами методической поддержки учителей через Интернет, пособиями для учителей для формирования надпредметных умений.
  • Комплект предполагает дифференцированные задания для учеников с разным уровнем подготовки.
  • Комплект учитывает современные требования к обеспечению физического и психологического здоровья детей, к формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.
  • В комплекте реализована новая технология конструирования учебников комплекта, которая:
    1) улучшает и облегчает преподавание и усвоение предметного материала (единые методология, дизайн и система навигации);
    2) позволяет родителям стать активными участниками образовательного процесса. Учебники комплекта одобрены и рекомендованы  Министерством образования Российской Федерации

Цели и задачи.

Цель курса: приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса: 

- формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;

- развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;

- формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

- формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;

- развитие воображения, творческих способностей;

- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

- обогащение представлений об окружающем мире.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально - чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно - эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.

Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести - семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебнике произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». Дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них. Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Литературное чтение» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. Программа по литературному чтению 1- 4 класс рассчитана на 544 часа, по 136 часов  (4 часа в неделю)в каждом классе.

Ценностные ориентиры содержания

      На первый план выдвигается компетентностный подход в преподавании, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы , направленное на развитие и совершенствование эмоционально-развивающей, ценностно-ориентированной, информационной компетенций.

 Ключевые компетенции обучающихся :

 - эмоционально-развивающая компетенция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;

-  ценностно- ориентированная компетенция, позволяющая обучающимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;

-  арт-терапевтическая компетенция, состоящая в психологической коррекции и оздоровлении обучающихся в процессе организации;

-  информационная компетенция, обеспечивающая расширение общего художественного информационного пространства через освоение обучающимися основных источников и каналов информации об искусстве( в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др).

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению к концу 3 класса

Личностные

У учащихся будут сформированы:

- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей; умение оценивать свое отношение к учебе; уважение к культуре разных народов.

У учащихся могут быть сформированы:

- представление об общих нравственных категориях у разных народов; нравственное чувство и чувственное сознание; умение анализировать свои переживания и поступки; способность к самооценке; эмпатия, способность к сопереживанию другим людям; бережное отношение к живой природе; эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

Предметные

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

- правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения; пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа; рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану; привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы; определять и оценивать позиции литературных героев; выявлять тему и главную мысль произведения; сопоставлять героев, идеи разных произведений; составлять план рассказа; определять свое и авторское отношение к героям; формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

- составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне; ориентироваться в научно - популярном и учебном тексте; делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

- читать по ролям художественное произведение; продолжать сюжет произведения, историю героя; участвовать в инсценировании произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

- создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений; выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.

Литературоведческая пропедевтика

        Учащиеся научатся:

- различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);  выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы; находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.

        Учащиеся получат возможность научиться:

- определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему, использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- соотносить свои действия с поставленной целью; выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста; планировать свои учебные действия; анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки; составлять план научно - популярной статьи, использовать его при пересказе; планировать свою читательскую деятельность; планировать свою деятельность при реализации проекта.

Познавательные

Учащиеся научатся:

- сравнивать произведения и героев; устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; свободно ориентироваться в аппарате учебника; находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

        Учащиеся получат возможность научиться:

- сравнивать и классифицировать жизненные явления; выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;  находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии; сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением; ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения); находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений; извлекать информацию из произведений изобразительного искусства; знакомиться с детской периодической литературой.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

- участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений; сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

- работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера; осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе; овладевать диалогической формой речи; формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.

Содержание программы

                                                                                                       3 класс  (136 ч)

«Уж небо осенью дышало…» (15 ч)                                                                                                                                                                                               К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»                                                                                                                                                                                                                     Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»

Народные сказки (15 ч)                                                                                                                                                                                                         Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо»; литовская сказка «Жаба - королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».                                                                                                                                        Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна - лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

Поэтические страницы (6 ч)                                                                                                                                                                                                             А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».     Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».

О мужестве и любви (11 ч)                                                                                                                                                                                                              В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин - Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».                                                                                                                                                                                Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».

«Зимы ждала, ждала природа…» (8 ч)                                                                                                                                                                                          С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».                                                                                                                                                                                                                        Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

Авторские сказки (14 ч)                                                                                                                                                                                                                   А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».     Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».

Басни (9 ч)                                                                                                                                                                                                                                             О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».                                                                                                                                                                                                     Пословицы.                                                                                                                                                                                                                  Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».

Братья наши меньшие (16 ч)                                                                                                                                                                                                              А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».                                             Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».

О совести и долге (13 ч)                                                                                                                                                                                                                   Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».        Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

Весна пришла (10 ч)                                                                                                                                                                                                              Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».                                                                                                                                                                                                           Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

И в шутку, и всерьёз (19 ч)                                                                                                                                                                                                     Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».                                                                                                                                        Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

Национально-региональный компонент (НРК)

Литература по НРК позволит на только реализовать региональный компонент областного базисного учебного плана, но и познакомить учащихся с творчеством писателей родного края, расширить их знания по истории и географии Урала, воспитать их патриотами своей малой родины.

Наряду с этим позволит совершенствовать навыки восприятия литературного произведения, эстетического переживания прочитанного, речевого развития – всё это обогатит содержание уроков литературного чтения, реализующих федеральный компонент.

Хрестоматия по литературе родного края структурирована по классам и темам, что позволяет осуществить свободный выбор произведения для урока. Изучению произведения можно посвятить один из этапов урока или весь урок.

Дидактическое обеспечение национально-регионального компонента

Учебный предмет

Методическое и дидактическое обеспечение содержания национально-регионального компонента

Литературное чтение

Хрестоматия по литературе родного края. 1-4 кл. /  Сост. А. Б. Горская, Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева, Л. Н. Чипышева. - Челябинск: ИЦ «Взгляд», 2005

Реализация национально-регионального компонента

Содержание регионального компонента на первой ступени общего образования осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов, предусмотренных инвариантной частью ОБУП. Количество часов, отводимое на РНК, представлено в таблице

                                Класс

Предмет

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Литературное чтение

13 ч.

14 ч.

14 ч.

14 ч.

Тема НРК (РК) в классном журнале не фиксируется, остается только пометки НРК (РК), а содержание работы включается учителем в тематическое планирование.

Содержание НРК

№ п/п

Дата

№ урока в тематическом планировании

Тема НРК

Страница в хрестоматии

план

факт

2

Самуил Гершуни «Куцый»

С.82

9

Николай Шилов «Лето»

С.85

14

Олег Юлдашев «Ручеек»

С.91

30

Николай Глебов «Колокольчик в тайге»

С.132

35

Лев Рахлис «Однажды летом», «Трамвай»

С.89

46

Марк Гроссман « Вот какой он-мой дружок»

С.98

52

Лидия Преображенская « Добрая волшебница»

С.103

55

Лидия Преображенская «Тяп-ляп»

С.108

69

Юрий Подкорытов « Секреты Каслинской шкатулки»

С.115

76

Нэлли Ваторопина «Лепёшка Нурии»

С.119

81

Ефим Ховив «Несчастливая примета»

С.93

92

101

107

116

127

Георгий Трейлиб Доверие – вщь хрупкая»

С.127

134

Людмила Татьяничева «Ветер»

С.123

Учебно-методический комплекс (УМК),

обеспечивающий реализацию рабочей программы

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Учебник: Э.Э. Кац        "Литературное чтение"         Учебник для 3 класса в 3 частях - М.: АСТ Астрель, 2012

 Рабочая тетрадь №1, №2 к учебнику "Литературное чтение" Э.Э. Кац      3 класс- М.: АСТ Астрель, 2012

Программа: Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний».

Начальные классы (1-4). М.: АСТ: Астрель,2007

Автор: Э.Э.Кац

Методическое пособие:

Э.Э. Кац       Обучение в 3 классе по учебнику "Литературное чтение"

Информационно-коммуникационные средства

ЦОР

Интернет-ресурсы

1.Электронное   учебное издание «Начальная школа. 1-4 кл.»:

2. «Новая начальная школа» 1-4    кл. Литературное чтение

3.СD Электронная мультимедиа-энциклопедия «Большая энциклопедия Кирилла и  Мефодия  2006» (БЭКМ).

1.Сказочный домик: народные сказки.

Электронная   коллекция   сказок   народов мира  (http:// www. skazkihome.info/)

2.Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание   русских   пословиц,   задания   различного  уровня сложности для разных возрастных трупп школьников)

(http://ww w.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)

3.Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.):

Русская виртуальная библиотека, www. rvb. Ru

4.Kidsbook: электронная библиотека. Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские книги.. http://kidsbook.narod.ru/

5. Дважды пять: детская библиотека.

(Электронная   библиотека   для   детей: сборник детских      сказок.      рассказов      и стихов.)

http ://ten2x5.narod.ru/biblio.htm

6.Русская   и  зарубежная  литература  для школы: коллекция (Коллекция   электронных   версий   литературных | произведений,   изучаемых   в   школе.   Ссылки на электронные библиотеки.) http://litera.edu.ru

7.Большая детская библиотека.

(Zip-библиотека детской  литературы   на сервере Kid.ru.)

http: www.kid.ru/index3.php3

8.Детская литература на Куличках. (Электронная коллекция детской литературы: стихи, сказки,  колыбельные,   поговорки, скороговорки.) http://baby.kulichki.net/index iil.hlni

Характеристика контрольно-измерительных материалов

3 класс

Формы контроля

Итого

план

факт

Итоговый.

 Проверка навыка чтения. Темп чтения вслух –  не менее 70слов в минуту (на конец года)

4

Наизусть

8-10

Конкурс на лучшего чтеца

1 раз

в год

Методическое обеспечение:

  1. Т. А. Крулова. Математика: итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2009
  2. О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. Тексты по проверке техники чтения. Учимся читать быстро. – М.: АСТ: Астрель, 2006

Организация оценивания учебных достижений

младших школьников

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника: в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости).

Способ чтения: чтение целыми словами.

Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста. В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости).

Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность. Выставлять цифровую отметку по технике чтения не рекомендуется.

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6,4 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами, знак препинания). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.

Примечание. Более высокая степень точности диагностики темпа чтения достигается при подсчете знаков (букв и пробелов): подсчитывается количество знаков и результат делится на длину среднего слова – 6,4 знака.

Оценивание навыка чтения вслух во 2 – 4  классах

Класс

Общая оценка

Ответы по содержанию текста

Чтение без ошибок

Выразительность чтения

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

2

«Справился»

Осознание общего смысла прочитанного текста

Наличие не более 4-5  ошибок

(искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев

Не менее 45 сл/мин

«Не справился»

Непонимание общего смысла прочитанного теста

Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

Менее 45 сл/мин

3

«Справился»

Осознание общего смысла прочитанного текста

Наличие не более 4-5  ошибок

(искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений,  интонационного рисунка

Не менее 65 сл/мин

«Не справился»

Непонимание общего смысла прочитанного теста

Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

Менее 65 сл/мин

4

«Справился»

Осознание общего смысла прочитанного текста

Наличие не более 4-5  ошибок

(искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Самостоятельный выбор элементарных средств выразительности

Не менее 80 сл/мин

«Не справился»

Непонимание общего смысла прочитанного теста

Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

Менее 80 сл/мин

Примечания.

Оценка «не справился» выставляется в том случае, если не сформировано более двух качеств навыка чтения.

Проверка выразительности чтения в 3 классе производится на подготовленном тексте.

Для проверки навыка чтения про себя подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты, а также вопросы и задания к ним.

Чтение и читательская деятельность

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4-х классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

  • в первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения: осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений;
  • во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
  • в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя). Проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;
  • в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80-90 слов в минуту (вслух) и       115-120 слов в минуту (про себя). Выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и неподготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  • выразительное чтение текста;
  • пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
  • выразительное чтение наизусть;
  • составление простого плана;
  • создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
  • работа с детской книгой и т.д.

В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения. Приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения  читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более двух);
  • чтение текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного;
  • неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Календарно-тематический план реализации

3 класс

Распределение часов программы:

Название разделов программы

Количество часов по программе

Количество часов по календарно-тематическому планированию

Коррекция часов

1

«Уж небо осенью дышало…»

15

15

2

Народные сказки

15

15

3

Поэтические страницы

5

5

4

О мужестве и любви

11

11

5

«Зимы ждала, ждала природа…»

8

8

6

Авторские сказки

14

14

7

Басни

9

9

8

Братья наши меньшие

16

16

9

О совести и долге

15

15

10

Весна пришла

9

9

11

И в шутку, и всерьёз

19

19

Итого

136

136

Календарно-тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Дата

Корректировка

Раздел

Тема урока

Вид контроля.

Региональный компонент

                           I четверть

1

Уж небо осенью дышало

(15 ч)

Знакомимся с учебником 

Текущий

2

К. Г. Паустовский. «Барсучий нос»

Текущий

Р.к.

3

К. Г. Паустовский. «Барсучий нос»

Текущий

4

К. Г. Паустовский. «Барсучий нос»

Текущий Пересказ

5

И. А. Бунин. «Листопад»

Текущий

6

И. А. Бунин. «Листопад»

Входной

Техника чтения

7

М. М. Пришвин. «Хрустальный день», «Капитан-паук».

Текущий

Пересказ

8

М. М. Пришвин. «Недосмотренные грибы» (из книги «Дорога к другу»)

Текущий

9

Н. Рубцов.
«У сгнившей лесной избушки...»

Текущий

Р.к.

10

К. Г. Паустовский. «Подарок»

Текущий

11

К. Г. Паустовский. «Подарок»

Текущий

12

К. Г. Паустовский. «Подарок»

Текущий

13

К. Г. Паустовский. «Подарок»

Текущий

14

Картинная галерея: И. И. Левитан. «Лесное озеро»

Текущий

Р.к.

15

Внеклассное чтение.

Осень в произведениях русских писателей

Тематический

16

Народные сказки

(15 ч)

.«Семь Симеонов» (русская народная сказка)

Текущий

17

«Семь Симеонов» (русская народная сказка)

Текущий

18

«Семь Симеонов» (русская народная сказка)

Текущий

19

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка)

Текущий

20

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка)

Текущий

21

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка)

Текущий

22

«Жаба-королева» (литовская народная сказка)

Текущий

23

«Птица Кахна» (таджикская народная сказка)

Текущий

24

«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка)

Текущий

25

«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка)

Текущий

26

Внеклассное чтение. Русские народные сказки.

Текущий

27

Русская народная сказка "Царевна - лягушка"

Текущий

28

Картинная галерея: 
В. М. Васнецов. «Иван-царевич на
Сером волке»

Текущий

29

Казахская народная сказка "Мастер Али"

Текущий

30

Внеклассное чтение Сказки народов мира

. Проектная деятельность по теме  «Народные сказки»

Тематически

Р.к.

31

Поэтические страницы

(5 ч)

А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...»

(отрывок)

Текущий

32

Ю. Мориц. «Песенка про сказку»

Текущий

33

«Маленький скрипач» (немецкая народная баллада)

Текущий

34

Г. Сапгир. «Сны»

Итоговый

35

Внеклассное чтение.

Поэтические страницы

Тематический

Р.к.

                         II четверть

36

О мужестве и любви

(11 ч)

В. Белов. «Верный и Малька».

Текущий

37

В. Белов.  «Малька провинилась».

Текущий

38

В. Белов. «Еще про Мальку».

Текущий

39

И. С. Тургенев. «Воробей»

Текущий

40

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка»

Текущий

41

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка»

Текущий

42

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка»

Текущий

43

Л. Н. Толстой. «Прыжок» (быль)

Текущий

44

Л. Н. Толстой. «Прыжок» (быль)

Текущий

45

Внеклассное чтение .В. Астафьев "Белогрудка"

Текущий

46

Работа с научно - популярными текстами "Больше, чем просто собака"

Тематический

Р.к.

47

Зимы ждала, ждала природа…

 (8 ч)

С. Есенин. «Разгулялась вьюга...»

Текущий

48

А. С. Пушкин. «В тот год осенняя погода...» (отрывок из романа «Евгений Онегин»).

Текущий

49

 А. С. Пушкин. «Зимнее утро»,

Текущий

50

А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» (отрывок)

Текущий

51

А. С. Пушкин. «В тот год осенняя погода...» (отрывок из романа «Евгений Онегин»). «Зимнее утро», «Зимняя дорога» (отрывок)

Текущий

52

Ф. И. Тютчев. «Чародейкою Зимою...»

Текущий

Р.к.

53

Картинная галерея: Н. Крылов. «Зима»

Текущий

54

Внеклассное  чтение. Зима в произведениях разных жанров

Тематический

55

Авторские сказки

(14 ч.)

А. С. Пушкин. «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях»

Текущий

Р.к.

56

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Текущий

57

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Текущий

58

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Текущий

59

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Текущий

60

Х.-К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»

Текущий

61

Х.-К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»

Текущий

62

Х.-К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»

                Текущий

63

Х.-К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»

                Итоговый

                            III четверть

64

Л. Н. Толстой. «Царь и рубашка»

Текущий

65

Х.-К. Андерсен. «Штопальная игла»

Текущий

66

Х.-К. Андерсен. «Штопальная игла»

Текущий

67

С. Седов. «Король красуется»

Текущий

68

Внеклассное чтение.

. Авторские сказки.

Тематический

69

Басни

(9 ч)

О. Мандельштам. «Муха».

Эзоп. «Мухи»

Текущий

Р.к.

70

О. Мандельштам. «Кошка и мыши»

Текущий

71

Л. Н. Толстой. «Отец и сыновья»,

Текущий

72

Л. Н. Толстой. «Лгун»

Текущий

73

И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»,

Текущий

74

И. А. Крылов. «Слон и Моська»,

Текущий

75

И. А. Крылов. «Две Бочки»

Текущий

76

Пословицы

Текущий

Р.к.

77

Внеклассное чтение

Тематический

78

Братья наши меньщие

(16 ч.)

А. П. Чехов. «Белолобый»

Текущий

79

А. П. Чехов. «Белолобый»

Текущий

80

А. П. Чехов. «Белолобый»

Текущий

81

А. П. Чехов. «Белолобый»

Текущий

Р.к.

82

М. М. Пришвин. «Лимон»

Текущий

83

М. М. Пришвин. «Лимон»

Текущий

84

М. М. Пришвин. «Лимон»

Текущий

85

Л. Н. Толстой. «Лев и собачка»

Текущий

86

Л. Н. Толстой. «Лев и собачка»

87

К. Г. Паустовский. «Кот Ворюга»

Текущий

88

К. Г. Паустовский. «Кот Ворюга»

Текущий

89

А.И. Куприн "Завирайка"

Текущий

90

А.И. Куприн "Завирайка"

Текущий

91

Внеклассное чтение. Картинная галерея: Бартоломе Мурильо. «Мальчик с собакой»

Текущий

92

Работа с научно - популярными текстами "Кошка" с.119

Текущий

Р.к.

93

Внеклассное чтение.

Книги о животных.

Тематический

94

О совести и долге

(15 ч)

Ю. Яковлев. «Полосатая палка» (в сокращении)

Текущий

95

Ю. Яковлев. «Полосатая палка» (в сокращении)

Текущий

96

Ю. Яковлев. «Полосатая палка» (в сокращении)

Текущий

97

Ю. Яковлев. «Полосатая палка» (в сокращении)

Текущий

98

А. Платонов. «Разноцветная бабочка» (легенда)

Текущий

99

А. Платонов. «Разноцветная бабочка» (легенда)

Текущий

100

А. Платонов. «Разноцветная бабочка» (легенда)

Текущий

101

Работа с научно - популярными текстами "Бабочки рядом с человеком" с.87

Текущий

Р.к.

102

А. Кешоков. «Мне больно, мальчики»

Текущий

103

К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»

Итоговый

                          IV четверть

104

К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб»

Текущий

105

К. Д. Ушинский. «Слепая лошадь»

Текущий

106

К. Д. Ушинский. «Слепая лошадь»

Текущий

107

Работа с научно - популярными текстами "Лошадь" с.89

Текущий

Р.к.

108

Внеклассное чтение. Роман Сеф. «Добрый человек»

Тематический

109

Весна пришла

 (9 ч)

«Жаворонушки...», «Березонька» (народные песни)

Текущий

110

А. А. Фет. «Весенний дождь»

Текущий

111

М. М. Пришвин. «Лесная капель»

        

Текущий

112

К. Д. Бальмонт. «Золотая рыба»

Текущий

113

А. А. Фет. «Рыбка»

Текущий

114

В. Астафьев "Весенний остров"

Текущий

115

О. Дриз "Как сделать утро волшебным"

Текущий

116

Работа с научно - популярными текстами "Изменение погоды" с. 90

Текущий

Р.к.

117

Внеклассное чтение

Тематический

118

И в шутку и всерьез

(19 ч)

Шутки-прибаутки

Текущий

119

Русская народная сказка "Болтливая баба"

Текущий

120

Русская народная сказка "Болтливая баба"

Текущий

121

А. Линдгрен "Как Эмиль угодил головой в супницу" (из книги "Приключения Эмиля из Леннеберги")

Текущий

122

А. Линдгрен "Как Эмиль угодил головой в супницу" (из книги "Приключения Эмиля из Леннеберги")

Текущий

123

А. Линдгрен "Как Эмиль угодил головой в супницу" (из книги "Приключения Эмиля из Леннеберги")

Текущий

124

Вн. чт. А. Линдгрен Про Малыша и Карлсона

Текущий

125

С. Маршак "Про двух соседей" (кавказская народная сказка)

Текущий

126

С. Маршак "Старуха, дверь закрой!" (народная сказка)

Текущий

127

М. Зощенко "Великие путешественники"

Текущий

Р.к.

128

М. Зощенко "Великие путешественники"

Текущий

129

М. Зощенко "Великие путешественники"

Текущий

130

М. Зощенко "Великие путешественники"

Текущий

131

Картинная галерея. З. Серебрякова "За обедом"

Текущий

132

А. Усачев "На чем держится Земля"

Текущий

133

А. Дорофеев "Укушенные"

Текущий

134

Внеклассное.чтение. По страницам детских журналов

Тематический

Р.к.

135

Урок – викторина "Наш конкурс…"

Текущий

136

Обобщающий урок « И в шутку и всерьез»

Итоговый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

рабочая программа по литературному чтению 4 классс

Рабочая программа на 3 часа в неделю (102 часа в год)...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

рабочая программа по литературному чтению 1 классс

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс "Планета знаний"....

рабочая программа по литературному чтению 2 классс

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Планета знаний"....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...